Jewish Education Committee, 1946. 158 страница



 

Эта неопределенность достаточно типична для многих молодых евреев, и она едва ли может возни­ кать как следствие того факта, что еврей в США —

 

Привилегированное общество студентов и выпускни­ ков американских колледжей. — (Прим. перев.)


338                                              Межгрупповые конфликты

 

не только еврей, но и американец. Известное утверж­ дение Брандейса, в котором он говорит о том, что двойная групповая лояльность не ведет к двойствен­ ности положения, с социологической точки зрения справедливо. И это особенно хорошо видно в Со­ единенных Штатах, где существует множество мень­ шинств с более или менее выраженным националь­ ным характером (возьмем, к примеру, ирландцев, поляков, немцев или шведов). Кроме того, каждый человек принадлежит к большому количеству пере­ секающихся групп, среди которых и его семья, и круг друзей, и его профессиональная или деловая группа,

 

так далее (см. рис. 20). Он может быть лояльным по отношению к каждой из них, и при этом не бу­ дет постоянно пребывать в состоянии конфликта и неопределенности.

 

Проблему порождает не принадлежность челове­ ка ко многим группам, а неопределенность этой при­надлежности.

Практически в любой группе с низким статусом можно найти немало тех, кто не чувствует себя при­ надлежащим к этому меньшинству и в то же время не признаётся за своего представителями привилеги­ рованного большинства. Нередко бывает так, что к этим людям относятся наиболее привилегированные этой непривилегированной группы или те, кто явно или скрытно намеревается перейти эту черту, те, чье положение социологи определяют как положение «маргинальной личности». Это те люди, которые находятся «между» группами, они не там и не здесь. Психологические проблемы, с которыми приходится сталкиваться маргинальному человеку: его неопреде­ ленность, его нестабильность и нередко ненависть к самому себе, являющиеся следствием более или ме­ нее устойчивого состояния внутреннего конфликта,

 

котором такой человек находится, — хорошо из­ вестны тем, кто занимается социологией.

 

Чем меньше выражены различия между привиле­ гированной и непривилегированной группами, тем


Межгрупповые конфликты                                            339

(op

 

Рис. 25. Маргинальная личность:

 

— личность;

 

— большинство

 

большее количество маргинальных личностей возни­ кает в непривилегированной группе; и мы имеем дело

 

парадоксальной ситуацией, когда улучшение пози­ ции группы может усиливать неопределенность и напряжение личности.

Существует и еще один фактор, который усили­ вает неопределенность, присущую современному ев­ рею. Он нередко не может определить, что именно лежит в основе его принадлежности к еврейской группе. Довольно сложно дать четкое описание ха­ рактера еврейской группы в целом, особенно после того, как религия перестала быть столь важным со­ циальным институтом. Религиозная группа, включа­ ющая в себя много атеистов? Еврейская раса, расо­ вые признаки которой имеют огромное количество вариаций? Нация без государственного управления и без собственной территории, на которой она состав­ ляла бы большинство? Группа, объединенная на ос­ нове единой культуры и традиции, члены которой в действительности более склонны разделять ценности


340                                              Межгрупповые конфликты

 

идеалы тех народов, на территории которых они проживают? Мне кажется, найдется немного столь же нелегких занятий, как определение характера еврей­ ской группы. И не так легко понять, почему эта группа сохраняется как отдельное образование, по­ чему она еще не окончательно утеряла волю к жизни


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!