И дум исполненный высоких и чудесных



                       Я горячей молюсь и слезы лью,

                       И мудрости земной пред мудростью небесной

                       Печальную ничтожность познаю.

 

                       Смерти нет — и всё живущее

                       Вечной жизнию живет.

                       Мгла исчезла, нас гнетущая,

                       Свет немеркнущий взойдет...

                       Всё друг с другом тесно связано,

                       Смерть рождает жизнь собой.

                       Всё, что здесь нам недосказано,

                       Мы постигнем в жизни той.

Пока же тайна не открылась, долг христианина смиряться и молчать.

 

                       Кому с небес удел суровый

                       Ниспослан, — перед ним смирись,

                       Кому назначен крест тяжелый, —

                       Неси, надейся и молись...

 

{303}

 

                       Склонись пред ВсемогущейВолей,

                       Себя сомненьем не губи

                       И, примирясь с тяжелой долей,

                       Надейся, веруй и люби.

 

                       Когда позор, проклятья

                       На голову спадут,

                       Молись ты у Распятья, —

                       Замолкнут, побегут...

 

                       Пусть мир в ожесточеньи

                       Отнимет всё, — отдай

                       И что сказал в лишеньи

                       Муж Иов, — вспоминай.

 

У страждущего христианина есть надежда на иной мир.

 

                       Есть мир иной — мир упований,

                       Где успокоится наш дух.

 

                       Когда же, скорбей и мук пройдя через горнило,

                       Свой путь она (душа) свершит, нетронута, чиста

                       Она вернется в край, где блещут лишь светила,

                              Живут лишь истина, добро и красота.

                       Все, кто в жизни жестоко страдали,

                       Там найдут безмятежный приют,

                       Позабудут земные печали,

                       От ударов судьбы отдохнут.

 

       Пока же страдалица находит радость и в страда­ниях.

 

                       Я радуюсь тому, что все страданья жизни,

                       Вся боль душевных мук и тяжкого креста,

                       Достойным сделают меня иной отчизны

                       И сопричастником Христа.

 

Страдания всё же переполняют душу царицы. Ее мысли то устремлялись к страдающей России, то оста­навливались на собственной семье. Неизвестность {304} будущего мучила ее. И царица 12 января 1918 года взывает к Божией Матери:

 

 

                       Царица неба и земли,

                       Скорбящих утешенье!

                       Молитвам грешников внемли,

                       В Тебе надежда и спасенье

 

                       Святая Русь! Твой светлый дом

                              Почти что погибает!

                       К Тебе, Заступница, зовем,

                       Иной никто из нас не знает!

 

                       О, не оставь Твоих детей,

                       Скорбящих упованье!..

                       Не отврати Твоих очей

                       От нашей скорби и страданий!..

    

А за себя и свою семью царица 11 января 1918 года молится:

 

                       Пошли нам, Господи, терпенье

                       В годину буйных, мрачных дней

                       Сносить народное гоненье

                       И пытки наших палачей.

 

                       Дай крепость нам, о Боже правый,

                       Злодейства ближнего прощать

                       И крест тяжелый и кровавый

                       С Твоею кротостью встречать.

 

                       И в дни мятежного волненья,

                       Когда ограбят нас враги,

                       Терпеть позор и оскорбленья,

                       Христос Спаситель, помоги!

 

                       Владыка мира, Бог вселенной,

                       Благослови молитвой нас

                       И дай покой душе смиренной

                       В невыносимый смертныйчас!

 

                       И у преддверия могилы

                       Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

                       Молиться кротко за врагов.

{305}   И среди всех ужасов, унижений и страданий продол­жает верить царица вместе с поэтом, что

 

                           

Еще настанет день...

                       Вдохнет и жизнь, и силу

                       В наш обветшалый мир учение Христа....

 

Теперь обратимся к письмам Императрицы, писан­ным ею в заточении, выражающим ее собственные тог­дашние переживания, мысли и чувства.

Была всесильной царицей, стала беспомощной и без­защитной узницей.

Правда, она и раньше знала, что у нее есть недоброжелатели, которые ненавидят, поносят ее, клевещут на нее, но тогда она утешала себя, что они только среди аристократии, в простой же народ она ве­рила без колебаний. Совсем недавно, осенью 1916 г., по совету ген. Иванова, она предприняла путешествие по Новгородской губернии и вернулась оттуда восхи­щенной: ее встречали толпы народа, ее забрасывали цве­тами, встречали и провожали восторженными кликами. Это окончательно укрепило ее в мысли, что народ с нею, что он ее любит и чтит.

Еще больше она верила в армию, откуда, как уверяла А. А. Вырубова, и офицеры, и сол­даты слали ей бесчисленные верноподданнические письма. А теперь такая перемена: одни из близких изменили, другие трусливо спрятались за революционные спины, армия стала революционной; народ обезумел. Друзья, молчат, враги издеваются... Издеваются не только над нею, которая старалась быть матерью своего народа, но и над Помазанником Божиим, и над ни в чём не повин­ными их детьми. Им отказывают в самом необходимом. Ежедневно грубо и дерзко оскорбляют их. Только что конвойные солдаты разорили снежную горку, которую для катанья заботливо устроили сами дети. Все они те­перь лишены права свободно посещать церковь и там молиться за Россию. А оттуда,из России, вместо преж­него «Осанна!» то и дело несется: «Распни, распни их!»

{306}   Каждый день может быть последним. Страшный при­зрак мученической смерти всё время витает около них.

При таких условиях как легко человеку озлобиться, ожесточиться! И надо стоять на необыкновенной высоте, надо иметь несокрушимую веру и благороднейшее серд­це, чтобы в таком положении сохранить равновесие ду­ха, незлобие и нежность сердца.

А Императрица 10 декабря 1917 года пишет из сво­ей темницы: «Больно, досадно, обидно, стыдно, страда­ешь, всё болит, исколото, но тишина на душе, спокойная вера и любовь к Богу, Который своих не оставит и мо­литвы усердных услышит и помилует и спасет».

Царицу поддерживает укрепляет и вдохновляет не­сокрушимая, как скала, вера в Промысел Божий, власт­вующий над миром. Она твердо верит, что в мире и в жизни человеческой нет случайного, что всё там совер­шается по высшему плану, не без воли Божией, что всё, не исключая и переживаемых человечеством ужасов, мо­жет содействовать человеческому благу, и только со­временники происходящего не в силах бывают постичь в нем мудрость Божию, которая становится ясной только уже потомкам.

«Всё, — пишет она 28 мая 1917 года, — можно перенести, если Его близость чувствуешь и во всем Ему крепко веришь. Полезны тяжкие испытания, они готовят нас для другой жизни, в далекий путь» «Иногда Господь Бог по иным путям народ спасает». «Те, кто в Бога ве­руют, тем это годится для (вот, слова не могу найти) опыта совершенствования души, другим для опыта... Господь наградит их». «Поэтому — советует она в пись­ме от 17-го мая 1918 года, — всё, и везде, и во всем борьба, но внутри должна быть тишина и мир, тогда всё переносить можно и почувствуешь Его близость. Не надо вспоминать огорчения — их столько! — а принять их, как полезное испытание для души. Зло великое в нашем мире царствует теперь, но Господь выше этого».

{307}   В эти тяжелые минуты у царицы Спаситель пред глазами. Она с Ним несет крест. А укрепляет ее молитва. «Вашу молитву часто читаю... В молитве утешение: жа­лею я тех, которые находят немодным, ненужным мо­литься. Не понимаю даже, чем они живут», — пишет она 28 ноября 1917 года.

Спокойствием и тишиной веет от всех писем стра­далицы. Нет в них ни одного слова возмущения, ни од­ного слова ропота. Напротив. «Надо Бога вечно благода­рить за всё, что дал, — советует она, — а если и отнял, то, может быть, если без ропота переносить, будет еще светлее».

Лишившись всего в этом мире, она устремляет свой взор в иной мир. «Если награда не здесь, — пишет она, — то там, в другом мире, и для этого мы и живем. Здесь всё проходит, там — светлая вечность»

Особенность настроения праведника в том, между прочим, выражается, что он острее переживает чужие страдания, чем свои собственные. И это мы видим у Императрицы.

Для себя и своей семьи она считает великою Божией милостью и то, что они в саду бывают, на свободе. «А вспомните, — пишет она, — тех других (заключенных в тюрьмах), о, Боже, как за них страдаем, что они пере­живают невинные... Венец им будет от Господа. Перед ними хочется на коленях стоять, что за нас страдают».

Но в особенности ее угнетают несправедливости в отношении Помазанника Божия. «Когда про меня гадости пишут — пускай, это давно начали травить, мне всё равно теперь, а что Его оклеветали, грязь бросают на  Помазанника Божия, это чересчур тяжело. Многострадальный Иов».

Самое же трогательное в письмах Императрицы — это ее глубокая, возвышенная, ничем не удерживаемая любовь к России, ее отвергшей, отдавшей ее и ее семью на поругание. «Не для себя живем, а для других, для {308} Родины, — пишет она. — Слишком сильно я свою Ро­дину люблю... Милосердный Господь, сжалься над несчастной Родиной, не дай ей погибнуть, под гнетом «сво­боды»!

Эта молитва всё время срывается с ее уст. Враги раньше считали ее сторонницей немцев, сепаратного мира. А она теперь пишет: «Боже мой — эти переговоры о мире! Позор величайший! А по моему глубокому убеждению, Господь этого не допустит». Но мир в Бресте заключен. Это потрясает Императрицу. «Что дальше? — пишет она. — Позорный мир! Ужас один, до чего в один год дошли!.. Ведь быть под игом немцев —  хуже татарского ига».

Казалось бы, — теперь царице одного желать, — чтобы вырваться из заточенья и подальше уйти из Рос­сии. А у ней совсем другое. «Как я счастлива, — пишет она, — что мы не заграницей, а с ней (Родиной) всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком всё разделить, вместе пережить и с любовью и волнени­ем за ним следить, так и с Родиной. Чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство — мы одно составляем, и делим горе и счастье. Больно нам она сделала, обидела, оклеветала и т. д., но мы ее любим всё-таки глубоко».

Вся Россия — эта любимая Родина, по взгляду ца­рицы, больна: она страдает от влияния зла, «беса», по другим словам, запутал он умы, искусил заблудших. Но пройдет это в свое, нам смертным неизвестное время. Вера в воскресение Родины не покидает ее: она верит в милосердие Божие и справедливость Божию, по которой правда должна победить после того, как будет выстра­дан большой грех, искуплена вина. Верит она и в силы родного народа. «Родина молодая перенесет эту страш­ную болезнь, и весь организм окрепнет».

Можно было бы продолжать чтениевыдержек изписем Императрицы Александры Федоровны. {309} Но думается, что и из приведенного ее образ в пору ее заточения уже достаточно вырисовался.

Вспоминаются слова поэта: «Так тяжкий млат, дро­бя стекло, кует булат». Несчастия со страданиями быва­ют пробным камнем для душ человеческих. Духовно сла­бые в горе начинают роптать на людей и Бога, озлобля­ются, нравственно опускаются, падают и нередко погибают. Сильные же крепнут, очищаются, совершенст­вуются, возрастают — и верой и духом.

Императрица принадлежала к числу этих сильных. В страданиях она духовно выросла, на высоту подня­лась. Религиозное сознание ее углубилось; вера проясни­лась и стала еще крепче; сердце наполнилось настоящею христианскою сострадательною, всепрощающею любо­вью. Земные блага: власть, слава, богатство как будто утратили для нее всякую цену. На всё она смотрит те­перь с точки зрения вечности, к которой старается при­готовить свою душу. Свой тяжкий крест она несет с ге­роической покорностью, без ропота и упреков.

Образ страдалицы Императрицы воскрешает в па­мяти образы величайших христианских праведников, ко­торые могли говорить вместе с Ап. Павлом: «Злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4, 12-13), «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4, 13).

Изучая предшествовавшую революции эпоху русской жизни, историки, может быть, скажут не одно горькое слово по адресу властной Императрицы. Может быть, они поставят ей в большую вину, что она не сумела разграничить область религиозной веры и область госу­дарственной политики, отличить здоровую веру от рели­гиозного шарлатанства, настоящих государственных де­ятелей от низкопробных и продажных честолюбцев и льстецов, друзей от врагов. Может быть, они обвинят ее, что она своим неразборчивым вмешательством в уп­равление государством, своим настойчивым выдвиганием {310} на высшие посты разных льстивших ей или подделывав­шихся под ее настроение неудачников и ничтожеств, своим одиозным отношением ко всем, не разделявшим ее взглядов и привязанностей, своим крайним мистицизмом, которым она заразила Государя, — что всем этим она расстраивала государственную жизнь и ускорила ката­строфу, помешав безболезненно разрешиться назревше­му кризису. Но они не осмелятся обвинить ее в неискрен­ности или в нечистоте ее намерений. В государственной же обстановке того времени и в царской-семейной они найдут многое, что значительно извинит ее увлечения и даже роковые ошибки. Образ же ее в заточении, в уни­жении и страданиях будет удивлять своим величием и красотою не только ее друзей, но и ее врагов.

Императрица Александра Федоровна на троне, в ве­личии, не удалась; в унижении она оказалась великой.

{311}

Царь-узник

 

Император Николай Александрович и в темнице остался тем же, чем он был на царском престоле: Иовом многострадальным, стоически переносившим удары судь­бы и не перестававшим надеяться на светлое лучшее. Чрезвычайные для монарха унижения, каким он подвер­гался, после своего отречения, в Царском Селе, Тоболь­ске и Екатеринбурге, не вынудили его поступиться ни одним из принципов своей благородной души и не осла­били его любви к своему народу. Простой, деликатный, добрый, отзывчивый, благородный, как человек, он не мог не возбуждать самых горячих симпатий; как царю, ему недоставало непреклонной воли и боевого темпера­мента.


{315}

 

XII

 

Добровольческая армия. Поездка к великому

князю Николаю Николаевичу

 

30 сентября 1918г., спасаясь от террора, я после трехнедельного, полного всевозможных приключений и опасностей, путешествия, пешком, на лошадях, на парохо­де и по железной дороге, в одежде оборванца, с паспор­том давно умершего крестьянина Скобленка, прибыл из Витебска в гетманский Киев.

В конце октября К. И. Ярошинский, А. И. Пильц и ген. В. П. Никольский убедили меня отправиться в Дюльбер (в Крыму) к великому князю Николаю Николаевичу, чтобы ознакомить его с политическими настроениями общественных и правящих кругов, настоящих и бывших. В Румынии на днях должны были начаться переговоры между союзниками и представителями наших политиче­ских партий. Там было сильное течение в пользу объеди­нения Добровольческой Армии, Дона и Украины под гла­венством великого князя Николая Николаевича.

Только я собрался в путь, как в Киев прибыл б. член Государственного Совета, Ф. А. Иванов, с приглашением великого князя, узнавшего, что я в Киеве, чтобы я не­медленно с Ивановым прибыл к нему в Дюльбер. 2 нояб­ря, в штатском костюме, с паспортом «Киевского дво­рянина Г. И. Шавельского», я и отправился с г. Ивано­вым в путь через Одессу и Ялту.

В Дюльбер я прибыл 6 ноября, в день рождения ве­ликого князя. Только что кончился завтрак с множеством гостей, главным образом, офицеров, накануне, по при­казанию ген. Деникина, прибывших в Дюльбер для охраны великого князя. Когда доложили великому князю {316} о моем приезде, он стремглав выбежал ко мне и со сле­зами обнял меня. То же сделал и великий князь Петр Николаевич. Встреча наша была трогательнейшей. Тот­час великий князь увел меня в отдельную комнату, где в интимной беседе мы провели около получаса. Наша беседа была прервана приездом Императрицы Марии Федоровны, прибывшей поздравить великого князя.

Вместо четырех дней, как предполагалось, великий князь задержал меня у себя шесть дней. Во все эти дни настроение в великокняжеской семье было повышенное. Все, в особенности братья-князья и их жены, с нетерпе­нием ждали разрешения в Румынии вопроса, ждали, что вот-вот А. В. Кривошеин, возглавлявший русские партии на совещании в Румынии, привезет благоприятное для великого князя решение. При всем уменье скрывать свои мысли великие князья и княгини не могли скрыть, что им очень хочется увидеть великого князя возглавляющим освободительное движение. Еще более это было заметно на младших особах этой семьи. Наиболее спокоен был князь Роман Петрович.

Но герцог Сергей Георгиевич Лейхтенбергский (пасынок великого князя Николая Ни­колаевича) и отчасти граф Тышкевич (женатый на дочери великой княгини Анастасии Николаевны) не умели скрыть своего настроения. Сергей Георгиевич уже вел интригу против Романа Петровича, как естественного наследника при успехе противобольшевистской борьбы и возможном затем приглашении Россией на Всероссий­ский престол великого князя Николая Николаевича, как возглавителя этой борьбы. Еще более он вел интригу против своей тетки, великой княгини Милицы Николаев­ны, которая мечтала о короне на голове своего сына Ро­мана.

Духовная атмосфера Дюльбера поразила меня. Сам великий князь Николай Николаевич выглядел бодро. Пос­ле долгого сиденья под властью большевиков 6-го нояб­ря он в первый раз надел военную форму. Политически {317} он возмужал. Пережитые ужасы не вызвали в нем ни­какого озлобления и не подорвали любви к народу. Он стал либеральнее. Но был и минус.

Великий князь всегда был склонен к мистицизму.

Под влиянием же последних переживаний его мистиче­ское настроение еще более усилилось. Чем для мистически настроенной царицы был Распутин, тем теперь стал для великого князя живший со своей семьей на полном содержании у последнего капитан I ранга А. А. Свечин, женатый на дочери адмирала Чухнина. Мистик, а может быть, и ханжа — он, после пережитых при больше­виках в Севастополе ужасов, впал в крайнее суеверие и кликушество. Во всем он искал знамений и чудес и эти знамения старался навязывать каждому встречному. В данное время он находился под обаянием какой-то рас­слабленной, лежавшей в Ялте, матушки Евгении, всё время пророчествовавшей, и одного иеромонаха Георги­евского монастыря, удивлявшего одних своими пророче­ствами, других своими чудачествами.

Со Свечиным познакомил великого князя герцог Лейхтенбергский, сослуживец Свечина. Мистически на­строенный великий князь сразу подпал под влияние Све­чина. Последний сумел зачаровать великого князя проро­чествами матушки Евгении, вещавшей о близко ожида­ющей великого князя роли спасителя России и в экстазе чуть ли не видевшей его уже с венцом на голове.

Как только я прибыл в Дюльбер, мой старый прия­тель по Ставке в Барановичах, доктор Б. З. Малама, оз­накомил меня с настроением в великокняжеской семье и с ролью Свечина. В первый же вечер великий князь и Свечин сами выдали себя. Вечером, после обеда и кофе, великий князь пригласил меня в кабинет. Сначала мы говорили об общих делах, вспоминали прошлое. Но ско­ро пришел Свечин, и беседа наша сразу приняла особый характер. Великий князь с экзальтацией начал мне рассказывать, как Господь через дивную матушку Евгению {318} открывает о нем Свою волю, коей он не может проти­виться, но должен подчиниться, раз она узнается из та­кого высокого источника, как обладающая даром про­зрения матушка.

Свечин вставлял свои замечания, до­полнявшие рассказ великого князя. Я слушал этот бред, стиснув зубы, но по временам не выдерживал и охлаж­дал увлекавшихся, советуя не искушать Господа, не тре­бовать знамений и чудес, не верить слепо каждому про­рочеству, ибо оно может быть от человека, а не от Бога, и ждать одного знамения — волеизъявления тех, кто ныне берется спасать Россию, и, если они позовут, идти, надеясь, что это глас Божий. Мои замечания не понрави­лись моим собеседникам. Великий князь понял, что его излияния не встречают во мне сочувствия, быстро пере­менил разговор и скоро предложил идти спать, так как я устал с дороги. А Свечин на другой день обмолвился, что я более похож на протестантского пастора, чем на православного священника.

Ошеломленным ушел я от великого князя. Выслу­шанные откровения произвели на меня потрясающее впе­чатление. Новой распутинщиной повеяло от них. Разве не на почве крайнего мистицизма разрослась ужасная распутинская история? А чем она кончилась? И теперь с такого же мистицизма хотят начать стройку новой России и у матушек Евгений, подозрительного качества иеромонахов и сумасшедших Свечиных ищут указаний и наставлений. Как в бреду, я метался в постели и только к утру смог уснуть. Ни великий князь, ни Свечин больше не заводили разговора на прежнюю тему, очевидно, при­знав это бесполезным. Но я сам решил поговорить с ве­ликим князем по поводу выслушанного мною.

Погостив 4 дня, я хотел отправиться в обратный путь, но великий князь задержал меня. Причина была ясна для меня. Великий князь с нетерпением ждал при­езда А. В. Кривошеина, участника Ясского совещания, надеясь, что тот привезет ему приглашение стать во {319} главе войск Добровольческой Армии, Украины и Дона. Конечно, тотчас последовало бы согласие, и великий князь пригласил бы меня остаться при нем. В приезд А. В. Кривошеина все так верили, что во дворце шли уже разговоры: кому из князей ехать с великим князем, некоторые опасались, как бы и великие княгини не по­ехали с ним и т. п. Но Кривошеий не ехал. На шестые сутки я решил ехать, но не иначе, как предварительно пе­реговорив по душе с великим князем.

12 ноября, после обеда, я попросил великого князя уделить мне несколько минут. Он тотчас пригласил меня в кабинет. Кроме нас двоих, там никого не было. Я ска­зал ему приблизительно следующее:

— Если бы вы не знали меня, не знали, что я не стану говорить неправду, и если бы я не любил вас и не дорожил вами, я не сказал бы вам того, что сейчас ска­жу, ибо знаю, что оно не будет приятно для вас. Но вы должны знать мое мнение. В вашем доме творится что-то неладное. Вы знаете мой взгляд на религию: мы долж­ны верить в Бога и надеяться на Него, но мы не должны искушать Его.

Крайний мистицизм — болезненное чувст­во, а не религия, и, когда люди, очертя голову, погру­жаются в него, нельзя ждать добра. Вы помните первый вечер—ваш и Свечина разговор о знамениях, про­рочествах, чудесах и пр.? На меня он произвел потряса­ющее впечатление. Вы должны помнить, что с мистициз­ма началась распутинская история, что через ваш дом вошел в царскую семью Распутин! Вы знаете, к чему привела распутинщина! Наше общество еще не успело забыть распутинщины и вдруг оно услышит, что в вашем доме, при вашем участии начинается нечто подобное. В вас очень многие верят, многие на вас надеются, но тогда они отшатнутся от вас и т. д.

Поблагодарив за откровенность, великий князь на­чал уверять меня, что дело обстоит совсем не так страш­но, что я вынес неверное впечатление. Я всё же просил {3 20 } его отстранить от себя Свечина, человека доброго, но болезненно настроенного и своею близостью и ночными посещениями смущающего многих, как из окружающих великого князя, так и прибывших для охраны офицеров. Великий князь обещал мне.

Когда, распрощавшись с великим князем и его прис­ными, я ушел в свою комнату, ко мне зашел доктор Малама и вручил от великого князя пакет с шестью пяти­сотрублевками, заявив при этом, что я жестоко обижу великого князя, если не возьму их. Всё же я отправился к великому князю и стал просить его взять деньги об­ратно.

— Голубчик, — ласково сказал великий князь, — вы же нуждаетесь, а для меня это — капля в море, — в Банке у меня 200 тысяч рублей. Я вас очень прошу взять, — когда-нибудь сочтемся. Вы не это для меня делали.

Я вынужден был взять. Они и теперь хранятся у меня, ни одной копейки из них я не израсходовал.

       За время пребывания у великого князя я успел по­бывать: у Императрицы Марии Феодоровны, у великого князя Александра Михайловича и у великой княгини Оль­ги Александровны.

(см. Великий Князь Александр Михайлович «Книга Воспоминаний» - ldn-knigi.narod.ru )

Императрица прислала за мною пару своих лошадей. Я просидел у нее (в Хараксе) около часу. Была очень ласкова, внимательна; о Государе говорила: «бедный мой сын», но верила, что он жив; несколько раз с на­смешкой отозвалась об увлечениях царицы Александры Федоровны разными юродивыми и, между прочим, Дивеевской Пашей, произведшей на нее впечатление грязной, злой, сумасшедшей бабы.

Великий князь Александр Михайлович, живя в Ай-Тодоре, весь отдался виноделию и, как рассказывали, в один год выручил около двух миллионов рублей.

Великая княгиня Ольга Александровна со своим {321} мужем полк. Куликовским жила в маленьком домике в Ха­раксе чрезвычайно просто, всецело посвятив себя семье: сама нянчила сына, сама и стряпала. Опростилась до nec plus ultra. Меня приняла запросто; угощала кофеем с печеньями собственного ее изделия. И раньше мало было в ней царственного, а теперь и помину от него не осталось.

13-го ноября я выехал из Дюльбера.

В Добровольческой Армии

 

       Едучи в Дюльбер, я 5-го ноября отправил ген. Лукомскому телеграмму: «Примите в армию, хоть солда­том». Теперь я хотел проехать в Киев, чтобы там ждать ответа. По частным слухам, довольно достоверным, в Киев должна была прибыть депутация, чтобы пригласить меня в Добровольческую Армию. От Ялты до Севасто­поля я проехал на автомобиле, заплатив за место 300 рублей, а из Севастополя, не надеясь дождаться паро­хода, направился поездом на Харьков.

Путь был не безопасный, ибо около г. Александровска оперировала шай­ка Махно, учинявшая невероятные зверства.

До Харькова я добрался благополучно, но дальше на Киев не смог двинуться, так как Харьков уже был в руках Петлюров­цев, и путь на Киев был отрезан. Просидев в Харькове несколько дней и потеряв всякую надежду пробраться в Киев, я двинулся на Новочеркасск, выехав, кажется, 20 ноября. Поезд, с которым я выехал, оказался последним поездом, вышедшим из Харькова в Ростов. Следующие поезда с полпути возвращались в Харьков, а нас лишь 8 часов продержали на одной из станций. В Новочеркасске я задержался на несколько дней у своего приятеля В. К. С., а 25-го утром выехал в Екатеринодар, прибыв туда 26-го утром. Оставив вещи на вокзале, я пешком отправился в собор, где должна была идти парадная служба по случаю Георгиевского праздника, и где я на­деялся найти многих своих знакомых.

Я не ошибся. Около собора стояли войска. Собор {323} был наполнен военными.Пели херувимскую. Трудно пе­редать чувства, охватившие меня, когда я увидел ген. Деникина, Драгомирова, Романовского, Лукомского и многих других, с которыми меня связывала служба в царской армии. Я не смог сдержать слез. Как ни странен был мой вид: я был коротко острижен, в потрепанной рясе, но меня узнали. Комендант Ставки, ген. Белоусов, почтительно поздоровавшись, предложил мне пройти дальше. Я отказался. Ко мне то и дело подходили ге­нералы, полковники. Я был для них как бы выходцем с того света, как и они для меня. Служил штабной свя­щенник, прот. Д. Вардиев, а на молебен вышел еп. Иоанн, сказавший нескладную, бессвязную проповедь о герой­стве. Во время причастного ко мне подошел начальник Штаба, ген. И. П. Романовский, мой старый добрый знакомый, и сердечно расцеловался со мной.

— Вы получили наши телеграммы? — спросил он меня.

— Нет, — ответил я.

       — А мы три телеграммы послали в Киев, приглашая вас к себе.

После молебна я подошел к ген. А. И. Деникину. Он также расцеловался со мной, сказав при этом:

— Поздравляю вас, протопресвитер Добровольче­ской Армии и Флота!

Ген. Драгомиров и Лукомский также приветливо встретили меня. Утром 27 ноября ген. Деникин подписал приказ, коим ведено мне вступить в должность прото­пресвитера воен. и мор. духовенства. В этот же день я представился ген. Деникину в его квартире. Он встретил меня очень приветливо. Помню его слова:

— Вам я отдаю всё духовное дело, оставляя себе земное, и в ваше дело не намерен вмешиваться.

Я вступил в должность.

{324}   В первое же воскресенье (3 дек.) я служил литургию и молебен о даровании победы. На молебен явился ген. Деникин и все старшие чины.

Прямого дела по моей должности было очень мало. Число священников в Армии не превышало 50. Ездить по фронту не представлялось никакой возможности, так как части были очень разбросаны и раздроблены. Но косвенного дела оказалась уйма. Я в Добровольческой Армии стал единственной инстанцией, которую знали, с которой считались и к которой обращались со всеми недоразумениями, сомнениями, неурядицами, касавшими­ся церковного дела. С другой стороны, моя прежняя деятельность была известна и общественным кругам, которые теперь тоже старались втянуть меня в свое дело. Тогдашний Екатеринодар уже успел собрать сте­кавшихся отовсюду, как в шутку тогда называли, «не­дорезанных буржуев». Образовались тут разные поли­тические группы-кружки, от кадет до крайних правых.

И так как Добровольческая Армия тогда еще не выявила своего политического лица, то каждая группа лелеяла мысль, что она именно может занять господствующее положение.

Очень скоро, по прибытии в Екатеринодар, я был приглашен на «учредительное собрание» одною группою, как я потом разглядел, группою крайних правых. В этой группе роль заправил разыгрывали два молодых чело­века: капитан Хитрово и другой штабс-капитан, оба с очень подозрительной репутацией, как многие отзыва­лись о них. Среди участников были: два брата гене­рал-лейтенанты Карцевы, полковник Кармалин, овцевод Бабкин и др. Имелось в виду образовать «русскую государственную партию». Прислушавшись к их разгово­рам, я понял, что у них вся государственность сводится к восстановлению всех помещичьих прав и сословных привилегий.

На второе заседание я не пошел, а на пер­вом сказал им; .

{325}   — Затеваете вы, господа, безнадежное дело: не течет река обратно, не вернуть, что невозвратно.     

Мое замечание обидело заправил и восстановило их против меня. Поддержал меня только один из участ­ников, ген. Левшин. Скоро я примкнул к другой орга­низации — к Обществу Государственного Объединения, избравшему меня членом своего Совета.

Приглядевшись к настроению и поведению собрав­шейся в Екатеринодаре интеллигенции, я вынес прочное убеждение: ничему она не научилась. Всё происшедшее очень отразилось на ее горбе и кармане: прежние богачи стали нищими и те, коих раньше не вмещали дворцы, и не могло нарядить никакое обилие одежд, теперь за­частую жили в подвалах и ходили почти в лохмотьях, но сердца и умы их остались прежними. Революция, по их мнению, бунт, а задача «государственной партии» — вернуть пострадавшим благоденственное и мирное жи­тие, достойно наказав при этом бунтовщиков. Пере­стройка, обновление жизни, устранение накопившейся в прежнее время гнили, пересмотр жизненных норм, по­рядков государственных и т. п., необходимость всего этого чувствовалась только очень немногими, а большин­ством или ставилась под подозрение или совсем отри­цалась.

Одновременно с этим политиканство работало во­всю. Все, кому было что и кому нечего было делать, обсуждали и критиковали и стратегию, и политику, при чем, каждый хотел, чтоб Деникин, Драгомиров и другие, стоящие у власти, мыслили и поступали так, как ему казалось лучшим. Драгомиров был забросан проектами, как надо устраивать Россию. В Екатеринодаре шаталось без дела множество генералов, старших по службе Дени­кина и большинство его сотрудников. Каждый из них считал, что он заслуженнее и потому не хуже, умнее Деникина, — это еще более усиливало и без того сложный {326} и бурный аппарат этой говорильни, приносившей много зла и едва ли дававшей какие-либо добрые плоды.

Насколько я разобрался в отношениях старших чи­нов Добровольческой Армии между собою, они были таковы.

Наибольшим влиянием на ген. Деникина пользовался начальник Штаба, ген. И. П. Романовский, в свою оче­редь, очень прислушивавшийся к «кадетам», среди кото­рых первую роль играли Н. И. Астров и M. M. Федоров. Драгомиров и Лукомский боялись влияния на Романов­ского «кадетов» и не одобряли влияния последнего на Деникина. Лукомский прямо говорил про себя, что он не в чести у Главнокомандующего, который считает его слишком правым.

В Особом Совещании — своего рода Государствен­ном Совете при ген. Деникине — главную роль играли кадеты благодаря своей сплоченности и политической грамотности. Как я узнал после, ген. Романовский на по­ставленный ему вопрос: почему он с кадетами ?— ответил :

— Да, я прислушиваюсь к голосу кадет и пользуюсь ими, но кто ж в этом виноват? Когда нам нужна была поддержка, кто ее нам оказал? И правые, и левые только травили нас. Кадеты же были с нами. Я знаю недостатки кадетской партии, я сам совсем не кадет, но в данную пору кадетская партия наиболее государственно мыслит, и мы не можем не пользоваться ею.

К сожалению, надо сказать, что ни в гражданских, ни в военных кругах ген. Деникин особой любовью не пользовался.

Кроме его замкнутости, этому в сильной степени способствовало следующее обстоятельство. И офицерство, и все чины Добровольческой Армии, и сам ген. Деникин влачили нищенское существование. Жизнь вздорожала, ценность денег упала, — требовались для приличного существования большие оклады.

Кубанский Атаман в конце 1918 г. получал 5 тысяч рублей в месяц, {327} при всем готовом, а ген. Деникин в это самое время имел тысячу с небольшим в месяц, без всего готового. Его помощники — еще меньше. Чиновники и офицеры полу­чали крохи. Нужда всюду остро заявляла о себе. В фев­рале 1919г. жена ген. Романовского говорила мне:

— Вот отнесу серебряный чайник, продамего, а потом не знаю, как будем жить.

Жена ген. Лукомского терялась в догадках: где до­быть денег, чтоб сшить новый костюм сыну, который вырос из старого. Сам ген. Деникин летом 1919 г. ходил в теплой черкеске. Когда его спросили, почему он это делает, он ответил:

— Штаны последние изорвались, а летняя рубаха не может прикрыть их.

Все обвиняли ген. Деникина в скупости. Между тем, скупость Деникина вызывалась его поразительной чест­ностью и опасением, как бы потом не обвинили его в расточительности. Но толпа видела крохотные оклады, особенно заметные при сравнении их с Донскими и Ку­банскими окладами, испытывала нужду и не замечала чудной души, прекрасных порывов, кристальной честно­сти Деникина. Кроме того, к нему — солдату, ранее сто­явшему далеко от государственных дел и теперь сразу столкнувшемуся со всеми областями и отраслями госу­дарственной жизни, предъявляли самые строгие требова­ния: чтобы он был в курсе всего и всегда принимал без­ошибочные решения.

Вот, вследствие всего этого, все, кому не лень было, критиковали Деникина. Одни взды­хали по Корнилове; другие тосковали по Алексееве; тре­тьи, как ген. Г. M. Ванновский, всех ругали, очевидно — не договаривая, что они устроили бы всё, если б дали им всю власть; четвертые указывали на Колчака: его бы, мол, сюда! А когда у последнего начались удачи, тогда все заговорили: вот кто спасет Россию! Нашему теляти волка не поймати. У нас ничего не выйдет. Помог бы хотя Бог отбиться, а то припрут большевики к морю, — куда {328} тогда денешься? И был момент, когда многие бросились изучать карту: куда и как бежать? От желающих же пробраться к Колчаку отбою не было.

Несомненно, все эти толки и пересуды доходили до Деникина и, конечно, не могли радовать его: страдал он от своего тыла не меньше, чем от неприятеля. Тыл всегда один и тот же: малодушный, трусливый, корыстный и завистливый, жалкий фразер и сплетник. Всё это, одна­ко, не мешало Деникину оставаться полным распоряди­телем судеб территории, занятой его войсками. Дикта­торская власть находилась в его руках. Особое Совеща­ние фактически было только совещательным органом при нем. Окончательные решения принимались им.

{329}


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!