Западная Римская империя                                   Восточная Римская империя 44 страница



ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА

За время правления Зенона богословская мысль на Востоке была упорно сосредоточена на том вопросе, который был так определенно и до известной степени просто разрешен на Халкидонском соборе.

Непререкаемый в ту пору авторитет римского патриарха, преемника апостола Петра, того камня, на котором Иисус Христос обещал основать Свою Церковь так, что она не подвижется вовек, — сделал свое дело, и после настойчивой защиты Феодосием деяний Диоскора государственная власть в лице Маркиана и Пульхерии поддержала папу Льва. Его послание легло в основу вероопределения, касавшегося тайны слияния Бога с человеком. Восток не мирился с этим простым и смиренным решением великой тайны и самая формулировка, принятая отцами Халкидонского собора, допускала возможность разных толкований, которые имели за себя богословский авторитет, одно — Кирилла Александрийского, другое — Феодорита Кирского, третье — папы Льва. Запрет Маркиана продолжать публичные прения на эту тему не действовал, и борьба против уз, наложенных Халкидонским собором, получила страстный и нетерпимый характер и начала связываться с вопросом национальным. В Египте и на армянском Востоке господствующим вероучением было монофизитство, в Сирии оно было весьма распространено, но не имело еще преобладания. Население Александрии томилось без своего пастыря, Тимофея Элура. И хотя среди клира было много и таких лиц, которые, в уважение к авторитету папы, перенесли дело на его суд, но весь народ стоял за Тимофея Элура, как засвидетельствовал это в своем окружном послании император Лев. В краткое правление Василиска вожделенный архипастырь Александрийской церкви воротился на свою кафедру. Зенон после своего возвращения на царство не решился применить силу в отношении Тимофея Элура, который был уже глубоким старцем, и дал ему окончить жизнь на кафедре.[1207] По его смерти, александрийский клир избрал в патриархи диакона Петра, по прозвищу Монг (косноязычный), который был близким сотрудником почившего патриарха. Император пригрозил виновникам этого избрания смертной казнью и предписал, чтобы Тимофей Салофакиол, проживавший в Канопе, занял александрийский престол. Возвращение его на кафедру вызвало большой бунт и кровопролитие.[1208] Кроткий по характеру Тимофей не принимал никаких мер строгости против не признававших его александрийцев, и на улицах раздавались крики: «Хоть мы не общаемся с тобой, но мы тебя любим».[1209]

Энергичный и пользовавшийся широкой популярностью в Александрии Петр Монг укрылся от преследования и, оставаясь в Александрии, являлся самым опасным агитатором, подрывавшим положение патриарха Тимофея Салофакиола, силой водворенного на кафедре св. Марка. Желая предупредить возможность, что он окажется его преемником, Тимофей обращался римскому папе Симплицию с просьбой воздействовать на императора, чтобы тот отправил его в ссылку, и папа в своих письмах императору и патриарху Акакию настаивал на этом.[1210] Обе церковные партии, на которые раздели­лась Александрийская церковь, старались склонить двор на свою сторону, и в Константинополь отправлялись депутации с целью воздействовать в же­лательном смысле. В составе посольства от патриарха был его родственник, епископ Гермополя, Геннадий и эконом церкви Иоанна Предтечи Иоанн Талайя. Посольство имело целью обеспечить избрание на кафедру после смерти Тимофея, который был уже в преклонных годах, человека его партии. Власт­ное положение, которое занимал тогда Илл при дворе Зенона, побудило Талайю искать его покровительства. Илл уже замышлял в ту пору переворот, который позднее осуществил в Антиохии, и вступил в частное соглашение с Иоанном, который принял на себя роль посредника в тайных соглашениях с августалом Египта Феоктистом. В личных сношениях с императором по во­просу о преемнике Тимофея Иоанн, по соглашению с Иллом, отказался от своей кандидатуры на будущую вакансию и дал в том присягу пред импера­тором, патриархом и членами сената. Геннадий остался в Константинополе в звании апокрисиария при дворе, а Иоанн вернулся в Александрию и под­держивал затем сношения с Иллом, выказывая пренебрежение патриарху Акакию и епископу Геннадию. В июне 482 года патриарх Тимофей скончал­ся. Рассчитывая на поддержку Илла, Иоанн при помощи Феоктиста устроил свое избрание на патриарший престол.

Посол Иоанна, отправленный с синодальной грамотой в Константино­поль, имел поручение действовать по указанию Илла. Не застав его в столи­це, он отправился в Антиохию, не доставив синодального послания патриар­ху Акакию.[1211] Глубокое взаимное недоверие, которое существовало между Зеноном и Иллом в ту пору, делало Иоанна Талайю подозрительным в гла­зах императора, и данная им клятва об отказе от своей кандидатуры давала формальный повод не признать законным его избрание на александрийский престол. Патриарх Акакий, по-видимому при участии Геннадия, вел сноше­ния с Петром Монгом и выставил императору его кандидатуру, как жела­тельную ввиду его популярности в Александрии, в смысле восстановления мира и единодушия в Александрийской церкви. Чтобы облегчить Петру его задачу, Акакий пошел на уступки, и хотя доселе он твердо стоял за Халкидонский собор, но теперь выработал текст императорского указа о вере, объ­явлением которого Петр, как он надеялся, мог объединить вокруг себя все Церковные партии в Александрии. Так как августал Феоктист провел избра­ние Иоанна и находился в сношениях с Иллом, то он был отставлен. Его пре­емником был назначен Пергамий, которому и был вручен составленный Акакием указ Зенона к Церквам Египта, Ливии и Пентаполя. На него возложено было поручение низложить Иоанна Талайю, как нарушившего клятву и возвести на кафедру Петра Монга при условии принятия им составленного Акакием указа Зенона о вере. Пергамий исполнил свое дело. Петр принял императорский указ, объявил и разъяснил его в Александрии и при большом одушевлении населения занял кафедру св. Марка. Указ Зенона, получивший название Энотикона, был составлен в очень осторожных выражениях и имел целью восстановить церковное общение Египетской Церкви с Константинопольской и прекратить ожесточенную борьбу партий в Египте.

«Признавая началом, основанием и непреоборимым оружием нашего царства веру, которая в истине и правде утверждена наитием Бога 318 святыми отцами Собора, состоявшегося в Никее, и подтверждена святыми отцами в числе 150 на Соборе в Константинополе, мы днем и ночью, речью и законами ревностно преследуем одну цель, чтобы повсюду Апостольская и Кафолическая церковь, мать нашего царства, множилась в мире и согласии».[1212] Отметив затем те бедствия, нередко сопровождавшиеся кровопролитием, которые омрачили нарушение единства вероучения, и церковные несогласия, Зенон заявлял, что Никейский символ признали также отцы Собора в Эфесе, которые осудили Нестория. «Мы анафематствуем Нестория вместе с Евтихием, принимая также 12 глав, которые составлены боголюбезной памяти Кириллом, епископом Кафолической Александрийской церкви. Мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, единосущный с Отцом пo божеству и единосущный нам по человечеству, снисшедший и воплотившийся от Марии Девы Богородицы, есть один, а не два. Единому мы приписываем чудеса и страдания, которые он добровольно претерпел плотью, а разделяющих, или сливающих, или вводящих призрачность воплощения не приемлем, ибо безгрешное по истине воплощение от Богородицы не произвело в Сыне прибавления. Осталась Троица и после воплощения одного из Троицы, Бога-Слова... Всякого же, кто иначе мудрствовал или мудрствует, теперь или когда бы то ни было, в Халкидоне или на каком ином Соборе, анафематствуем, а особенно Нестория и Евтихия и единомышленных с ними».

В тексте Энотикона было, таким образом, с полной определенность осуждено учение Нестория и Евтихия, возглашен в значении единого истинного символа — Никейский с дополнениями, принятыми на Соборе 381 года в Константинополе; а кроме того, в нем намеренно устранены выражения «две природы» и «одна природа», признаны правильными анафематствования Кирилла Александрийского и обойден Халкидонский собор, который так упорно отвергали Восточные Церкви.

Энотикон должен был, по мысли своих составителей, явиться вестником умиротворения для Восточных Церквей и содействовать упрочению того политического единства, которое представляла тогда Восточная империя, являвшаяся слишком слабой по своим силам, чтобы претендовать на старое наследие западного римского императора, раздробленное на германские царства. Но римский Запад в лице папы не замедлил оказать воздействие во враждебном смысле.

Папа Симплиций немедленно заявил протест против низложения Иоан­на Талайи и водворения на кафедре св. Марка еретика, каким признавал раньше Петра Монга патриарх Акакий в переписке с папой, когда нуждался в его поддержке в борьбе за православие против еретика-императора.[1213]

Низложенный Иоанн явился в Рим и принес папе лично жалобу на дейст­вия Акакия. Папа вскоре заболел и в начале 483 года скончался (10 марта). Его преемником был Феликс III. Рассмотрев дело Иоанна на поместном Со­боре в Риме, папа решил потребовать Акакия на свой суд и снарядил посоль­ство в Константинополь, исправление которого поручил епископам Мизену и Виталию.

Пока в Риме подготовлялся протест, на защиту Халкидонского собора выступили в Константинополе монахи. Во главе движения стали акимиты со своим архимандритом Кириллом. Он послал от себя извещение папе о том, что происходило в столице, и папа отправил вдогонку уже уехавшим послам приказание вступить в соглашение с акимитами и пользоваться их поддерж­кой в своих действиях. Но правительство приняло свои меры: послы папы были арестованы в Абидосе, от них были отняты письма папы к императору и Акакию, и они сами попали в заточение. Щедрыми обещаниями Акакию удалось склонить их на свою сторону. Они совершили с ним литургию, вме­сте причащались Св. Тайн, и в их присутствии имя Петра Монга возглаша­лось в диптихах. Кирилл отправил от себя к папе послом монаха Симеона, который изобличил папских легатов в том, что они не вошли предваритель­но в сношения с акимитами, как приказывал папа, и обвинял Акакия в ере­си. Папа на соборе в Риме в 484 году обсудил все дело, наказал своих легатов низложением и предал анафеме Акакия. Посланец папы сумел укрыться от осмотра в Абидосе, где была центральная таможня, и прибыл в монастырь Дия в Константинополе. В ближайшее воскресенье монахи этого монасты­ря вручили патриарху во время службы в церкви отлучительную грамоту па­пы. Они были казнены, и много других монахов было подвергнуто тюремному заключению.[1214] Акакий вычеркнул из церковных диптихов имя папы, и так возник первый раскол между Западной и Восточной Церковью,[1215] длившийся то усиливаясь, то ослабевая, до первого года правления Юстина (518 год). Около того времени, когда предоставление Александрийской кафедры Петру Монгу послужило поводом к расколу Востока с Западом, Энотикон был принят в Антиохии. За все время правления Зенона антиохийская церковь переживала тяжкие тревоги. Еще в пору начала своего возвышения Зенон содействовал избранию Петра Кнафея на патриарший престол. Но имп. Лев и патриарх Геннадий расстроили это дело. Петр был низложен и заточен в монастыре акимитов. Переход Василиска в лагерь врагов Халкидонского собора открыл для Петра возможность осуществить свои права на Антиохийскую кафедру, и он занял ее с разрешения Василиска. Когда Зенон вернулся на царство, Петр Кнафей был низложен, как примкнувший к восстанию, и присужден к ссылке на край римской державы, в Питиунт. Кара была смягчена, и Петр проживал в течение нескольких лет в городе Евхастах в провинции Еленопонт. По избранию Собора местных епископов кафедра была предоставлена Иоанну Кодонату. Будучи посвящен Петром в епископы для города Апамеи, он не был принят населением и проживал в Антиохии. Патриарх Акакий, только что отстоявший православие от еретика-императора, не считал возможным предоставить Антиохийскую кафедру стороннику Петра Кнафея, и через три месяца Иоанн был низложен. На освободившуюся кафедру был избран местным Собором Стефан. Враждебная ему партия возбудила против него обвинение в приверженности к учению Нестория и довела свою жалобу до императора. В Лаодикее собрался собор, который оправдал патриарха. Но не прошло и года после его избрания, как он был зверски убит членами своего клира во время выхода в одну загород­ную церковь. Толпа овладела его трупом и бросила его в Оронт.[1216]

Когда вести об этой жестокой смерти дошли до столицы, император от­правил в Антиохию специального комиссара для производства следствия, и Антиохийская церковь была лишена права поставить себе нового епископа из своей среды. Патриарх Акакий, поддерживавший непрерывные сноше­ния с римским престолом, известил папу Симплиция об этом решении, и па­па в письме от 23 июня 479 года одобрил его.[1217] Свой выбор Акакий остановил на Иоанне Каландионе, который твердо стоял за Халкидонский собор и поль­зовался покровительством всевластного в ту пору Илла. Антиохийский клир в осуществление своего права избирать епископа на патриаршую кафедру сделал попытку выдвинуть опять Иоанна Кодоната; но Каландиону удалось, при поддержке Илла, устранить претендента и занять кафедру, на которую он был посвящен. В его патриаршество начал свою деятельность прославив­шийся впоследствии поборник монофизитства, сироперс по происхожде­нию, Аксинайя, принявший греческое имя Филоксена. Талантливый пропо­ведник и блестящий писатель, он являлся опасным возмутителем церковно­го мира и был изгнан Каландионом из Антиохии.[1218] Когда затеянный Иллом государственный переворот окончился полной неудачей, Каландион, как по­винный в измене императору, был низложен, причем одним из его обличите­лей явился Филоксен. Проживавший в изгнании Петр Кнафей пользовался большой популярностью в Антиохии, и Зенон, по настоянию многочислен­ных его приверженцев, дал Петру разрешение занять кафедру, с которой он был дважды смещен в прежнее время. Первым делом Петра Кнафея было принятие Энотикона. Предоставление кафедры тому, кто дважды с ведома папы был смещаем с нее как еретик, явилось новой обидой римскому пре­столу, и папа в непрекращавшихся дипломатических сношениях с импера­тором требовал его низложения и восстановления в правах Иоанна Каландиона. Зенон объяснял политические мотивы низложения Каланднона и от­стаивал Петра Кнафея.

Надежды императора и патриарха на то, что Энотикон даст возможность умиротворить Египетскую церковь и прекратить агитацию против Халки­донского собора, не оправдались. Петр Монг дал императору и патриарху клятвенное обещание не анафематствовать Халкидонский собор; но он не мог сдержать своей клятвы. В среде александрийского клира была большая партия непримиримых. Во главе ее стояли пресвитеры Юлиан и Иоанн и со­фист Павел, член посольства, ходатайствовавшего некогда за Тимофея Элура. Подчиняясь их требованию, Петр Монг вынужден был нарушить свое обещание и открыто анафематствовал Халкидонский собор. Каландион, занимавший тогда Антиохийскую кафедру, не вступил в церковное общение с Петром и обличал его пред Акакием. В письме к Акакию Петр отрицал этот факт и объяснял его сплетнями, которые распускают о нем фанатичные монахи. Евагрий сохранил это письмо.[1219] Но та уступка, на которую пошел Петр, не возымела действия, и непримиримые ставили ему в вину, что он имеет церковное общение с Акакием, который признает Халкидонский собор. Петр вынужден был действовать силой против упорствующих и изгнал их из монастырей. Пострадавшие отправили к императору жалобу на насилие, и Зенон послал в Александрию одного из своих оруженосцев, Косьму, возложив на него поручение примирить патриарха с мятежным монашеством. В присутствии Косьмы состоялось объяснение патриарха с депутацией от монахов, которое, однако, не достигло своей цели. Возбуждение населения города против монашества было так сильно, что можно было опасаться кровавых столкновений. По докладу Косьмы о положении дел в Александрии император назначил нового префекта-августала по имени Арсений, соединив в его лице гражданские и военные полномочия. Старания Арсения водворить согласие между патриархом и не признававшей его партией не имели успеха. Хотя Петр уже открыто анафематствовал Халкидонский собор, но его противники этим не довольствовались. С разрешения префекта была отправлена депутация к императору. Она заявила требование анафематствоватьХалкидонский собор и «томос» папы Льва.[1220] Это требование не было принято, и отколовшиеся от своего патриарха египетские монофизиты получили кличку акефалов (безголовых), которая с этих пор осталась жить как обозначение крайних монофизитов.

Смерть Петра Кнафея, последовавшая в 488 году, Акакия и Петра Монга — в 489, и имп. Зенона — в 491 — не изменили общего положения церковных дел. Кратковременный преемник Акакия, Фравита, имел переписку с папой и отстаивал Энотикон. Его преемник, Евфимий, был сторонником Халкидонского собора и внес имя папы в диптихи своей церкви; но этого было недостаточно для римской курии, которая выставила устами папы Феликса требование осудить память Акакия и исключить его имя из церковных диптихов.[1221]

Ни патриарх Акакий, ни император во всем этом споре не желали выступать противниками Халкидонского собора и не склонялись на сторону монофизитства, но римский папа не признавал православия без Халкидонского собора. Допустив послабление в отношении Восточных церквей изданием Энотикона, чтобы не пребывать в расколе с большинством христиан Египта и Сирии, Константинопольский патриарх относился неукоснительно стро­го к несторианству. Об этом свидетельствует одно событие, имевшее отно­шение к истории тогдашнего просвещения. — На крайнем востоке импе­рии, в городе Эдессе, бывшей некогда резиденции династии Абгаров, откуда пошел нерукотворный образ Христа, а тогда главном городе провинции Осроены в Месопотамии, была богословская школа, получившая известность высоким образованием своих профессоров. Она возникла в ту пору, когда после несчастного похода Юлиана в Персию его преемник Иовиан сдал пер­сам несколько областей и пограничную крепость Нисибин. Многие жители Нисибина не пожелали остаться под властью персов и переселились в бли­жайшие к границе города империи.[1222] Переселившийся тогда в Эдессу хри­стианский поэт Ефрем основал там школу, которая получила большую из­вестность. Близкие связи, которые установились между переселенцами и их соплеменниками, оставшимися под властью персов, имели своим послед­ствием то, что эта школа стала центром христианского просвещения для персидских христиан и называлась персидской. Господствующим христи­анским исповеданием в Персии было несторианство, и так как оно возобла­дало в этой школе, то она и была закрыта.[1223] Изгнанные профессора пересели­лись в Персию, и два из них, Нарсай и Барсаума, основали школу в Нисибине, которая скоро достигла большой известности.[1224]

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ В АФРИКЕ. ВРАЖДА ХРИСТИАН И ИУДЕЕВ НА ВОСТОКЕ. СОБЫТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ИСТОРИИ. СМЕРТЬ ЗЕНОНА

Мирный договор с вандалами, заключенный в начале правления Гунериха, обеспечил империю от тех бедствий, которые причинял ей Гензерих свои­ми морскими набегами. Воинский дух пал у вандалов; изнеживающим обра­зом действовали на энергию народа как самая природа, так и те громадные бо­гатства, которые достались вандалам от дележа земли, грабежа туземцев и морских предприятий Гензериха. Когда 60 лет после того Велизарий с неболь­шими силами в полгода разрушил их державу, роскошь вандалов и их изне­женность поражали византийцев. Религиозный фанатизм, который проявлял уже Гензерих, насильственно склоняя туземцев к переходу в арианство, усилился при Гунерихе, и в восьмой год его правления начались жестокие преследования. По указу Гунериха все церкви православных в пределах земли, составившей удел вандалов (sortes Vandalorum), были закрыты, имущество их конфисковано и запрещено отправление православного культа. Твердо стоявшие за православие епископы, члены клира и миряне в огромном множестве стеклись в Карфаген. Они были удалены оттуда силой, и одни сосланы в царские имения, где были обращены в колонов, другие отправлены в Корсику, где должны были работать на корабельных верфях.[1225] Во многих городах начались жестокие экзекуции, воспламенявшие энтузиазм мученичества. В Карфагене можно было видеть множество искалеченных людей, без рук, без ног, без глаз, с отрезанным носом, без языка, с недержавшейся на шее головой как последствие особого вида истязания.[1226] Население обращало свои взоры на императора. Многие исповедники и калеки бежали в Константинополь и находили приют во дворце; случались и чудеса: люди с отрезанным языком говорили совершенно ясно, и таких видел комит Марцеллин, занесший известие об этом в свою хронику под 484 годом.[1227] От императора прибыл в Карфаген посол просить Гунериха смягчить свой гнев; но он устроил зрелище истязания на той самой улице, по которой посол должен был направляться во дворец. В довершение бедствий туземцев Африку по­стигла в тот год страшная засуха. Люди питались всем, чем могли. Пошли болезни и началась большая смертность. Стекавшихся в Карфаген голодных людей безжалостно выгоняли на смерть. Африка ждала помощи от императора; но он был в ту пору озабочен лишь тем, чтобы удержаться на своем шатавшемся троне. То было время, когда начиналась война с Иллом.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!