Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 29 страница



Москва. Пространство протеста. Исторический экскурс (интересная подборка фотографий).

«История протеста: формы, контексты, образы». Вопросы к обсуждению:

  • Символы протеста, предложенные самими участниками и их оппонентами: что они означают, какова их история?
  • Публичные формы демонстрации протеста и несогласия – почему в разных случаях и в различных сценариях участники прибегают к конкретным формам коллективного действия? Как эти формы связаны с политическим и культурным контекстом?
  • Какова роль средств массовой информации в том, как протест воспринимается и запоминается внешним наблюдателем?
  • Документальные фотографии: эстетизация протеста, сбор свидетельств или мобилизационный ресурс?
  • Какова роль в изучении истории протеста личных архивов и воспоминаний участников (частные собрания артефактов, дневники)?

Тема: «Гражданское общество». См. также «Информатику».

Московская школа гражданского просвещения :: Главная:

Право, политика, экономика, СМИ (Голицыно, 5 - 11.06). Право, политика, экономика, СМИ (Голицыно, 27 - 2.08). И т.д.

Общая тетрадь: Главная. Rusplt.ru. Фонд Михаила Прохорова. Civic Alliance.Komitetgi.ru. Общероссийский Гражданский Форум.

Развитие институтов гражданского общества на региональном уровне: специфика, проблемы, тенденции.

Петр Штомпка. Социология социальных изменений: Эмпирическое изучение ценностей, предпочтений, вкусов, моделей потребления и т.д. было главной заботой и чем-то вроде торговой марки польской социологии. В течение сорока лет она осуществляла сбор информации, позволяющей достаточно надежно описать состояние «польского сознания» в период коммунистического правления. Пожалуй, самое разительное из всех многочисленных открытий заключается в том, что социальное сознание поляков раскалывается по принципу дихотомии «общественный – частный». К этим двум сферам люди обнаруживают различное отношение. Из длинного списка таких антиномий рассмотрим лишь некоторые. 1. Люди по-разному относятся к работе. Небрежность, недостаточное усердие, расхлябанность, типичные для работы на государственных предприятиях, разительно контрастируют с дисциплинированностью, аккуратностью и полной отдачей тех, кто трудится в частном секторе, работает на себя или за границей. 2. Беспомощность, неспособность принимать решения, желание снять с себя ответственность, стремление к безопасности и эгоистической выгоде, доминирующие в общественных институтах, предприятиях, административных конторах и т.д., уступают место уверенности в себе, инициативности, стремлению к новациям, готовности к риску и альтруизму, проявляемым в отношениях с семьей дома. 3. Пренебрежение к государственной или общественной собственности резко контрастирует с заботой и охраной частной собственности. Во дворах и на лестничных площадках царят грязь, беспорядок и вандализм, а внутри квартир – уют, чистота, тщательно продуманный интерьер. Стоит только взглянуть на фасад здания и окружающую территорию, чтобы отличить государст венное предприятие от личной мастерской, государственный магазин от частной лавочки. Особенно грустное впечатление производит такой шизоидный раскол в отношении к собственности: кража запчастей, материалов или оборудования на государственных предприятиях широко распространена и не порицается, тогда как кража частных товаров сурово осуждается. 4. Пассивность, конформизм, подчиненность и посредственность в общественных ролях явно не совпадают со стремлением к успеху, самореализации, личным достижениям в частной жизни. Первое ведет к фатализму, чувству безнадежности в общественных делах, формированию отношения типа «поживем-увидим» и синдрома «свободного наездника». Люди отказываются участвовать в общественной жизни, потому что не видят реальных путей что-нибудь изменить и вместе с тем отчетливо осознают риск и цену активности. «Фаталистическая ориентация представляет собой отклик на отдалившуюся, непредсказуемую и безответственную власть, которая оказывает постоянное давление». Известный польский социолог Станислав Оссовски называет это «синдромом лилипута». 5. Люди не доверяют официальным заявлениям, критикуют средства массовой информации и в то же время наивно готовы верить сплетням, слухам, всяческим пророчествам, доходящим до них по неофициальным каналам. Те, кто убежден, что «ТВ лжет» и «в прессе лишь некрологи – правда», могут соглашаться с самыми дикими мифами, распространяемыми друзьями, соседями или родственниками. 6. Официальные авторитеты как в высших эшелонах власти, так и на местном уровне отрицаются. Действия правительства расцениваются как тайный сговор, ложь и цинизм или, в лучшем случае, как глупость и некомпетентность. Что же касается частных связей и отношений, то они явно идеализируются.

Багаж отношений

Группа Project «СЭВ» (1949 – 1991): EXPORT/IMPORT ТОВАРОВ & ИДЕЙ:

7 фактов об исчезнувшей ГДР | Русская семерка: Пионеры-тельмановцы из ГДР были лучшими друзьями пионером советских. Немецкие дети приезжали во всесоюзный лагерь «Артек», носили синие галстуки, которые по качеству были лучше, чем алые галстуки советских пионеров. Речёвки, настрой и дух были у пионерии наших стран практически идентичными, только вот галстуки, синие, необычные, не давали покоя советским пионерам... Как ни странно, но в ГДР ехали, чтобы купить советские машины. «Волгу» здесь можно было приобрести за куда меньшую цену, чем в Союзе. Народным автомобилем ГДР был «Трабант», малолитражка, которая выпускалась как «народная машина». Широкого распространения за границей она не получила, однако Трус и Бывалый в «Комедии давно минувших дней» ездят как раз на «Трабанте». Остов «Трабанта» был обычным, из стальных штамповок, а вот навесные декоративные панели были сделаны из так называемого «дуропласта» – материала на основе фенолформальдегидной смолы (фенопласта) с наполнителем из отходов (очёсов) хлопкового производства, что было сделано для экономии стального листа, бывшего в те годы в дефиците. Машину называли мотоциклом с общим шлемом, но народную любовь она, тем не менее, стяжала... Продукты из ГДР не везли, ассортимент их какой-никакой в столицах был, но вещи производства ГДР ценились и конвертировались. В СССР везли чулки из дедерона, джинсы, пластинки с записями «битлов», модные макасины, часы «Рула», фотоаппараты, фотопленку и товары из сети магазинов «Интершоп», где за марки можно было купить вещи из капстран. Всё это дело упаковывалось в чемоданы «ГроссГермания», которые за их габариты называли «смерть носильщика»...  Особая статья импорта из ГДР – игрушки. Каждый ребенок мечтал о железной дороге из Восточной Германии. Ребёнок с такой железной дорогой мгновенно становился «королём двора». Взрослый русский знал, что сможет сделать счастливым своего ребёнка, купив ему железную дорогу. Также большой популярностью пользовались модельки из ГДР, конструкторы, микроскопы и электрическая подводная лодка «Дельфин», но главным фетишем оставалась железная дорога.

Музей истории ГДР. Восставшая из руин. | HistTourism: После выхода в мировой прокат немецкого фильма «Гуд бай, Ленин!», понятие «остальгия» (тоска жителей бывшей ГДР о своей родине) распространилось далеко за пределы бывших восточных земель Германии. Трабант, «песочный человек», шпревальдские огурцы и страшилки о «Штази» стали узнаваемыми во всем мире брендами ныне несуществующей страны. Из всего бывшего соцлагеря только ГДР удалось построить на основе своего социалистического прошлого яркую уютную легенду. Официальный сайт музея истории ГДР.

Польша – Россия. Разделы Польши; подавление польских восстаний 1830-1831 и 1863 (Суворовым) годов; провал наступления Тухачевского на Варшаву; Катынь (и одноимённый фильм Вайды); Варшавское восстание 1944 года; Армия Крайова; министр обороны Польши маршал Рокоссовский; «Кабачок 13 стульев»; сериал «Четыре танкиста и собака»; Анна Герман; Марыля Радович; Барбара Брыльска; Даниэль Ольбрыхский; Кшиштоф Занусси; Генрик Сенкевич; Болеслав Прус; Станислав Лем; Ежи Лец; Славомир Мрожек; Марек Хласко; новый государственный российский праздник 4 ноября, фильмы «1612» и «Тарас Бульба»; крушение в апреле 2010 года под Смоленском самолёта с польским президентом.

Печаль и надежда Януша Корчака - Polit.UA: Рассказывают, что, выстроив своих детей колонной по четыре, он повел их через Варшаву под знаменем сказочного короля Матиуша Первого, под зеленым знаменем надежды. На самом деле знамя было другое, но ничто не мешает нам представить себе именно его над скорбной процессией, ибо для Корчака уже настало время легенд. Иван Драч с полным основанием изобразил в своей драматической поэме «Дума про Учителя» последний парад Дома Сирот под легендарным зеленым знаменем. Рассказывают также, что Корчаку предлагали остаться, поскольку он «государственный служащий». Рассказывают, что предложение остаться повторил немец – комендант эшелона, который читал когда-то книжки Януша Корчака. Неизменно во всех версиях рассказа о последнем маршруте Корчака повторяется одно: остаться он решительно отказался, так как на детей это предложение не распространялось. Все эти рассказы заслуживают доверия, потому что – мы теперь знаем несомненно – у него были и другие возможности спастись. Отметим другое: легендарные или реальные, эти рассказы настаивают на свободном выборе. Корчак не уклонился от свободного выбора, прошел свой честный путь до конца и вместе со своими воспитанниками сгинул в газовых камерах фашистского лагеря уничтожения Треблинка.

В.Рыжков, В.Дымарский 26 мифов о России. Ложь и тайны страны: 1 августа 1944 года Советская армия после блестящего наступления подошла к Висле. А в Варшаве в этот же день началось знаменитое Варшавское восстание, организованное Армией крайовой, подчиненной польскому эмигрантскому правительству в Лондоне. Оно продолжалось до 2 октября 1944 года и, не получив помощи от советских войск, было жестоко подавлено нацистами. Вопрос о том, почему Красная армия не пришла на помощь Варшавскому восстанию, до сих пор остается одной из наиболее болезненных тем в российско-польских отношениях. Если позиции обозначить коротко, то советская версия звучала примерно так: к моменту начала восстания, а оно продолжалось с 1 августа по 2 октября, успешное наступление советских войск в рамках операции «Багратион» уже исчерпало свой потенциал. Коммуникации оказались растянуты, а потому не хватало боеприпасов и горючего, в то время как немцы, напротив, сузив свой фронт и подтянув свежие силы, уже начали переходить в успешные контратаки. На этом фоне прорываться к Варшаве было крайне сложно, а сама операция грозила немалыми потерями. К тому же восстание, организованное Армией крайовой, которая подчинялась польскому правительству в Лондоне, не было согласовано с советским руководством и являлось, по словам Сталина, авантюрой. Не говоря уже о том, что главной целью восстания Москва вполне логично считала попытку союзников первыми установить контроль над Варшавой, чтобы не допустить советизации Польши. «Сталин спросил, в состоянии ли войска фронта предпринять сейчас операцию по освобождению Варшавы. Получив от меня отрицательный ответ, он попросил оказать восставшим возможную помощь» (Из мемуаров маршала Константина Рокоссовского, 1988 год). Позиция Польши на этот счет, разумеется, совершенно иная. По мнению поляков, Сталин, желая установить в Польше свои порядки, намеренно дал немцам возможность удушить восстание. За шестьдесят три дня восстания погибли десять тысяч повстанцев, семнадцать тысяч попали в плен, семь тысяч пропали без вести, погибло около ста пятидесяти тысяч гражданского населения. В Польше эпизод с Варшавским восстанием России до сих пор не могут забыть, и в списке претензий к Москве он стоит одним из первых. Но это претензия скорее морального плана, чем официальная. Для многих поляков самым болезненным было то, что очень долго они не имели права ее высказать (в ПНР тема была табуирована коммунистическими властями). Тем более что во время восстания пострадало так много людей, что у большинства жителей Варшавы либо кто-нибудь из родственников там погиб, либо принимал участие, выжил и передал память об этом детям и внукам. Рассказывают про людей, которые гордо носили напоказ прожженную во время восстания одежду, – не имея возможности говорить об этом вслух, они хотя бы так демонстрировали свою позицию.

М.Снеговая: История и культура как причины украинского кризиса: Ирена Гросфельд и Екатерина Журавская сравнили наследие трех империй – прусской, российской и австро-венгерской – между которыми территории современной Польши и части нынешней Украины были поделены в силу исторических обстоятельств (статья Persistent Effects of Empires: Evidence from the Partitions of Poland). Оказывается, что наследие всех трех империй до сих пор влияет на ценности и поведение поляков: в сравнении с российской частью Польши ее прусская часть до сих пор лучше развита экономически. Поляки, живущие на австрийской стороне, отличаются повышенными уровнями поддержки демократии (в сравнении с российской частью страны). Причина, по мысли авторов, в том, что Австро-Венгрия была единственной среди трех империй введшей самоуправление и электоральные институты на территории подвластных провинций. Демократический опыт сформировал историческую память, которая и объясняет уникальность бывших провинций Австро-Венгрии (в том числе украинской Галиции). Неясно, однако, каким образом этот демократический опыт передавался из поколения в поколение после распада Австро-Венгрии. Другие исследователи, Кит Дарден и Анна-Мария Грзимала-Бюссе (в статье The Great Divide, 2006), говорят о том, что основы нации в регионе формирует та политическая сила, которая первой вводит в нем институты массового образования. Переход от устной к письменной массовой культуре закладывает основы национального самосознания, а значит, установление массового школьного образования Габсбургами на территории Галиции обусловило прозападную ориентацию региона и передачу «западного опыта» во времени. Авторы показывают, что во всех странах Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Словения), где введение массового школьного образования предшествовало приходу коммунистической власти, национальное сопротивление власти СССР было особо сильным... Как отмечает Фарид Закария (в книге «Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами»), граница, прошедшая между западным и восточным христианством в XVI в., ныне отделяет сравнительно либеральные режимы от неблагополучных и нелиберальных. Эта граница ощущается и на Балканах: в Словении и Хорватии переходные процессы прошли быстрее, чем в Сербии и Албании, находящихся на восточной стороне.

Вскоре после падения Российской империи, 29 марта 1917 г., Временное правительство России признало независимость Польши (Российская империя).

См. История России в картинах польских художников.

Херберт, Збигнев, Послание господина Когито:

Иди к темной границе, как те, что шли до тебя

за своей последней наградой, золотым руном небытия

иди, не склонив головы, средь тех, что на коленях

средь повернувшихся спиной и повергнутых во прах

ты уцелел не для того, чтобы жить

времени мало, нужно дать пример

будь мужествен, когда подводит разум

будь мужествен, ведь только это в счет

а Гнев твой бессильный пусть будет как море

каждый раз как услышишь голос униженных и битых.

Послы поэзии. Польша – Россия - Радио Свобода: Войцех Бонович: Если мы говорим о строго политическом дискурсе, то это поле конфликтов между нашими государствами. Кто-то мне рассказывал анекдот – приводил разговор между россиянами, где один второго спрашивал: «А Катынь – это столица Польши?» Раньше мы такие анекдоты про американцев рассказывали, когда они Польшу путали с Голландией. И это большое безразличие – самая большая опасность, потому что это создает поле для экстремизма. И тогда единственным языком становятся эти фобии.

Портал российской полонистики (Историческая POLONICA в России; Историческая ROSSICA в Польше). К.Кочегаров, Россия и Польша: война и мир.

Яцек Качмарский. Стены: Одна из самых известных песен Качмарского, неофициальный гимн польской «Солидарности». На музыку песни каталонского певца Люиса Льяха (Lluis Llach) «L'estaca», написанной в 1968 году и ставшей символом борьбы против диктатуры Франко. Песня Качмарского написана в 1978 году.

21 Films You Never Knew Were Polish.

Политика и экономика / Профиль / Народный граф - Итоги. Дедушка президента Польши Юлиуш Коморовский сначала служил в царской армии, а потом стал... пиратом. После Октябрьской революции сотоварищи угнал корабль «Князь Андрей Боголюбский».

Япония – Россия. Электронная библиотека | Институт российской истории. Сенявская Е.С. Противники России в войнах ХХ века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. (текст): Восприятие других народов и стран всегда находит отражение в массовой культуре. Одним из ее проявлений является песенное творчество и бытование песни в народной среде. В этой связи стоит, пожалуй, отметить три песни, весьма популярных или, по крайней мере, широко известных вплоть до настоящего времени. Все они возникли по следам исторических событий, драматичных для народного сознания, и вполне выразили его состояние. Именно поэтому они и сохранились в исторической и культурной памяти народа. Первая песня – «Варяг», посвященная подвигу русских моряков в русско-японской войне. В ней отражены не только драматические моменты боя, но и отношение к врагу, причем, с явным намеком на его расовую принадлежность:

Из пристани верной мы в битву идем,

Навстречу грозящей нам смерти,

За родину в море открытом умрем,

Где ждут желтолицые черти!

Примечательно, что при исполнении «Варяга» уже в советское время именно это четверостишие из песни «выпало»: интернационализм – одна из ключевых составляющих официальной коммунистической идеологии – не позволял использовать подобные «расистские» характеристики даже по отношению к противнику, а вездесущая цензура «вымарывала» неугодные строчки даже из народных песен. Косвенно в этот ряд произведений, фиксирующих русско-японские конфликтные отношения, можно включить и революционно-романтическую песню о Гражданской войне «По долинам и по взгорьям», имевшую в основе народное происхождение и родившуюся на Дальнем Востоке. В одном из ее фольклорных вариантов говорится не только об освобождении Приморья, но и непосредственно об изгнании интервентов. Для слушателя было совершенно ясно, что речь идет в первую очередь о японцах, а ее пророческие заключительные строчки «И на Тихом океане свой закончили поход» стали особенно популярны в 1945 году. Здесь уже иная доминирующая тональность: вся эта песня – своеобразное эпическое повествование о мощном людском потоке, вытесняющем врага с родной земли. И наконец, третья знаменитая песня про трех танкистов из фильма конца 1930-х гг. «Трактористы». В ней постоянно упоминается противник, который коварно, ночью перешел «границу у реки». Противник этот, конечно же, самураи, которых разгромила доблестная Красная Армия:

Мчались танки, ветер поднимая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь самураи

Под напором стали и огня

Эта песня стала результатом прямого социального заказа, так же как и сам фильм, для которого она была написана. Режиссер И.А.Пырьев поручил поэту Борису Ласкину написать произведение, в котором «нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов, участников боев на Хасане». И песня действительно оказалась актуальной: появление фильма на экранах совпало с осложнениями на юго-восточных рубежах страны, с событиями на Халхин-Голе. Именно поэтому воинственные слова и маршевая музыка «Трех танкистов» пользовались такой популярностью. Здесь уже, в отличие от предыдущих песен, утверждалась наступательная мощь современной армии. В период Великой Отечественной эта песня чаще бытовала в измененном виде: бойцы на фронте переделывали ее слова в соответствии с новой обстановкой и новым противником. И только части, стоявшие на Дальнем Востоке, продолжали петь ее так, как она звучала в фильме. Зато в августе-сентябре 1945-го песня обрела «вторую жизнь»: ее традиционный, антияпонский вариант снова стал актуален. Стоит отметить и тот факт, что дальневосточная кампания 1945 г., несмотря на историческую значимость, не вызвала к жизни столь же популярного произведения, как упомянутые песни: вероятно, на трагическом и масштабном фоне Великой Отечественной русско-японское столкновение оказалось на периферии народного сознания. Необходимо сказать и о таком факторе, влияющем на бытование произведений массовой культуры в качестве формы проявления общественного сознания, как внешняя политика и межгосударственные отношения. Например, в 1970-е годы та же песня про трех танкистов довольно часто звучала в концертах и по радио, однако цензура внесла в текст характерные поправки. Теперь в нем фигурировали не вполне конкретные враги-самураи, а абстрактная «вражья стая».


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!