Год. Подавление советскими танками пражских волнений. 36 страница



 

Картография культурного опыта допускает «файлы» самого разного плана. От «натуральной» истории (вроде «Физиологии Петербурга») до философии (какова «антропология» советского человека?).

 

«Советское». «Оригинальная» советская продукция (вроде хрущёвской идеи о шампанском из кукурузы). Культурные ярлыки(наши и о нас) и стереотипы («Толстоевский» и «Чайкорсаков»). Как и когда происходит значимое обновление лексики (депортация, «шпионские вылазки», референдум, дефолт, ваучер и т.д.)? Переименования (от Сталинской (Донецкой) области, от записки Ежова о присвоении имени Сталинодара Москве и предложения по переименованию Грузинской ССР в Сталинскую ССР до «хулиганского» наречения имажинистами улиц Москвы своими именами). Невероятная история, как Рига чуть не стала городом Гагарином: 9 марта 1934 г., 80 лет назад, родился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Полвека назад руководство латвийской компартии всерьез обсуждало возможность присвоения Риге иного названия – Гагарин. После того, как 12 апреля 1961 года Гагарин открыл эру пилотируемых полетов в космос, с предложением о переименовании выступил всемогущий первый секретарь ЦК КПЛ Арвид Пельше.

Пионербол. В 2007 году ехали с А.З. в электричке и навешали лапши каким-то подросткам по поводу «пионербола». Мол, была в СССР такая игра, когда взрослые брали специально подготовленного (крепкого физически) пионера и перекидывались им через сетку. Пионера надо было подхватить и бросить обратно. Если пионер касался земли, то засчитывалось очко. Играли до 15 очков. Подростки, привычные к теме ужасов жизни в СССР, поверили.

 

Тема советских юбилеев (200-летие со дня смерти Пушкина, 150-летие Льва Толстого, 800-летие Москвы и т.д.). Легко, скажем, догадаться, Кому был посвящён советский павильон на «Экспо-70» в Японии. См., например, Семидесятые: Хроника культурной жизни - Ruthenia (кстати, ресурс очень хорошо подходит для картограммы).

Культ Победы (и культ Войны) начал делаться на её 20-летие, в 1965 г., когда советским гражданам был добавлен ещё один выходной день. Именно с этого времени берут начало создание памятников Неизвестному солдату и пышное чествование ветеранов.

Школьным проектом может стать изучение «влиятельных» (трансформационных, идеологически значимых) юбилеев в Европе (мире).

Эхо Москвы :: Именем Сталина: Н.Болтянская: В 27-м году Николаем Эрдманом закончена пьеса «Самоубийца», и там есть такая цитата: «Разве мы делаем что-нибудь против революции? С первого дня революции мы ничего не делаем. Мы только ходим друг к другу в гости, и говорим, что нам трудно жить. То есть нам легче жить, если мы говорим, что нам трудно жить. Ради Бога, не отнимайте у нас последнего средства к существованию, разрешите нам говорить, что нам трудно жить. Ну, хотя бы так, шепотом: «Нам трудно жить». А какое количество писем во власть относится к этой категории? И.Орлов: Мы их относим к разряду типичных писем. Потому что их много. В 27-м году очень много. Почему? Десятилетие власти. 10 лет Октябрьской революции. Власть сама спровоцировала кампанию: «А ну-ка расскажите мне, пожалуйста, рабочие и крестьяне, как вам это десятилетие?» Они им и рассказали, что раньше-то при царе лучше жилось. Что он раньше мог купить вот это, вот это, а теперь, как пишет один рабочий, букву «м» стоит отменить: масла нету, мяса нету, а ради фамилии одной Микоян оставлять букву «м»... (см. Copper Nemesis Mod Мехмод - Найдется всё)

Сергей Довлатов: Это было в семидесятые годы. Булату Окуджаве исполнилось 50 лет. Он пребывал в немилости. «Литературная газета» его не поздравила. Я решил отправить незнакомому поэту телеграмму. Придумал нестандартный текст, а именно: «Будь здоров, школяр!» Так называлась одна его ранняя повесть.Через год мне удалось познакомиться с Окуджавой. И я напомнил ему о телеграмме. Я был уверен, что ее нестандартная форма запомнилась поэту. Выяснилось, что Окуджава получил в юбилейные дни более ста телеграмм. Восемьдесят пять из них гласили: «Будь здоров, школяр!»

К 300-летию Полтавской битвы Ольге Седаковой в Швеции дали литературную премию. Объяснив, что шведы любят это событие, поскольку оно стало концом имперских амбиций Швеции («С тех пор мы жили мирно»), и благодарят Россию за этот урок.

Юбилей может стать пространством и для воображаемого события. В повести-сказке Кира Булычева «Осечка-67» (по которой в 1993 году был снят фильм-спектакль «Осечка») дело происходит перед 50-й годовщиной Октябрьской революции, когда партийное руководство решает реконструировать исторические события 1917-го года. Однако, работники Эрмитажа, которым выпало сыграть роли защитников Зимнего дворца, спасая музей от разгрома, отбивают атаку «красногвардейцев».

 

Дебюты.

Рустам Хамдамов - В горах моё сердце (1967) - 1 - YouTube (https://www.youtube.com/watch?v=ahX8z0kMCa4&feature=youtu.be).

Иосиф Кобзон дебютировал на арене цирка в костюме кубинского революционера с накладной бородой и пластмассовым автоматом на животе.

Студенческие и дипломные фильмы российских и ... (http://www.cinemotionlab.com/novosti/01815-studencheskie_i_diplomnye_filmy_rossiyskih_i_zarubezhnyh_kultovyh_rezhisserov/). Ранние короткометражки Андрея Тарковского, Фрэнсиса Форда Копполы, Романа Полански, Киры Муратовой, Стивена Спилберга, Сергея Соловьева, Мартина Скорсезе, Отара Иоселиани, Джеймса Кэмерона, Никиты Михалкова и еще 20 известных кинорежиссеров.

 

Советская нумерология.

1905 – 1917 – 1929 – 1941 – 1953 – 1965 – 1977 – 1989 – 2001 – 2013

Делай, что должен, и будь, что будет:

В русской истории ХХ века кризисы повторяются почти точно через каждые 12 лет.

1905 – первая русская революция (военный и политический кризис).

1917 – вторая и третья революции (системный кризис).

1929 – начало великого перелома (экономический и культурный кризис).

1941 – начало Великой Отечественной войны (военный кризис).

1953 – номенклатурный переворот после смерти Сталина (политический кризис).

1964–65 – свержение Хрущева и начало косыгинской реформы (начало системного кризиса в СССР).

1977 – застой входит в свою завершающую стадию.

1989–90 – развал СССР (системный кризис). Формально СССР был уничтожен в 1991 г. Но фактически это произошло раньше: с началом армяно-азербайджанской войны и стартом парада суверенитетов в феврале 1990 г.

2001 – годом ранее началась эпоха путинизма, переход от олигархического капитализма к бюрократическому (номенклатурный кризис).

Что было и что будет – фазы и циклы истории России.

Фазы отрицания прошлого, перемены курса:

1881–1893 гг. После убийства народовольцами императора-реформатора Александра II, его преемником, Александром III, упраздняются начинания и идеи конституционной монархии Лорис-Меликова. Идет политическое переустройство («подмораживание России») и одновременно проводятся первые сильные экономические реформы. Интенсивно развиваются рыночные отношения. Высшая точка в этом процессе – достижение высоких котировок рубля и его хождение в межгосударственных расчетах с 1889 года. В 1892 году министром финансов становится С.Ю. Витте. Начинается следующая фаза развития России, фаза созидания.

1917–1929 гг. Революционное отрицание прошлого. Этот период политического и экономического переустройства столь известен, что его можно оставить без комментариев. После 1929 года, «года великого перелома», начинается следующая фаза развития.

1953–1965 гг. После смерти Сталина идет развал «культа личности», сталинской системы хозяйствования, ликвидация ГУЛАГов. Высшая точка периода – 1961 г. Деноминация рубля, полет Гагарина. Реформы Хрущева заканчиваются с его снятием в 1964 году. Наступает следующая фаза развития.

1989–2001 гг. Отрицание идей коммунизма. Явный развал советской системы политики и экономики начался в 1989 г. Этот период закончился в 2001 г., после избрания В.В. Путина.

Все четыре рассмотренные «фазы отрицания» идут в России точно с периодом 36 лет (год в год!) и все четыре рассмотренные «фазы отрицания» продолжаются около 12 лет.

Технология диалога. Проект: составьте подборку «диалогов» (из отечественной литературы, общественной жизни, политики и т.д.). Разговор братьев Карамазовых. Пушкинских Моцарта и Сальери. Переписка Цветаевой с Рильке. М.Бахтин, Автор и герой... (и другие работы Бахтина). К.Степанян, Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского.С.Волков, Диалоги с Иосифом Бродским. И другие (например, выдающаяся работа Мартина Бубера «Я и Ты» и т.д.). В продолжение опыта конструирования персонажа из блока «Литература» можно предложить написание вымышленного диалога (между реальными персонажами). Здесь открывается тема межкультурного диалога как такового (понимание культурных кодов, система идентичностей, ключевые символы, механизмы интерпретации). См., например, Школа диалога культур (В.С. Библер и др.) (http://www.bibler.ru/ и т.д.).

 

Технология власти

Мишель Фуко и Россия:

Александр Эткинд. Фуко и имперская Россия: дисциплинарные практики в условиях внутренней колонизации. Иностранцев в потемкинских имениях освобождали от всех податей на пять лет. Недавно отвоеванные земли, на которых жили казаки и татары, быстро заселялись колонистами, более всего немцами и греками. Для заведения мануфактур Самуэлю Бентаму был дан чин полковника. Фабричная промышленность британского образца вводилась в потемкинских деревнях военной силой. Самуэль, впрочем, был изобретателен и гибок; одним из его нововведений был «червеобразный корабль», который мог изгибаться по ходу течения русских рек. Но главным изобретением полковника Бентама, которое было увековечено его братом-юристом, стал Паноптикон. То было сооружение, соединяющее в себе функции фабрики, тюрьмы и общежития. Круглое в плане, многоэтажное здание выходило окнами на внутреннюю свою сторону. В центре возвышалась башня начальника-надзирателя, который мог наблюдать за всем происходящим по периметру здания. Архитектурный замысел не оставляет сомнений в том, что контролю должны были подвергнуться как производственные, так и жилые помещения Паноптикона. Строительство было бы закончено, если бы Турецкая война не заставила полковника Бентама покинуть Кричев. Он, однако, оставался служить при Потемкине и, в качестве главного его инженера, наверно, имел отношение к сооружению более знаменитого памятника этой эпохи – потемкинских деревень. Дивные города были обращены ко взгляду власти, скрывая свою природу; Паноптикон распространял взгляд власти, скрывая ее природу. И обе машины зрения, Паноптикон и потемкинская деревня, были изобретены при дворе одного и того же человека, который одним из первых в России сделал отправление власти своим единственным занятием. В 1807 г. Паноптикон начали строить в Петербурге, на Охте. Теперь он был предназначен для обучения судостроительному делу. Начальным этапом работы руководил Самуэль Бентам, переживший в России трех царей и к тому времени ставший генералом; потом его сменили на этом строительстве русские мастера. Постройка была закончена в 1809 г. и представляла собой шестилучевую композицию высотой 12 метров с лифтом посередине. Центр сооружения назывался зрительным столбом. «Из одной средней точки зрительного столба можно видеть в одно время во всех пяти этажах корпуса что происходит». Здесь были чугунные колонны, впервые примененные в Питере, и паровая машина. Примерно в те же годы в России было переведено сочинение Иеремии Бентама. Он писал, что здание Паноптикона «подобно улью, которого каждая ячея открыта взору того, кто находится в средоточии. Надзиратель, быв сокрыт, действует, подобно невидимому Духу; но Дух сей в потребном случае может существенным образом доказать свое присутствие». Образ власти как Духа Святаго, паноптикон был задуман в России как фабрика, а в Англии использован как тюрьма. Ознакомившись с проектом брата в Кричеве, Иеремия Бентам стал писать свой собственный «Паноптикон», трактат о совершенных тюрьмах. Впоследствии этот проект многократно реализовали, реформируя пенитенциарную систему в Англии и создавая ее в Америке. Прошло время, и в Париже проект Паноптикона попал на глаза Фуко. Дисциплинарный инструмент был изобретен в далеком форпосте британской колонизации; переинтерпретирован в метрополии и применен в другой дисциплинарной функции; и наконец, почти двести лет спустя, снова переинтерпретирован в другой столице и применен в качестве мастер-тропа всякой дисциплинарной практики. Иеремия Бентам оставил Россию в конце 1787 г. Много лет спустя он так напишет императору Александру о своем опыте в Кричеве: «Два года из тех лет моей жизни, которые были наиболее богаты наблюдениями, были проведены в пределах России».

Агитация и пропаганда:

Повесть о происхождении трактора из первичных туманностей. Палехские динозавры лучше котиков! LUBELIA.LIVEJOURNAL.COM (http://lubelia.livejournal.com/1121217.html). Прибор «Происхождение Земли» – гармоничное художественное произведение. Эта великолепная работа Зиновьева, ныне находящаяся в Москве в Государственной Третьяковской галерее, тогда для Палеха сыграла и немалую чисто практическую роль. Об этом подробно пишет писатель Е. Вихрев. Напомним, что художник назвал свою работу не только «Происхождение Земли», но дал ей и другое название – «Повесть о происхождении трактора из первичных туманностей». Этим он подчеркнул, что для него главное заключалось в тогдашней современности, в текущей жизни страны, ее шагах на пути к социализму.

Бункер (фильм, 2004). Пафосно-бешеная тирада Гитлера (кинотирады могут быть собраны в отдельную рубрику).

Илья Иванов's photo. Звери кидают зигу Герингу в благодарность за отмену вивисекции. Борьба за права животных в нацистской Германии, 1933.

Dmitriy Doronin via Little Histories. Партбилет как способ политической пропаганды. Если партия скажет: надо. Членская книжка (партийный билет) члена Национал-социалистической германской рабочей партии образца 1935 года на имя Матиаса Гольдбрюнера. Книжка содержит 48 листов, обложка обтянута красной тканью. LITTLE-HISTORIES.ORG

Советские плакаты для мусульман, 1920-1930-е годы. СССР. История пропаганды. PROPAGANDAHISTORY.RU

Fateev Evgeniy's photo. Это ацтекский «камень солнца», подарок мексиканской делегации XX съезду КПСС.

Оззи Осборн в программе Время 1972 год, СССР.

Wall | VK. VK.COM

Пародирование агитки. Гордость нации / Stolz der Nation – это фильм в фильме «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, который смотрят в кинотеатре Шошанны Дрейфус нацистские «киноманы» во главе с Гитлером.

Комедийно-фантастический фильм Железное небо: В 1945 г. группа нацистов бежит с секретной базы в Антарктиде на Луну при помощи разработок в области антигравитации и реактивных двигателей, где осваивает добычу гелия-3 – неисчерпаемого источника энергии.

University of Minnesota: Twin Cities. educational resource page: Art Created by the Nazis: This is art created by the Nazis and the artists of the Third Reich to promote their ideology. Below is a link to one of the largest online archives of Nazi Propaganda Art. German Propaganda Archive, Calvin College, Grand Rapids, Michigan. An examination of the use and misuse of art and the visual during the the Nazi period.

Elena Korotkova. Где самолет пролетает часы, там караван идет дни, месяцы, недели. Впервые вижу советский агитипроп 1930-х для нацреспублик. Soviet Propaganda Aimed At Non-Russian Proletariat. As these posters illustrate, Moscow put quite a lot of effort into preaching the Soviet gospel to non-Russian citizens in its eastern regions and the Caucasus during the early years of the U.S.S.R. (9 PHOTOS). RFERL.ORG

Fateev Evgeniy added 7 new photos. Существовали и агитационные жостовские подносы. Ряд таких вещей этим летом показали на замечательной выставке в музее «Коломенское».

Fateev Evgeniy added 13 new photos. Суровые и однозначные письменные приборы, являющиеся носителями четкого идеологического посыла. Агитационная канцелярия. Такие должны стоять в эмиссионных центрах агитации и пропаганды.

Fateev Evgeniy. История советского пропагандистского искусства еще не написана. Уверен в том, что обо всех жанрах агитации, о масштабах агитационной вещности у нас еще не знает никто. Только-только идет накопление знания об этом невероятном явлении в истории нашей культуры. Было и такое: Инсталляция из грузовиков (ими выложено «1930»).

John Silwer's photo. Ретро/Vintage изображения. Советский поднос, украшенный агитационными частушками (почитайте). 1924–25 гг.

Aleksey Kamenskikh. Школьный курс истории как средство «военно-патриотического воспитания». Наталья Крестовская. 80 % материала в учебниках истории – история войн, революций, оккупаций, реконкист и т.п. Практически нет материала о мирных способах разрешения конфликтов. Историко-регулятивный канон, который вкладывается в сознание школьника: сила есть – ума не надо. Никита Соколов. Оправдание насилия в российских учебниках истории | Уроки истории. UROKIISTORII.RU

Аффективные сообщества. К биополитике «Бессмертного полка» ANTROPYA.COM. «Альбом критической антропологии» – Блог Михаила Немцева. Спиноза определяет аффект через телесное состояние. 20-й век: появление масс и способов синхронизации их поведения (телеграф, кино).Книга Михаила Трофименкова «Кинотеатр военных действий». Ежедневный Журнал: Медиафрения (Блог Игоря Яковенко). Понятие «социоткани» (schegloff: по Переслегину социоткань – замкнутое и самодостаточное сетевое сообщество. В социоткани формируется своя база ресурсов, свои информационные потоки, своя идентичность. Чем же социоткань отличается например от ордена или корпораций? Тем, что социоткань обладает практически нулевой пассионарностью, она не формирует целей (точней ее цели виртуальны) и не принимает участие в борьбе за ресурсы (занимается пассивным поглощением того, что оказалось в пределе досягаемости). Эротика фашизма. Определение фашизма. Мэтью Лайонс Что такое фашизм?: «Гриффиновское определение фашизма может быть сведено к трем словам – «палингенетический популистский ультранационализм». Каждый из этих терминов нуждается в объяснении: Палингенетический: От греческого palin (снова, заново) + genesis (создание или рождение). Термин отсылает к мифу или представлению о коллективном возрождении после периода кризиса или упадка. Популистский: Форма политики, которая для утверждения своей легитимности ссылается на «народ» (а не, скажем, на принадлежность к монархической династии или божественное предписание) и использует массовую мобилизацию для захвата власти и изменения общества. Ультранационализм: Обращение к нации как к высшему органическому единству, которому должны быть подчинены все остальные приоритеты. Ультранационализм отвергает «все, что совместимо с либеральными институциями или с традицией просвещенческого гуманизма, лежащей в их основе»». Дмитрий Дубровский - Laboratorium: «Групускула» – термин, введенный Роджером Гриффином. Обычно этот термин используется для обозначения небольших групп политических активистов, действующих в политике на грани дозволенного. В отличие от мелких политических организаций, групускулы не стремятся к политическому признанию, к открытым действиям. Напротив, они склонны функционировать как кружки единомышленников.Олег Аронсон, Рассеянный фашизм :: Частный Корреспондент: Можно говорить, по крайней мере, о двух истоках европейского фашизма. Первый – всё то, что связывает историю, традицию с современным пониманием государства. Это – политический план фашизма. Словосочетание «сильное государство» лучше всего указывает на этот аспект. Другие слова, в которых до сих пор остаётся фашизоидный след, в которых подспудно действуют силы забвения ужасов фашизации масс, это «нация», «народ» и даже «закон» (поскольку сегодня законы – это по преимуществу законы государства). Скажу больше, почти любая государственная риторика сегодня подпитывается фашистскими клише. И это не всего лишь «похожие слова». Это определённые принцип понимания государства и государственных интересов исходя из наличия врагов государства, исходя из наличия границ, отделяющих «своих» от «чужих». Фашизм напрямую связан с буржуазной идеей собственности. Он распространяет понятие собственности на государство и поддерживает эту иллюзию всеми силами... Что касается второго истока фашизма, на который хотелось бы обратить внимание, то это – массовые коммуникации, массовые зрелища, и возникновение такого социального феномена, как «масса». Это то, что приходит с изобретением радио, кинематографа, телевидения. Кинозритель с его «рассеянным вниманием» (Беньямин), одинокий среди толпы прочих таких же, как он, сидящих в темноте кинозала, становится идеальным полигоном для формирования новой чувственности и новой идеологии. Люди оказываются неожиданно крайне близки друг другу в своей разобщённости, в своём одиночестве, на которое указывают ещё в ХIХ веке такие разные мыслители, как Маркс и Штирнер.


Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!