Критерии хорошего мировоззрения



Исламское мировоззрение

Монотеистическое мировоззрение

Идеология и философия жизни волей-неволей опирается на определенные убеждения и воззрения, оценку сущего, комментарий и анализ мира.
Образ мышления и подход к бытийному миру, предлагаемый философской школой, являет собой базис, или мыслительную опору, этой школы. Его-то и называют "мировоззрением"
Любая религия и общественная либо философская школ основана на определенном мировоззрении. Цели, которые перелагает и к следованию которым призывает учение, пути и способы, которые оно определяет, дозволенное и недозволенное, сфера ответственности и т.д., - все это представляет собой необходимый результат мировоззрения, принятого в данном учении.
Мудрецы делят мудрость на практическую и теоретически Теоретическое знание предполагает постижение бытия в том виде, в каком оно есть, а практическое - говорит о жизненном пути таком виде, в каком ему должно быть. Должное есть следствие существующего, в особенности, когда речь идет о сущем, о ко! ром говорит нам первичная философия и сверхъестественная мудрость.

Чувственный мир и познание мира

Не следует заблуждаться строением слова "мировоззрение", в котором второй корень означает "видеть", и истолковывать это понятие как чувственное восприятие мира. Мировоззрение значит "миропознание", относясь, таким образом, к известной проблеме познания. А ведь познание - это отличительная черта человека в отличие от чувств, которые роднят его с другими живыми существами. Посему познание мира также является отличительной чертой человека, зависящей от силы его ума и рассудка.
Многие животные продвинулись дальше человека в чувственном восприятии мира. Они обладают и такими чувствами, которых лишен человек. Говорят, что есть птицы, которые обладают свойствами радаров. Кроме того, и те чувства, что роднят живые существа с человеком, могут быть у этих существ более чуткими и развитыми, чем у него. Это касается, в частности, зрения орла, обоняния собаки или муравья, слуха мыши. Но преимущество человека по сравнению с другими живыми существами заключается в познании мира, то есть более глубоком взгляде на мир. Животное только ощущает мир, а человек его истолковывает.
Что есть познание? Какова связь между чувством и познанием? Какие элементы составляют познание, кроме чувств? Как и откуда входят они в сознание? Каков принцип действия познания? Каковы критерии, отличающие правильное и ложное познание?
Эти вопросы составляют отдельный трактат, и мы не можем здесь их обсуждать. Однако несомненно то, что ощущение вещи отлично от ее познания. Все могут видеть одну сцену или одно представление, но только отдельные зрители комментируют увиденное, причем иногда по-разному.

Виды мировоззрения

Мировоззрение, или миропонимание, или иными словами то, как человек толкует мир, может проистекать из трех источников. Источники эти таковы: наука, философия и религия. Соответственно, мировоззрение может быть научным, философски и религиозным.

Научное мировоззрение

Посмотрим, как и в каких границах дается нам научное мировоззрение. Наука основана на двух вещах — гипотезе и практике (испытании). В сознании ученого, открывающего или объясняющего какое-либо явление, прежде всего появляется гипотеза, которая потом проверяется в лаборатории. Если опытным путем гипотеза подтверждается, она принимается в качестве научного постулата до тех пор, пока опытным путем не будет лучше доказана другая, более всеобъемлющая теория. Научный принцип остается в силе только до того момента, как ему на смену приходит? другой.
Именно таким образом наука, обнаруживая следствия явления и проводя эксперименты, находит его причину либо другие следствия и снова отправляется на поиски первопричин. Этот поиск первопричин других причин, а также их следствий, ведется настолько, насколько это возможно.
Деятельность науки, основанная на практическом эксперименте, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Крупнейшим преимуществом научных открытий следует считать их точность, подробность и конкретность. Наука может дать тысячу различных сведений о самом незначительном существе; может на основании простого листа, сорванного с дерева, создать целую научную работу. Рассказывая человеку об особых законах жизнедеятельности каждого существа, наука показывает ему пути овладения этими существами. Так появляется промышленность и техника.
Однако, будучи точной, конкретной и подробной в свои исследованиях и обладая способностью рассказать тысячи вей о самой малости, наука находится как бы в ограниченной сфере. Ограниченной чем? Экспериментом. Наука продвигается настолько, насколько может проверить свое продвижение посредством опыта. Но можно ли все бытие, все его составляющие испытать экспериментальным путем?
Наука продвигается в определенной степени в поисках путей познания причин и следствий, но затем доходит до такой черты, за которой начинается область непознанного, когда исследователь вынужден сказать: "Я этого не знаю". Наука подобна сил: ному лучу прожектора в кромешной тьме, который освещает определенный участок, но не говорит нам о том, что же лежит за пределами освещенной области. Можно ли опытным путем узнать, существует ли у мира начало и конец, или же он бесконечен с обеих сторон? Достигнув этой стадии, ученый осознанно или неосознанно вступает на путь философии и начинает выражав свое мнение.
С точки зрения науки, мир напоминает старую книгу, в которой утеряны первые и последние страницы, в результате чего не ясно ни ее начало, ни конец. Поэтому научное мировоззрение есть познание частного, а не целого. Наука знакомит нас с состоянием отдельных составных частей мира, а не с цельным образом всего мира. Научное мировоззрение относительно мира подобно тому, как люди стали бы познавать слона на ощупь в темноте: тот, кто потрогал бы его ухо, подумал бы, что слон похож на веер; потрогавший ноги слона сравнил бы его со столбом, а познакомившийся с его спиной представил бы это животное в виде ложа.


Еще одним недостатком научного мировоззрения в качестве основы для идеологии является то, что оно неустойчиво с теоретической точки зрения, то есть в плане представления реальности в том виде, в каком она есть, а также в плане обеспечения веры в реальность бытия. Согласно научному взгляду, образ мира ежедневно меняется, ибо наука основана на гипотезе и эксперименте, а не на ясных первичных рациональных принципах. А ведь гипотезы и экспериментальное их подтверждение обладают преходящей ценностью. Именно поэтому научное мировоззрение неустойчиво и непостоянно и не может служить основой веры. А ведь вера требует такой основы, которая была бы более прочна и не подвержена колебаниям, а еще лучше - относилась бы к вечности.
В силу ограничений, которые неизбежно создают для науки ее инструменты (гипотеза и опыт), научное мировоззрение не может ответить на целый ряд основных вопросов миропознания, на которые обязательно должна ответить идеология: Откуда появился мир и куда он идет? В какой точке и на каком этапе бытия мы находимся? Есть ли у мира начало и конец во временном и пространственном плане? Правильно ли в целом бытие или нет, справедливо или абсурдно, уродливо или прекрасно? Господствуют ли в мире необходимые и неизменные традиции, или же таких традиций нет? Является ли бытие чем-то живым и одушевленным или, наоборот, мертвым и неодушевленным, а существование человека представляет собой случайное исключение? Подлежит ли существующее уничтожению? Возможно ли оживление уничтоженного? Возможно ли абсолютно точное повторение мира и истории по прошествии миллиардов лет (теория Де Веркора)?
Господствует ли на самом деле единство или разнообразие? Разделяется ли мир на материальный и нематериальный, где материальная часть составляет только лишь небольшой элемент всего мира?
Можно ли считать мир направляемым и видящим, или же он слеп? Находится ли мир в состоянии торговли и обмена с человеком? Можно ли утверждать, что на добрые и неблагочестивые поступки человека мир реагирует добром или злом? Существует ли после этой тленной жизни еще одна вечная жизнь? Таких вопросов можно привести еще огромное множество.
Пытаясь ответить на все эти вопросы, наука сталкивается с тем, что это ей неведомо, ибо не поддается эксперименту. Наука отвечает только на частные, ограниченные вопросы, но не способна воссоздать полную картину мира. Поясним этот вывод ш примере.
Человек может иметь четкое и подробное представление о (одном из районов Тегерана, может даже по памяти нарисовать схему расположения улиц, переулков и даже домов в этом районе: другие столь же подробно знают свои районы города. Если сложить их знания, то можно получить полную информацию с городе. Но разве можно будет сказать, что мы полностью и ее всех сторон узнали наш город? Создастся ли у нас полная, исчерпывающая картина? Узнаем ли мы, какую геометрическую фигуру напоминает площадь, занимаемая городом? Похож ли город, на круг, квадрат, лист дерева (и какого дерева)? Как связаны между собой отдельные районы? Каковы автобусные маршруты, связывающие между собой несколько частей города? Красив ли в целом Тегеран или нет? Обо всем этом мы не сможем узнать, исходя из подробных, но не цельных сведений.
Если же поставим перед собой задачу получить информацию по указанным выше вопросам, в частности о форме город и его общем виде, нам следует сесть в самолет и окинуть город, одним взглядом сверху.
Поэтому можно сказать, что наука неспособна ответить на самые основополагающие вопросы, стоящие перед мировоззрением, так как не имеет общего представления о совокупном строении мира.
Таким образом, ценность научного мировоззрения ограничивается собственно научно-технической стороной, не распространяясь на теорию, тогда как основа идеологии должна иметь именно теоретическую, а не практическую ценность.
Теоретическая ценность науки должна заключаться в точном отражении реального мира. В то же время научная и техническая ее ценность состоит в том, чтобы, точно или не совсем точно отражая мир, дать человеку силы и привести его к нужному результату. Нынешнее промышленное и техническое развитие свидетельствует о научно-технической ценности науки.
Одной их удивительных черт науки в современном мире можно считать то, что по мере увеличения ее технической ценности теоретическое значение науки уменьшилось. Те, кто смотрит на этот процесс со стороны, полагают, что прогресс науки с точки зрения просвещения человеческой совести и создания веры и уверенности в реальном мире, который полностью совпадает с тем, что свидетельствует о нем наука, идет параллельно с практическими успехами этой стороны жизни человечества (а эти успехи нельзя отрицать), ошибаются, ибо на самом деле все обстоит наоборот.
Из сказанного становится понятно, что идеология нуждается в особом виде мировоззрения, которое:
1) отвечало бы на основные вопросы миропознания, относящиеся ко всему миру, а не к его части;
2) давало бы человеку надежное, устойчивое и вечное, а не временное и непостоянное познание;
3) давало бы такое представление, которое имело бы ценность с точки зрения теории и истинного отображения мира, не будучи только научно-техническим.
Очевидно, что научное мировоззрение, обладающее всеми другими преимуществами, не отвечает этим трем условиям.

Философское мировоззрение.

Хотя философское мировоззрение не обладает точностью и конкретикой своего научного аналога, будучи основанным на совокупности принципов, ясных, неоспоримых для ума и логически доказуемых, а также обладающих универсальностью и полнотой, оно обладает и некоторыми преимуществами, Так, в нем нет той неустойчивости и непрочности, которая наблюдается в научном мировоззрении, а, кроме того, оно шире, чем научная теория.
Философское мировоззрение отвечает на все те вопросы, которые составляют основу различных видов идеологии. Это мировоззрение представляет образ мира во всей его полноте.


Как научное, так и философское мировоззрение представляют собой прелюдию действия, однако осуществляют эту функцию по-разному. Научное мировоззрение дает человеку способность изменять природу, наделяя его властью над ней, дабы он смог использовать природу в соответствии со своими целями и желаниями. Философское же мировоззрение определяет направление деятельности и выбор человеческой жизни. Философское мировоззрение влияет на подход человека к миру, определяет его позицию в отношении мира, формирует его воззрение на бытие и мир, дает ему идеи или отнимает их, придает человеческой жизни смысл или ведет человека к абсурду и небытию. Поэтому мы и говорим, что наука неспособна дать человеку такое мировоззрение, которое служило бы основой идеологии, тогда как философия может это сделать.

Религиозное мировоззрение

Если любое общее мнение о бытии и мире принять за философское мировоззрение, абстрагируясь от его источника (в частности, от того, основано ли оно на сравнениях, аргументах и доводах, либо на откровении о другом мире), то в этом случае религиозное мировоззрение следует рассматривать как часть философского. У этих двух видов мировоззрения общая сфера действия, что отличает их от научного мировоззрения.
Но обратившись к истокам знания и познания, мы увидим что религиозное и философское миропознание отличаются друг от друга.
В некоторых религиях, таких, как ислам, религиозное мире понимание в самой религии имеет философскую, аргументированную форму. Поднимаемые в нем вопросы решаются с опорой на разум и логическую аргументацию. Поэтому можно сказать что исламское мировоззрение является рационально-философским.
Среди его преимуществ (кроме двух отличительных черт собственно философского мировоззрения - вечность и стабильность, а также универсальность), которых мы совершенно не встретим в научном мировоззрении, следует отметить освящение (придание святости) принципов видения мира.
С учетом того, что идеология требует веры и что для привлечения веры к некоторому учению необходима не только убежденность в вечности и неизменности его принципов (чего абсолютно нет в научном взгляде на мир), но и почитание на уровне святости, становится ясно, что только мировоззрение в религиозной форме может стать основой идеологии и веры.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что мировоззрение может стать опорой идеологии только в том случае, если будет обладать как прочностью и широтой философского мышления, так и святостью религиозных принципов.

Критерии хорошего мировоззрения

Хорошим можно считать такое мировоззрение, которое:
1) может быть доказано и аргументировано, то есть имеет поддержку со стороны рассудка и логики;
2) дает смысл жизни, то есть устраняет из человеческого сознания мысль о бессмысленности жизни и о том, что все дороги ведут к абсурдному и никчемному концу;
3) способствует появлению идеалов, жизненных стимулов V желаний;
4) освящает собой цели как человека, так и общества;
5) способствует возникновению чувства ответственности и обязательности.
Логичность мировоззрения создает основу для его принятия на уровне рассудка и мысли. Это свойство мировоззрении: устраняет все неясности и недосказанности, которые на само! деле представляют собой значительное препятствие.
Способность учения создавать идеалы придает ему притягательную силу, наполняя его внутренним теплом и могуществом.
Освящение целей учения посредством мировоззрения позволяет людям с легкостью жертвовать собой во имя его. Пока учение не сможет придать священное звучание своим целям и пробудить в людях чувство поклонения и жертвенности во имя этих целей, такое учение не имеет гарантии существования.
Способность создавать чувство ответственности, заложенная в мировоззрении, делает человека до глубины души ответственным за себя и за то общество, в котором он живет.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!