Разговор 3-и о том же: Знай себя 6 страница



Философское наследие Сковороды, таким образом, представляет интерес и с точки зрения развития худо­жественной литературы. Сковорода своими произведения­ми обогатил жанры трактата, диалога, притчи. Важной заслугой его является обращение к украинскому литера­турному языку XVIII столетия. В лице Сковороды украинская и русская прогрессив­ная культура имеет оригинального мыслителя и писателя, страстная мысль которого не желала мириться с тиранией несправедливого, враждебного человеку мира. Как гума­нист он отстаивает идею единства человека и природы и с этих позиций развивает идею равного права людей на счастье и «сродный труд» как условие его дости­жения. Пример жизни Сковороды, его философское и ху­дожественное творчество влияли на сознанпе лучших сынов украинского и русского народов, вдохновляя их на борьбу за переустройство жизни во имя народного счастья. Сложная и противоречивая личность Сковороды, его идейное наследие не раз оказывались в центре борьбы прогрессивных и реакционных направлений исторпко-общественной мысли. Эта борьба продолжается и поныне. 50 Реакционные идеологи из буржуазно-националистическо­го лагеря восхваляют наиболее слабые стороны мировоз­зрения мыслителя, всячески стремясь поднять исторически ограниченные его идеи до уровня бесспорных истин. Подоб­ные попытки всегда получали отпор со стороны прогрес­сивных деятелей культуры, которые немало сделали, что­бы раскрыть и показать то ценное, чем богато идейное наследие Сковороды, связанное со стремлениями и чаяни­ями украинского и русского народов. Необычный образ жизни и философское учение Сково­роды влияли уже на его современников, среди которых распространялись переписываемые от руки его произведе­ния. И нельзя не согласиться с уже давно высказанной мыслью, что философская просветительская деятельность Сковороды на Слобожанщине подготовила почву для от­крытия Харьковского университета. Сковорода еще при жизни вошел в легенду, которая крепко связывает его имя с высокими и чистыми духов­ными идеалами, с непокорностью власти золота и наси­лия, с верностью своему призванию, с гуманизмом и про­светительством. И еще до того как наследие Сковороды стало предметом научного исследования, эта легенда ока­зывала заметное влияние на духовную жизнь украинско­го парода. Лучшие представители украинской прогрессивной культуры проявляли интерес и были знакомы не только с биографией, но и с произведениями Сковороды и в опре­деленной степени оказывались под влиянием его идей. В шеренге этих почитателей философа-писателя необхо­димо назвать И. Котляревского, Г. Квитку-Основяненко, В. Масловича, П. Белецкого-Носенко, И. Срезневского. Особенно интересовала личность Сковороды гениального Тараса Шевченко, который и в поэзии, и в повестях, и в письмах не раз пытался определить его место в истории украинской общественной мысли. Большой интерес личность Сковороды вызывала у русских мыслителей. В 30—40-е годы XIX века совер­шается ряд публикаций произведений Г. Сковороды, и его идеи вызывают полемику на страницах русской прессы. Во второй половине XIX века благодаря новым публикаци­ям интерес к Сковороде возрастает, следствием чего вы­ступают не только новые исследования о мыслителе, по и усвоение и переосмысление его прогрессивных идей. 51 Сюда относятся яркое выступление в защиту Сковороды И. Костомарова, статьи и высказывания о Сковороде А. Потебни, П. Житецкого, М. Коцюбинского, И. Франко и многих других украинских писателей. Больше всех про­низаны чувством историзма оценки И. Франко, по мне­нию которого Сковорода является наиболее выдающимся «духовным деятелем» XVIII века, совершенно «новым яв­лением» в украинской культуре с точки зрения образова­ния, широты воззрений и глубппы мыслей 1. Философское учение Сковороды в конце XIX столетия привлекает вни­мание многих историков философской мысли Украины, которые в процессе изучения наследия выдающегося мыс­лителя ставят новые философские задачи. Это ученые И. Сумцов, Ф. Зеленогорский, А. Ефименко, Д. Багалей и др. Говоря о последнем, мы должны подчеркнуть, что в его многогранной деятельности историка, продолжав­шейся в советское время, Сковорода занимает важное место. Багалею принадлежит первая научная публикация значительной части наследия Сковороды, глубокая и всесторонняя ее оценка. Написанная им книга «Український мандрівний філософ Г. С. Сковорода» до сих пор остает­ся самым полным исследованием его жизни и твор­чества. Сохранился ряд свидетельств о влиянии учения Сково­роды и на русских писателей и мыслителей. Лев Толстой признавал, что в мировоззрении Сковороды много «удиви­тельно близкого» ему, и находил в украинском мыслителе органическое единство учения и избранного им образа жизни. Известны также высказывания о Сковороде И. Лескова, М. Горького. Чрезвычайно характерным яв­ляется интерес к наследию Сковороды профессионального революционера, соратника В. И. Ленина В. Д. Бонч-Бруевича, который в 1912 году издал с собственными коммен­тариями том произведений украинского философа. В послеоктябрьский период интерес к творчеству и мировоззрению Сковороды не только не исчез, но и значительно возрос. Нельзя не заметить влияния идей Сковороды на характер идейно-эстетического осмысления действительности П. Тычиной, в творчестве которого об­раз Сковороды занимает очень видное место. Писали 1 См. И. Франко. Южнорусская литература. — «Энциклопеди­ческий словарь», изд. Брокгауз и Эфрон, 1904, пт. 81, стр. 307. 52 о Сковороде и Μ. Рыльский, А. Малышко, В. Симоненко, русские советские поэты И. Заболоцкий, Е. Винокуров и многие другие. Тема Сковороды является одной из самых любимых и у мастеров украинской советской живо­писи и скульптуры, в частности у И. Ижакевича, К. Трофименко, В. Каспяна, Т. Яблонской, И. Кавалеридзе и др. Частое обращение к философскому и художественно-эстетическому осмыслению биографии и идейного насле­дия Сковороды — свидетельство того, какое значительное место в нашем сознании занимает мыслитель, со дня рож­дения которого прошло вот уже 250 лет. В Советской стране память Григория Сковороды уве­ковечена еще на заре Советской власти. 30 июля 1918 го­да Совет Народных Комиссаров принял постановление, подписанное В. И. Лениным, о сооружении в Москве па­мятников выдающимся деятелям революции, науки и культуры. И среди других выдающихся имен зарубеж­ных и отечественных деятелей стоит имя Григория Ско­вороды. В дни, когда готовится предлагаемое читателю издание сочинений Сковороды, советская общественность широко отмечает 250-летие со дня рождения Г. С. Сково­роды. Отмечая этот юбилей, мы должны помнить слова В. И. Ленина, сказанные В. Д. Бонч-Бруевичу после под­писания постановления Совета Народных Комиссаров: «...и вот когда придет время ставить памятник Сковороде, вы должны выступить и пояснить народу, кто был Сково­рода, какое значение он имел для жизни русского и украинского народов»1. Разработка философского на­следия, в том числе и издание настоящего собрания сочи­нений выдающегося мыслителя и художника слова, не­сомненно, будет способствовать выполнению ленинского указания. Идеи гуманизма, за которые боролся Сковорода, явля­ются звеньями, объединяющими идейное наследие мысли­теля с духовными поисками нашей эпохи. Защита высо­ких духовных ценностей от попрания их властью чистога­на и корыстолюбия, проповедь моральной ответственности человека и общества за своп поступки, призыв к посто­янному духовному усовершенствованию и возвеличению 1 В. Д. Бонч-Бруевич. Про Г. С. Сковороду. — «Радянське литературознавство», 1958, № 3, стор. 91. 53 «сродного труда» как источника истинного наслаждения и настоящего счастья делают Сковороду близким нашему сознанию. Многие из проблем, которым посвятил свое учение мыслитель, волнуют и сегодня. Философское наследие Сковороды в этом отношении представляет собой одну из ценнейших духовных сокровищниц народа. ПЕСНИ. СТИХИ. БАСНИ САД БОЖЕСТВЕННЫХ ПЕСЕН Песнь 10-я 1 Из сего зерна: Блажен муж, который в премудрости умрет и который в разуме своем поучается святыне (Сирах). Всякому городу нрав и права; Всяка имеет свой ум голова; Всякому сердцу своя есть любовь,  Всякому горлу свой есть вкус каков, — А мне одна только в свете дума, А мне одно только нейдет с ума.   Петр для чинов углы панские трет, Федька-купец при аршине все лжет.  Тот строит дом свой на новый манер,  Тот все в процентах, пожалуй, поверь! —  А мне одна только в свете дума,  А мне одно только нейдет с ума.   Тот непрестанно стягает грунта, Сей иностранны заводит скота. Те формируют на ловлю собак, Сих шумит дом от гостей, как кабак, — А мне одна только в свете дума, А мне одно только нейдет с ума.   Строит на свой тон юриста права, С диспут студенту трещит голова.  Тех беспокоит Венерин амур, Всякому голову мучит свой дур, —  А мне одна только в свете дума, Как умереть бы мне не без ума.   Смерть страшна, замашная коса! Ты не щадишь и царских волосов. Ты не глядишь, где мужик, а где царь, — 57 Все жерешь так, как солому пожар. Кто ж на ее плюет острую сталь? Тот, чья совесть, как чистый хрусталь... Конец   Песнь 11-я2 В конце сего:  Бездна бездну призывает, сиречь: В законе господнем воля его. Дал бы тебе воду живу, воле — волю и бездне твоей бездну мою. Нельзя бездны океана горстью персти забросать, Нельзя огненного стана скудной капле прохлаждать.  Возможет ли в темной яскине3 гулять орел? Так, как в поднебесный край вылетев он отсель? Так не будет сыт плотским дух. Бездна дух есть в человеке, вод всех шпрший и небес. Не насытишь тем вовеки, что пленяет зрак очес. Отсюда-то скука внутри скрежет, тоска, печаль, Отсюда несытость, из капли жар горший встал. Знай: не будет сыт плотским дух. О род плотский! Невежды! Доколе ты тяжкосерд? Возведи сердечны вежды! Взглянь вверх на небесну твердь. Чему ты не ищешь знать, что то зовется бог? Чему не толчешь, чтоб увидеть его ты мог? Бездна бездну удовлит вдруг. Конец. Песнь 12-я4 Из сего зерна: Блаженны нищие духом, т. е.: Премуд ростъ книжника во благовремении празднества и, умаляясь в одеяниях своих, упремудрится (Сирах). Упразднитесь и разумейте... 1. Не пойду в город богатый. Я буду на полях жить, Буду век мой коротати, где тихо время бежит. О дуброва! О зелена! О мати моя родна! В тебе жизнь увеселенна, в тебе покой, тишина! 2. Города славны, высоки на море печалей пхнут5. Ворота красны, широки в неволю горьку ведут. О дуброва! О зелена! и прочее. 58 3. Не хочу ездить за море, не хочу красных одежд: Под сими кроется горе, печали, страх и мятеж. О дуброва! и прочее. 4. Не хочу за барабаном итти пленять городов, Не хочу и штатским саном пугать мелочных чинов. О дуброва! и прочее. 5. Не хочу и наук новых, кроме здравого ума, Кроме умностей Христовых, в коих сладостна дума. О дуброва! и прочее. 6. Ничего я не желатель, кроме хлеба да воды, Нищета мне есть приятель — давно мы с нею сваты. О дуброва! и прочее. 7. Со всех имений телесных покой да воля свята. Кроме вечностей небесных, одна се мне жизнь свята. О дуброва! и прочее. 8. А если до сих угодий и грех еще победить, То не знаю, сей выгоды возможет ли лучше быть. О дуброва! и прочее. 9. Здравствуй, мой милый покой! Вовеки ты будешь мой. Добро мне быть с тобою: ты мой век будь, а я твой. О дуброва! О свобода! В тебе я начал мудреть, До тебя моя природа, в тебе хочу и умереть. Конец Песнь 13-я6 Из сего: Изойдите из среды их... Приди, брат мой, водворимся на селе. Там родила тебя мать твоя («Песнь песней»). Ах поля, поля зелены, Поля цветами распещрены! Ах долины, яры, Круглы могилы, бугры! Ах вы, вод потоки чисты! Ах вы, берега трависты! Ах ваши волоса, Вы, кудрявые леса! 59 Жаворонок меж полями, Соловейко меж садами; Тот, выспрь летя, сверчит, А сей на ветвях свистит. А когда взошла денница, Свищет в тот час всяка птица, Музыкою воздух Растворенный шумит вокруг. Только солнце выникает, Пастух овцы выгоняет И на свою свирель Выдает дрожливу трель. Пропадайте, думы трудны, Города премноголюдны! А я с хлеба куском Умру на месте таком. Конец. Песнь 18-я7 Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Ой ты, птичко желтобоко, Не клади гнезда высоко! Клади на зеленой травке, На молоденькой муравке. Вот ястреб над головою Висит, хочет ухватить, Вашею живет он кровью, Вот, вот когти он острит! Стоит явор над горою, Все кивает головою. Буйны ветры повевают, Руки явору ломают. А вербочки шумят низко, Волокут меня до сна. Тут течет ноточек близко; Видно воду аж до дна. На что ж мне замышляти, Что в селе родила мати? 60 Нехай у тех мозок8 рвется, Кто высоко в гору дмется9, А я буду себе тихо Коротати милый век. Так минет меня все лихо, Счастлив буду человек. Конец. Песнь 21-я10 В конец сего: Возвестил мне, его же возлюбила душа моя; где пасешь, где почиваешь в полудни? Счастие, где ты живешь? Горлицы, скажите! В поле ли овцы пасешь? Голубы, взвестите! О счастие, наш ясный свет, О счастие, наш красный цвет! Ты мать и дом, появися, покажися! Счастие! Где ты живешь? Мудрые, скажите! В небе ли ты пиво пьешь? Книжники, взвестите! О счастие, наш ясный свет, О счастие, наш красный цвет! Ты мать и дом, появися, покажися! Книжники се все молчат, птицы тож все немы, Не говорят, где есть мать, мы же все не вемы11. О счастие,., и прочее. Счастия нет на земле, счастия нет в небе, Не заключилось в угле, инде искать требе 12. О счастие,., и прочее. Небо, земля и луна, звезды все — прощайте! Все вы мне — гавапь дурна, впредь не ожидайте. О счастие,., и прочее. Все я минул небеса, пускай вдаль обрящу, И преисподняя вся, пускай его срящу 13 О счастие,., и прочее. Се мой любезный прескор м, скачет младой олень, Выше небес, выше гор; крын 15 мой — чист, нов, зелен. О счастие, мой свет ясный! О счастие, мой цвет красный! Ты мать и дом, ныне вижу, ныне слышу! 61 Сладость его есть гортань, очи голубины, Весь есть любовь и Харрань 16, руки кристаллины. О счастие,., и прочее. Не прикасайся ко мне, тотчас меня срящешь, Не обретай меня извне, тотчас обрящешь. О счастие,., и прочее. Axl Обрати мне твой взор: он меня воскрыляет, Выше стихий, выше гор он меня оперяет. О счастие,., и прочее. Сядем себе, брате мой, сядем для беседы. Сладок твой глагол живой, чистит мне все беды. О счастие, мой свет ясный! О счастие, мой цвет красный! Ты мать и дом, днесь тебя вижу, днесь тебя слышу. В полдень ты спишь на горах, стадо пасешь в крынах, Не в Гергесенских полях17 и не в их долинах. О счастие,., и прочее. Конец. Песнь 22-я Помни последнее твое, и не согрешишь (Спрах). Есть путь, мнящийся быть прав, последнее же его — ад (Притчи). Распростри вдаль взор твой и разумны лучи, И конец последний поминай 18. Всех твоих дел в какую меть стрела улучит, Наблюдая всех желаний край, На каких вещах основал ты дом? Если камень, то дом соблюдет, Если ж на песке твоих стать хором, От лица земли вихрь разметет. Всяка плоть песок есть и мирска вся слава, И его вся омерзеет сласть. Возлюби путь узкий, бегай обща нрава; Будь твоя, господь, с Давидом частьа, а «Часть моя ты, господи...» «Боже сердца моего и часть моя, боже, вовеки». 62 Если нужно вернуться в Сион а 1д, То зачем тебе в мир снисхождать? Путь опасен есть во Иерихон 6 20, Живи в граде, он всех нас мать. Если ж пустился ты в сию дорогу, Бог скорее путь да преградит, Ибо знаешь, что снийшовши в бездну многу, То ум в бездне зол наш не радит. О ты, кто все дух тот же есть И число твоих не скудеет лет, Ты, разбойничьи в нас духи смеси! Пусть твоя сокрушит буря сеть1 Конец. Песнь 23-я Из сего: Исчезли в суете дни... Покупая время... Упразднитесь и уразумейте. О дражайше жизни время, Коль тебя мы не щадим! Коль так, как излишне бремя, Всюду мечем, не глядим! Будто прожитый час возвратится назад, Будто реки до своих повернутся ключей, Будто в наших руках лет до прибавки взять, Будто наш из бесчисленных составленный век дней. Для чего ж мы жить желаем Лет на свете восемьсот, Ежели мы их теряем На всяких безделиц род? Лучше час честно жить, чем скверно целый день. а Сион — слово еврейское. Значит то же, что по-эллински — πύργος σχοπία, рим. — specula. Так назывался Иерусалимский замок; по-славянски — зор, стража, горница. 6 Иерихон — город, есть образ суетного мира сего и лестного. Он широкий, спречь роскошным путем водит юных в разбойники, то есть в челюсти змиины и гидрины, в смертные грехи, Quaenam maxima peccatoribus poena? Ipsum peccatum. — Ничто не есть злее греха и жала, ибо его ничто же ни в сем, ни в оном веке мучитель­нее. «Жало смерти — грех». «Грехопадение, кто разумеет? Блажен тот один, кто разумеет». «Блажен муж, который на пути грешных не стоит». «Открой очи мои...» 63 Лучше один день свят от безбожного года, Лучше один год чист, чем десяток сквернен, Лучше в пользе десять лет, чем весь век без плода. Брось, любезный друг, безделья, Пресечи толикий вред, Сей момент примись за дело: Вот, вот, время уплывет! Не наше то уже, что прошло мимо нас, Не наше то, что породит будуща пора, Днешний день только наш, а не утренний час. Не знаем, что принесет вечерняя заря. Если ж не умеешь жить, Так учись фигуре сей1 Ах, не может всяк вместить Разум хитрости тоей. Знаю, что наша жизнь полна суетных врак, Знаю, что преглупая тварь в свете человек, Знаю, что чем живет, тем горший он дурак, Знаю, что слеп тот, кто закладает себе век. Конец. Rogatus quidam philosoplius: quid esset praetiosissi-mum? Respondit: tempus21. Песнь 24-я 22 Римского пророка Горация, претолкована малороссий­ским диалектом в 1765 году. Она начинается так: Otium divos rogat in patenti...23 и пр. Содержит же благое наставление к спокойной жизни. О покой наш небесный! Где ты скрылся с наших глаз? Ты нам обще всем любезный, в разный путь разбил ты нас. За тобою-то ветрила простирают в кораблях, Чтоб могли тебя те крылья во чужих сыскать странах. За тобою маршируют, разоряют города, Целый век бомбардируют, но достанут ли когда? Кажется, живут печали во великих больших домах; Больше спокоен домик малый, если в нужных сыт вещах. 64 Ах, ничем мы не довольны — се источник всех скорбей! Разных ум затеев полный — вот источник мятежей! Поудержмо дух несытый! Полно мучить краткий век! Что ль нам даст край знаменитый? Будешь тоже человек. Ведь печаль везде летает по земле и по воде, Сей бес молний всех быстрее может нас сыскать везде. Будем тем, что бог дал, рады, разобьем мы скорбь шутя, Полно нас червям съедати, ведь есть чаша всем людям. Славны, например, герои, но побиты на полях. Долго кто живет в покое, страждет в старых тот летах. Вас бог одарил грунтами, но вдруг может то пропасть, А мой жребий с голяками, но бог мудрости дал часть. Конец. Nihil est ab omni parte beatum24. Песнь 28-я О тайном внутри и вечном веселье боголюбнвых сер­дец. Из сих зерн: Веселье сердца — жизнь человеку, и радование мужа — долгоденствие. Кто же погубит душу свою меня ради, тот спасет ее. Что пользы человеку, если приобретает мир весь, лишится же души своей? Возлети на небеса, хоть в версальские леса, Вздень одежду золотую, Вздень и шапку хоть царскую; Когда ты невесел, то все ты нищ и гол; Завоюй земной весь шар, будь народам многим царь, Что тебе то помогает, Если внутрь душа рыдает? Когда ты невесел, то все ты подл и гол. Брось, пожалуй, думать мне, сколько жите лей в луне! Брось Копернпковски сферы 6 25 а Версалия (Versailles) именуется французского царя Эдем26, сиречь рай, или сладостный сад, неизреченных светских утех исполнен. 6 Коперник есть новейший астроном. Ныне его систему, т. е. план, или типик, небесных кругов весь мир принял. Родился над Вислою, в польском городе Торуне. Систему свою издал в [1543 г.]. Сфера есть слово эллинское, по-славянски: круг, клуб, мяч, глобус, гпря, шар, круг луны, круг солнца. 3 Г. Сковорода, т. i 65 Глянь в сердечные пещеры! В душе твоей глагол, вот будешь с ним весел! Бог есть лучший астроном, он наилучший эконом. Мать блаженная натура а Не творит ничто же сдура. Нужнейшее тебе найдешь то сам в себе. Глянь, пожалуй, внутрь тебя: сыщешь друга впутрь

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!