Вертеться, как белка в колесе  



 

см. Как бепка в колесе.

 

Верую, потому что нелепо

 

С латинского: Credo quia absurdum  [крэдо квиа абсурдум].

Эти слова традиционно приписывают Блаженному Августину (354— 430), знаменитому средневековому богослову, хотя нигде в его сочинениях такое выражение не встречается.

Похожее по смыслу рассуждение есть у богослова Тертуллиана  (II— III вв.), в его сочинении «О теле Христовом». Дословно: «Сын Божий распят — это не стыдно, потому что постыдно. И умер сын Божий — это вполне достоверно, потому что нелепо. И погребенный воскрес — это верно, потому что невозможно». Вероятно, крылатая фраза сложилась на основе этих рассуждений Тертуллиана.

Фраза-символ средневековой схоластики, которую часто приводят в качестве комментария к чьей-либо слепой убежденности в чем-то, нерассуждающей приверженности догматам и авторитетам, безосновательной вере чьим-то обещаниям и пр. (ирон.).

 

Верхи не могут, низы не хотят

 

Из работы «Маевка революционного пролетариата» (1913) В. И. Ленина  (1870—1924): «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели  жить, как прежде. Для нее требуется еще, чтобы верхи не могли  хозяйничать и управлять, как прежде».

Та же мысль встречается также в работах «Крах II Интеранционала» (1915) и «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). В последнее работе говорится: «Лишь тогда, когда «низы» не хотят  старого и когда «верхи» не могут по-старому,  лишь тогда революция может победить».

Используется для указания на некую кризисную ситуацию в обществе, когда «верхи» (правительство) не могут управлять по-старому, а «низы» (общество, население) — по-старому жить. Применяется также, когда хотят указать на объективную невозможность инициировать какие-либо реформы, общественные процессы в стране (шутл.-ирон.).

 

Верхние десять тысяч

 

С английского: The upper Ten. The upper Ten thousand.

Выражение ввел в оборот американский журналист и писатель На-таниэл Паркер Уиллис  (1806—1867) в значении «денежная, финансовая аристократия». В своей статье для нью-йоркской газеты «Evening Mirror» он писал (11 ноября 1844 г.): «В настоящее время нет различия между верхними десятью тысячами в городе».

Это выражение стало крылатым и в Англии, где оно вошло в обиход в сокращенной форме: the upper ten,  то есть «верхние десять».

Однако в США на смену «верхним десяти тысячам» вскоре пришло другое выражение, имеющее тот же смысл. Это случилось после того, как один из столпов американского высшего света адвокат Мак-Алистер (ум. 1895) сказал (1888) в интервью газете «Нью-Йорк дэйли трибюн», что нью-йоркское «общество» насчитывает где-то 400 человек, не более. Выражение стало очень популярным. Им, например, воспользовался писатель Элтон Синклер и один из своих романов, изображающий нравы элиты США, назвал именно так: «Четыреста».

Но выражение «верхние десять тысяч» вышло за пределы англосаксонских стран и прижилось во всем мире, в том числе и в России.

Иносказательно о вершине «социальной лестницы» в стране, о наиболее состоятельных, влиятельных кругах или семьях в стране.

 

Верхняя Вольта с баллистическими ракетами

 

Ошибочно приписывается британскому премьер-министру Маргарет Тэтчер.

Отзыв федерального канцлера (1974—1982) ФРГ (Германия) Гельмута Шмидта  (р. 1918) о Советском Союзе (начало 1980-х гг.). Образ стал популярным в российской публицистике и применяется также к пореформенной России 1990-х гг.

 

Веселенький пейзажик

 

Из повести «Молотов» (1861) русского писателя Николая Герасимовича Помяловского  (1835—1863). Персонаж этой повести художник Череванин часто с иронией повторяет: «Захлопнут гроб крышкой... и опустят тело в подземные жилища... ползут черви, крысы, кроты... Веселенький пейзажик».

Используется как иронический комментарий к какой-либо непростой жизненной ситуации, событию и т. п.

 

Веселие Руси есть пити

 

Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора  (вторая пол. XI — нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович,  или Владимир Святой  (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался: Руси есть веселие пити, не можем без того быти.  И потому князь Владимир предпочел православие, поскольку Православная церковь употребление вина не запрещает и даже использует последнее в обряде причастия.

Известно как «историческое» самооправдание всех любителей «выпить и закусить» (шутл.-ирон.).

 

Весна! Выставляется первая рама

 

Из названного по этой строке стихотворения (1854) русского поэта Аполлона Николаевича Майкова  (1821 — 1897):

 

Весна! Выставляется первая рама —

И в комнату шум ворвался,

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса.

 

Комментарий к первым признакам весны, к пробуждению природы.

 

Весомо, грубо, зримо

 

Из поэмы «Во весь голос» («Первое вступление в поэму», 1930) Владимира Владимировича Маяковского  (1893—1930):

 

Мой стих /трудом /громаду лет прорвет

и явится /весомо, /грубо, /зримо,

как в наши дни /вошел водопровод,

сработанный /еще рабами Рима.

 

Иносказательно: очень убедительно, наглядно, впечатляюще.

 

Весталка

 

Жрица римской богини Весты (греч. — Гестия), в храме которой весталки поддерживали вечный огонь. Роль этих жриц могли выполнять только молодые, девственные девушки, которых в случае нарушения обета целомудрия подвергали смертной казни — закапывали заживо в землю. Весталок в храме было 6, их туда принимали в возрасте от 6 до 10 лет, и они служили там до своего 30-летия.

Шутливо-иронически о хранителе чистоты принципов, учения (политического) и т. п., или о старой деве, или излишне щепетильной девушке.

 

Весь мир насилья мы разрушим

 

Из первой строки международного пролетарского гимна «Интернационал», написанного на стихи (1871) французского поэта Эжена Потье  в переводе на русский язык (1902) Аркадия Яковлевича Коца  (1872—1943):

 

Весь мир насилья мы разрушим

До основанья, а затем

Мы наш, мы новый мир построим,

Кто был никем, тот станет всем.

 

Фраза-символ идеи революционного переустройства мира, популярной в России начала XX в.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!