Разговор 3-и о том же: Знай себя 3 страница



Стр. 19 наст, изд., т. 2. 21 В своих симпатиях Сковорода отдает предпочтение традициям второй половины XVII века. В XVIII веке фи­лософская мысль в академии развивается под заметным влиянием идей, выдвинутых Ф. Прокоповичем. Полити­ческое учение Ф. Прокоповпча, направленное на укрепле­ние самодержавной власти, было неприемлемым для Ско­вороды, тогда как в области этики он во многом опи­рается на взгляды Прокоповпча. Однако есть основания утверждать, что здесь он значительно больше обязан своим современникам и учителям — В. Лащевскому, Г. Конис-скому и М. Козачинскому. Свое отношение к Прокоповичу и Лащевскому Сковорода высказывает, используя мо­тивы их литературных произведений. Этические идеи Конисского и Козачинского, очевидно, оказали, непосред­ственное влияние на формирование концепции Сковороды. Эта близость обнаруживается в двух очень существенных моментах, а именно: в положительном отношении к эти­ческому учению Эпикура и в утверждении возможности достичь счастливой жизни на земле. Но известно, что эти­ка как философская дисциплина не занимала существен­ного места в преподавании в академии, и перенесение центра внимания на разработку морально-этической про­блематики следует отнести к инициативе Сковороды, фи­лософия которого отражает стремление отыскать путь к счастью для социально угнетенных слоев трудящихся. В своем философском развитии Сковорода проходит определенную эволюцию, связанную как с внутренними психологическими причинами, так и с преодолением труд­ностей теоретического характера. От морализаторских идей он движется в направлении обоснования цельного этического учения, в центре которого находятся идеи счастья и единства человека и природы. Параллельно с этим он ищет онтологическое и гносеологическое обо­снование своего философско-этического учения. Философ­ской основой его учения является концепция «двух на­тур», которая развивается им в диалогах 70-х годов и на­ходит точную и четкую формулировку в трактате «Икона Алкивиадская». Поскольку, по убеждению Сковороды, все философские проблемы наиболее ярко проявляются в че­ловеке, то на его примере он и решает их, считая, что самопознание дает ключ ко всем онтологическим, гносео­логическим и морально-этическим задачам. Все существу­ющее, по мнению мыслителя, обладает двумя «натура­ 22 ми»: видимой, доступной ощущениям, и невидимой, внут­ренней, доступной интеллектуальному созерцанию. Сково­рода уделяет много внимания характеристике «видимой натуры», или материи, ее разнообразнейших проявлений и свойств, но постоянство и определенность последних обусловливаются у него «натурой» невидимой. Это озна­чает, что материи (внешней «натуре») противостоит фор­ма («натура» невидимая). Подобная мысль в известной мере выражена, например, у Спинозы в положении о «натуре творящей» и «натуре сотворенной». Форма, или идея, согласно Сковороде, не предшествует материи во времени, но, являясь первоосновой материи, она определяет ее развитие: рождение, становление, рас­цвет, отмирание, переход из одного состояния в другое. Вечная по своей сущности духовная форма обусловливает вечность и неуничтожимость материи. Это положение о вечности материи во времени (materia aeterna) занимает важное место в философской концепции Сковороды, так же как и утверждение о беспредельности ее в простран­стве. Философ четко проводит мысль о том, что «одной вещи гибель рождает тварь другую», что «всемирный мир сей» вечный, что «мир в мире есть то вечность в тлени, жизнь в смерти, восстание во сне, свет во тьме, во лжи истина, в плаче радость, в отчаянии надежда» То же он говорит и о беспредельности мира в пространстве: «Если ж мне скажешь, что внешний мир сей в каких-то местах и временах кончится, имея положенный себе предел, и я скажу, что кончится, сиречь начинается», ибо «одного места граница есть она же и дверь, открывающая поле новых пространностей, и тогда же зачинается цыпленок, когда портится яйцо» 2. Не раз возвращаясь к обоснованию идеи двух натур, Сковорода наиболее четко и однозначно формулирует ее в своем последнем произведении «Потоп Змиин», указы­вая при этом, с какими именно положениями философ­ской мысли прошлого он ее связывает. Учение о двух натурах восходит к античной философии, где оно выража­лось в понятиях «материя» и «форма», в частности у Пла­тона и Аристотеля. Сковорода пишет: «Все три мира со­стоят из двух едино составляющих естеств, называемых 1 Стр. 16 наст, изд., т. 2. 2 Стр. 16—17 наст, изд., т. 2. 23 материя и форма. Сии формы у Платона называются идеи, сиречь видения, виды, образы. Они суть первород­ные миры нерукотворенные, тайные веревки, переходя­щую сень, или материю, содержащие» 1. «Видимая нату­ра называется тварь, а невидимая — бог» 2. Бог, по утвер­ждению Сковороды, и является тем началом, которое составляет первооснову всего существующего, его внут­реннюю необходимость, закономерную причину, постоян­ство и определенность природы вещей. Такое понимание бога приводит Сковороду на позиции пантеистического объяснения природы. Бог как начало и первооснова сущего («высшая всех причин причина и резон») олицетворяет единство всех возможных миров. И поэтому Сковорода категорически отрицает мысль как о возможности каких-то двух или больше «начал» мира, двух богов, так и мысль о признании богом самой ма­терии. «Бог», «начало», «истина» составляют внутреннюю пружину развертывания мира в разнообразную картину развития живого и неживого. Поэтому очень часто Сково­рода называет бога истинной натурой, являющейся носи­телем существенных характеристик того или иного явле­ния. Это означает, что философ снимает вопрос о боге как о каком-то сверхъестественном существе, руководящем миром на основе безграничного своеволия. Принципиаль­ным свойством бога как субстанции и субстрата природы является соответствие законам развития, проявляющимся в определенности развития материи. Отсюда Сковорода приходит к полному отрицанию чудес, играющих, как из­вестно, важную роль в христианском учении. Этим самым Сковорода поставил себя в оппозицию по отношению к церкви. Он подверг критике религиозную ортодоксию, что вызвало враждебное отношение к нему церковников. Сковорода осознавал .свое положение, понимали это и церковники, враждебно относившиеся к нему. С ука­занных выше позиций Сковорода подходил и к вопросу о возникновении мира, выразив при этом категорическое неприятие библейской легенды о сотворении мира богом в течение шести дней. Философ утверждал, что разговор о сотворении мира не имеет отношения к Вселенной, Стр. 151 наст, изд., т. 2. Стр. 113. наст, изд., т. 1. 24 а касается источников прозрения духовного начала в вещах. Вопрос о боге как начале является одним из основных пунктов философствования Сковороды. Если «вся тварь родится и исчезает», значит «нечто прежде нее было и после нее остается»; начало же есть то, что «прежде себя ничего не имело», ибо оно вечно и «все в неограни­ченных своих недрах вмещает» 1. Именно начало опреде­ляет развитие конечных вещей, которые рождаются и ис­чезают. В тварях, то есть в материи, находится вечное начало, детерминируя их развитие, внося в них порядок и закономерность перехода из одного состояния в другое. В понимании этих взаимопереходов вещей в свою проти­воположность у Сковороды мы можем заметить наличие элементов диалектического мышления, во всяком случае в истолковании процесса отмирания старого и рождения нового в живой природе. Это вечное «начало», по выраже­нию Сковороды, «почти чувствуется», но оно неуловимо и не всем понятно, так как, присутствуя во всем, не явля­ется ни частью, ни целым, не имеет меры, временной и пространственной характеристики. Все это и усложняет познание начала, и в первую очередь его проявления в той части творимой материи, которая сама обладает способностью разума. Философская позиция Сковороды в вопросе о взаимо­действии невидимой и видимой «натур» характеризуется противоречием, неизбежным для представителя идеа­листического-пантеизма. Мыслитель употребляет понятия «сопряженность», «сопричастность», прибегает к образно-аналогическим объяснениям типа «дерево и тень», «рису­нок и краски», но во всех этих случаях не в состоянии окончательно и до конца решить вопрос о вечности су­ществования и субстанциальности материи. Противоречи­вость Сковороды в данном вопросе заключается в том, что и невидимая натура у него не во всем первична или пер­вична не во времени, а только по значению. Только она в своем существовании определяется сама собой, видимая же «натура» в своем существовании не определяется сама собой, а «натурой» невидимой как тень последней. Бог и материя существуют наряду. Однако невидимая на­тура всегда первична в гносеологическом, этическом и Стр. 14 наст, изд., т. 2. 25 эстетическом отношениях. Противопоставление двух натур у Сковороды в этическом аспекте своеобразно: невиди­мая натура — благая натура, и познание ее является источ­ником добродетели, в видимой же «натуре» философ усматривает источник зла и несчастий. В этом плане мож­но говорить об элементах дуализма Сковороды. Философия Сковороды отражает историческую тенден­цию перехода от объективного идеализма к материа­листическому пантеизму и к независимой от религии фи­лософии. В историко-философской литературе были попытки доказать, что и в вопросе толкования субстанции Сково­рода противоречив и стоит на позиции дуализма. Такой взгляд не опирается на внимательный анализ произведе­ний философа: Сковорода не рассматривает субстанцию как что-то материальное даже и в тех случаях, когда го­ворит об определенности в развитии материи. И здесь субстратом развития является идеальная основа. Сковоро­да считает субстанцией бога, идеальное начало, атрибута­ми которого являются вечность и невидимость, а призна­ние того, что это начало проявляется в видимых вещах, ничего не меняет. При этом данная субстанция является основой как неживых вещей, так и человека и даже сим­волического мира Библии, поскольку все вещи характери­зуются единством этих двух сторон — материальной и идеальной. Исходя из пантеистического понимания мира и бога как безначального начала, находящегося не вне природы, а «сопряженного» с ней и составляющего ее основу, Сково­рода склоняется к телеологическому взгляду на живую природу. В его представлении мир, природа, человек вследствие внутренних законов детерминированы в своем развитии и целенаправлены, поскольку любое развитие является осуществлением содержащейся в вещи цели. Це­лесообразность живых организмов, животного и расти­тельного миров является для Сковороды доказательством того, что во всем существующем заложены определенные возможности саморазвития, ограниченные «блаженной» натурой, или богом. И поэтому он не исключает человека, человеческую самодеятельность, творчество, направлен­ные на преобразование природы, из общего детерминиро­ванного процесса «природного» развития. Он исходит из того, что задачи и цели, которые сознательно ставят перед 26 собой разумные существа — люди, также не зависят от са­мих людей, а от рождения определены их физической и духовной природой. Далекий от понимания социальной обусловленности человеческих целей и потребностей, Ско­ворода не может понять и того, что осуществление их определяется объективной исторической закономер­ностью. Физическое бытие, историческая действитель­ность, материальная жизнь общества интересуют его лишь постольку, поскольку они являются формой сущест­вования невидимой «натуры» — этой самодвижущейся причины всего сущего. В философии Сковороды получила обоснование идея «трех миров». Поскольку наиболее четко эта идея развер­нута в диалоге «Потоп Змиин», обратимся к этому произ­ведению. Первый и главнейший мир у Сковороды — мак­рокосм. Это «всеобщий и мир обительный, где все рож­денное обитает», он «составлен из бесчисленных мир-ми­ров и есть великий мир». Макрокосму как всеобщему миру Сковорода противопоставляет два частных мира — микрокосм, или малый мир (человек), и символический мир (Библия). Подчеркивая, что в макрокосме пребывает все рожден­ное, Сковорода имеет в виду то, что сам макрокосм явля­ется не рожденным, а вечным и безграничным. Он утвер­ждает, что лишь в неразумной голове могла родиться мысль о том, будто великого «обительного» мира когда-то не было и что он якобы сотворен богом и, следовательно, конечен. Веру в это он называет бессмыслицей. Поня­тие «макрокосм» Сковорода полностью связывает с кос­мологическими представлениями, и прежде всего с систе­мой Коперника и признанием существования множества миров, вечных во времени и беспредельных в пространст­ве. Цель познания он видит не в описании и объяснении многообразия внешних проявлений жизни, а в постиже­нии тайных пружин развития Вселенной, в постижении под покровом внешних образов и доступных наблюдению явлений сущности внутреннего смысла вещей как источ­ника их количественной и качественной определенности, в частности закономерностей их становления и развития, меры, ритма, симметрии, пропорции и т. п. Отсюда его постоянный интерес к системе И. Коперника, в которой он видит подтверждение мудрости и совершенства строе­ния природы, познание которой необходимо для человека. 27 Своеобразие исходных принципов философии Сковоро­ды обусловило и особенности его концепции познания. Познание физического мира не является для философа неразрешимой проблемой. Он стопт на точке зрения без­условного признания познаваемости мира, констатирует величественные и бесспорные успехи наук, отрицает аг­ностицизм, верит в беспредельные возможности челове­ческого разума в познании истины. Из признания муд­рости невидимой натуры вытекает, как было показано вы­ше, отношение философа к чудесам и критика суеверий, возникающих на почве ложных знаний. Знание материи, по его мнению, есть необходимая ступень познания внут­ренней формы, сущности. Это чувственное познание пло­ти, внешнего является основой, опираясь на которую че­ловек познает невидимое, главное. Признавая результаты этой первой ступени познания совершенно достоверными, Сковорода не считает их до­статочными. Он не раз обращается к осмыслению законов физики, математики, но не ради познания тайн физи­ческого мира. В законах Вселенной, например, в воспро­изведенном И. Коперником строении Солнечной системы он прежде всего видит присутствие мудрости невидимой натуры. Познание этой мудрости должно помочь человеку проникнуться верой в наличие такой же мудрой руково­дительницы и в нем самом. Познание тайных пружин Вселенной, разгадывание их под покровом различных об­разов, видов, видений должно убедить человека в том, что материальное существование не исчерпывает его бытия, что им движет духовная форма. Познание этой формы, а не материи, то есть не внешних проявлений физическо­го разнообразия бытия, а внутреннего смысла, должно быть предметом истинного познания. То, что необходимо существует как универсальная основа бытия всего суще­го, реализует себя через случайные проявления в су­ществовании людей и предметов. И задача состоит в том, чтобы с помощью образов, рожденных игрой этой случай­ности, выявить действие законов «идеальной натуры». Есть у Сковороды излюбленный аргумент, повторяю­щийся даже с некоторой навязчивостью в разных произ­ведениях. Это рассуждение о том, что не краски являются основой картины, а рисунок, точнее, симметрия, пропор­ция, ритм. Вообще понятие меры, времени и пространства ассоциируется в его сознании с признаками невидимой на­ 28 туры, ее количественной и качественной определенности. Он утверждает, что даже в скоротечных вещах наличие ритма, симметрии, закона есть признак этой натуры, из­меняющейся в своих внешних проявлениях и постоян­ной, всегда равной самой себе в своей невидимой сущ­ности. Все «три мира», по мнению Сковороды, обладают дву­мя натурами — видимой и невидимой. При этом харак­тер взаимодействия их различен в каждом из миров. В макрокосме внешнее, материальное, конечное выступа­ет как проявление внутреннего, духовного, бесконечного. Здесь атрибуты духа переданы материи и крайности схо­дятся. В остальных мирах видимое выступает только как тень невидимого, духовного, которое является источником блага и истины. Сложность познания сущности с помощью средств ра­ционального абстрактного мышления обусловлена тем, что, по мысли философа, при этом изменяется не только средство, но и сам объект, другими словами, с переходом от явления к сущности человеческая мысль познает уже не материальное, а идеальное, трансцендентальное. По­знание последнего и является главной целью философ­ской науки. Что же касается чувственного познания, то с его помощью познается лишь определенная «обличи­тельная тень», а не сама тайна явления, ибо, по словам Сковороды, «в великом и в малом мире вещественный вид дает знать об утаенных под ним формах, или вечных образах» Как раз вечные «формы», которые он счи­тает основой внешних, доступных ощущениям образов, и представляют собой объект познания в истинном смыс­ле слова. Философ много раз напоминает в связи с этим, что сущность картины составляют не линии и цвета, а тот невидимый образ, который является субстратом не только изображенного на картине предмета, а и множества дру­гих, ему подобных. Поэтому-то и важно познать не столь­ко множество проявлений конечных вещей, сколько их идеальные образы. Вот почему Сковорода с пренебреже­нием говорит об осязании, о чувственном, непосредствен­ном восприятии вещей, отдавая преимущество философски содержательному созерцанию, которому, по его мнению, Стр. 151 наст, изд., т. 2. 29 доступны «виды» вещей, сродные с их феноменологической сущностью. Это созерцание вещей не является пассивным наблюдением их внешне ощутимых сторон, а теоретически рефлективным углублением в их скрытую для неопытного глаза сущность. Веря в мудрую основу природы, философ считает со­вершенно закономерным, что человек познает ее своим разумом. Сковорода твердо уверен в том, что возможности чело­века в познании «вечной материи» безграничны. Однако, по мнению философа, было бы грубой ошибкой видеть в этом познании условие постижения счастья. Значение научных открытий измеряется их способностью содейст­вовать познанию человеком истинных духовных цен­ностей, собственной природы не для того, чтобы умно­жить количество желаний и потребностей, а для того, что­бы ограничиться удовлетворением самых необходимых потребностей. На первый план выдвигается собственно не практическое значение научных фактов, а их значение для познания человеком самого себя. Исходя из концепции «трех миров» и «двух натур», Сковорода стремился создать особую философскую картину мира, в котором все происходящее связано беспрерывной цепью причин и следствий и законы которого явились бы законами морального поведения че­ловека. Человек в его взаимоотношениях с миром в учении Сковороды занимает центральное место. Это особенное положение человека определяется тем, что он наделен разумом и волей, способен познать свою природную сущ­ность и в соответствии с последней самоусовершенство­ваться, то есть приобретать атрибуты, свойственные неви­димой «натуре». Одним из способов этого самоусовершен­ствования является духовное творчество, выражающее высокие духовные порывы человека. Недаром своп пер­вые значительные философские диалога Сковорода посвя­тил выяснению сущности «истинного» человека. Согласно его взглядам, происходящее в мире обретает значение постольку, поскольку находит свое завершение в челове­ке. «А что такое человек? — спрашивает он.— Что бы оно ни было: дело ли, действие ли, или слово — все то пустая пустошь, если оно не получило события своего в самом человеке», ибо все разнообразие материального мира, вся 30 «неизмеримая бесчисленность и видимость стекается в человеке»1. Объективный идеализм Сковороды, выявляющийся в его произведениях в своеобразной форме пантеизма, ге­нетически связан с философским осмыслением морально­го мира человека и критикой аморальной социальной дей­ствительности: мира корыстолюбия и наживы, угнетения и порабощения, мук и страдания. Как раз об этом мире он писал: «Мир есть пир беснующихся, торжище шатаю­щихся, море волнующихся, ад мучающихся» 2. И в другом месте: «...мир же есть море потопляющихся, страна моро­вою язвою прокаженных, ограда лютых львов, острог пле­ненных, торжище блудников, удка сластолюбная печь, распаляющая похоти, пир беснующихся, лик и хоровод пьяно-сумасбродных, и не отрезвлятся, пока не устанут, кратко сказать, слепцы за слепцом в бездну грядущие» а. Для того чтобы устоять против сетей и соблазнов этого мира, человек должен найти моральную опору в самом себе, познать в себе «истинного» человека. Поэтому про­изведения Сковороды от первого до последнего прони­заны призывом: «познай себя», познай в себе настоящего, «истинного» человека и действуй как настоящий, истин­ный человек.

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!