Разговор 3-и о том же: Знай себя 8 страница



Прими ж, любезный приятель, дружеским сердцем сию небезвкусную от твоего друга мыслей его воду. Не мои сии мысли и не я оные вымыслил: истина безначаль­на. Но люблю — тем мои, люби — и будут твои. Знаю, что твой телесный болван далеко разнится от моего чучела, но 79 два разноличные сосуда одним да наполняются ликером, да будет едина душа и едино сердце. Сия-то есть истинная дружба, мыслей единство. Все не наше, все погибнет и сами болваны наши. Одни только мысли наши всегда с нами, одна только истина вечна, а мы в ней, как яблоня в своем зерне, скроемся. Питаем же дружбу. Прими и кушай с Петром четве­роногих зверей, гадов и птиц. Бог тебя да благословляет! С ним не вредит и самый яд языческий. Они не что суть, как образы, прикрывающие, как полотном, истину. Ку­шай, пока вкусишь с богом лучшее. Любезный приятель! Твой верный слуга, любитель священной Библии Григорий Сковорода. 1744 г., в селе Бабаях, накануне 50-тницы.   Басня 1 Собаки 9 В селе у хозяина жили две собаки. Случилось мимо ворот проезжать незнакомцу. Одна из них, выскочив и полаяв, поколь он с виду ушел, воротилась на двор. — Что тебе из сего прибыло? — спросила другая. — По крайней мере не столь скучно,— отвечала она. — Ведь не все ж,— сказала разумная,— проезжие та­ковы, чтоб их почитать за неприятелей нашего хозяина, а то бы я и сама должности своей не оставила, несмотря на то, что с прошедшей ночи нога моя волчьими зубами по­вреждена. Собакою быть дело не худое, но без причины лаять на всякого дурно. Сила10. Разумный человек знает, что осуждать, а безумный болтает без разбору.   Басня 2 Ворона и Чиж Неподалеку от озера, в котором видны были жабы, Чиж, сидя на ветке, пел. Ворона в близости тоже себе квакала, и, видя, что Чиж петь не перестает: — Чего ты сюда же дмешься п, жаба? 80 — А отчего ты меня жабою зовешь?—спросил Чиж Во­рону. — Оттого, что ты точно такой зеленый, как вон та жаба. А Чиж сказал: — О, ежели я жаба, тогда ты точная лягушка по внутреннему твоему орудию, которым пение весьма им подобное отправляешь. Сила. Сердце и нравы человеческие, кто он таков, свидетельствовать должны, а не внешние качества. Дере­во из плодов познается.   Басня 3 Жаворонки Еще в древние века, в самое то время, как у орлов черепахи летать учились, молодой Жаворонок сидел неда­лече того места, где одна из помянутых черепах, по сказ­ке мудрого Эзопа12, летанье свое благополучно на камне окончила с великим шумом и треском. Молодчик, испу­гавшись, пробрался с трепетом к своему отцу: — Батюшка! Конечно, возле той горы сел орел, о ко­тором ты мне когда-то говорил, что она птица всех страш­нее и сильнее... — А по чему ты догадываешься, сынок?— спросил ста­рик. — Батюшка! Как он садился, я такой быстроты, шу­му и грому никогда не видывал. — Мой любезнейший сынок! — сказал старик. — Твой молоденький умок... Знай, друг мой, и всегда себе сию песенку пой: Не тот орел, что высоко летает, Но тот, что легко седает... Сила. Многие без природы изрядные дела зачинают, но худо кончат. Доброе намерение и конец всякому делу есть печать.   Басня 4 Голова и Туловище Туловище, одетое в великолепное и обширное с доро­гими уборами одеяние, величалося перед Головою и упрекало ее тем, что на нее и десятая доля не исходит в сравнении с его великолепием... 81 — Слушай, ты дурак! Если может поместиться ум в твоем брюхе, то рассуждай, что сие делается не по боль­шему твоему достоинству, но потому, что нельзя тебе столь малым обойтись, как мне, — сказала Голова. Фабулка сия для тех, которые честь свою на одном великолепии основали.   Басня 5 Чиж и Щегол Чиж, вылетев на волю, слетелся с давним своим това­рищем Щеглом, который его спросил: — Как ты, друг мой, освободился?.. Расскажи мне! — Чудным случаем, — отвечал пленник. — Богатый турок приехал с посланником в наш город и, прохажива­ясь из любопытства по рынку, зашел в наш птичий ряд, в котором нас около четырехсот у одного хозяина висело в клетках. Турок долго на нас, как мы один перед другим пели, смотрел с сожалением, наконец: — А сколько просишь денег за всех? — спросил наше­го хозяина. — 25 рублей, — отвечал он. Турок, не говоря ни слова, выкинул деньги и велел себе подавать по одной клетке, из которых, каждого из нас на волю выпуская, утешался, смотря в разные сто­роны, куда мы разлетались. — А что же тебя, — спросил товарищ, — заманило в неволю? — Сладкая пища да красная клетка,— отвечал счаст­ливец. — А теперь, пока умру, буду благодарить бога сле­дующею песенкою: Лучше мне сухарь с водою, Нежели сахар с бедою. Сила. Кто не любит хлопот, должен научиться про­сто и убого жить.   Басня 6 Колеса часов Колесо часовой машины спросило у Другого: — Скажи мне, для чего ты качаешься не по нашей склонности, но в противную сторону? 92 — Меня, — отвечало Другое, — так сделал мой мастер, и сим вам не только не мешаю, но еще вспомоществую тому, дабы наши часы ходили по рассуждению солнечно­го круга. Сила. По разным природным склонностям и путь жития разный. Однако всем один конец — честность, мир и любовь.   Басня 7 Орел и Сорока Сорока Орлу говорила: — Скажи мне, как тебе не наскучит непрестанно вих­рем крутиться на пространных высотах небесных и то в гору, то вниз, будто по винтовой лестнице шататься?.. — Я бы никогда на землю не опустился, — отвечал Орел, — если б телесная нужда к тому меня не приводила. — А я никогда бы не отлетывала от города, — сказала Сорока, — если бы Орлом была. — И я то же бы делал, — говорил Орел, — если бы был Сорокою. Сила. Кто родился для того, чтоб вечностью забав­ляться, тому приятнее жить в полях, рощах и садах, не­жели в городах. Басня 8 Голова и Туловище 13 — Чем бы ты жива была, — спросило Туловище Голо­ву, — если бы от меня жизненных соков по частям в себя не вытягивала? — Сие есть самая правда, — отвечала Голова, — но в награждение того мое око тебе светом, а я вспомощест­вую советом. Сила. Народ должен обладателям своим служить и кормить.   Басня 9 Муравей и Свинья Свинья с Муравьем спорили, кто из них двоих богаче. А Вол был свидетелем правости и побочным судьею. — А много ли у тебя хлебного зерна? — спросила с гордою улыбкою Свинья. — Прошу объявить, почтенный господин... 83 — У меня полнехонька горсть самого чистого зерна. Сказал как только Муравей, вдруг захохотали Свинья и Вол со всей мочи. — Так вот же нам будет судьею господин Вол, — го­ворила Свинья. — Он 20 лет с лишком отправлял с вели­кою славою судейскую должность, и можно сказатьрчто он между всею своею братиею искуснейший юрист и са­мый острый арифметик и алгебрик. Его благородие может нам спор легко решить. Да он же и в латынских диспу­тах весьма, кажется, зол. Вол после сих слов, мудрым зверьком сказанных, тот­час скинул на счеты и при помощи арифметического умножения следующее сделал определение: — Понеже бедный Муравей только одну горсть зерна имеет, как сам признался в том добровольно, да и, кроме зерна, ничего больше не употребляет, а, напротив того, у госпожи Свиньи имеется целая кадь, содержащая гор­стей 300 с третью, того ради по всем правам здравого рассуждения... — Не то вы считали, господин Вол, — прервал его речь Муравей. — Наденьте очки да расход против при­ходу скиньте на счеты... Дело зашло в спор и перенесено в высший суд. Сила. Не малое то, что в обиходе довольное, а до­вольство и богатство есть то же.   Басня 10 Две Курицы Случилось Дикой курице залететь к Домашней. — Как ты, сестрица, в лесах живешь? — спросила До­мовая. — Так слово в слово, как и прочие птицы лесные, — отвечала Дикая. — Тот же бог и меня пптает, который ди­ких кормит голубей стадо... — Так они же и летать могут хорошо, — промолвила хозяйка. — Это правда, — сказала Дикая, — и я по тому ж воз­духу летаю и довольна крыльями, от бога мне данными... — Вот этому-то я, сестрица, не могу верить, — гово­рила Домоседка, — оттого, что я насилу могу перелететь вон к этому сараю. — Не спорю, — говорит Дичина, — да притом же то 84 извольте, голубушка моя, рассуждать, что вы с малых лет, как только родились, изволите но двору навозы раз­гребать, а я мое летанье ежедневным опытом твердить принуждена. С и л а. Многие, что сами сделать не в силах, в том прочим верить не могут. Бесчисленные негою отучены путешествовать. Сие дает знать, что как практика без сродности есть бездельная, так сродность трудолюбием утверждается. Что пользы знать, каким образом делается дело, если ты к тому не привык? Узнать не трудно, а трудно привыкнуть. Наука и привычка есть то же. Она не в знании живет, но в делании. Ведение без дела есть мученье, а дело — без природы. Вот чем разнится scientia et doctrina (знание и наука).   Басня 11 Ветер и Философ 14 — О, чтоб тебя черт взял, проклятый!.. — За что ты меня бранишь, господин Философ? — спросил Ветер. — За то, — ответствует Мудрец, — что как только я отворил окно, чтобы выбросить вон чеснокову шелуху, ты как дунул проклятым твоим вихрем, так все назад по целому столу и по всей горнице разбросал, да еще притом остальную рюмку с вином, опрокинувши, расшиб, не вспоминая то, что, раздувши из бумажки табак, все блюдо с кушаньем, которое я после трудов собрался было поку­шать, совсем засорил... — Да знаешь ли, — говорит Ветер, — кто я таков? — Чтоб я тебя не разумел? — вскричал Физик. — Пу­скай о тебе мужички рассуждают. А я после небесных планет тебя моего внятня не удостаиваю. Ты одна пустая тень... — А если я, — говорит Ветер, — тень, так есть при мне и тело. И правда, что я тень, а невидимая во мне божья сила есть точно тело. И как же мне не веять, если меня всеобщий наш создатель и невидимое все содержа­щее существо движет. — Знаю, — сказал Философ, — что в тебе есть суще­ство неповинное постольку, поскольку ты Ветер... — И я знаю, — говорил Дух, — что в тебе столько есть разума, сколько в тех двух мужиках, из которых один, 85 нагнувшись, поздравил меня заднею бесчестною частью, задравши платье, за то, что я раздувал пшеницу, как он ее чистил, а другой такой же комплимент сделал в то время, как я ему не давал вывершить копну сена, и ты у них достоин быть головою. Сила. Кто на погоды или на урожай сердится, тот против самого бога, всестроящего, гордится.   Басня 12 Оселка 15 и Нож Нож беседовал с Оселкою. — Конечно, ты нас, сестрица, не любишь, что не хо­чешь в стать нашу вступить и быть ножом... — Ежели бы я острить не годилась, — сказала Осел­ка, — не отреклася бы вашему совету последовать и со­стоянию. А теперь тем-то самым вас люблю, что не хочу быть вами. И конечно, став ножом, никогда столько одна не перережу, сколько все те ножи и мечи, которые во всю жизнь мою переострю; а в сие время на Оселки очень скудно. Сила. Родятся и такие, что воинской службы и же­нитьбы не хотят, дабы других свободнее поощрять к ра­зумной честности, без которой всяка стать недействи­тельна. Басня 13 Орел и Черепаха 16 На склоненном над водой дубе сидел Орел, а в бли­зости Черепаха своей братии проповедовала следующее: — Пропадай оно летать... Покойная наша прабаба, дай бог ей царство небесное, навеки пропала, как видно из Историй, за то, что сей проклятой науке начала было у Орла обучаться. Сам сатана оную выдумал... — Слушай, ты, дура! — прервал ее проповедь Орел.— Не через то погибла премудрая твоя прабаба, что летала, но через то, что принялась за оное не по природе. А ле­танье всегда не хуже ползанья. Сила. Славолюбие да сластолюбие многих поволок­ло в стать, совсем природе их противную. Но тем им вред­нее бывает, чем стать изряднее, и весьма немногих мать родила, например, к философии, к ангельскому житию. 86 Басня 14 Сова и Дрозд Как только Сову усмотрели птицы, начали взапуски щипать. — Не досадно ли вам, сударыня,— спросил Дроздик,— что без всякой вашей виновности нападают? И не дивно ли это? — Нимало не дивно,— отвечала она.— Они и между собою то же самое всегда делают. А что касается досады, она мне сносна тем, что хотя меня Сороки с Воронами и Гранами щиплют, однако Орел с Пугачом не тро­гают, притом и афинские граждане имеют меня в поч­тении 17. Сила. Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысячи дураков.   Басня 15 Змея и Буфон Как Змея весною скинула линовище, Буфон, ее усмотрев: — Куда вы, сударыня,— сказал с удивлением,—отмолодели! Что сему причиною? Прошу сообщить. — Я вам с охотою сообщу мой совет,— Змея гово­рит.— Ступайте за мною! И повела Буфона к той тесной скважине, сквозь кото­рую она, с великою трудностью продравшись, всю старин­ную ветошь из себя стащила. — Вот, господин Буфон, извольте пролезать сквозь узкий сей проход. А как только пролезете, тот же час обновитесь, оставив всю негодность по другую сто­рону. — Да разве ты меня тут хочешь задушить?— вскри­чал Буфон. — А хотя мне сюда удастся протащиться, тогда с меня последнюю кожу сдерет... — Прошу ж не погневаться, — сказала Змея, — кро­ме сего пути нельзя вам туда дойти, где мне быть уда­лось. Сила. Чем лучше добро, тем большим трудом око­палось, как рвом. Кто труда не перейдет, и к добру тот не прийдет 18, 87   Басня 16 Жабы Как высохло озеро, так Жабы поскакали искать для себя новое жилище. Наконец все вскричали: — Ах, сколь изобильно озеро! Оно будет нам вечным жилищем. И вдруг плюснули в оное. — А я,— сказала из них одна,— жить намерила в од­ном из наполняющих ваше озеро источнике. Вижу издали приосененный холм, многие сюда поточкп посылающий, там надеюсь найти для себя добрый источник. — А для чего так, тетушка? — спросила молодка. — А для того так, голубка моя, что поточки могут отвестись в иную сторону, а ваше озеро может по-пре­жнему высохнуть. Родник для меня всегда надежнее лужи. Сила. Всякое изобилие оскудеть и высохнуть, как озеро, может, а честное ремесло есть неоскудевающий родник не изобильного, но безопасного пропитания. Сколь многое множество богачей всякий день преобразуется в нищих! В сем кораблекрушении единственною гаванью есть ремесло. Самые беднейшие рабы рождаются из пред­ков, жительствовавших в луже великих доходов. И не на­прасно Платон сказал: «Все короли из рабов, и все рабы отраживаются из королей». Сие бывает тогда, когда вла­дыка всему — время — уничтожает изобилие. Да знаем же, что всех наук глава, око и душа есть — научиться жизнь жить порядочную, основанную на законе веры и страха божьего, как на главнейшем пункте. Сей пункт есть осно­вание и родник, рождающий ручейки гражданских зако­нов. Но есть глава угла для зиждущих благословенное жительство, и сего камня твердость содержит все должности и науки в пользе, а сие общество в благоден­ствии. Басня 17 Два ценных камушка: Алмаз и Смарагд Высоких качеств Смарагд, находясь при королевском дворе в славе, пишет к своему другу Адамантию следу­ющее: — Любезный друг! 88 Жалею, что не радишь о своей чести и погребен в пепле живешь. Твои дарования мне известны. Они до­стойны честного и видного места, а теперь ты подобен светящему свечнику, под спудом сокровенному. К чему наше сияние, если оно не приносит удивления и веселья народному взору? Сего тебе желая, пребуду — друг твой Смарагд. — Дражайший друг! — ответствует Алмаз.— Наше с видного места сияние питает народную пустославу. Да взирают на блестящие небеса, не на нас. Мы слабый не­бес список. А цена наша, или честь, всегда при нас и внутри нас. Грановщики не дают нам, а открывают в нас оную. Она видным местом и людскою хвалою не умножается, а презрением, забвением и хулою не умень­шится. В сих мыслях пребуду— друг твой Адамантий. Сила. Цена и честь есть то же. Сей, кто не имеет внутри себя, приемля лживое свидетельство снаружи, тот надевает вид ложного алмаза и воровской монеты. Пре­вратно в народе говорят так: «Сделали Абрама честным человеком». А должно было говорить так: «Засвидетельст­вовано перед народом о чести Абрама». Просвещение или вера божия, милосердие, великодушие, справедливость, постоянность, целомудрие... Вот цена наша и честь! Ста­ринная пословица: «Глупый ищет места, а разумного ив углу видно».   Басня 18 Собака и Кобыла Кобыла, поноску носить научена, чрезмерно кичилась. Она смертно не любила Меркурия — так назывался выжель — и, желая его убить, при всяком случае грозила ему задними копытами. — Чем я виноват, госпожа Диана? — говорил выжель Кобыле. — За что я вам столь противен?.. — Негодный!.. Как только стану при гостях носить поноску, ты пуще всех хохочешь. Разве моя наука тебе смех?.. — Простите, сударыня, меня, не таюся в сем моем природном пороке, что для меня смешным кажется и до­брое дело, делаемое без природы. — Сукин сын! Что ж ты хвастаешь природою? Ты не­ученая невежа! Разве не знаешь, что я обучалась в 89 Париже? И тебе ли смыслить то, что ученые говорят: Ars perficit naturam 19. А ты где учился и у кого? — Матушка! Если вас учил славный патер Ппфпкса, то меня научил всеобщий наш отец небесный, дав мне к сему сродность, а сродность — охоту, охота — знание и привычку. Может быть, посему дело мое не смешное, но похвальное. Диана, не терпя, стала было строить задний фронт, а выжель ушел. Сила. Без природы, как без пути: чем далее успева­ешь, тем беспутнее заблуждаешь. Природа есть вечный источник охоты. Сия воля, по пословице, есть пуще вся­кой неволи. Она побуждает к частому опыту. Опыт есть отец искусству, ведению и привычке. Отсюда родились все науки, и книги, и хитрости. Сия главная и единствен­ная учительница верно выучивает птицу летать, а ры­бу — плавать. Премудрая ходит в Малороссии пословица: «Без бога ни до порога, а с ним хоть за море». Бог, природа и Минерва есть то же. Как пахнущая соль без вкуса, как цвет без природного своего духа, а око без зеницы, так несродное делание всегда чего-то тайного есть лишенное. Но сие тайное есть глава, а называется по-гречески τδ πρέπον, сиречь благолепие, или красота, и не зависит от науки, но наука от него. Госпожа Диана, как чересчур обученное, но с недостатком благоразумия животное, изволит противоставить: Ars perficit naturam. Но когда сродности нет, тогда скажи, пожалуй, что может привести в совершенство обучение? Словцо perficit значит точно то: приводит в совершенство или в оконча­ние. Ведь конец, как в кольце, находится всегда при своем начале, зависящий от него, как плод от семени своего. Знать то, что горница без начала и основания крышею своею с венчиком не увенчается.   Басня 19 Нетопырь и два птенца — Горлицын и Голубицын Великий преисподний зверь, живущий в земле так, как крот, кратко сказать, Великий Крот, писал самое сладкоречивейшее письмо к живущим на земле зверям и к воздушным птицам. Сила была такая: а Слово эллинское, значит обезьяна рода и роста большого. 90 — Дивлюсь суеверию вашему: оно в мире нашло то, чего никогда нигде нет и не бывало: кто вам насеял су­масброд, будто в мире есть какое-то солнце? Оное в со­браниях наших прославляется, начальствует в делах, не-чатлеет концы, услаждает жизнь, оживляет тварь, просве­щает тьму, источает свет, обновляет время. Какое время? Одна есть только тьма в мире, так одно и время, а друго­му времени быть чепуха, вздор, небыль... Сия одна ваша дурость есть плодовитая мать и других дурачеств. Везде у нас врут: свет, день, век, луч, молния, радуга, истина. А смешнее всего — почитаете химеру, называемую око, будто оно зерцало мира, света приятелище, радости вместилище, дверь истины... Вот варварство! Любезные мои друзья! Не будьте подлы, скиньте ярем суеверия, не верьте ничему, пока не возьмете в кулак. Поверьте мне: не то жизнь, чтоб зреть, но то, чтоб щупать. От 18 дня, апр. 1774 года. Из преисподнего мира. Сне письмо понравилось многим зверям и птицам, на­пример Сове, Дремлюге, Сычу, Удоду, Ястребу, Пугачу, кроме Орла и Сокола. А паче всех Нетопырь ловко ша­тался в сем высокородном догмате и, увидел Горлицыиа и Голубицына сынов, старался их сею высокопарною философиею осчастливить. Но Горлицын сказал: — Родители наши суть лучшие тебе для нас учителя. Они нас родили во тьме, но для света. А Голубчик отвечал: — Не могу верить обманщику. Ты мне и прежде ска­зывал, что в мире солнца нет. Но я, родившись в мрачных днях, в днешнпй воскресный день увидел рано восход прекраснейшего всемирного ока. Да и смрад, от тебя и от Удода исходящий, свидетельствует, что живет внутри вас недобрый дух.

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!