Глава 26 ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Соответствие способа прекращения
Обязательства способу его возникновения
327. Понятие « solutio ». Обязательство прекращается — obligatio
tollitur, или обязательство погашается — obligatio exstinguitur раз
личными способами, из которых главным считалось исполнение
(платеж). Tollitur obligatio praecipue solutione eius, quod debetur —
обязательство прекращается главным образом исполнением (пла-
тежем) того, что причитается (Гай. 3. 168).
Понятие solutio, solvere проделало любопытную эволюцию в римском праве. В древнейшую эпоху это означало, как мы видели (п.282), развязывать должника от сковывавших его цепей, затем освобождение должника, от подчинения его личности должнику. Me a te solvo — я себя отвязываю от тебя (Гай. 3. 174). Затем solvere приобретает значение исполнять, передать предмет обязательства: Stichum solvere, rem solvere. Раб или вещь были obligati, связаны, они стали solutio.
Таким образом solutio стало равнозначуще с satisfactio (удовлетворение). Solvere dicimus eum qui facit quod facere promisit — мы говорим, что исполняет тот, кто делает то, что он обязался сделать (D. 50. 16. 176).
Однако в наиболее архаических типах обязательств слова obligatio и soluto сохранили свой первоначальный, буквальный смысл.
Соответствие старинной obligatio на начальном моменте обязательства и solutio на его конечном моменте дошло до нас в древнем виде кабального займа — nexum. По определению юриста, верховного жреца Квинта Муцин Сцеволы (ок. 100 г. до н. э.), nexum заключается путем меди и весов с целью обязать себя: quae per aes et libram fiant ut obligentur . Таким же способом, т. е. при помощи меди и весов, происходит освобождение кабального — nexi liberatio (Varro, De lingua latina, VII. 105). Гай нам рассказывает (3. 173): «Есть такой вид образного платежа (imaginaria solutio) при помощи меди и весов; этот способ, вообще, принят в определенных случаях, когда долг возник с применением меди и весов».
|
|
328. Симметрия возникновения и прекращения обязательства.
Становится понятным, что в стабилизированные юридические
-263-
правила, отлившиеся в ходячие афоризмы традиционного права -regulae iuris antiqui (D. 50. 17), вошли такие изречения: Nihil tarn naturale est quam eo genere quidque dissolvere quo colligatum est -нет ничего более естественного, чем то, что каким способом было связано, таким и нужно развязать (D. 50. 17. 35). А потому словесное обязательство прекращается словесно, а обязательство, основанное на голом соглашении, развязывается противоположным соглашением — ideo verborum obligatio verbis tollitur, nudi consensus obligatio contrario consensu dissolvitur (там же).
Выработалось противопоставление: какими способами мы вступаем в обязательство, соответственно обратными мы освобождаемся — quibuscumque mobis obligamur, isdem in contrarium actis liberamur (D. 50. 17. 153).
Исполнение обязательства
329. Кто и кому исполняет. Обязательство может быть исполне
но не только должником, но и любым лицом, даже без ведома и
согласия должника — solvendo quisque pro alio licet invito et igno-
|
|
•rante liberal eum (D. 3. 5. 38; D. 46.3. 53). Мы не находим в источниках прямого указания на то, что строго личные обязательства должны быть исполнены только должником. Это объясняется тем, что такая область права, как наем труда свободных людей, в рабовладельческом Риме играла сравнительно незначительную роль. Платить нужно кредитору или кому он прикажет — iussu eius, или опекуну, попечителю, доверенному, наследнику, рабу-управляющему — servus actor (D. 46. 3. 49). Своеобразное положение занимало лицо, субсидиарно (подсобно) управомоченное на получение платежа, т.е. solutionis causa adiectus — лицо, добавленное для целей платежа. Тип этих обязательств: Mini aut Seio dare spondes? — Обязуешься дать мне или Сею? Право требования принадлежит кредитору, но должник может уплатить Сею. Obligatio quidem stipulated adquiratur, solvi tamen Seio recte possit (I. 3. 19. 4).
Право подсобного платежепринимателя было безотзывным, а именно: «Если заключено обязательство уплатить кредитору или Тицию, и хотя бы затем кредитор запретил должнику платить Тицию, однако, уплатив последнему, не освобождаюсь» (D. 46. 3. 12. 3).
330. Порядок засчитывания платежа при наличии нескольких дол
гов. Источники подробно останавливаются на вопросе о платеже,
сделанном при наличии нескольких долгов — cum ex pluribus cau-
sis debitor solvit (D. 46. 3. 97). Право засчитать (imputare) плату за
тот или иной долг предоставляется должнику, а при отсутствии его
|
|
-264-
указаний — кредитору, а на случай, если ни одна из сторон об этом не позаботилась, устанавливается очередность долгов данного должника, подлежащих погашению: сначала проценты, затем капитальная сумма — prius in usuras deinde in sortem (C. 8. 42. 1); сначала долги, созревшие для принудительного взыскания (D. 46. 3. 103), потом другие; сначала долги, по которым присуждение угрожает бесчестьем или штрафной санкцией, потом другие; сначала обеспеченные залогом, затем необеспеченные (D. 46. 3. 97) и т. д.
331. Частичная уплата. Частичную уплату кредитор не обязан принимать. Если кредитор требует десять денежных единиц, то его нельзя принудить принять предлагаемые должником пять и судиться об остальном. Таким же образом, если кредитор виндицирует поместье, то он вправе отвергнуть частичное добровольное исполнение, предпочитая судиться обо всем. Так обстояло дело в классическую эпоху при Юлиане, когда обязательство рассматривалось как нечто целое, погашение которого строго соответствует его возникновению. Позднее, в Византии, этот ригоризм смягчается и должнику дается возможность освободиться хотя бы от части долга: humanius videtur... si actorem compulerit ad accipiendum id quod offer-atur — представляется более человечным побудить истца принять то, что предлагают (D. 12. 1. 21). Здесь все смягчено: вместо ригоризма — византийская «гуманность»; здесь речь идет не о том, чтобы принудить кредитора к принятию, а о том, чтобы его побудить.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!