Пояснительная записка «Христианские ценности в детских сказках».  Воспитатель-методист: Резник С.В



Жанр сказки удивителен простотой и даже наивностью. Они обращают более к сердцу нежели к уму. На сказку откликается живое сердце, которому дороги правда, добро, любовь , - всё достойное и истинно ценное. Простота и доверчивость сердца открывают в сказках таинственные уровни глубокой внутренней жизни.

Сказки христианского периода русской истории – драгоценность в народном сознании. В них под пёстрым покрывалом сказочного бытия сокрыта «закваска» жизни, которая могла бы исчезнуть в бурях истории с её многими «провалами во тьму», если бы сохранялась только в открытом виде. Несомненно, что сокровище сказок хранится в народной памяти Промыслом Божиим.

Истоком русских и белорусских христианских сказок вполне могли быть Господни Евангельские притчи. К сказкам вполне относимы слова Спасителя : « имеющий уши слышать – да слышит»: кому Господь положит на сердце, тот поймёт и не только поймёт, но и возьмёт с собою в жизнь.

В глубине народных и авторских сказок скрыто действие противоборствующих сил, поле борьбы которых – сердце человеческое, по слову Ф. М. Достоевского. Ради этой борьбы и победы в ней, ради сохранения в духовном опыте образов и способов победы над злом в себе, в своём сердце, - пребывает мир сказок. Вникая в таинственный их смысл, убеждаешься несомненно, что о каждой душе человеческой действует Промысл Божий во спасение ей. Сказки помогают жить чутко, со вниманием к тому, что с нами происходит в нашем земном странствии, чтобы различить волю Божию и согласовать с нею нашу волю, чтобы спастись.

Сказки Пушкина, Даля, Аксакова, Ершова выявляют глубокую православную настроенность их авторов. Глубокое сердечное приятие Истины жизни и знание законов духовной жизни открыли им путь и способы выразить эту Истину сказочным языком с любовью и убедительностью. То, что сказки любили и ценили замечательные писатели, убеждает нас открыть для сказок своё сердце.

 Особое значение сказки имеют в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Без неё невозможно полноценное освоение основ православной культуры в детском саду. Ведь за тысячу лет устное народное творчество вобрало в себя многие христианские смыслы и ценности. А именно христианский смысл стал основой самих сказок.

Роль русских и белорусских народных сказок в воспитании ребёнка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему, основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся они по определённому ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей : сезонные сельскохозяйственные работы, сезонные изменения в природе и годовой церковный круг. Народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Язык сказок насыщен афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Русские мыслители Ильин И. А. и Трубецкой Е. Н. видели в сказке отражение души народа. « Представляется несомненным тот факт, что сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; её подъём от житейского к чудесному, её искание «иного Царства» представляют собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству»,- писал Е.Н. Трубецкой. Через неё старшее поколение учит строить жизнь по законам добра и красоты. Сказки позволяют естественнно вернуть в жизнь ребёнка и семьи принципы православия. Идеи веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие из них давно используются в православном воспитании для освоения нравственных ценностей христианства, для понимания христианской веры, принятия Бога, как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, например, « доброму Бог помогает» , ярко представлены в образах героев, закрепляются в реальной жизни, и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребёнка.

 Какова же технология работы со сказкой ?

На подготовительном этапе важно определить основную нравственную идею сказки или идеи. Например, в сказке « Колобок» : « Лучше горькая прада, чем сладкая ложь». Хвастовство не доводит до добра. Опасно быть самонадеянным и непослушным.

Затем необходимо поставить обучающие, развивающие и воспитательные задачи к занятию со сказкой. Обучающие задачи связаны с механизмом познания ребёнком окружающего мира и направлены на развитие нравственного сознания . Должны что-то сформировать в сознании, мировоззрении ребёнка. Например в сказке «Репка» : подводить детей к понимаю значимости малой помощи в общем деле. В сказке «Кот и петух» : формировать представление о дружбе и послушании.

Воспитательные задачи связаны с механизмом нравственного поступка, формированием мотивационной ( эмоционально- волевой сферы личности) и направлены на формирование нравственного поведения.

Например в сказке « Репка» : формировать навыки совместной работы, учить делать дело вместе, дружно, слаженно.

Развивающие задачи связаны с формированием внутреннего ( духовно-душевного) мира и механизмом нравственной оценки и выбора ( в процессе самоанализа и самооценки) и направлены на развитие нравственной позиции.

Опираясь на подготовительный этап, технологию работы со сказкой можно представить в виде четырёх последовательных действий

1.Восприятие сказки. В нашем детском саду для этого используютя театр батлейка, фланелеграф, и теневой театр, музыкальные записи.

2.Беседа по сказке с выяснением её основной нравственной идеи. Вопросы задаются для решения задач которые мы поставили перед собой. Обучающие вопросы могут быть такими: _ Почему герой попал в беду( победил)? Что помогло героям справиться с задачей? Чему учит нас сказка? Воспитательные задачи могут быть такого плана : - Как надо поступать, чтобы добиться успеха? Какие поступки совершал герой (герои) и что вышло? Какое поведение нужно, чтобы….? Развивающие задачи достигаются с использованием таких вопросов : _ На кого ты хотел бы быть похожим? Почему? А как бы ты поступил на месте героя? Почему?  .

3. Игры, драматизации или музыкально-двигательная деятельность, предметные уроки, которые реализуют деятельностный принцип освоения нравственных норм и правил. (Эксперимент)

3.  Художественно-продуктивная деятельность практической направленности : рисование, лепка,аппликация, конструирование на тему сказки.

Индикатором сформированности духовно-нравственных качеств у

ребёнка будет его поведение в повседневной жизни, его отношение к сверстникам и взрослым, его каждодневный выбор между добром и злом.


Перспективный план кружка «Уроки добра» для младших групп «Христианские ценности в детских сказках». Программные сказки.

  №   Христианская ценность Сказка Смысловое содержание в пословице или поговорке Предполагаемая беседа по сказке
1 Жизнь *«Курачка Рабка» «В мире не одни двери» «Будет и на нашей улице праздник» -Что будет, когда яичко разобьётся? -Сможет ли из него вылупиться цыплёнок? -Почему дед с бабой так расстроились? -Как им помогла курочка? -Что нужно делать, когда случается горе, несчастье? -Перестали ли плакать дед с бабой? Почему? -Какими были дед и баба? -Какой была курочка? -Как вы понимаете «Будет и на нашей улице праздник»? -Как вы понимаете «В мире не одни двери»? -Про что это в сказке?
2 Взаимосвязь всего живого в природе взаимопомощь «Былинка и верабей» «Сколько верёвочке не виться, будет и конец» «На то и орёл в небе, чтобы воробей не дремал» -Чаму верабей стау шукаць сабе дапамогу? -Хто яму не дапамог? Хто дапамог? -Як усе памиж сабой звязаны? Чаму? -Што патрэбна, каб нехта штосьци зрабиу? -Каким был воробей? -Какой была былинка? -как вы понимаете «На то и орёл в небе, чтобы воробей не дремал»? -Про что это в сказке?
3 Справедливость взаимопомощь *«Зайкава хатка» «Птицы сильны крыльями, а люди дружбой»  «И лиса хитра, да шкуру её продают» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай» - Почему лиса была неблагодарной? Хитрой? Коварной? Ленивой? - Почему зайчик был гостеприимным? Неосторожным? Беззащитным? Добрым? Трудолюбивый? -Как петуху удалось помочь зайчику? Что он сделал с рассуждением? - Что значит «храни свой домашний очаг»? Почему мы это можем посоветовать зайчику? - Что значит « На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»? Кому из сказки мы можем это посоветовать?  
4 Справедливость Честность   *«Каза-манюка» «Любишь кататься, люби и саночки возить» «Сделав другу добро, и себе жди добра» -Чаму каза была манюкай? - Як дзед праверыу падман казы? -Чаму каза была хитрай? -Як здарылася выманиць казу з хатки? -Як вы разумееце «зрабиушы дабро сябру и сабе чакай дабра»? -Як трэба дапамагаць адзин аднаму? -Чаму каза была наказана?
5 Трудолюбие *«Пчала и муха» «Только трудом держится дом» -Какой была муха? -Какой была пчела? -Почему муха и пчела не дружили? -Как вы понимаете «Только трудом держится дом»? -Про что это в сказке?
6 Взаимопомощь «Муха-пяюха» «В тесноте да не в обиде» -Какой была муха? -Каким был волк? -Почему волк не съел всех? -Как вы понимаете «В тесноте да не в обиде»? -Про что это в сказке?
7 послушание *«Коцик, пеуник и лисица» «Всё хорошо, что хорошо кончается» «Друг познаётся в беде» -Каким был котик? Петушок? Лисица? -Почему петушок попадал в беду? -Кто его спасал? Почему? -Как вы понимаете «Друг познаётся в беде»? -Про кого это в сказке? - Как вы понимаете «Всё хорошо, что хорошо кончается»? -Про что это в сказке?
8 Находчивость ум *«Лиса и козёл» «Иная простота хуже воровства» «На языке медок, а на сердце холодок» -Какой была лиса? Почему ей удалось обмануть козла? -Каким был козёл? Почему он послушался лису? -Чего не хватает козлу? -Как вы понимаете «на языке медок , а на сердце холодок»? -Про кого это в сказке? -Какими надо быть, чтобы не попасть в беду, как попал козёл?
9 Щедрость Взаимопомощь предприимчивость *«Бычок-смоляной бочок» «Глупый киснет, а умный мыслит» -Каким был дед? Какой была внучка? -Как он любил внучку? -Как внучка слушалась деда? -Почему их семья жила хорошо? В достатке? -Как вы понимаете «глупый киснет, а умный мыслит»? -Про кого это в сказке?  
10 находчивость *«Жихарка» «Не родись пригож, родись удачлив» -Каким был Жихарка? -Почему он попал в беду? -Как ему удалось избежать гибели? -Почему его не съела лиса? -Как вы понимаете «не родись пригож, родись удачлив»? -Про кого это в сказке?
11 Каждому своё Делай своё дело *«Как лиса училась летать» «Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе» -Какой была лиса? -Каким был журавль? -Почему лиса не научилась летать? -Как вы понимаете «Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе»? -Про кого это в сказке? -Что бы вы посоветовали лисе?
12 трудолюбие *«Колосок» «Без дела жить, только небо коптить» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай» -Какими были гусь и индюк? -Какой была курочка? -Почему гусь и индюк остались голодными? -Как курочка им рассказала , почему булочки едят её цыплята? -Как вы понимаете «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай»? -Про кого в сказке так можно сказать?
13 Щедрость Лад и мир *«Два жадных медвежонка» «Лучше худой мир, чем добрая ссора» «Где лад, там и клад»   -Какими были медвежата? -Какой была лиса? -Почему медвежатам досталось так мало сыра? -Как вы понимаете «Лучше худой мир, чем добрая ссора»? -Как вы понимаете «Где лад, там и клад»? -Что бы вы посоветовали медвежатам?
14 Скромность честность *«Хвастливый заяц» «Пуганый заяц и пенька боится» -Каким был заяц? -Зачем он хвастался? -Какими были звери? -Почему они ему верили? -Как вы понимаете «Пуганый заяц и пенька боится»? -Про кого это в сказке? -Почему?
15 честность *«Врун» «Всё тайное становится явным» -Почему вруну никто не верил? -Какой была соседка? -Что значит «вывести на чистую воду»? -Как соседка вывела вруна на чистую воду? -Как вы понимаете «Всё тайное становится явным»? -Про что это в сказке?
16 Здравый смысл благоразумие *«Ивовый росток» «От хозяйского глаза и конь добрее» «Хозяин всегда себе дело найдёт» «Хозяин в дому, что Адам в раю» -Каким был хозяин ростка? -Каким был слуга? -Почему росток у слуги стал хилым и чахлым? -Что бы вы посоветовали слуге? -Как вы понимаете «От хозяйского глаза и конь добрее»? -Про кого это в сказке? -Как вы понимаете «Хозяин в дому, что Адам в раю»? -Что бы вы посоветовали хозяину?
17 Доверчивость Взаимовыручка «Красная шапочка» «Какой мерой меряешь, такой и тебе отмеряется»   -Каким был волк? -Какой была Красная Шапочка? -Какой была бабушка? -Какой была мама? -Какими были охотники? -Что бы вы посоветовали Красной Шапочке? Волку? -Как вы понимаете «Какой мерой меряешь, такой и тебе отмеряется»? -Про кого это в сказке? -Что можно посоветовать Красной Шапочке?
18 Находчивость Лад и мир *«Заяц и ёж» «В семье любовь и совет, так и нужды нет» «От обидного слова навек ссора» «Вместе всё по плечу» -Каким был ёж? -Каким был заяц? -Как ёж наказал зайца? -Кто ему помог? -Как вы понимаете «От обидного слова навек ссора»? -Про кого это в сказке? -Как вы понимаете «В семье любовь и совет, так и нужды нет»? -Про кого это в сказке? -Что бы вы посоветовали зайцу?
19 Скромность послушание *«Воробьишко» «В доброй беседе всяк ума копит» -Каким был воробьишко? -Какой была его мама? -Почему воробьишко попал в беду? Что бы вы посоветовали воробьишке? -Как вы понимаете «В доброй беседе всяк ума копит»? -Про кого это в сказке?

 


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 672; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!