Если во всяком встречном видеть только себя самого, то это и есть – одиночество



А если ты убийца или на тебе кровь? У Каина на ложь сатанинскую наложился человеческий страх, и страх стал нестерпимым. Страх Каина стал смертельным: все убийцы меня.

Господь освобождает Каина от этого страха, Он положил на Каина знамение, всякий встречный оттоле мог опознать, что пред ним «Каин» и что «Каина» нельзя бить: за насилие над Каином сам всемеро потеряешь силу... Какое это было знамение, мы не знаем, оно принадлежало лично родоначальнику антицерковного общества. Однако нам сообщают признаки, по которым можно опознать каинитян во все эпохи человеческой истории. Важнейший из этих признаков – Каинова печать.

Каинова печать – двузначна: Каин и совершенно охранен от преследования, и совершенно одинок и навеки скорбен.

Одиночество и вечная скорбь, которым обречен Каин, таковы, что его скорбь не «депрессия», а одиночество – не временное состояние… Душевные переживания проходят, а проклятие Каина – для него лично, для его ближайших потомков и для тех, кто по духу Каин – не проходит.

От личности Каина Св. Писание переходит к цивилизации, которую Каин заложил, а его потомки отстроили. Дух Каина начинает движение в истории. Мы знаем, что до конца истории Каин будет с нами. Полезно знать ухищрения Каинского духа.


[1] В кн. Иова (1:11) сатана предлагает Богу отнять у Иова его достояние: «Но пошли руку Твою и коснись всего, что он имеет, не благословит ли он Тебя в лицо?» В тексте  глагол барах בּרך – «благословлять», но его часто употребляли как эвфемизм вместо «хулить, проклинать» (если за ним шло имя Божье). «Не благословит ли он Тебя в лицо?» означает «не проклянет ли он Тебя в лицо?» Оскорбление в лицо – самое дерзкое. Ср. Ис. 65:3: «народ (люди), оскорбляющие Меня в лицо»

[2] Точный перевод: «глас кровей брата твоего, вопиющих ко Мне от земли» – вопит сама кровь («кровь» во множественном числе).

[3] אלי может означать «ко Мне» (элай) и «Боже мой» (Эли). Возможно, кровь Авеля «вопиет»: «Эли, Эли», как и Иисус на кресте «возопил гласом велиим: Эли, Эли» (Мф. 27:46; Пс. 22/21:2).

[4] Еврейский глагол паца передает такое действие, когда «отверзают уста» не для того, чтобы говорить, а для того, чтобы заглотить (Плач. 2:16; Числ. 16:30). После убийства Авеля «земля отверзла уста свои» (разинула пасть), чтобы «принять кровь» убитого и чтобы он ушел в Шеол (мир мертвых).

[5] «Не прибавит, чтобы дать» – оборот еврейского языка (глагола два, действие одно) требует перевода: «не станет более давать» (ТМс). LXX перевели с буквалистской точностью: «не прибавит, чтобы дать», – потому что к труду земледельца земля «прибавляет» свою силу.

[6] «Поколебались верхи врат» (Ис. 6:4). «Потрясутся идолы Египетские от лица Яхве» (Ис. 19:1). «Всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблется дерево леса от ветра» (Ис. 7:2). При горе Синай: «народ дрогнул и стал вдали» (Ис. 20:18). «Они шатаются, как пьяные» (Пс. 107/106:27). «Проклятие поедает землю… шатанием шатается земля как пьяный» (Ис. 24:6, 20).

[7] «Будут бродить от моря до моря… ищуще слово Яхве, и не найдут» (Ам. 8:12). «Бродили, как слепые» (Плач 4:14). «Скитанием да скитаются сыны его и нищенствуют» (Пс. 109/108:10). «Так говорит Яхве народу сему: так как они любят бродить, ног своих не удерживают, то Яхве не благоволит к ним» (Иер. 14:10). Глагол нуа (в формации hiphil) – «заставлять скитаться»: Яхве «заставил их скитаться по пустыне сорок лет, пока не кончилось все поколение, делавшее зло в глазах Яхве» (Числ. 32:13).

[8] Единственный контекст, который позволяет понимать глагол нуд נוד как скитаться, находим у пророка Иеремии 4:1: «Если обратишься, Израиль, говорит Яхве, ко Мне обратись, и если удалишь мерзости твои от лица Моего, ты не будешь – скитаться», колебаться, убегать, сетовать.

[9] Также понимали определение Каина над, как производное от глагола нада נדה – «отделенный, изгнанный» (авторитетное мнение рав. Хирша). Этому мнению следует перевод рав. Каплана: «отчужден будешь от мира» (имеется в виду земля éрец).

[10] Поэма Байрона «Каин».

[11]См.: Враги Давида и враги Мессии по книге Тегилим (Псалмы).

[12]См.: «Проклята земля в делах твоих».

[13] Быт. 3:16 ТМ: «Жене сказал: умножить умножу печаль твою и беременность твою».

[14] ἐκδικούμενα παραλύσει : «расслабит (его) отмстительно».

[15] В иудаизме, который понимает Каина только как личность, придумана история, что Каин был убит после семи поколений (Тувал-каином, другие говорят, Ламехом), поэтому, якобы, и знамение Каина должно было говорить: «Не смейте убивать Каина: он будет наказан после семи» поколений (Раши).

[16]См.: «Восток» в библейской картине мира.

[17] Акафист Иисусу Христу, кондак 10.

[18]Мысль, которую тщательно разрабатывали Эсхил и Достоевский. См.: Стиль художественного мышления в романе «Преступление и наказание» (Достоевский – Эсхил). // Современная классическая гимназия. 1990-2005.

[19] Так в переводе архим. Макария; также в переводе Д. Йосифона; также в переводе рав. А. Каплана. ― Иудаизм предлагает перевести предложение в вопросительную форму: «Разве мой грех слишком велик, чтобы его простить?» Вавилонский талмуд поясняет: «Каин сказал: “Хозяин вселенной! Разве мой грех больше, чем грех шестисот тысяч евреев, которые согрешат против тебя в будущем и которых Ты все же простишь?”» (Сангедрин 101б). Комментатор Магарша поясняет, что Бог «простил детей Израиля, которых было 600 000, за грех с золотым тельцом... Каин доказывал, что грех целого народа, безусловно, серьезнее, чем грех одного человека». — Если предложение переводится в вопросительную форму, то это лишь попытка Каина оправдаться, отнюдь не уныние; если предложение, которое имеет двойной смысл, толковать только в одном смысле, то нельзя увидеть сочетание уныния и ропота, которое есть «наглость». 

[20] Синодальный перевод; также в переводе И.Ш. Шифмана; также в переводе М.Г. Селезнева: также в словаре: BDB (The Brown-Driver-Briggs Hebrew and English Lexicon, 1999, p. 671).

[21] После исхода из Египта Господь сказал народу: «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих… будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами» (Лев. 26:14, 17). Ср. Втор. 28:65, 66.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!