Господь в качестве абсолютной реальности и начала бытия



Человек - реалистичное создание. Новорожденный ребенок в самые первые часы своей жизни, когда ищет грудь матери, рассматривает ее как некоторую реальность. По мере роста тела и сознания ребенка он начинает проводить различие между собой и другими вещами, рассматривая их в качестве чего-то отдельного от себя. Хотя связь между ребенком и другими предметами представляет собой всего лишь мысль, он использует эту мысль в качестве инструмента и связи в действии. Он понимает, что реальность вещей отличается от тех представлений о них, которые есть в его сознании. Реальности, воспринимаемые человеком посредством органов чувств и в целом именуемые "миром", обладают перечисленными ниже неотделимыми качествами и свойствами:

 

1. Ограниченность.
То, что мы чувствуем и видим, от мельчайшей песчинки до самой большой звезды, ограничено, то есть относится к определенному месту и времени и вне этого отрезка места и времени не существует.
Некоторые создания занимают больше места и времени, а другие - меньше, но все они ограничены в этих двух измерениях.

______________________________

[1]Сура Совет, 11.
[2]Сура Фатер, 15.
[3]Сура Совет, 12.
[4]Сура Хадж, 6 и др.
[5]Сура Корова. 115.
[6]Сура Каф, 16.
[7]Сура Каф, 6.
[8]Сура Преграды, 180.
[9]Сура Скот, 103.


2. Изменчивость.
Все создания в мире неустойчивы и подвержены изменениям. Ни одно существо в чувственном мире не остается постоянно в одном состоянии. Возможны два варианта: развитие и рост или регресс и старение. Материальное создание, данное в ощущениях, проходит на протяжении своего существования период постоянного изменения в лоне своей реальности, Оно получает или отдает или делает и то и другое одновременно, иными словами получает что-либо от реальности других вещей и делает это частью своей реальности либо, наоборот, отдает часть своей реальности другим, или же совмещает эти два процесса. В любом случае, ни одно материальное существо не остается постоянным и неизменным. Это качество присуще всем существам в нашем мире.


3. Зависимость.
Еще одна особенность этих существ - их зависимость. Ведь если мы посмотрим на любое существо, то увидим, что оно зависимо и обусловлено существованием одного или нескольких других существ. Если не будет тех существ, то не будет и этого. Если же присмотреться к основе реального существования этих созданий, то мы увидим множество "если" как в единственном, так и во множественном числе. Мы не встретим среди данных в ощущениях созданий такого, которое обреталось бы в этом мире безусловно и абсолютно, то есть было бы свободно от других существ, наличие или отсутствие которых было бы для него безразлично. Все обусловлены, то есть каждый зависит от существования другого, причем эта взаимозависимость складывается в длинную цепочку


4. Потребность.
Чувствуемые и зримые нами существа испытывают потребности, обусловленные их зависимостью и условностью существования. В чем эта потребность? В бесчисленных условиях, от которых зависят данные существа. Впрочем, каждое из этих условий в свою очередь зависит от других условий. Среди всех данных в ощущениях существ невозможно найти такое, которое было бы "в себе" и не испытывало потребности в ком-либо, кроме себя, а также могло бы остаться существовать и в случае уничтожения других. Поэтому нищета (отсутствие самодостаточности), нужда и потребность присуща всем этим существам.


5. Относительность.
Чувствуемые и зримые существа относительны как в отношении бытия, так и в отношении его совершенств. Иными словами, описать их величие, мощь, красоту, возраст и даже существование можно только в сравнении с другими. Если мы говорим, что Солнце большое, то имеем в виду, что оно большое относительно нас, Земли и других планет Солнечной системы, хотя относительно других звезд оно может быть не таким и большим. Когда мы утверждаем, что машина, корабль или животное обладают большой мощностью и силой, то подразумеваем, что они сильны в сравнении с людьми. Точно также и красота, знания и даже существование кого-либо проявляются в отношении аналогичных качеств других. Красота, ум, величие и т.д. определяется в сравнении с теми, у кого этих качеств меньше, но ведь если сравнить их с более высоким уровнем тех же особенностей человека, то они превратятся в свою противоположность: красота - а уродство, ум - в глупость, а величие - в ничтожество.
Сила разума человека, которая, в отличие от чувств, не ограничивается внешней стороной вопроса, а простирается в потаенные глубины бытия, говорит, что бытие не может быть сосредоточено в рамках этих ограниченных, переменчивых, относительных, обусловленных и нуждающихся вещей и явлений.
Эта потаенная внутренняя часть бытия, которую мы видим перед собой, стоит сама по себе и опирается только на себя. В этом случае, несомненно, существует неограниченная, устойчивая, абсолютная, необусловленная и не нуждающаяся в других истина, которая есть основа и опора всего бытия. Она присутствует во всех формах и во все времена. В противном случае ядро бытия не смогло бы устоять на собственных ногах, а, следовательно, это был бы уже не центр бытия, а полное уничтожение и разорение.
В Священном Коране Господь упоминается как "Извечный", "Богатый", "Вечносущий". Этим самым напоминается, что ядро бытия нуждается в истине, существующей сама по себе. Именно эта истина является опорой и хранителем всех ограниченных, относительных и обусловленных вещей. Он не имеет потребностей, ибо все остальные нуждаются в чем-то. Он "полон" и совершенен, ибо все остальное пусто внутри и нуждается в истине, которая бы наполнила эти существа и предметы внутренним содержанием.
Священный Коран называет чувствуемые и зримые существа "аятами" (знамениями, признаками), то есть каждое сущее в свою очередь является признаком неограниченного бытия знамением знания, могущества, жизни и воли Всевышнего. С точки зрения Корана, вся природа похожа на книгу, которая на сана мудрым и знающим писателем, причем каждая строка и даже каждое слово в ней свидетельствует о знаниях и неограниченной мудрости Его. Согласно Корану, чем больше человек проникнет силой ума в сущность вещей, тем больше следов и признаков силы, мудрости, благоволения и милости Божьей он там обнаружит.
Любое знание о природе, с одной стороны, представлю собой познание природы, а с другой, более глубокой точки зрения - познание Господа.
Для того чтобы познакомиться с логикой Корана относительно познания природы в целях познания Господа, приведем качестве примера только один из множества коранических стихов на эту тему: "Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, - знамения людям разумным!".
В этом священном аяте Коран призывает к общему познанию мира, к мореплаванию, путешествиям, указывая на их экс комическую выгоду, призывает познать строение атмосферы, источники возникновения ветра, дождя и движения облаков, также к изучению живых существ. Он расценивает размышления о философии этих явлений в качестве предпосылки на пути по знания Всевышнего.


Качества Бога

Священный Коран говорит, что Господь обладает всеми совершенными качествами(1) и что самые достойные имена и самые возвышенные определения принадлежат Ему(2).
Все самые высокие определения во всем мире принадлежат Ему. Поэтому Господь живой, могучий, всеведущий, имеющий волю, милостивый, указывающий путь, создатель, мудрый, всепрощающий и справедливый. Нет такого совершенства, которого бы не было у Него.
С другой стороны, Он не обладает телесной оболочкой, не составлен из отдельных частей, несмертен, не имеет слабости и не подвержен принуждению и далек от деспотизма и несправедливости. Первая группа качеств, которую составляют совершенства Бога, называется "качествами доказательства" (сеффат-е собу-тийе). Вторая группа, состоящая из отрицательных качеств, от которых Господь свободен, называется "отмененные качества" (сеффат-е салбийе).
Мы восхваляем Господа и молимся, повторяя слова "слава Всевышнему". Восхваляя Его, мы произносим его красивые имена и эпитеты его совершенства, а в молитве "тасбих" говорим о том, что Он свободен от того, что недостойно Его. В обоих случаях мы подтверждаем себе Его мудрость, чем возвышаем и самих себя.

Единство Бога

У Всевышнего нет подобного Ему или соратника. Абсолютно невозможно, чтобы был кто-либо, похожий на Бога и, таким образом, образовалось бы два или больше Богов. Ведь только относительные и ограниченные существа могут существовать во множественном числе, тогда как множественность не имеет смысла в отношении абсолютных и неограниченных сущностей.
Например, у нас может быть один или два ребенка, один два или больше друзей, ибо ребенок или друг - оба являются! ограниченными земными существами, могущими иметь себе подобных в своем роде. В отношении таких субъектов вполне допустимо понятие множественности, чего нельзя сказать о неограниченной, абсолютной субстанции. Нижеследующий пример, хотя в чем-то и недостаточен, но, тем не менее, полезен для разъяснения этого вопроса.
Ученые придерживаются двух взглядов на параметры материального мира, который можно ощущать (мир физических тел). Одни говорят, что мир ограничен, то есть этот ограниченный мир доходит до такой степени, где заканчивается, а другие утверждают, что материальный мир бесконечен и не ограничен ни с одной стороны. По мнению второй группы ученых, у мира нет начала, середины и конца. Если рассматривать мир материальных тел в качестве ограниченного пространства, перед нами встанет такой вопрос: один ли материальный мир или их несколько? Но если мир бесконечен, то и утверждение о существовании другого материального мира становятся иррациональными: все, что мы представим в качестве другого мира, будет на самом деле частью этого.
Этот пример относится к миру физических тел и соответствующих субъектов (существ), которые ограниченны, условны и сотворены, а их реальность не является абсолютной, независимой и самодостаточной. Материальный мир, хотя и не ограничен в своих параметрах, ограничен в своей реальности. Так как он гипотетически не имеет границ, то в его отношении вторая гипотеза (о наличии второго такого мира) уже не выдвигается.
Господь есть неограниченная сущность и абсолютная реальность, стоящая над всеми вещами и присутствующая одновременно в любом отрезке времени и пространства; он даже ближе к нам, чем наша сонная артерия. Поэтому абсолютно невозможно, чтобы у него был двойник, похожий на него во всем. Даже гипотетически представить себе такое невозможно.
Кроме того, мы видим следы его милости, благого устроения и мудрости во всех созданиях Его, во всем мире мы наблюдаем единую волю и единый порядок, что само по себе показывает, что у нашего мира один источник, а не два или больше.
Кроме того, если бы существовало более одного Бога, две воли сталкивались бы в мире, влияя по-своему в равной степени на мирские дела. Каждое предполагаемое существо в этом мире должно бы было существовать одновременно в двух ипостасях, чтобы относиться одновременно к двум источникам бытия. В свою очередь эти две ипостаси также должны были бы делиться, что в конечном итоге привело бы к тому, что не стало бы вообще никаких существ в этом мире. Мир бы исчез. Поэтому Священный Коран говорит: "Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они".(3)

Поклонение Всевышнему

Познание и признание единого Бога в качестве самой совершенной сущности с самыми совершенными качествами и свободного от любых недостатков, а также познание Его связи с миром заключающейся в создании, сохранении его и проявлении милости и великодушия к нему, пробуждает в наших сердцах ответную реакцию, которая определяется как "поклонение".
Поклонение, или преклонение, - это смиренная, восхваляющая и благодарная связь, которую человек устанавливает со своим Богом. Такая связь может быть у человека только с Всевышним, причем с истинным Богом, ибо в отношении лжебогов та кое невозможно. Познание Господа в качестве единственное источника бытия и единственного властителя и божества всего сущего требует и того, чтобы мы не ставили на один уровень Ним никого из созданных Им людей. Священный Коран неоднократно подчеркивает, что поклонение должно относиться тол! ко к Богу, а наибольшим грехом является многобожие.
А теперь рассмотрим вопрос о поклонении Господу, коте рое человек не должен переносить ни на кого другого, познакомимся с содержанием этого понятия.

Определение поклонения

Для выяснения смысла "поклонения" и правильного его определения необходимо сделать два вступления.
Во-первых, поклонение может быть в словах и действием. Словесное поклонение выражается в целом ряде фраз и упоминаний (зикр), как то произнесение хамда (восхваления), чтение суры и зикров во время ракятов и земных поклонов, а также в словах "ашхаду..." ("Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед - посланник Аллаха!") и "лаббайк" ("слушаюсь и повинуюсь") во время хаджа. Поклонение действием заключается во вставании, ракятах и земных поклонах во время намаза, остановке у горы Арафат, обрядах маш'ар и таваф во время хаджа. Обычно, поклонение соединяет в себе как словесную часть, так и определенные действия, что видно на примере намаза и хаджа.
___________________________

[1]Сура Pумы, 27.
[2]Сура Собрание, 24.
[3]Сура Пророки, 22.


Во-вторых, действия человека могут быть двух видов: некоторые из них лишены особой цели и не предпринимаются в качестве знамения другого действия, а только ради естественного эффекта. Так, крестьянин потому выполняет целую серию земледельческих работ, что хочет получить естественный результат того, что делает. Он не рассматривает свои действия в плане некого символа или знака, либо выражения определенных целей и чувств. Это касается и портного, занятого своим профессиональным ремеслом. Идя из дома в школу, мы рассматриваем свое движение исключительно в плане способа прийти к своей цели, и все. Мы не пытаемся таким образом выразить какую-то другую цель.
Но некоторые наши действия имеют цель выразить определенные замыслы и чувства. Например, мы киваем головой в знак согласия, садимся у входа в комнату в знак скромности, а для выражения уважения к другому человеку делаем ему поклон.
Большая часть человеческих действий относится к первой группе, а меньшая - ко второй. Тем не менее, часть человеческих поступков преследует цель именно выразить некоторое свое намерение или чувство. Это проявляется в обычных употребительных словах, используемых для выражения намерения или цели.
После этих вступительных заметок можем сказать, что поклонение - как словом, так и действием - является осмысленным действием. Человек соответствующими словами выражает истину, или истины, а действиями, символизирующими поклонение (ракяты, земные поклоны, стояние у горы Арафат, таваф вокруг Каабы и воздержание), выражает то же, что говорит ритуальными словами.

Дух поклонения и преклонения

То, что человек выражает в поклонении словом и действием, может быть разделено на несколько частей:
1) восхваление Господа описаниями и эпитетами, относящимися только к Нему и выражающими абсолютное совершенство, как то абсолютное знание, абсолютное могущество и абсолютная воля. Слово "абсолютный" в данном случае означает "неограниченный" и "не обусловленный" чем-либо, что предполагает отсутствие нужды Всевышнего в чем-либо или ком-либо;
2) выражение освобожденности Господа от любых недостатков, в частности тленности, ограниченности, незнания, немощи, скупости, деспотизма и т.п.;
3) благодарение Господа в качестве основного источника добра и блага, ибо все эти блага без исключения - от Него, а кроме Него есть только средства, которые Он сам создал;
4) выражение полного подчинения и покорности Богу и признание того, что Он безусловно заслуживает подчинения и покорности. Именно будучи Богом, он заслуживает того, чтобы отдавать повеления. Мы же, будучи Его рабами, заслуживаем того, чтобы быть покорными и подчиняться Ему;
5) Ни в одном высоком деле нет у Него соратника, кроме Него нет абсолютного совершенства, нет и существа, свободного от недостатков. Кроме Него, нет другого истинного благодетеля, который стал бы объектом всеобщего благодарения. Кроме Него, ни один сущий субъект не заслуживает того, чтобы ему полностью подчинялись и покорялись. Каждое подчинение, будь то Пророку, имаму, законному исламскому правителю, от матери или учителю, должно быть в конечном итоге подчинен ем Богу во имя Его удовлетворения. В противном случае, оно недопустимо.
Такова должна быть реакция раба Божия на Всевышнего Но в отношении кого бы то ни было, кроме единого Бог такое поведение не только неискренне, но и недопустимо.

Ступени и степени монотеизма

В монотеизме (тоухиде) существуют ступени и степени, что, впрочем, наблюдается и в многобожии, противостоящем монотеизму (единобожию). Пока человек не пройдет все ступени монотеизма, он не может считаться истинным приверженцем этого принципа.
1) Сущностями монотеизм
Сущностный монотеизм означает признание единства Божественной субстанции. Первое представление, которое человек получает от Бога, это его избыточность и отсутствие у Него потребности в чем-либо или ком-либо. В Коране это передается определением "богатый". Но все нуждаются в Нем и взыскуют Его помощи, тогда как он не нуждается ни в ком. Как говорится в Коране: "Люди, вы бедны и нуждаетесь в Аллахе, но он богат".(1) Согласно толкованию ученых, Бог необходим для существования.
Еще говорится, что Он обладает изначальностью, ибо все, в частности, творение, - от Него. Он - создатель других существ, все они произошли от Него, а Он не произошел ни от чего. Как говорят ученые, Он "первопричина" всего.
Это первичное представление каждого о Боге. Каждый думает о Всевышнем, что-то себе доказывая или отрицая, подтверждая или отвергая. Он думает: существует ли такая истина, которая была бы независима от другой? Есть что-то такое, о зависят все истины, появившись в результате его воли, тог само это явление не имеет начала в чем-то другом, отличном от себя?
Сущностный монотеизм заключается в принятии убеждения в том, что эта истина (Бог) не может раздваиваться или г мать большее количество ипостасей, что нет подобного ей(2) на ее уровне больше никого.(3)
Существование индивида связано с существованием целого рода человеческого, когда можно сказать, что кто-то по Хасан является представителем человечества, причем сове но логично можно предположить наличие других людей, подобных ему, что свойственно созданным Всевышним существе сам Всевышний свободен от этих гипотетических предположений.
Так как самодостаточная сущность существует в едином числе, мир един с точки зрения начала и конечной точки развития. Так же как мир не появился из различных исков, точно так же он не будет возвращаться к различным началам. Мир создан из единой истины. "Скажи: Бог – создатель всего!".(4)
Мир и вернется к тому же источнику, к той же истине: к Аллаху обращаются все дела".(5) Иными словами, бытийны имеет один полюс, один источник и одну ось развития.

_________________________

[1]Сура Фатер, 15.
[2]Сура Совет, 11.
[3]Сура Единобожие, 4.
[4]Сура Гром, 16.
[5]Сура Совет, 53.


Связь между Богом и миром есть связь между Творцом сотворенным, между причиной (первопричиной создания) со следствием, а не та связь, что устанавливается между светом и лампой или человеческими чувствами и самим человеком. Хотя Господь не отделим от мира, хотя он со всеми вещами и все вещи с Ним(1), тем не менее, неотделимость Бога от мира не требует того, чтобы существовало его отражение в этом мире, как светильник требует света, а тело - чувств. Если так случится, то Господь станет следствием мира, а не мир - следствием Его. Точно так же, как свет есть следствие лампы, а не наоборот.
И это также не является необходимым условием неотделимости Бога от мира, что Господь, мир и человек имеют единое направление и действуют и живут на основе единой воли и единого духа. Все эти качества присущи сотворенным субъектам, а Господь свободен от качеств сотворенных Им существ.

2) Монотеизм в качествах и определениях
Этот вид монотеизма означает познание и понимание Всевышнего в объективном единстве с Его качествами и в единстве качеств друг с другом. Это означает отрицание существования подобного Ему, как бы Его "двойника"; отрицание множественности и составленности Бога. Обладая наивысшими совершенствами, Божественная субстанция не обладает различными объективными сторонами. Различия сущности и качеств или противоречия между качествами образуются только у ограниченных существ. А в отношении Бесконечного невозможно не только существование "двойника", но и множественность сущности, делимость ее и противоречие качеств с сущностью и между собой.
Монотеизм качеств Всевышнего, как и монотеизм сущности, является одним из составных принципов исламского знания и одной из высших человеческих мыслей, которая особенно хорошо разработана в шиитском исламе. Здесь хотелось бы обратиться только к части одной из проповедей книги Нахдж-оль-Балаге, которая доказывает приведенные выше утверждения, а также разъясняет этот вопрос. В первой проповеди Нахдж-оль-Балаге говорится:
"Слава Божественной сущности, возблагодарение которой не доступно для благодарящих и подсчет милостей которой невозможен для считающих, а полное выполнения долга поклонения и подчинения которой невозможно для старающихся. Ибо даже самые возвышенные устремления не смогут понять ее суть, а самые проницательные и умные не смогут достичь ее даже на дне морском. Качества ее не имеют границы и не подвержены изменениям и метаморфозам..."
Как видим, в этих высказываниях говорится о неограниченных качествах Господа. Через несколько фраз читаем:
"Полная искренность подразумевает отрицание качеств за Создателем, ибо Описываемый свидетельствует, что его сущность отлична от его качеств, а описание представляет его в отличном от реальности виде. Если каждый будет описывать Господа особым набором качеств, то каждый раз будет уподоблять Его сущность чему-то другому, и эта цепь уподоблений будет бесконечной".
В этих фразах как доказывается наличие качеств Господа, так и отрицаются Его качества. Из этого отрывка становится ясно, что эпитеты, даваемые Богу, не ограничены неограниченностью Его сущности, а потому и не противоречат этой сущности. В то же время, Господь свободен от качеств ограниченных, которые не отражают сущность и противоречат другим качествам.
Итак, монотеизм в качествах Господа предполагает понимание и признание единства сущности и качеств Всевышнего.

3) Монотеизм деяния
Монотеизм деяния означает признание и понимание того факта, что мир со всем своим устройством, традициями, причинами и следствиями есть производное от Его деяний и Его воли. Существа этого мира, не имеющие независимости в сущности и зависящие от Него (в то время, как Господь, по выражению Корана, - "вечный попечитель" всего мира), точно так же не имеют независимости в плане влияния и причинности. В результате, Господь, который не имеет "двойника" с точки зрения сущности, не имеет "партнера" и в своих деяниях. Любой субъект и любая причина свою реальность, существование, влияние и действенность обретает в Нем и зависит от него. Вся сила и мощь - от Него.
Будучи одним из таких созданных Богом существ, человек, как и все они, влияет на свои дела и даже на свою судьбу (что отличает его от других существ и ставит выше них). Однако и человек ни в коем случае не вверен сам себе. Ведь если принять точку зрения о том, что человек или любое другое существо предоставлено само себе, то тогда придется согласиться и с тем, что человек или упомянутое существо находятся с Богом в партнерских отношениях в плане суверенности и деятельности. В свою очередь, самостоятельность в деятельности предполагает независимость в сущности, что противоречит не только монотеизму действия, но и сущностному единобожию.
"Слава Всевышнему, тому, у кого нет жены и сына, у кого нет соратника в управлении миром, кому не нужна помощь из-за немощи в управлении миром. Считай Его великим и сильнейшим, считай Его таким, как это было бы достойно его чистой сущности".

4) Монотеизм в поклонении
Три степени единобожия, о которых говорилось выше, представляют собой теоретический монотеизм, то есть монотеизм с позиций познания, в то время как монотеизм поклонения предполагает действия и выражается в терминах "быть" и "стать". Те ступени единобожия относились к истинному и правильному мышлению, а эта ступень относится к тому, что надо быть и стать таким, как следует. Теоретический монотеизм - это созерцание совершенства, а практический монотеизм - это движение в сторону совершенства. В первом случае мы осознаем единство Бога, а во втором случае происходит процесс воплощения человека в единстве. В первом случае речь идет о созерцании, а во втором - о движении.

____________________________

[1]Сура Падающая, 4.


До того как мы поведем речь о практическом монотеизме, необходимо коснуться одного вопроса, касающегося теоретического монотеизма: возможно ли познание Бога в единстве его сущности, а также в единстве сущности, качеств и в Его действиях? Если допустить, что это возможно, то возникает следующий вопрос: сделает ли это познание человечество более счастливым? Может быть, в этом нет никакой необходимости и все, что полезно и необходимо, - это только практический монотеизм?
Относительно возможности и невозможности этого познания мы писали в книге "Принципы философии и метод реализма". Что же касается того, принесет ли это познание счастье или окажется бесполезным, это уже зависит от того, что мы понимаем под человеком и его счастьем. Волна материалистических идей о человеке и бытии привела к тому, что даже верующие в Бога стали считать бесполезными и ненужными вопросы исламских знаний, полагая их чем-то вроде субъективизма и бегства от объективности.
Однако мусульманин понимает, что реальность человека не ограничивается его телом и что его истинная реальность сосредоточена в его духе, в котором сконцентрирована субстанция знания, святости и чистоты. Такой мусульманин хорошо понимает, что так называемый "теоретический" монотеизм не только составляет основу и фундамент практического единобожия, но и сам по себе является духовным - возможно даже, высшим духовным - совершенством, ибо возводит человека к истине, к Богу, давая человеку высшую законченность. Человечность человека обусловлена познанием Господа.
Ведь познание человека неотделимо от самого человека, представляя собой самую основную и самую ценную часть его существа. Чем больше он познает бытие, его строение, начало и первоисточник бытия, тем большее развитие в нем получит человечность, половину субстанции которой составляет знание, наука и познание.
С точки зрения ислама, в частности, в представлении шиизма, нет ни малейшего сомнения в том, что понимание исламских знаний вне зависимости от сопутствующих этому практических, общественных результатов, само по себе является высшей целью человеческой сущности.
Итак, приступим к рассмотрению практического единобожия.
Практическое единобожие, или единобожие в поклонении, означает обретение единства в поклонении Истине (Богу). Ниже мы поговорим о том, что с точки зрения ислама, поклонение имеет свои степени и ступени. Самыми ясными этапами поклонения являются ритуалы освящения и очищения. Если эти ритуалы будут проведены во имя лжебога, те, кто это сделает, неизбежно выйдут из монотеизма и сойдут с орбиты ислама.
Однако с точки зрения ислама, поклонение не ограничивается этой ступенью. Любой выбор направления, идеала и нравственной киблы считается поклонением. Если человек выберет свои чувственные желания в качестве направления пути, своего идеала и нравственного ориентира, это будет означать, что он боготворит эти желания. "Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть?"(1). Человек, выполняющий приказания другого человека, подчиняться которому ему не приказал Бог, боготворит с давшего ему приказ.
"Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха".(2) "И одним из нас не обращать других в гост помимо Аллаха".(3)
Поэтому практический монотеизм, или монотеизм поклонении, означает признание только Бога в качестве субъекта власти, высшего ориентира духа, направления движение идеала, когда человек что бы он ни делал - садился и встав наклонялся и т.д. - делал это во имя Всевышнего, жил во имя Его и умирал также во имя Господа. Так, Ибрагим сказал: "Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть - у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я первый из предавшихся (мусульман)".(4)
Этот монотеизм Ибрагима (Авраама) составляет его практическое единобожие. Благословенный девиз "Нет бога, кроме Аллаха" лучше всего определяет практический монотеизм, утверждая, что нет ничего достойного поклонения, кроме сам Бога.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!