Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 33 страница



Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. – М., 2014. – Главы 1, 3, 7.

Сорокин В. Очередь (роман, 1983).

Кинофильм «Июльский дождь» (реж. М.Хуциев, 1966).

«Полеты во сне и наяву» (реж. Р. Балаян,1982).

Подготовка к семинару предполагает также самостоятельный опрос своих родственников и/или знакомых об их воспоминаниях 1960-1970-х годов.

От кризиса Советского государства к возникновению новой российской государственности (1980-1990-е гг.). Беловежские соглашения. Россия в 1990-х гг.: трудная дорога к новому или продолжение распада? Семинар. Протест и конформность: до и после перестройки. Материалы к семинар

Константинова М. Перемены в русском литературном поле во время и после перестройки, 1985-1995. PhD diss. – Amsterdam, 2009. – Гл. 1-3.

Рис Н. Русские разговоры. Культура и речевая повседневность эпохи перестройки. - М., 2005. С. 11-94, 280-324.

Кинофильм «Курьер» (реж. К. Шахназаров).

Подборка интервью с участниками «самиздатовского» движения. http://antology.igrunov.ru/stories/

Семинар. Распад СССР и программы реформ рубежа 1980-1990-х годов: альтернативы и возможности.

Материалы к семинарам:

Коткин С. Отмененный Армагеддон. Распад СССР, 1970-2000. – Главы 1-6.

Гайдар Е., Чубайс А. Развилки новейшей истории России. – СПб., 2011. – С. 24-68.

Административные реформы в России: история и современность. М., 2006.

Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М., 2001.

Баберовски Й. Красный террор. История сталинизма. М., 2007.

Бойм С. Общие места. Мифология повседневной жизни. М., 2002.

Верт Н. История Советского государства, 1900-1991. М., 2003.

Городецкий Г. Роковой самообман. Сталин и нападение Германии на Советский Союз. М., 2009.

Грегори П. Политическая экономия сталинизма. М., 2008.

Грегори П. Экономический рост Российской империи (конец XIX – начало XX в.): Новые подсчеты и оценки. М., 2003.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953. М., 1999.

Зубок В.М. Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева. М., 2011.

Козлов В.А. Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе. Новосибирск, 1999.

Левин М. Советский век. М., 2008.

Люкс Л. История России и Советского Союза. От Ленина до Ельцина. М., 2009.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Пихоя Р.Г., Журавлев С.В., Соколов А.К. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991-1999. М, 2011.

Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России, конец 1970-х-1991 гг. М., 2008.

Соколов А.К. Принуждение к труду в советской экономике: 1930-е – середина 1950-х гг. // ГУЛАГ: Экономика принудительного труда. М., 2008.

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в. М., 1990.

Хаустов В., Самуэльсон Л. Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг. М., 2009.

Хлевнюк О.В. Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры. М., 2010.

Хоскинг Дж. Россия: народ и империя. Смоленск, 2001.

Корчмина Елена, 2014-10-11 Экономическая история Корчминой Е.С..docx:

Какой круг вопросов экономической истории наиболее часто используется для политических спекуляций, и почему.

Грегори П. Экономическая история России: что мы о ней знаем и чего не знаем. Оценка экономиста. // Экономический ежегодник. Ежегодник 2000. М., 2001. С. 7 – 98.

Кто такой Homo Economicus (человек рациональный)? Основы «поведенческой экономики». Потенциал ее использования при проведении исследований по экономической истории 18 – первой половины 19 веков.

Капелюшников Р. Поведенческая экономика и новый патернализм // http://polit.ru/article/2013/11/12/paternalism/

Зелизер В.. Социальное значение денег. М., 2004.

Особенности мышления людей 17 – 19 веков при принятии экономических решений. Особенности в восприятии денег в раннее новое время и в период «капитализма». Безличность денег (the impersonality of money). Деньги как символ рационализации. «Стоимость» ценностей. Трансформация отношений между людьми в процессе обмена.

Кошелева О.Е. Бояре и их деньги // PALEOBUREAUCRATICA: сборник статей к 90-летию Н.Ф. Демидовой. М., 2012. С. 187 – 208.

Мельникова А.С., Уздеников В.В., Шканова И.С. Деньги в России. История русского денежного хозяйства с древнейших времен до 1917 г. М., 2000.

Семинар. «Бедная Россия»? Обсуждение общих проблем экономической истории России в долговременной перспективе. Формулирование вопросов, ответ на которые жизненно важен для понимания современного места России в мире. Какие пути решения предлагаются и почему.

Гэтрелл П. «Бедная» Россия: роль природного окружения и деятельности правительства в долговременной перспективе в экономической истории России// Экономическая история России XIX – XX в.: современный взгляд. М., 2000. С. 206- 242.

Будницкий Олег, Социальная история (новейшая).doc:

Примерный список тем рефератов

Женское движение в России в начале ХХ в.

«Полицейский социализм» в начале ХХ в.

Социальная структура Красной армии в период Гражданской войны.

Социальные последствия индустриализации и коллективизации.

Экономика принудительного труда в СССР (1930-1950-е гг.).

Социальная политика советского государства в 1930-е гг. «Великое отступление».

Социально-демографические последствия Великой Отечественной войны.

Эволюция семейно-брачных отношений в СССР в 1920-1930-е гг.

Советское общество по материалам переписи населения 1939 г.

Советская интеллигенция: понятие, состав, социальные функции.

См. список литературы: Будницкий Олег,история российской государственности.docx.

Ресурсы (для описания и сравнения разных исторических периодов).

Глобальная лексико-статистическая база данных // http://starling.rinet.ru/new100/mainr.htm

Новгородские берестяные грамоты // http://gramoty.ru

Отдел древнерусской литературыИРЛИ РАН (Памятники литературы древней Руси, Словарь книжников и книжности древней Руси) // http://odrl.pushkinskijdom.ru/

Рукописи Троице-Сергиевой Лавры // http://old.stsl.ru/manuscripts/

Государственное древлехранилище хартий и рукописей [описание и фотографии документов] // http://rgada.info/index4.php?T1=&Sk=10&B1=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8

Древнерусская нумизматика и сфрагистика // http://russianchange.narod.ru/

Восточная литература. Средневековые источники Востока и запада (в т. ч. России до XVIII в.) // http://www.vostlit.info/

Преодоление Смуты (конец XVI – начало XVII) [фотографии экспонатов выставки с комментариями] // http://rusarchives.ru/smuta/index.shtml

Словарь русских писателей XVIII века // http://xviii.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2321

Фотографии документов о Катынском расстреле // http://www.rusarchives.ru/publication/katyn/spisok.shtml

Победа (1941 – 1945) [фотографии и документальные фильмы] // http://victory.rusarchives.ru/

Дорогой Гагарина [архивные материалы о первом путешествии человека в космос] // http://rusarchives.ru/12april/index.php

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» // http://feb-web.ru/

Виртуальная выставка к 1150-летию Российской государственности // http://www.rusarchives.ru/statehood/03-04-duhovhaya-ivan-kalita.shtml

Постнаука [лекции другие материалы от ведущих российских ученых, в том числе историков] // http://postnauka.ru/

Элементы. Научно-популярный сайт о фундаментальной науке [лекции другие материалы от ведущих российских ученых, в том числе историков] // elementy.ru

Насыщенный материал о постсоветском двадцатипятилетии на 25 лет Эху Москвы (http://25.echo.msk.ru/).

163-165, II

В папке «Фрагменты и эпизоды» предполагается помещать видеоматериал (фрагменты из фильмов и передач, клипы и т.д.), могущий в той или иной мере проиллюстрировать обсуждаемые здесь темы.

«Фрагменты и эпизоды»

Искусство и арт-проекты

Реальность, которая мигрирует, преображается и сохраняется в мире искусства.

Гид по «Манифесте 10» | ART1 - Новости искусcтва:

Франсис Алис «Лада-копейка». На зеленой «Ладе-копейке» художник доехал из родной Бельгии до Петербурга. Символ советского автомобилестроения, «Лада-копейка» отправлялась на экспорт в дружественные страны: найти ее можно в Финляндии, Италии или Исландии.

Елена Ковылина «Равенство»

Добровольцы выстраиваются на табуретах с подпиленными ножками, чтобы нивелировать различия участников перформанса в росте.

Борис Михайлов. Съёмки киевского Майдана в ноябре 2013 года.

Томас Хиршхорн: инсталляция и интуиция | Colta.ru. «Срез» Хиршхорна представляет собой срез пятиэтажки: дом то ли разбомблен, то ли наполовину снесен, фасад его превратился в гору строительного мусора, балки, панели и коммуникации вылезают наружу, интерьеры квартир верхних этажей обнажились, и на уцелевших стенах, оклеенных цветастыми обоями, видны картины русских авангардистов. Дом выстроен из фирменных хиршхорновских материалов, дешевых, универсальных, любому доступных и как бы антихудожественных: картона, фанеры, пенопласта, фольги, скотча. Картины подлинные: «Октябрь» и «Победа над вечностью» Павла Филонова, «Плотник» Казимира Малевича и две беспредметные композиции Ольги Розановой взяты напрокат в Русском музее.

Kandinsky award:

2013 год. И.Нахова. «"Без названия" – это мои счёты с историей, осмысленные через историю моей семьи- бабушку, расстрелянного дедушку, маму-папу и прошлую меня. Это попытка понять то необъяснимое, что происходит с моей страной на протяжении последнего века, понять через частные образы, каким образом миллионы людей были вымараны из истории и благополучно забыты; и каким образом люди могут быть настолько ослеплены и обездушены, чтобы жить без памяти и без истории».

А.Блохин и Г.Кузнецов. Одним из главных символов этого мира и людей, живущих в нем, конечно, является литера «f» – первая буква слова «Facebook», превращенная художниками в гигантскую инсталляцию (Letter F). И именно законы социальных сетей становятся своего рода заповедями XXI века, за нарушение которых человеку закрывается доступ к вечной жизни внутри сети.

Е.Гладильщиков. Сюжет фильма «Позиции» разворачивается вокруг трех политических активистов. Александр, Вероника и Анна живут в просторной сталинской квартире, занимаются теорией, изучают политические тексты и критикуют технологии современной власти.

2012 год. Группировка ЗИП. Завод «Утопия». Завод является полностью самодостаточным, независимым объектом, предназначенным для автономного существования художников. Здесь есть все, что необходимо для работы, творчества и досуга: мастерские для художников, лекционные, выставочные, спортивные залы, кинотеатры, площадки для свободного высказывания политического мнения, парки и фонтаны, библиотеки, рестораны и т. д. Систему денежных отношений заменяет натуральный обмен: искусство обменивается на необходимые материалы и продукты питания. Все, что требуется от художников, – это постоянное занятие искусством. Уровень жизни художника зависит от количества и качества производимой им художественной продукции. На заводе существует специальное хранилище для лучших произведений искусства. Невостребованное искусство или искусство, которое экспертный совет завода, выбранный открытым голосованием, признал некачественным, подвергается переработке. Любой человек, считающий себя художником, может заполнить специальную анкету и поступить на завод, но может быть и изгнан изза отсутствия художественной продукции. Художник обязан создавать хотя бы одно произведение искусства в течение полугода. Подобные заводы должны быть созданы во всех странах мира. Для их создания можно использовать корпуса и территории бывших промышленных предприятий. Для проекта «Завод “Утопия”» в качестве образца взят Краснодарский завод измерительных приборов (ЗИП). Фасад завода остался в неизменном виде, а внутренняя планировка и структура полностью переработаны для новых нужд. (По этой теме: КИСИ-утопия - Культпросвет: Завод-утопия выглядит, совершенно как ЗИП в лучшие времена, и создан он, совершенно как ЗИП сегодня, «для свободного существования художников». Система денежных отношений, конечно, отсутствует, её заменяет обмен предметов искусства на необходимые материалы и продукты питания. Вот и Паша 183 об этом мечтал. ЗИП, группировка | Art Узел: «Сколопендры». Сотрудники завода подарили ЗИПам каркасы от советских ламп, по воле художников превратившиеся в расползающихся по внутренним и наружным стенам здания огромных насекомых).

М.Сафронова. «Распорядок дня». Психиатрическая клиника – маленькая модель большого общества, имеющая те же проблемы, что и художественное сообщество по отношению к «большому миру»: образ жизни, тонкая грань между нормальностью и ненормальностью, среда отторжения, ставшая средой обитания...Сквозная структура проекта – больничный распорядок дня. Каждая картина фиксирует моменты дня в их постоянном повторении. Каждый последующий день похож на предыдущий – разница лишь в возможной замене объекта, что не нарушает общего распорядка.

Г.Брускин. «Время Ч». Темой скульптурного проекта «Время Ч» является миф о враге во всех его ипостасях: враждебное государство, классовый враг, враг подсознания, «другое» как враг, «неизвестное» как враг, Время, Кронос, Смерть в качестве врагов… Задача – проанализировать, как создается и мифологизируется образ врага. Автору важно проследить, как сакрализируется тривиальное. Насколько велика гипнотическая власть искусства. Каким образом изображение становится способом и инструментом манипулирования людьми. Отправной точкой явились советские плакаты по гражданской обороне, которые в пору детства автора окружали человека в общественных местах. На плакатах были изображены гипотетические моменты жизни, которую человек должен проживать, когда настанет «Время Ч». То есть когда враг – американцы или немцы – нападет на нас. Это был свод правил в картинках – генеральная инструкция. Библейские заповеди. В детстве эти картинки производили на автора сильнейшее впечатление.

2011 год. И.Чуйков. Художник воспроизводит обычную московскую квартиру, фокусируясь на своей излюбленной теме соотношения реальности и симулякра. Название побуждает увидеть в частном, домашнем пространстве место, где человек обретает идентичность, Идентичность эта, однако, расщеплена. В одном сознании уживаются, сосуществуют самые разные, самые проиворечивые представления, концепции и даже идеологии, как на личностном, так и общественном уровне.

П.Канис. В видеоработе Полины Канис «Яйца» художница на крыше дома ловит в юбку летящие в нее со всех сторон яйца, какие-то ей удается поймать – какие-то нет. Художница бегает справа налево – совсем как в советской электронной игре, где Волк из «Ну, погоди!» тоже ловил яйца в корзину. «Яйца» – высказывание о гендерном статусе индивида как части общественной структуры предписанных отношений между полами.

Л.Комиссаров. Я снимал построенные по типовым проектам советские кинотеатры, оставшиеся вне как культурной, так и экономической жизни. Некоторые уже закрыты, некоторые перепрофилированы. Пространства, оставшиеся без языка, в чужеродном им времени. Я видел залы, хранящие только пустоту; залы, в которых больше не осталось ни смеха, ни слез, ни надежд. Я снимал московские кинотеатры, переставшие быть хранилищем событий эпохи. Я снимал крушение мечты поколений.

А.Бродский. Дорога. Пространство инсталляции погружено в полумрак. Четыре ряда полок с полосатыми матрасами по три этажа в каждой. Между ними установлены столики, над которыми расположены окна-лайтбоксы, закрытые развевающейся от ветра белой тканью. На столиках стоят стаканы в подстаканниках с дребезжащими чайными ложками. На полу – пары однотипных мужских тапок. За счет звуковых и динамических эффектов создается иллюзия движения. Как и в других проектах, материалы, выбираемые Бродским для художественных объектов, отсылают к образу жизни среднего «маленького человека».

2010 год. Т.Короткова. Проект «Воспроизводство» посвящен высокотехнологичному процессу появления детей в современном мире. Искусственное (лабораторное) оплодотворение – это, с одной стороны, последний шанс для многих людей продолжить свой род – и тогда это прекрасно. Успешное рождение здорового малыша – это великое счастье для родителей и врачей. А с другой стороны, где-то в антиутопиях все читали о том, к чему приводит стремление человечества к планированию всего и вся, особенно когда планирование касается появления или непоявления на свет человека.

Г.Косоруков. Процессия. На больших фотографиях мы видим процессию, похожую на крестный ход (или крестовый поход) с атрибутами «национальной гордости» (чем можно гордиться: духовность, традиционализм, общинность, достижения в спорте, русское оружие). Процессия идет через развалины не то Грозного, не то Цхинвала. В реальности – это гигантский стеклозавод, где кроме автостекла, стекла для самолетов, ракет и подводных лодок делали когда-то кремлевские звезды и саркофаг для Ленина в мавзолее. Местные жители разобрали завод на металлолом практически голыми руками. Все персонажи в процессии – реальные люди: казаки, спортсмены, монахи, бывшие члены преступных группировок, настоящая семья, окрестные дети и т. д. Последние две панорамы сделаны по следам событий августа 2008 в Цхинвале (зеркальная проекция процесса, происходящего в России, на соседние государства).

2009 год. Н.Полисский. Проект Большой адронный коллайдерпредставляет собой своего рода выращивание на русской почве знаковых форм мировой архитектуры – от древности до модернизма: римский акведук из снега, вавилонский зиккурат из вязанок сена, сложенные из сучьев подобия конструктивисткой радиобашни Владимира Шухова или небоскреба-арки Дефанс. Воспроизведенные из местных материалов при помощи техник, отсылающих к традиционным деревенским ремеслам или забавам, они обретают универсальность и естественность даже не только архетипических, свойственных всем культурам постройкам, но неких природных явлений вроде птичьих гнезд или бобровых плотин.

П.Пепперштейн. Город Россия. Пепперштейн пытается обратить внимание власти на то, что тотальный капремонт Москвы и Петербурга, начавшийся одновременно с экономическим ростом послесоветской России, не только исказил облик этих городов, но и привел к значительно более серьезным последствиям. Разрушая под видом реконструкции эти города, мы потеряли и продолжаем терять гораздо большее, чем обветшавшие строения или узкие и неудобные для трафика улицы. Мы не только убиваем историческую память, но и покушаемся на самосознание российской нации.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!