Смерть одной из сторон. Совпадение должника и кредитора в одном лице
Влияние смерти одной из сторон на судьбу обязательства.
Как правило, смерть кредитора или должника не прекращала обязательственного отношения. Поскольку наследник являлся в принципе универсальным преемником, постольку права требования переходили на него (п. 233). Однако долги по деликтам не переходили на наследников и прекращались со смертью виновного.
Впрочем, эдиктом претора об исках за обманные действия и угрозы (dolus, metus), было предусмотрено, что наследник делинквента (виновного) отвечает в пределах обогащения, полученного им от указанных действий наследодателя (D. 44. 7. 35).
Est constitutum turpia lucra heredibus quoque extorqueri, licet crim-ina exstinquantur — по установленному правилу преступная прибыль, доставшаяся наследникам, подлежит изъятию, хотя за деликт они не отвечают (D. 3. 6. 5. рг.).
Что касается перехода права требования из деликтов, то heredi defuncti huius modi actiones competunt — к наследнику потерпевшего переходят такого рода иски из деликтов, за исключением исков из обид и подобных (строго личных) исков (Гай. IV. 112). Эти не переходящие по наследству требования известны под названием actiones vindictam spirantes — буквально: иски, которые дышат местью.
346. Совпадение (confusio). Обязательство прекращается также в
тех случаях, когда в обязательственном отношении кредитор и
должник сливаются в одном лице — cum in eandem,personam ius
stipulantis promittentisque devenit (D. 46. 3. 107). Этот случай носит
-273-
название confusio — слияние, совпадение. Чаще всего это имеет место, когда должник становится наследником кредитора и наоборот. Cum quis debitor! suo heres exstitit, confusione creditor esse desinit — если кто-либо стал наследником своего должника, то в силу совпадения он перестает-быть кредитором (D. 18. 4. 2. 18).
|
|
Типичным для рабовладельческого хозяйства был следующий случай совпадения (конфузии). Чужой раб или чужой подвластный сын причинил кому-либо ущерб. Ответственность по т. н. нок-сальному иску несет хозяин раба или отец подвластного. Допустим, что подвластный сын попал под отцовскую власть потерпевшего (например, в результате усыновления — adoptio) или раб, причинивший ущерб, приобретен потерпевшим. В этих случаях ответственность за ущерб, причиненный подвластным или рабом, отпадает в силу того, что потерпевший, с одной стороны, и лицо, несущее ноксальную ответственность за раба или подвластного, с другой стороны, слились в одном лице.
§ 111. Освобождение от долга ( remissio debit !)
347. Воображаемый платеж; платеж посредством меди и весов. В Риме существовали формальные способы освобождения от обязательства, основанные на соглашении сторон, имеющем целью погасить обязательство, хотя бы это не сопровождалось реальным исполнением. В этой связи речь идет, прежде всего, о так называемой imaginaria solutio, т. е. о воображаемом или образном платеже.
|
|
Solutio per aes et libram — развязка посредством меди и весов -является древнейшим видом воображаемого платежа. Гай описывает развязку обязательства, возникшего в результате кабального займа (nexum), а также в силу судебного решения. Торжественный акт происходит в присутствии пяти свидетелей и взвешивателя и при наличия меди и весов. Должник произносит слова:
Quod ego tlbl tot milibus condemnatus sum , me eo nomine a te solve liberoque hoc aere aeneaque libra , dum hanc tibi libram primam postremamque expendo secundum legem publicam (Гай. 4.73). -Вви ду того, что с меня присуждено тебе столько-то тысяч, я по этому основанию отвязываю себя от тебя и освобождаю этой медью и медными весами тем, что я тебе отвешиваю этот фунт первый и последний согласно государственного закона.
Архаическая формула «те a te solvo liberoque» до известной степени воспроизводится в сакральных обрядах, описанных у Тита Ливия под 217 г. до н. э.: по случаю церемонии священной весны верховный жрец освобождал народ от прегрешений вольных и невольных, заканчивая молитву словами: eo populus solutus liber esto — пусть народ будет отвязан и свободен (Liv. 22. 10). В другом
-274-
месте (Liv. 6. 14) рассказывается о том, как Манлий уплатил долг кабального должника — rem creditor! palam populo solvit, libraque et aere liberatum emittit: в присутствии народа он уплатил долг кредитору и, освободив его при помощи меди и весов, отпустил.
|
|
348. Акцептиляция (acceptilatio). Акцептиляцией называлось
формальное устное заявление кредитора о том, что исполнение им
получено. Акцептиляция является разновидностью воображаемого
платежа — acceptilatio est veluti imaginaria solutio (Гай. З. 169). По
лагают, что это «подтверждение получения» относилось первона
чально к литеральным договорам, т. е. к договорам, подтвержден
ным записями в приходо-расходных книгах римских домовладык.
«Acceptum vel expensum ferre». означало: вносить запись о получе
нии или расходе; от глагола acceptum ferre произошло существи
тельное acceptilatio, первоначально: запись приходной статьи. Од
нако, главным образом, акцептиляции является словесным
способом погашения слоресного же обязательства, т. е. стипуля-
ции (п. 433). Акцептиляция совершается путем формального во
проса и ответа, соответствующего вопросу и ответу при стипуля-
ции (п. 433). Quod ego tibi promisi, habesne acceptum? Habeo — то
что я тебе обещал, получил ли ты? Я получил (Гай. 3. 169).
349. Акцептиляция и письменная квитанция. Параллелизм между
акцептиляцией, как способом погашения, и стипуляцией, как спо
собом возникновения и действия обязательства, шел еще дальше.
Подобно тому, как словесная стипуляция постепенно стала вытес
няться письменным долговым документом cautio, так и на смену
словесной акцептиляции пришла письменная квитанция, по-гре
чески: apocha, на византийской латыни — securitas. Далее, мы зна
ем, что в поздний период Рима против стипуляции, несмотря на
ее формально абстрактный характер, стало возможно защищаться
путем возражения о неполучении денег по займу или по другому
основанию.
|
|
Параллельно с возросшим применением этого возражения — exceptio non numeratae pecuniae — при Юстиниане вводится закон, по которому кредитор, выдавший квитанцию, может в течение 30 дней возбудить спор о том, что в действительности платеж им не был получен — intra triginta dies post securitatis expositionem exceptionem non numeratae pecuniae posse obici (C. 4. 30. 14. 2).
Одно время, до Юстиниана, квитанция (apocha), подтверждающая реальный платеж, и акцептиляция, как «образный платежа», существовали радом.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!