В.Д. Авксентьев Этнические конфликты: история и типология
Этнические конфликты — древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая человеческую историю. Во-первых, этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек определяет свою этническую принадлежность один раз на всю жизнь в процессе социализации. Нередки случаи, когда, отдаваясь во власть этнических чувств, люди действуют в конфликтных ситуациях вопреки здравому смыслу. Во-вторых, поскольку этносы являются территориально организованными структурами, этнические конфликты приобретают особую остроту, если их предмет имеет территориальный характер или территориальное происхождение (владение территорией, землей, богатством ее недр; территориальное устройство государства и др.). В-третьих, этнические конфликты вовлекают в свою орбиту другие сферы общества. Например, этническую окраску принимают классовые, экономические, экологические, политические конфликты. Этнический конфликт проходит красной нитью через различные исторические эпохи, в том числе доклассовые, проникает во все другие типы конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям. Почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу.
С глубокой древности известно такое явление, как захват чужеплеменников и продажа их в рабство или использование в качестве рабов. Этим промыслом занимались еще во II тысячелетии до н.э. финикийские пираты. Вместе с тем финикийцы остались в памяти человечества и как народ древнейшей высокоразвитой цивилизации. К финикийскому письму (алфавиту) восходят более поздние греческий, латинский и славянский (кириллический) алфавиты. С целью захвата чужеплеменников и продажи их в рабство совершало набеги на Северный Кавказ, в южные районы Руси и Украины Крымское
|
|
ханство — вассал Турции. Работорговля была процветающим промыслом и в Казанском ханстве. С открытием Америки и развитием плантационного хлопководства, требовавшего большого количества рабочих рук, в европейских державах появилась новая отрасль деятельности — захват и продажа в Америку рабов. Голландские и несколько позже английские охотники за живым товаром сколотили на этом огромные капиталы. В 1662 г. англичане даже создали специальную
Aupanemoea H. 600 тысяч человеческих жизней — за передел постсоветского пространства // Независимая газета. 2001. 28 июня.
203
Одновременно с этим усложнялись взаимоотношения между старыми и новыми меньшинствами. В то время как численность афро-американцев стабилизировалась, численность латино- и азиато-американцев постоянно увеличивалась. Между тремя типами меньшинств — выходцев из Африки, Латинской Америки и Азии — начали возникать конфликты. Они спорили за дефицитные блага — рынки сбыта наркотиков, покупателей для своих магазинчиков, права и привилегии, раздаваемые официальными властями.
|
|
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ— между русскими и таджиками за самостоятельность и государственный суверенитет.
МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ- между частями одной нации, казаками и русскими, между двумя родами таджиков, узбеков за власть в одном государстве.
В ходе массовых беспорядков в 1992 г. в Лос-Анджелесе выяснилось, что агрессивно настроенные чернокожие воевали сразу на три фронта — против белых, корейцев и испаноговорящих «латинос». Опрос, проведенный сразу после беспорядков, показал, что чернокожие выступают против миграции
Африканскую компанию для захвата негров и продажи их в рабство. Эта деятельность привела к обезлюдению целых областей Африканского континента и истреблению населявших их этнических групп. Изложение подобных фактов можно продолжать и продолжать. XX в. является столетием небывалых социальных потрясений: две мировые войны, в ходе которых использовались новейшие средства массового уничтожения людей, десятки кровопролитных региональных конфликтов, распад мировых империй, неоднократная перекройка политической карты мира, социальные революции — все это является неотъемлемой чертой столетия. Начало столетия ознаменовалось эскалацией англо-бурской войны (1899-1902), которая была развязана Великобританией с целью захвата Трансвааля и Оранжевой республики, созданных на юге Африки бурами — потомками голландских переселенцев. В 1904 г. началась русско-японская война, закончившаяся поражением и территориальными потерями России. С обеих сторон в этой войне широко использовалась националистическая и шовинистская пропаганда, надолго отравившая национальное сознание народов этих стран. В ходе Первой мировой войны произошел один из крупнейших в истории XX в. актов этноцида: в 1915 г. турецкими властями было уничтожено свыше 1,5 млн армян, [еноцид армян со стороны турецких властей повторился еще дважды, хотя и в меньших размерах, уже после окончания войны, в 1918 и 1919 гг.
|
|
Не будет преувеличением сказать, что XX в. стал веком невиданного после уничтожения белыми
поселенцами коренных жителей Америки — индейцев — массового геноцида, апогеем которого стали обе мировые войны. Уже в конце 1940-х гг. произошла эскалация эт-нополитической напряженности на Ближнем Востоке — колыбели трех религий и цивилизаций — христианства, иудаизма и ислама. С глубокой древности здесь переплелись этнополитические, этнотерриториальные, этноконфессиональные и геополитические проблемы, которые неоднократно в истории взрывались крупномасштабными и локальными конфликтами. После Второй мировой войны в этом регионе сформировался устойчивый затяжной конфликт, далеко вышедший за рамки регионального.
|
|
Этнический конфликт не миновал и благополучные страны Запада: периодически обостряются этнические трения в Бельгии, расовые проблемы в США; с большим трудом в 1995 г. в Квебеке была сохранена целостность Канады — страны с одним из самых высоких в мире уровнем жизни. Очаги острейших этнических конфликтов представляют собой многие страны постсоциалистического мира. В некоторых из них начались открытые вооруженные столкновения на этнической почве, в других обострилась проблема этнических меньшинств. Крах социалистической системы и переход к экономике рыночного типа сопровождался распадом Югославии, СССР, Чехословакии. В бывшем СССР сепаратистские процессы породили территориальные претензии, потоки беженцев и переселенцев. Источник: Социологические исследования. 1996. №12.
204
в США иностранцев даже активнее, чем белые, поскольку, по их мнению, малоквалифицированные мигранты из Азии и Латинской Америки конкурировали за рабочие места прежде всего с чернокожими, а не с белыми. В ходе беспорядков 1992 г., устроенных афро-американцами, больше всех пострадали иммигранты из Кореи, магазинчики которых находились в центре Лос-Анджелеса (средний класс давно выехал из центра американских городов в пригороды), и мелкие бизнесмены из Латинской Америки.
Таким образом, за сотни лет рабства и борьбы с ним американские негры давно забыли африканские традиции, усвоили ценности культуры белых, которую приняли как свою собственную и стали активно защищать. В интервью, взятом у них после событий 1992 г., чернокожие обвиняли корейцев и «латинос» в том, что те неприветливы, недобродушны и непатриотичны в отличие от белых американцев, живущих по соседству'9. Угнетаемые усвоили культуру угнетателей и ныне обучают ей других. И если в будущем белые в Америке окажутся в численном меньшинстве, функцию распространения идеалов белой культуры за них выполнят скорее всего негры.
Национальное большинство по-разному относится к разным национальным меньшинствам. Например, белые всегда относились к неграм, как к тупым и ленивым рабам. Этот стереотип закрепился. Потребовалось немало поколений преуспевших в бизнесе, науке и культуре чернокожих для того, чтобы старый стереотип разрушился. Но к азиато-американцам сразу стали относиться иначе. Свойственные азиатским народам трудолюбие, почтительность и скромность приветствовались американцами, и их стали называть образцовыми национальными меньшинствами. Но они жили более изолированной жизнью, что не всем нравилось. Традиции большой семьи требовали, чтобы кореец или китаец, основавший свое предприятие или магазин, брал на работу прежде всего родственников, что было даже дешевле. Американцы, привыкшие к иным стандартам, требовали, чтобы корейские бизнесмены нанимали работников независимо от национальности, поскольку в демократическом обществе все должно быть доступно всем, если нет специальных оговорок в конституции.
В Лос-Анджелесе корейцы преуспели благодаря семейному предпринимательству. Они держатся кланами, изолированно от других, стараются дать детям хорошее образование. Все это позволяет им вытеснить другие национальные меньшинства на периферию общества, но одновременно создает новые причины для межэтнических конфликтов.
Разные меньшинства — это еще и разные культуры, представителями которых они выступают. С Азией как очагом древней и очень высокой культуры не могут поспорить даже европейцы. А в Африке большинство населения очень бедное и неграмотное. Латинская Америка — как бы посредине, и успехи у латиноамериканцев средние, но выше у соседних с США мексиканцев и ниже у пуэрториканцев. Успехи афро-американцев объясняются
19 Kottak СР. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., 1994. P. 63-65.
205
главным образом тем, что их культура интегрирована в американскую уже более 200 лет. Однако чернокожие усвоили и новый для них, нуклеарный тип семьи. Естественно, что в конкурентной борьбе они уступают семейному предпринимательству азиато-американцев.
Рис. 38. В конкурентной борьбе афро-американцы уступают азиато-американцам
Заметим, что сплетни, бойкот, рэкет, оскорбления и физическое насилие выступают элементами социального и этнического выравнивания. Конечно, чаще к ним прибегают не богатые и образованные, а бедные и малокультурные. Но известно, что эмигранты в США всегда начинали с нуля и им было труднее бороться за выживание. Захлестнувшая в 1930-е гг. Америку волна мафии была итальянской. Взимая поборы с мелких лавочников и обкладывая данью жилые кварталы американских городов, итальянские эмигранты не только перераспределяли богатства, но и показывали другим, что в Америке шансы на успех должны быть равными независимо от срока въезда в страну. Во второй половине XX в. итальянскую мафию сменили мафиозные структуры латино- и азиато-американцев. Таким способом национальные меньшинства, обделенные экономическими ресурсами, статусами и привилегиями, боролись за выживание и успех.
Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 1408; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!