Высшая мудрость и божественная справедливость



В рамках исламского мировоззрения рассматривается ряд проблем, которые относятся к связи мира с Богом, в частности, вопрос появления и давности мира, порядок создания существ, населяющих мир, а также другие вопросы, которые подробно изучаются в религиозных науках.
Нам представляется целесообразным в данной статье коснуться вопросов высшей божественной мудрости и Божественной справедливости, которые тесно связаны между собой.
Эта проблема ставится следующим образом: мироздание имеет мудрое строение, то есть мир основан не только на знании, сознательности и воле. Существующий строй мироздания является наилучшим и самым целесообразным, не существует строя, который бы был лучше этого. Существующий мир - самый совершенный, совершеннее его быть не может.
Вот здесь то и возникают вопросы и придирки, которые сводятся к указанию на события и явления, характеризуемые как недостатки, зло, уродство, бессмысленность и абсурд. Божественная мудрость требует, чтобы совершенство пришло на смену недостаткам, добро заменило зло, красота - уродство, польза - бессмысленность и абсурд. Существование неполноценных созданий, бед, страданий, неприличных сцен и лишних членов тела у людей и животных доказывают отсутствие мудрости.
При справедливом строе не должно быть несправедливости и дискриминации, бед и несчастий, бренности, тленности и смерти, ибо несправедливо принести существо в это мир, дать ему испробовать сладость бытия, а затем прекратить его существование. В справедливом мире не должно быть таких недостатков, как невежество, слабость, немощь и нищета, ибо как только некое существо введено в орбиту бытия, жалеть на него совершенства бытия - несправедливо. Если существующий миропорядок справедлив, то почему в нем столько дискриминации? Почему один черный, а другой - белый? Один красивый, а другой - уродливый? Один здоровый, а другой - больной? Почему одно существо создано в виде человека, а другое - в виде овцы, скорпиона или червя? Почему одного сделали сатаной, а другого - ангелом? Почему все не были созданы по одной модели или почему созданы так, а не наоборот? Почему тот, кто создан белым, красивым и здоровым, не стал черным, безобразным и больным? И таких вопросов можно задать множество.
Такие и подобные им вопросы возникают в отношении мира, а монотеистическое мировоззрение, считающее мир созданием абсолютно мудрого и справедливого Бога, должно дать на них ответ.
Так как подробный ответ на эти вопросы потребует написать отдельную большую книгу, а также с учетом того, что и мы написали и многократно переиздали работу под названием "Божественная справедливость", где показаны пути решения этих философских проблем, мы воздержимся от начала подробной дискуссии по этой теме, отослав желающих с ней познакомиться к указанной брошюре. Ограничимся здесь только перечислением некоторых принципов, которые дают ключ к решению проблемы. Пусть сам досточтимый читатель сделает свои выводы.
1) Принцип самодостаточности и совершенства Божественной субстанции
Всевышний, будучи обязательно существующим Абсолютом, обладающим всеми совершенствами и способностью к любым деяниям, не делает ничего для самостоятельного достижения цели совершенства и компенсации недостатков. Поэтому понятие мудрости в отношении Бога заключается не в том, что Он в своих делах ставит наилучшие цели и выбирает наилучшие способы их достижения. Такая логика была бы правомочна и состоятельна в отношении человека, но не в отношении Бога. Божественная мудрость состоит в том, что он доводит созданные Им существа до степени совершенства и их наивысших целей. Его дело - создание, то есть доведение от небытия до совершенного бытия, а также управление, совершенствование и побуждение созданий к достижению их совершенств, что представляет собой еще один вид совершенствования и милости.
Часть вопросов и критических замечаний возникли в результате уподобления Бога человеку. Например, когда спрашивают о пользе и целесообразности создания какого-либо существа. Задающий такой вопрос представляет Бога субъектом, который хочет использовать в своих целях существующих животных и иных существ. Если же интересующийся этим вопросом с самого начала обратит внимание на то, что смысл Божественной мудрости состоит в том, что только у производного Бога есть конечная цель, а не у Него самого, и что мудрость создания каждого существа заключена в виде конечной цели в самом этом существе, а Господь ведет его к этой сущностной цели, то заранее получит ответ на многие свои вопросы.
2) Принцип упорядоченности
Божественная милость есть милость бытия, которая охватывает собой весь мир и имеет особый строй. Иными словами, ни одно существо не может сойти со своей ступени в иерархии мироздания и занять место другого существа. А для того, чтобы существовали эти ступени, совершенно необходимо наличие различий между существами с точки зрения недостатков и достоинств, а также их степени. Разница в тех свойствах, которые необходимы для установления иерархии бытия, не является дискриминацией, которая трактуется как явление, противоположное мудрости и справедливости. Дискриминация возникает тогда, когда два существа имеют равные способности для обретения совершенства, но одному оно дается, а другому - нет. Если же разница основана на врожденных, изначальных достоинствах и недостатках, нет и речи о дискриминации.
3) Принцип всеобщности
Другая ошибка человека, которая зарождается в результате уподобления Бога себе, проявляется в следующем. Человек решает в определенном месте, в определенное время и с учетом существующих условий построить дом и строит его. Он соединяет с помощью искусственного раствора некоторое количество кирпичей, глины, цемента и железа, которые не имеют между собой никакой изначально присущей им связи, и в результате возникает дом.
А как действует Господь? Похожи ли его действия на это строительство? Используются ли в рассчитанном и обоснованном созидательном творчестве Всевышнего искусственные связи между чуждыми друг другу вещами?


Такие искусственные связи создает только тварь Божья, в частности, человек, который является частью этого мироздания и в своей определенной сфере использует и свойства некоторых созданий и вещей. Это дело сотворенного существа, вся деятельность и творчество которого находится в пределах движения, а не Творения. Иными словами, человек может породить движение - принудительное, а не естественное - в некоторой уже существующей вещи. Господь же создает новые вещи со всеми их силами и свойствами.
Например, человек использует уже существующий огонь или электричество. Он так организует это свое частное дело, что использует их в каждый конкретный момент и в каждом конкретном случае для своего удобства. Он старается, чтобы в других случаях, когда это ему невыгодно, не было и следа огня или электричества. Господь же создал огонь и электричество со всеми их свойствами. Основное условие существования огня и электричества - обогревать, приводит в движение или сжигать. Господь не создавал эти явления для определенного человека или определенного дела, например, для того, чтобы огонь обогревал хибарку бедняка, но не сжигал его одежду, упавшую в очаг. Бог создал огонь, свойство которого - горение. Поэтому огонь следует рассматривать в рамках мироздания в его универсальности, понимая, что его существование необходимо, полезно и соответствует мудрости. Не следует рассматривать его сквозь призму частностей и пользы и целесообразности для какого-либо частного дела или для определенного человека.
Иными словами, в Божественной мудрости следует не только рассматривать цель, как цель объекта (сотворенного), а не цель субъекта (Творца), а мудрость Господа видеть в создании наилучшего мироздания для приведения созданных существ к их высшим целям (в противоположность мнению о том, что Господь должен создать наилучшие средства для того, чтобы самому перейти от недостатков к совершенствам, от потенции к действию и достижению целей совершенства), но и следует знать, что конечные цели Божественных действий носят всеобщий, а нечастный характер. Так, целью создания огня является горение в общем виде, а не некоторое конкретное горение, которое может в определенной ситуации быть выгодно кому-то, а кому то - вредно.
4) Для того чтобы некая реальность обрела зримый облик, необходимы (но не достаточны) милость и абсолютная действенность субъекта Творения. Нужны соответствующие качества, отсутствие которых во многих случаях приводит к тому, что создания лишаются определенных благ и совершенств. Секрет появления некоторых недостатков, в частности, невежества и слабости, с точки зрения общего строя мироздания и его связи с Богом заключается именно в этом.
5) Всевышний, существуя сам по себе, является достойным со всех сторон. Поэтому не может такого быть, чтобы существо получило возможность обрести существование, но Господь откажет ему в этой милости.
6) Зло и вред либо относятся к качествам небытия, как то невежество, немощь и нищета, либо, будучи одними из этих качеств, становятся источником небытия (землетрясения, микробы, наводнения, град и др.). Зло бытийных вещей, которые становятся причиной небытия, заключается в их ненужности и воздействии на другие вещи и явления (то есть, относительно), а не в них самих. Иными словами, всякое зло не является злом само для себя; оно неблагоприятно для других. А ведь истинное бытие всякой вещи в ней самой. Ее относительное и дополнительное существование абстрактно и номинально, но в то же время - это непременное условие истинного существования.
7) Блага и зло составляют две непересекающиеся, отдельные друг от друга линии, хотя зло неизбежно присутствует в условиях появления и описаниях благ земных. Корень зла, которое представляет собой один из подвидов небытия, заключен в не способности способных. Если же появляется такая способность, то милость существования от Всевышнего будет несомненной и нерушимой. Корень же такого зла, которое не относится к небытию, заключен в неотделимости его от блага.
8) Ни одно зло не является абсолютным. Небытие в свою очередь есть предвестник бытия, блага и совершенства. Злокозненные проявления являются ступенькой на пути к совершенствованию. Поэтому говорят, что в каждом зле заложено добро, а в любом небытии скрыто бытие.
9) Закон и традиция. Развиваясь на основе строя причинно-следственных связей, который носит универсальный характер, бытийный мир живет согласно законам и традициям. Священный Коран четко и ясно подтверждает это.
10) Обладая универсальным нерушимым строем, мир в своей субстанции является неразделимым единством; иными словами все Творение представляет собой один организм. Не только зло и небытие неотделимо от добра и бытия, но и все части мира, будучи едиными и составляя образ друг друга, неразделимы.
Согласно перечисленным выше 10 принципам, что может существовать, так это определенный универсальный и абсолютны строй. Таким образом, перед миром стоит выбор: существовать на основе определенного строя (порядка) или совсем не существовать. Совершенно невозможно, чтобы мир существовал без определенного порядка или чтобы это был другой порядок (например, чтобы причины стали на место следствий и наоборот). Поэтому с позиций высшей мудрости утверждается, что мир может существовать в рамках определенного строя или не существовать совсем. Ясно, что мудрость требует выбирать наиболее целесообразное, то есть бытие.
Кроме того, возможно существование вещей и существ со всеми их неотъемлемыми качествами. Однако глубоким заблуждением является надежда на то, что блага и бытие могут существовать отдельно от зла и небытия. Поэтому и в этом плане высшая мудрость побуждает выбирать между совместным существованием добра и зла или отсутствием и того, и другого, а не между добром и злом.
Также возможно существование целого взаимосвязанного мира, в котором нельзя что-то оставить, а что-то устранить. С точки зрения высшей мудрости, нужно выбирать между существованием или небытием целого, а не отдельных частностей.


Если правильно понять перечисленные выше принципы, этого будет достаточно для того, чтобы опровергнуть все критические замечания и сомнения в высшей мудрости и абсолютной Божественной справедливости. Еще раз советую уважаемому читателю прочитать книгу "Божественная справедливость" и прошу извинения за то, что поднял эти вопросы, которые выходят за рамки данной брошюры.
В заключение, учитывая, что дискуссия о справедливости имеет свою особую историю в мусульманской среде и является частью принципов шиизма (то есть, шииты рассматривают справедливость в качестве одного из принципов ислама), полагаю уместным обратиться к истории этого вопроса


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!