Разговор 3-и о том же: Знай себя 1 страница



ФИЛОСОФСКОЕ   НАСЛЕДИΕ ГРИГОРИЙ СКОВОРОДА СОЧИНЕНИЯ  В ДВУХ ТОМАХ ТОМ 1 Академия Наук СССР институт философии издательство социально- экономической литературы «Мысль» Москва — 1973 1Ф С44 ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Член-корреспондент АН УССР В. И. ШИНКАРУК (председатель) Доктор философских наук В. Е. ЕВГРАФОВ Доктор философских наук В. Е. ЕВДОКИМЕНКО Кандидат философских наук И. В. ИВАНЬО Кандидат философских наук И. А. ТАБАЧНИКОВ Составление, перевод и обработка И. В. ИВАНЬО и М. В. КАШУБЫ Вступительная статья И. В. ИВАНЬО м В. И. ШИНКАРУКА Редакционная коллегия: 0151-073 004(01)-73 П. И. © Издательство «Мысль», 1973.   СОДЕРЖАНИЕ //. В. Иванъо, В. И. Шинкарук. Философское наследие Григория Сковороды............. 5 ПЕСНИ. СТИХИ. БАСНИ САД БОЖЕСТВЕННЫХ ПЕСЕН........... 57 Песнь 10-я.................... — Песпь 11-я................... 58 Песнь 12-я.................... — Песнь 13-я.................... 59 Песнь 18-я.................... 60 Песнь 21-я.................... 61 Песнь 22-я.................... 62 Песнь 23-я.................... 63 Песнь 24-я................... 64 Песнь 28-я.................... 65 Песпь 30-я.................... 67 СТИХОТВОРЕНИЯ................. 09 De libertate.................... — Fabula...................... — Fabula de Tantalo................. 70 Фабула..................... 71 Похвала астрономии................ 72 Quid est virtus?.................. 73 Разговор о премудрости............... — О святой вечери, или о вечности ........... 74 О призрачном удовольствии............. 76 БАСНИ ХАРЬКОВСКИЕ.............. 78 Басня 1. Собаки................. 80 Басня 2. Ворона и Чпж.............. — Басня 3. Жаворонки............... 81 508 Б а.с и я 4. Голова и Туловище........... — Б а с п я 5. Ч иж и Щегол.............. 82 Басня 6. Колеса часов...........  — Басня 7. Орел л Сорока.............. 83 Б а с и я 8. Голова л Туловище............ — Басня 9. Муравей п Свинья............ — Басня 10. Две курицы............... 84 Басня 11. Ветер и Философ............. 85 Басня 12. Оселка и Нож.............. 86 Басня 13. Орел и Черепаха............ 86 Басня 14. Сова и Дрозд...........  . . 87 Басня 15. Змея и Буфон.............. Басня 16. Жабы................. 88 Басня 17. Два ценных камушка: Алмаз и Смарагд ... — Басня 18. Собака и Кобыла............ 8Θ Баси и 19. Нетопырь и два птенца: Горлицын и Голубицын 90 Басня 20. Верблюд и Олень............. 91 Басил 21. Кукушка л Коспк............ 92 Б а с и и 22. Навоз и Алмаз............. 93 Басня 23. Собака л Волк.............. 95 Басня 24. Крот и Линкс....... ....... 96 Басня 25. Лев и Обезьяны............. 97 Басня 26. Щука и Рак.............. 98 Басня 27. Пчела и Шершень............ 99 Басня 28. Оленица л Кабан............ 101 Басня 29. Старуха и Горшечник........... 102 Басня 30, Соловей, Жаворонок л Дрозд........ 103 ТРАКТАТЫ. ДИАЛОГИ НАЧАЛЬНАЯ ДВЕРЬ К ХРИСТИАНСКОМУ ДОБРОНРАВИЮ 111 Преддверие.................... — О боге...................... ИЗ О вере вселенской................. — О промысле общем................ 114 О промысле особенном для человека.......... — О десятословии.................. 117 Об истинной вере................. 119 Благочестие и церемония — разнь........... 120 Закон божий и предание — разнь........... — О страстях, или грехах ............... 121 О любви, или чистосердечии............. — 509 НАРКИСС.................... 122 Разглагол о том: Узнай себя............. — Пролог.................... — Чудо, явленное в водах Наркиссу.......... 125 Разговор о том: Знай себя.............. 126 Разговор 2-и υ том же: Знай себя........... 131 Разговор 3-и о том же: Знай себя........... 134 Разговор 4-и о том же: Знай себя........... 140 Разговор 5-и υ том же: Знай себя........... 146 Разговор 6-и о том же: Знай себя........... 149 Разговор 7-и. Об истинном человеке или о воскресении . . 153 Симфония, сиречь согласие священных слов со следующим стихом: «Сказал: сохраню пути мои, чтобы не согрешать языком моим...» ............... 163 СИМФОНИЯ, НАРЕЧЕННАЯ КНИГА АСХАНЬ. О ПОЗНА­НИИ САМОГО СЕБЯ.............. 172 Главизна книги сей............... 173 Симфония................... — БЕСЕДА, НАРЕЧЕННАЯ ДВОЕ, О ТОМ, ЧТО БЛАЖЕННЫМ БЫТЬ ЛLTKO................. 244 БЕСВДА 1-я................... 266 Нареченная Observatorium (Сион)........... — БЕСЕДА 2-я.................. 283 Нареченная Observatoriuiu specula, по-еврейски — Сион . . — ДИАЛОГ, ИЛИ РАЗ ГЛАГОЛ О ДРЕВНЕМ МИРЕ .... 295 Основание аналога............... 296 Разглагол о древием мире.............. — РАЗГОВОР ПЯТИ ПУТНИКОВ ОБ ИСТИННОМ СЧАСТИИ В ЖИЗНИ (Разговор дружеский о душевном мире) . . 313 КОЛЬЦО.................... 350 Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире...... 351 РАЗГОВОР, НАЗЫВАЕМЫЙ АЛФАВИТ, ИЛИ БУКВАРЬ МИРА.................... 412 Песня...................... — Дружеский разговор о душевном мире......... 416 Несколько окрухов и крунпц из языческого богословия . . 425 Басня о котах................... 432 510 Картина изображенного беса, называемого грусть, тоска, скука..................... 433 Приметы некоторых с род и остей..........- . 438 Сродность к хлебопашеству............. 440 Сродность к воинству................ 441 Сродность к богословию............... 443 Ход природных благовестииков............ 445 Несколько символов, спречь гадательных или таинственных образов, из языческого богословия......... 452 Fabula de Haedo et lupo tibicine.......... . . 459 Басня Эзопова.................. 460 ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ Примечания.................... 465 Указатель имен.................. 501 Предметный указатель............... 502   ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ   Григорий Сковорода — великий украинский философ-гуманист и просветитель, выдающийся поэт XVIII века, внесший огромный вклад в развитие философской мысли украинского и русского народов. Он олицетворяет в себе давнюю традицию философского мышления этих народов, ее единство с живой мудростью трудящихся масс, их на­деждами и стремлениями. С высот современной истори­ческой эпохи в жизни русского и украинского народов, когда они в единой братской семье народов Советского Союза прокладывают путь в коммунистическое будущее всего человечества, идейное и культурное наследие Ско­вороды приобрело новое освещение, в котором вырази­тельнее, чем когда-либо раньше, выступают черты, соеди­няющие народную демократическую культуру прошлого с современными задачами революционного преобразова­ния мира. Григорий Саввич Сковорода родился 3 декабря 1722 го­да в селе Чернухи Лубенского полка на Полтавщине в семье малоземельного казака. Получив начальное обра­зование в сельской школе в Чернухах, Сковорода посту­пил в Киево-Могилянскую академию. Прямых докумен­тов о времени обучения Сковороды нет. До недавних пор считалась единственно правильной хронологическая кан­ва, опиравшаяся на исследования И. И. Петрова ]. Соглас­но его выводам, Сковорода поступил в академию в 1738 го­ду, где обучался до 1750 года с перерывом в 1742—1744 го­ 1 См. И. И. Петров. Первый малороссийский период жизни и научного философского развития Григория Саввича Сковороды.— «Труды Киевской духовной академии», 1902, т. 3; «Акты и доку­менты, относящиеся к истории Киевской академии. Со введением и примечаниями И. И. Петрова», т. 1. Киев, 1904. 5 дах (когда Сковорода пребывал в придворной капелле в Петербурге). Затем, в 1750—1753 годах, он находился в Венгрии, а после возвращения в 1753 году преподавал в Переяславской семинарии. Л. Е. Махновец подверг критической проверке данные И. Петрова, использовав также дополнительные архивные документы и новые публикации. В результате этого были уточнены даты жизни Сковороды с 1734 по 1755 год1. По данным Л. Махновца, Сковорода поступил в академию в 1734 году в возрасте 12 лет и первый раз учился там до декабря 1741 года, затем он отправился в Петербург. Воз­вратившись из придворной хоровой капеллы в 1744 году, Сковорода обучался в академии до августа 1745 года, ког­да вместе с миссией генерала Вишневского выехал в Венгрию, где находился до октября 1750 года2. По воз­вращении из-за границы Сковорода преподавал поэтику в Переяславской семинарии в 1750—1751 учебном году. В 1751—1753 годах Сковорода вновь и в последний раз оказался в академии, обучаясь в классах богословия. Отсюда он как лучший студент был рекомендован митро­политом Т. Щербацким домашним учителем к одному из богатейших помещиков Переяславщины — С. Томаре. В имении Томары в селе Коврай Сковорода с перерывом в 1755 году находился до лета 1759 года. С 1759 года он работал в должности преподавателя Харьковского колле­гиума, но из-за своего вольнодумства и недоброжелатель­ства наставников коллегиума снова вынужден был оста­вить педагогическую деятельность. Последний раз Сково­рода был приглашен на преподавательскую работу в 1768 году: он прочел курс лекций по этике в Дополни­тельных классах при Харьковском коллегиуме. Но по­скольку просветительская концепция морали Сковороды не совпадала с официально-церковной, в 1769 году он был уволен с должности и лишен возможности заниматься пе­дагогической деятельностью, для которой у него были и способности, и соответствующие знания. Григорий Ско­ворода все же нашел способ быть полезным своему на- 1 С. Л. Махновець. Григорий Сковорода. Київ, 1972. 2 См. Tardi Lajos Α tokaji Orosz Borvasarlo Bizottsag tortenete (1733—1798). Sarospabak, 1963, стр. 54; Varodi-Sternberg Janos. Kijevi diakok magyarorszagon, а XVIII. Utak es talalkozasok, Uzsha-rad, Karpati Konyvkiado, 1971, стр. 43-56. 6 роду. Последние 25 лет своей жизни он странствовал по Украине, проповедуя среди народа свое философское уче­ние. Как раз в 70—80-х годах Сковорода и создает основ­ные философские диалоги, трактаты и притчи. Умер он 9 ноября 1794 года в селе Ивановка (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области). Нельзя ответить на вопрос, что представляет собой Сковорода как мыслитель и писатель, не осветив эпоху, в которую он жил и творил. Жизнь и деятельность Сковороды протекают в XVIII ве­ке и связаны с теми социально-экономическими и культур­ными процессами, которые характеризуют жизнь Восточ­ной Украины и Российского государства этой поры. В сере­дине XVIII века в России и на Украине, входившей в состав России, завершается развитие феодально-крепостни­ческого хозяйственного уклада и интенсивно развиваются капиталистические отношения. Социально-экономическое развитие Украины XVIII века шло по пути возрастания товарно-денежных отношений, расширения внутренних и внешних рынков, что сопровождалось резким усиле­нием эксплуатации крестьянства и малоземельного каза­чества, ухудшением материального положения городских ремесленников. На базе эксплуатации и постоянного за­кабаления трудящихся происходило дальнейшее обогаще­ние светских и церковных феодалов, купцов, казацких старшин. Расцветало ростовщичество, в административ­ных учреждениях — взяточничество и беззаконие. Зако­нодательство стало выражением интересов новых господ­ствующих классов, отстаивающих свои привилегии. С середины XVIII века царизм особенно усиливает свою колонизаторскую политику социального и националь­ного закабаления Украины. На Левобережной Украине Екатерина И в 1764 году заменила номинальную гетман­скую власть так называемой Малороссийской коллегией, поставив во главе ее К. Разумовского. А через десять лет указом от 3 августа 1775 года Екатерина И ликвидиро­вала Запорожскую Сечь, присоединив ее земли к Новорос­сийской губернии. Еще через несколько лет (в 1782 году) на Левобережье и Слободской Украине было окончательно введено крепостное право. Вместо традиционных полков были созданы наместничества — Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, а позже Харьковское и Екатеринославское. 7 Во второй половине XVIII века особенно широкий раз­мах приобретает антифеодальная борьба. В период форми­рования философских взглядов Сковороды, в 60-е годы, на Правобережной Украине достигло своей наивысшей силы гайдамацкое движение, явившееся выражением борьбы народа против феодально-крепостнического и националь­но-религиозного угнетения со стороны польской шляхты. Эхо гайдаматчины доносилось и до Левобережья, где жил Сковорода. В 1773—1774 годах произошло Пугачевское восстание, получившее отклик и на Украине. Все эти со­бытия совершались на глазах у Сковороды и оказали не­посредственное влияние на формирование его идей. От­звуки их отчетливо слышны в письмах Сковороды и со­чинениях периода формирования его мировоззрения. Обстоятельства жизни благоприятствовали студенту Киево-Могилянской академии в познании жизни. В тече­ние двух лет он жил в Петербурге, где имел возможность ближе познакомиться с передовой русской культурой и вместе с тем познать растленные нравы царского двора, что явилось причиной ухода его из придворной капеллы. Встретился Сковорода и с унижением со стороны пе­реяславского помещика С. Томары, в имении которого ра­ботал учителем, и со стороны переяславского епископа-мракобеса Никодима Сребницкого во время преподава­ния в Переяславской семинарии. Но особенно колоритной фигурой, сполна представлявшей ненавистный Сковороде мир, был белгородский епископ П. Крайский, которому был подчинен Харьковский коллегиум. После смерти в 1768 году этого духовного пастыря, как свидетельствует посмертная опись его имущества, осталось «десять запометованных мешочков, находившихся в подголовке» зо­лота и серебра, множество других ценностей и большое количество «питий и ядей разных» 1. И в то же время он всячески оттягивал открытие дополнительных классов, ссылаясь на отсутствие средств. Не лучшим был и бывший одноклассник Сковороды по академии тщеславный карье­рист епископ Самуил Миславский. Сковорода видел во­круг себя жестоких помещиков, проникнутых жаждой обогащения и стремлением к политическому господству. 1 См. А. С. Лебедев. Белгородские архиереи и среда их архи­пастырской деятельности по архивным документам. Харьков, 1902, стр. 152—153. 8 Украинская старшина, противопоставляя себя рядовому казачеству, перестраивала своп имения, заводила новые наряды, ориентируясь на русских дворян. Не меньшее от­вращение вызывали у Сковороды и «Федька-купец», кото­рый «при аршине все лжет», и ростовщик, который в про­центах «загруз», и крючкотворец-юрист, который права и законы направляет «на свой тон», как ему заблагорас­судится. Но особенно омерзительную картину представ­ляла собой жизнь духовенства. Всякий раз убеждался Ско­ворода, что златожаждные, сластолюбивые и лицемерные пастыри часто превосходят в разврате и корыстолюбии свою паству. Жизнь этих общественных слоев, владеющих поместьями, должностями, политически и духовно угне­тающих трудящихся, представляла собой мерзкий мир, принять который Сковорода не желал. Господствующая верхушка, успевшая утратить идеалы освободительной войны 1648—1654 гг., переживала процесс перерождения в новоиспеченных дворян. Если ее представители и со­храняли еще какую-то оппозиционность, то она была на­правлена прежде всего на завоевание для себя одинаковых прав с русским дворянством. В основном же это были тупые невежды, у которых высшие духовные интересы вытеснены жаждой обогащения, коллекционирования ценностей, произведений искусства и т. п. с целью поли­тического самоутверждения. Имея в виду жизнь высших слоев украинского общества, И. Франко называет этот пе­риод периодом упадка, духовного кризиса. Как мыслитель, осознавший свое отрицательное отно­шение к миру, погрязшему в корыстолюбии, Сковорода ставит перед собой вопрос о поисках способов борьбы с ним. Но в тех исторических условиях действительно не было реальных сил, которые могли бы установить спра­ведливый государственный строй, воплощающий стремле­ния народа и его моральный идеал. Осознание безысход­ности ситуации, наблюдения над разрастанием несправед­ливости и зла, упадком высоких духовных ценностей на фоне всеобщего обоготворения материальной наживы спо­собствуют зарождению у Сковороды учения, в котором центр тяжести с критики политических отношений и борь­бы за их коренное переустройство переносится в сферу морального просвещения. Во времена Сковороды украинская культура уже име­ла значительные просветительские традиции, развитые 9 прогрессивными деятелями Киево-Могилянской акаде­мии, в которой учился и школу которой прошел выдаю­щийся философ-просветитель. Но собственные взгляды Сковороды, его учение ч нельзя вывести из философских и просветительских идей его предшественников. Они явно отличаются как от классического буржуазного, так и от тогдашнего дворянского просветительства, имевших рас­пространение в России и на Украине. Социальная почва для развития последнего на Украине была весьма скуд­ной. Трансформация казацкой старшины в дворянство в то время еще не завершилась. Социально-экономической основой ее был, с одной стороны, процесс закрепощения до того времени свободных казацко-крестьянских масс, превращение казацких старшин в обычных крепостников, поглощенных борьбой за дворянские привилегии, а с дру­гой стороны, — процесс первоначального капиталистиче­ского накопления, расслоение крестьянства, сосредоточе­ние богатств в руках казацко-старшинской верхушки. Своеобразие исторической ситуации на Левобережной Украине в то время состояло в том, что первоначальное капиталистическое накопление, интенсивно происходив­шее после освобождения от польско-шляхетского крепост­нического гнета, вскоре вновь наткнулось на введение крепостного права, создавая вместе с тем экономиче­ские условия для превращения разбогатевшей казацко-старшинской верхушки в крепостников. В сознании тру­дящихся, казацко-крестьянских низов, оба этих процес­са — и первоначальное накопление с порожденной им властью богатства, и дальнейшее закрепощение — воспри­нимались как всеобщее бедствие, как приход тяжелых времен в противовес славному прошлому. На Правобе­режье, на захваченных королевской Польшей землях, где крепостнический гнет дополнялся невыносимым нацио­нальным угнетением и где традиции освободительной борьбы были сильнее, это общее ухудшение условий жиз­ни трудящихся вызвало гайдамацкое движение, колипв-щину. На Левобережье, где с помощью царизма установи­ла свое господство казацко-старшинская верхушка, соци­альный протест приобрел пока что пассивные формы, в основном в виде морального осуждения стяжательства, погони за богатством и привилегиями. По классовой направленности своих взглядов Сково­рода — крестьянский просветитель. В отличие от буржуаз­ 10 ных просветителей он решительно осуждает не только феодальные оковы, но и социальный гнет буржуазных отношений. Ему органически чуждо воспевание собствен­нического интереса как движущей силы человеческих поступков, свойственное буржуазным просветителям, сведение человеческой «природы» к своекорыстию, к соб­ственническим мотивам поведения. Сковорода восстает против социального отчуждения человека, и прежде всего против власти вещей, богатства, накопительства. Он вы­ступает в защиту свободного влечения человека к соот­ветствующему его склонностям «сродному» труду. Все, что разрушает эту жизнь, Сковорода воспринимает как враждебный, несообразный человеку и его истинной при­роде мир. В понятии этого враждебного мира он обобщает и феодально-крепостнические, и буржуазно-собственни­ческие отношения, но в первую очередь последние. Мир, в котором господствуют буржуазно-собственнические от­ношения,— это мир морального растления, власти вещей, корыстолюбия, алчности, разврата, духовной опустошен­ности. Григорий Сковорода, родившийся и воспитанный в трудовой казацко-крестьянской семье на Полтавщине и всегда тяготевший к этой социальной среде, о чем сви­детельствует и его жизненный путь, и его социальное кредо («а мой жребий с голяками»), противоречиво отра­зил в своем творчестве протест крестьянских низов против социальных порождении первоначального капиталистиче­ского накопления и все возраставшего феодально-крепост­нического гнета. В сознании народа образ Сковороды связан с обычным для того времени портретом странствующего дьяка-фило­софа, но презрение к сильным мира сего, протест против несправедливости и зла, осуждение богатства и наживы, духовная независимость создали Сковороде в народе славу великого философа. Его песни уже в XVIII веке вошли в репертуар кобзарей, где бытовали до начала XX века. Народным певцам был близок образ жизни и деятель­ности Сковороды. Ф. Лубяновский, встречавший Сковоро­ду в последние годы, пишет: «Страсть его была жить в крестьянском кругу; любил он переходить из слободы в слободу, из села в село, из хутора в хутор; везде и все­ми был встречаем и провожаем до обаченья с любовию, у всех был он свой... Хозяин дома, куда он входил,


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!