Опознавать каинитян нужно не по виду, а на слух и по звучанию голоса



Каин – «стенающий». Что это за «стенание»? – Нечто вроде того, как стенает женщина в печали: «Умножая умножу печали твои и стенание твое» (Быт. 3:16 LXX). «Стенание» – верный признак, от которого бессильны каинитяне отвязаться, однако в иудейской традиции он не присутствует. Сказано жене: «умножу стенание твое» – нет в ТМ[13]. Сказано Каину до убийства «умолчи» – нет в ТМ. Слова, сказанные Каину после убийства «стенающим будешь» иудеями истолкованы: «изгнанником будешь».

в) Каин не побоялся убийства, не устрашился Бога, теперь в его душе поселился невыносимый страх. Он сказал Господу: «всякий встречающий меня убьет меня» (Быт. 4:14).

Каин навеки будет «трясущийся» – внутри себя колеблющийся и шаткий.

Этот человек будет испытывать непроизвольный всегдашний телесный страх, трясение плоти. Этот страх может гонять Каина по земле (éрец). Всегдашнее страхование Каина – не болезнь души, страх Каина – духовное состояние, оно двойственно и противоречиво: трясущийся Каин, как увидим далее, – агрессивен.

Этот признак – «трясущийся будешь» – истолкован в иудаизме «скитальцем будешь». Каин, якобы, обречен странствовать и скитаться. Нет, стенающий и трясущийся Каин может жить оседло, но не на земле… Каин потерял связь с землей, но его никто не гонит с места. Иудейская традиция полностью скрывает унизительные для Каина черты его душевного склада – голосование и страхование.

4. Кто проклят, обречен поражению. Победа Христа над диаволом была поражением чад диавола. Воскресение Христово было победой над смертью, адом и диаволом – в мистическом плане. В плане истории Воскресение Христово было и есть основание для религиозного самоопределения всех людей, а для еврейского народа – разделением на христиан и иудеев, и между иудеями – на тех, кто не ведает, что творит, и тех, кто ведает. Всеобщее воскресение и Страшный суд будет концом всемирной истории и окончательным поражением «детей диавола».

*

Каин после убийства брата солгал Богу в лицо, что равнозначно тому, что он «проклял» Бога. Бог изрек проклятие Каину... Всякое слово от Бога – жизнь, даже слово проклятия. Это можно видеть в истории грехопадения: когда Адам выслушал проклятие змею и проклятие земле, он принял страх Божий, умудрился, открыл в себе любовь сострадания, дал верное имя жене (Быт. 3:17). Всякое слово от Бога – жизнь, принять его лучше всего так, как Бог дает. Если к этому попросить что-то прибавить или изменить, то на беду себе. Адам ничего у Бога не просил.

Каин уже не может молчать, и он уже смертельно напуган («трясущийся») и испустил первое «стенание»: он опять нечто «сказал» и выпросил себе «Каинову печать». То, что сказал Каин Господу, имеет двойственный смысл, и в переводе с еврейского его можно передать только двумя предложениями разного смысла:

И сказал Каин Господу: больше вина моя, чем [можно] оставить мне.

И сказал Каин Господу: больше наказание мое, чем [можно] снести мне.

Быт. 4:13

Такая двусмысленность происходит оттого, что и существительное авон עון, и глагол наса נשׂא имеют каждое противоположные значения. Авон – «вина» и «наказание», наса – «сносить» и «прощать». О том, что стоит за этими словами Каина, нужно говорить отдельно, но каков Каин! Он не просто стенающий (сетующий с покачиванием головы), он речистый, находчивый в слове, умеющий обращать слова – оборачивать их с разным смыслом… Если Каин в лицо Богу солгал, что не причастен убийству (Быт. 4:9), то и сейчас он себя ничем не стесняет. Каин умеет пользоваться языком, таков и отец его – диавол.

Каин еще сказал: он обвиняет Бога:

Вот изгоняешь меня днесь от лица земли...

Быт. 4:14

В иудаизме Каина принято считать «изгнанником»: якобы Бог сказал Каину: «изгнанником будешь» (Быт. 4:12). Это не так, потому что глагол нуд (сетовать, покачивая головой, качаться, убегать) не имеет значения «изгонять». Слово Каина Господу – прямая и ясная инвектива: «Ты изгоняешь». Это именно «изгонять», от глагола гараш גרשׁ, – так Господь «изгнал Адама» из рая (Быт. 3:24).

Разве Каина кто изгоняет? Бог Каина не гонит, но Каин хочет на Бога переложить: меня изгнали. Да еще «в лицо» говорит: «Ты меня изгоняешь».

Таково Каиново «стенание» – Каин жалуется и в лицо лжет.

Бог Каина не карал, и к изгнанию, как толкуют иудеи, не присуждал. Но дальше больше… и до конца. Каин готов сделать то, чего от него точно никто не требовал: он готов скрыться от лица Божия:

Вот изгоняешь меня днесь от лица земли (адамá), и от лица Твоего скроюсь, и буду – шатающийся и сетающий (LXX: стенающий и трясущийся) на земле (éрец), и будет: всякий встречающий меня убьет меня.

Быт. 4:14

«Всякий встречный убьет меня». ― Каин во всяком человеке видит подобного себе убийцу. Каина постиг его особенный страх – внутренняя шаткость и трясение плоти.

И сказал ему Господь: посему всякий, убивший Каина, всемеро отмстится [ему]. И положил Господь на Каина знамение, чтобы не поразил его всякий встречающий его.

Быт. 4:15

«Всемеро отмстится» (ему) — в LXX: «отмстительно расслаблен будет»[14]; речь идет именно о расслаблении (парализации). Если убийце воздавать смертью, то не семь раз. Может быть, в семи поколениях? Но это противоречит тому, что Бог «многомилостивый» не до седьмого колена воздает: Он «посещает вину (наказание) отцов на детях до третьего и четвертого» рода (Исх. 20:5; Числ. 14:18). Слова о семикратном отмщении за смерть Каина имеют смысл, если Каин – не только конкретный индивид, но духовный тип личности:

«Каин» – это не только имя собственное, но обозначение некоторой духовно-исторической общности. Если противостоящая «Каину» общность прибегнет к насилию, то сама потерпит семикратное ослабление[15].

Почему сказано о мести: что убившему Каина всемеро отмстится? Еврейский глагол «отмщать»: накам נקם – в подавляющем большинстве случаев имеет действующим лицом Бога. Заповедь: «Возлюби ближнего твоего как себя» – начинается со слов: «Не мсти» (Лев. 19:18). «У Меня отмщение и воздаяние», – говорит Господь (Втор. 32:35; Рим. 12:19).

«Каин»отмщается от Бога.

Людям – под угрозой семикратного воздаяния – нельзя «Каина» бить. Так Каин получил знамение для защиты: чтобы никто его не только не убивал, но и не бил (не поражал).

*

Открывается вопрос: если Каин хочет скрыться от лица Божьего, как это сделать? Разве может человек скрыться от Бога?

И исшел Каин от лица Бога и поселился в земле Нод на восток от Едема.

Быт. 4:16

Писание сообщает нам имя земли Нод (которое нигде больше не встречается), чтобы мы догадались, что от Каина пошел обычай (дурной обычай, Писание его не одобряет) называть земли по имени человека. Имя земли Нод נוד происходит от глагола нуд נוד (сетовать, качаться, убегать). Страну проживания «стенающий» Каин назвал по имени своему – земля «Сетование» (или земля «Бегство»), а город, который он заложит на этой земле, он назовет по имени сына своего – «Енох» (Быт. 4:17). 

Земля Нод располагалась «на восток от Едема». «Восток» – имя Божие (Лук. 1:78)[16].  


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!