Разговор 3-и о том же: Знай себя 10 страница



Вспоминает и Соломон о свинье с золотым в ноздрях ее кольцом (Притчи, гл. И, стих 22). Знаю, что точно он сие говорит о тленных и бренных фигурах, в которых   101 погрязло и скрылося кольцо вечного царствия божия, а только говорю, что можно приточить и к тем, от кото­рых оное взято для особливого образования в Библию. Добросердечные и прозорливые люди разными фигурами изображали дурную душу сих на одно только зло живых и движимых чучел. Есть и в Малороссии пословица: «Да­леко свинья от коня».   Басня 29 Старуха и Горшечник Старуха покупала горшки. Амуры молодых лет еще и тогда ей отрыгалися. — А что за сей хорошенький?.. — За того возьму хоть 3 полушки,— отвечал Горшечпик. —· А за того гнусного (вот он), конечно, полушка?.. — За того ниже двух копеек не возьму... — Что за чудо?.. — У нас, бабка,— сказал мастер,— не глазами выби­рают: мы испытываем, чисто ли звенит. Баба, хотя была не подлого вкуса, однако не могла больше говорить, а только сказала, что и сама она давно сие знала, да вздумать не могла. Сила. Конечно, спя премудрая Ева есть прабаба всем тем острякам, которые человека ценят по одежде, по телу, по деньгам, по углам, по имени, не по его жития плодам. Сии правнуки, имея тот же вкус, совершенно доказывают, что они суть плод от сей райской яблони. Чистое, и как римляне говорили, candidum — белое, и независтное сердце, милосердное, терпеливое, куражное, прозорливое, воздержное, мирное, верующее в бога и упо­вающее на него во всем — вот чистый звон и честная души нашей цена! Воспоминает и сосуд избранный Павел о сосудах честных и бесчестных (2, «К Тимофею», гл. 2, стих 20, и «К римлянам», 9, стих 21) 39. «Утроба буйно как сосуд сокрушен и всякого разума не удержит» (Си­рах, гл. 21, ст. 17). Известно, что в царских домах находятся фарфоровые, серебряные и золотые урыналы, которых, конечно, чест­нее глиняная и деревянная посуда, пищею наполняемая, так как ветхий сельский храм божий почтенпее господ­ского бархатом украшенного афедрона. Изрядная велико­ 102 российская пословица спя: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Довелось мне в Харькове между премудрыми эмблематами на стене залы видеть следующий: написан схожий на черепаху гад с долговатым хвостом, среди черепа сияет большая золотая звезда, украшая оный. Посему он у рим­лян назывался stellio, а звезда — stella, но под ним толк подписан следующий: «Sub luce lues», сиречь под сиянием язва. Сюда принадлежит пословица, находящаяся в Еван­гелии: «Гробы повапленные»40.   Басня 30 Соловей, Жаворонок и Дрозд41 Среди высокой степи стоял сад — жилище Соловьев и Дроздов. Жаворонок, прилетев к Соловью: — Здравствуй, господин певчий,— сказал ему. — Здравствуй и ты, господин Соловей,— отвечал ему певчий. — Для чего ты меня твоим именем называешь? — спросил Жаворонок. А ты для чего меня называешь певчим?.. Жаворонок. Я тебя не без причины назвал пев­чим: твое имя у древних эллинов было αηδών, сиречь певчий, а ωδή - песня. Соловей. А твое имя у древних римлян было alauda, сиречь слава, а славлю — laudo. Жаворонок. Если так, теперь начинаю тебя больше любить и прилетел просить твоей дружбы. Соловей. О простак! Можно ли выпросить дружбу? Надобно родиться к нейа. Я часто дою сию мою песенку, научен от отца моего: Ojxotov προς δμοιον άγει θεός б. Жаворонок. И мой батька сию песенку поет. Я ж тебе как в прочем, так и в сем подобен, что ты поешь Христа, всей твари господа, а я его ж славлю, и в сем вся наша забава. Соловей. Хорошо, я совершенный твой друг, если в саду жить станешь. а Один бог есть сеятель дружбы. 6 Сиречь подобного к подобному ведет бог. 103 Жаворонок. А я искренний твой любитель, если в степи жить станешь. Соловей. Ах, не волоки меня в степь: степь — мне смерть. Как ты в ней живешь?.. Жаворонок. Ах, не волоки ж меня в сад: сад — мне смерть, как ты в нем живешь?.. — Полно вам, братья, дурачиться,— молвил, недалече сидя, Дрозд.— Вижу, вы рождены к дружбе, но не смыс­лите любить. Не ищи то, что тебе нравно, но то, что другу полезно: тогда и я готов быть третьим вашим другом. Потом, всяк своим пением пропев, утвердили в боге вечную дружбу. Сила. Сими тремя птичками образуется добрая дру­жба. Дружбы нельзя выпросить, ни купить, ни сплою вы­рвать. Любим тех, кого любить родились так, как едим то, что по природе, а у бога для всякого дыхания всякая пища добра, но не всем. И как нельзя коня с медведем, а собаку с волком припрячь к коляске, так не можно, чтобы не оторвалось ветхое сукно, пришитое к свежему, а гнилая доска, приклеенная к новой. Равное же несогла­сие есть между двумя разных природ людьми, а самая вящая несродность между злым и добрым сердцем. Жаво­ронок с Дроздом и Соловьем дружить может, а с ястре­бом, нетопырем — не может. Если бог разделил, тогда кто совокупит? Премудрая и предревняя есть сия посло­вица: «Οαοιον προς δμοιον άγει θεός». «Подобного к подоб­ному ведет бог». Одна только несносность жаворонку жить в саду так, как соловью в степи. Сие у эллинов име­новалось αντιπάθεια а. А в прочем во всем между ими равная сносность συμπάθεια6. Не должно же друга нудить к тому, что тебя веселит, а его мучит. Многие помянутой пословице противоречат, должно-де и врагов любить. Бесспорно, но дружба так, как милостыня; многие степени окружают центр престола ее. Всем доброжелателем быть можешь, но не наперстником. Иначе благодетельствуем домашним и сродственни­кам, иначе прихожим и странным. Бог всем благодетель, но не для всех сие его слово: «Обрел Давида, мужа по сердцу моему», а только для тех, которые сердце свое в божественную совсем преобразив волю, о всем благода­ а Разностность, шит противострастие.  6 Равностиость, или сострастие. 104 ряше веруют, надеются, любят его и слышат: «Вы друзья мои...» (от Иоанна, гл. 15). Счастлив, кто хоть одну только тень доброй дружбы нажить удостоился. Нет ничего дороже, слаще и полезнее ее. Великая Русь просвещенно поговаривает: «В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда приго­дится». ««Где был?» —У друга. «Что пил?» — Воду, луч­ше неприятельского меду»». Носится и в Малороссии по­словица: «Не имей ста рублей, как одного друга». Но не достоин дружеской любви превозносящий что-либо выше дружбы и не положивший оную остатним краем и при­станищем всех своих дел и желаний. Соловей преславное свое имя уступает самовольно другу. Сладка вода с дру­гом, славна с ним и безименность. Катон сказал: «Пропал тот день, что без пользы прошел» 42. Но Траян43 (чуть ли не Тит) 44 яснее сказал: «О друзья, погиб мой день — никому я не услужил». Всякой власти, званию, чину, состоянию, ремеслу, на­укам начало и конец — дружба, основание, союз и венец обществу. Она создала небо и землю, сохраняя мир миров в красоте, чине и мире. «Бог любви есть...» А кто пленился ею, тот высший законов гражданских, самим управляется богом. «Всяк, кто в нем пребывает, не согрешает...» (I Иоанна, гл. 3, стих 7) 45. «Праведнику закон не положен, но беззаконным» (I, К Тимофею, гл. 1, стих 9). Не надобно приводить трубами воду туда, где отрыга­ет чистейшее питье сам источник — всех поточков отец и глава. «Своему господу стоит или падает» (К римля­нам, гл. 14). К сей главе нас возводить есть должность богословия, одной из трех главнейших наук, содержащих в благоден­ствии жительство. Сих одних учителя именуются в Европе doctores. Единственный их предмет есть человек. Медицина врачует тело; юриспруденция страхом приводит каждого к должности, а богословие из рабов делает сынами и друзьями божиими, вливая в сердце их охоту свободную к тому, к чему гражданские законы силою волокут. «Уже ты не раб, но сын...» (К галатам,,, гл. 4). Чем множе таковых в жительстве, тем оно счастливее, и не напрасно есть пословица: «Доброе братство лучше богатства». 105 А что сказано о дружбе, то ж разумеется и о состоя­нии. Как в том, так и к сему вождь верный есть природа; счастлив же последующий ему. Впрочем, как помянутые птички образуют верного, избранного по природе, сиречь по богу, друга, так друг есть фигура и образ священной Библии. Взгляни на гл. 6, стих 14 Сираха. Читай их подалее и понимай, что Христос есть всех тех слов цель. Он есть премудрость божия, глаголящая к нам: «Вы друзья мои... Се мать моя и братья...» (Марка, гл. 3) 46. А как творящие волю божию суть мать и братья Христовы, так взаимно им Библия. Взгляни на конец 14 гл. и на начало 15 Сираха. Точно о Библии речь: «Вы­растит его, как мать...» Скажи мне, что есть друг? Слуга и доброжелатель. Ка­кая ж лучшая услуга, как привести к ведению божию? Все есть ложь, сиречь непостоянное и нетвердое, кроме бога. Но Библия учит о боге: «Я на сие родился... чтоб свидетельствовать истипу» (От Иоанна, стих 37, гл. 18). «Слово твое истина есть» (гл. 17, От Иоанна) 47. Вся наша жизнь в руке божпей; сие значит врожденное пам предписание пищи, состояния, дружбы... Самое маленькое дело без его руководства есть неудачное. «Без меня не можете...» Кто знает бога, тот знает план и путь жития своего. Что есть житие? Есть всех дел и движений твоих сноп. Видишь, что познавший бога все свое разумеет. Вот для чего сказано: «Друг верен — покров крепок...» Ничему нас Библия не учит, кроме богознания, но сим самим всего учит. И как имеющий очи все видит, так чувствующий бога все разумеет и все имеет —все, что для себя. А если черепаха крыльев не имеет, какая нуж­да? Они для птицы нужны. Не в том совершенная пре­мудрость, чтоб весь мир перезнать. Кто может сие? А не­возможное и ненужное есть то же. Но если все знаешь, что тебе надобно, сие значит совершенную мудрость. Пе­ресмотрев все планеты и приобрев все миры, не имея и не зная то, что для тебя, и скуден, и не зпаток, и не весел ты, так как, перевидав все дороги, но не увидав твою, ничего и не знаешь, и не имеешь, и не куражен. Да и как быть можешь куражен, лишен для тебя нужного? Как иметь станешь, не сыскав? А как сыщешь, не узнав? Как же узнаешь, лишен сладчайшего и всевожделеннейшего твоего руководителя— света божиего? Старипная посло­вица: «Охота пуще неволи». Злая охота побуждает злодея 106 к ужасным предприятиям. Но не менее сильна и святая охота. Охота, любовь, огонь, свет, пламень, разжжение есть то же, «Бог любви есть...» Сия распалила и устремила апостольские, пророческие и мученические сердца на лютые страдания, а пустынни­ков и постников к горчайшим подвигам разожгла и оживляла их. О сем просвещающем и распаляющем, но не опаляющем огне Соломон в Песне Песней48: Крепка, как смерть, любовь, Жестока, как ад, ревность, Крылья ее — крылья огня; Углие огненное — пламя ее (гл. 8). Сей божественный кураж просвещал тьму их, согревал отчаяние, прохлаждал зной, услаждал горести, а без сего всякое счастье есть несчастное. Итак, Библия есть наш верховнейший друг и ближний, приводя нас к тому, что есть единое дражайшее и любезнейшее. Она есть для нас предками нашими оставленный завет, хранящий сокрови­ще боговедения. Боговедение, вера, страх божий, премуд­рость есть то же. Сия одна есть истинная премудрость. Сей друзей божиих и пророков готовит (Премудрости Со­ломона, гл. 4) 49. «Сию возлюбил и поискал из юности моей». «Сия бла­голепнее солнца». «Проницающая, как утро, добра, как луна, избрана, как солнце». «Труды ее суть добродетели: ибо целомудрию и разуму учит, правде и мужеству, их же потребнее ничто же есть в житии людям» (Песнь Песней и Премудрости Соломона, гл. 7 и гл. 8).   ТРАКТАТЫ. ДИАЛОГИ   НАЧАЛЬНАЯ ДВЕРЬ К ХРИСТИАНСКОМУ ДОБРОНРАВИЮ1 Написана в 1766 году для молодого шляхетства Харь­ковской губернии, а обновлена в 1780 году   Преддверие Благодарение блаженному богу о том, что нужное сде­лал нетрудным, а трудное ненужным 2. Нет слаще для человека и нет нужнее, как счастье; нет же ничего и легче сего. Благодарение блаженному богу. Царствие божие внутри нас Счастие в сердце, сердце в любви, любовь же в законе вечного. Сие есть непрестающее ведро и незаходящее солнце, тьму сердечной бездны просвещающее. Благодарение бла­женному богу. Что было бы, если бы счастие, пренужнейшее и лю­безнейшее для всех, зависело от места, от времени, от плоти и крови? Скажу яснее: что было бы, если бы счастие заключил бог в Америке, или в Канарских остро­вах, или в азиатском Иерусалиме, или в царских черто­гах, или в соломоновом веке, или в богатствах, или в пустыне, или в чине, или в науках, или в здравии?.. Тогда бы и счастие наше и мы с ним были бедные. Кто б мог добраться к тем местам? Как можно родиться всем в одном коем-то времени? Как же и поместиться в одном чине и стати? Кое же то и счастие, утвержденное на песке плоти, на ограниченном месте и времени, на смерт­ном человеке? Не сие ли есть трудное? Ей! Трудное и не­возможное. Благодарение же блаженному богу, что труд­ное сделал ненужным. Ныне же желаешь ли быть счастливым? Не ищи счастья за морем, не проси его у человека, не странствуй по планетам, не волочись по дворцам, не ползай по шару земному, не броди по Иерусалимам... Золотом можешь ку­пить деревню, вещь трудную, как обходимую, а счастие как необходимая необходимость туне везде и всегда дару­ется. 11 Воздух и солнце всегда с тобою, везде и туне; все же то, что бежит от тебя прочь, знай, что оно чуждое и не почитай за твое, все то странное есть и лишнее. Что же тебе нужды? Тем-то оно и трудное. Никогда бы не разлу­чилось с тобою, если бы было необходимое. Благодарение блаженному богу. Счастие ни от небес, ни от земли не зависит. Скажи с Давидом: «Что мне есть на небесе? Иот тебя что восхо­тел на земле?» Что же есть для тебя нужное? То, что самое легкое. А что же есть легкое? О друг мой, все трудное, и тяже­лое, и горькое, и злое, и лживое есть. Однако что есть легкое? То, друг мой, что нужное. Что есть нужное? Нуж­ное есть только одно: «Едино есть на потребу». Одно только для тебя нужное, одно же только и благое и легкое, а прочее все труд и болезнь. Что же есть оное едино? Бог. Вся тварь есть рухлядь, смесь, сволочь, сечь, лом, крушь, стечь, вздор, сплочь, и плоть, и плетки... А то, что любезное и потребное, есть едино везде и всегда. Но сие едино все горстию своею и прах плоти твоей содержит. Благодарение ж блаженному богу за то, что все нас оставляет и все для нас трудное, кроме того, что потреб­ное, любезное и единое. Многие телесные необходимости ожидают тебя, и не там счастие, а для сердца твоего едино есть на потребу, и там бог и счастие, не далече оно. Близ есть. В сердце и в душе твоей. В сей ковчег ведет и наша десятоглавая беседа, будто чрез десять дверей, а я желаю, дабы душа твоя, как Ное-ва голубица, не обретши нигде покоя, возвратилась к сердцу своему, к тому, кто почивает в сердце твоем, да­бы сбылося оное Исаино: «Будут основания твои вечные родом родов, и назовешься создателем оград, и пути твои посреди успокоишь». Сего желает Григорий, сын Саввы Сковороды.   ТВЕРДЬ БЕСЕДЫ «Истина господня пребывает вовеки». «Вовек, господи, слово твое пребывает». «Закон твой посреди чрева моего». «Слово плотью было и вселилось в нас». «Посреди вас стоит, его же не знаете». 112 Глава 1-я О боге Весь мир состоит из двух натур: одна— видимая, дру­гая — невидимая. Видимая натура называется тварь, а невидимая — бог3. Спя невидимая натура, или бог, всю тварь проницает и содержит; везде всегда был, есть и будет. Например, тело человеческое видно, но проницающий и содержащий оное ум не виден. По сей причине у древних бог назывался ум всемир­ный. Ему ж у них были разные имена, например: натура, бытие вещей, вечность, время, судьба, необходимость, фортуна и проч. А у христиан знатнейшие ему имена следующие: дух, господь, царь, отец, ум, истина. Последние два имени ка­жутся свойственнее прочих, потому что ум вовсе есть не­веществен, а истина вечным своим пребыванием совсем протпвна непостоянному веществу. Да и теперь в некото­рой земле называется бог иштен4. Что касается видимой натуры, то ей также не одно имя, например: вещество, или материя, земля, плоть, тень и проч.   Глава 2-я О вере вселенской Как теперь мало кто разумеет бога, так не удивитель­но, что и у древних часто публичною ошибкою почитали вещество за бога и затем все свое богопочптание отдали в посмеяние. Однако же в то все века и народы всегда согласно верили, что есть тайная некая, по всему разлившаяся и всем владеющая сила. По сей причине для чести и памяти его по всему шару земному общенародно были всегда посвящаемы дома, да и теперь везде все то же. И хотя, например, подданный может ошибкою почесть камердинера вместо господина, однако ж в том никогда не спорит, что есть над ним вла­делец, которого он, может статься, в лицо не видывал. Подданпый его есть всякий парод, и равно каждый при­знает пред ним рабство свое. Такова вера есть общая и простая. 113   Глава 3-я О промысле общем Сия-то блаженнейшая натура, или дух, весь мир, буд­то машинистова хитрость часовую на башне машину, в движении содержит и, по примеру попечительного от­ца, сам бытие есть всякому созданию. Сам одушевляет, кормит, распоряжает, починяет, защищает и по своей же воле, которая всеобщим законом, или уставом, зовется, опять в грубую материю, или грязь, обращает, а мы то называем смертию. По сей причине разумная древность сравнила его с математиком или геометром, потому что непрестанно в пропорциях или размерах упражняется, вылепливая по разным фигурам, например: травы, деревья, зверей и все прочее; а еврейские мудрецы уподобили его горшеч­нику. Сей промысл есть общий, потому что касается благо­состояния всех тварей.   Глава 4-я О промысле, особенном для человека Сей чистейший, всемирный, всех веков и народов все­общий ум излил нам, как источник, все мудрости и худо­жества, к провождению жития нужные. Но ничем ему так не одолжен всякий народ, как тем, что он дал нам самую высочайшую свою премудрость, которая природный его есть портрет и печать. Она столь превосходит прочие разумные духи, или по­нятия, сколь наследник лучше служителей. Она весьма похожа на искуснейшую архитектурную симметрию или модель, которая по всему материалу, не­чувствительно простираясь, делает весь состав крепким и спокойным, все прочие приборы содержащим. Так слово в слово и она, по всем членам политическо­го корпуса, из людей, не из камней состоящего, тайно разлившись, делает его твердым, мирпым и благопо­лучным. Если, например, какая-то фамилия, или город, или го­сударство по сей модели основано и учреждено, в то вре­мя бывает оно раем, небом, домом божипм и прочее. 114 А если один какой-то человек созиждет по нему житие свое, в то время бывает в нем страх божий, святыня, благочестие и прочее. И как в теле человеческом один ум, однако разно по рассуждению разных частей действует, так и в помянутых сожительствах, сею премудростию связанных, бог чрез различные члены различные в пользу общую производит действа. Она во всех наших всякого рода делах и речах душа, польза и краса, а без нее все мертво и гнусно. Родимся мы все без нес, однако для нее. Кто к ней природное и охотнее, тот благороднее и острее, а чем большее кто с нею имеет участие, тем действительнейшее, но не поня­тое внутри чувствует блаженство или удовольствие. От нее одной зависит особенный в созидании рода челове­ческого промысл. Она-то есть прекраснейшее лицо божие, которым он со временем, напечатуясь на душе нашей, делает нас из диких и безобразных монстров, или уродов, человеками, то есть зверьками, к содружеству и к помя­нутым сожительствам годными, незлобивыми, воздержны­ми, великодушными и справедливыми. А если уже она вселилась в сердечные человеческие склонности, в то время точно есть то же самое, что в движении часовой машины темпо (tempo), то есть правиль­ность и верность. И тогда-то бывает в душе непорочность и чистосердечие, как бы райский некий дух и вкус, пле­няющий к дружелюбию. Она различит нас от зверей милосердием и справедли­востью, а от скотов — воздержанием и разумом; и не иное что есть, как блаженнейшее лицо божие, тайно на сердце написанное, сила и правило всех наших движений и дел. В то время сердце наше делается чистым источником бла­годеяний, несказанно душу веселящих; и тогда-то мы бы­ваем истинными по душе и по телу человеками, подобны годным для строения четвероугольным камням, с каковых живой божий дом составляется, в котором он особливою царствует мплостию.

Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!