Господь не присуждал Каина к изгнанию



Каин – «стенающий и трясущийся» (LXX) или «шатающийся (шаткий) и сетующий» (ТМ). Таков образ Каина по Писанию. Если же Каин – «изгнанник и скиталец», то перед нами является образ человека (или народа), которого все гонят и обижают, и он поэтому осужден быть перманентным эмигрантом.

Откуда же взялась эта интерпретация стиха Быт. 4:12, что Каин «изгнанник и скиталец»? – Из иудейской традиции. Второй признак, по которому опознается Каин, причастие над (шатающийся) понимали не как причастие от глагола нуд נוד, что единственно верно грамматически, но как производное от глагола надад נדד, что грамматически неверно, но позволяет понимать Каина как «изгнанника»[9]. Под второй признак подогнали и первый и получили «скитальца и изгнанника» (в Синодальном переводе – «изгнанника и скитальца»).

В переводе LXX на первое место вышло сетование Каина: Каин, прежде всего, «стенающий», то есть он подает голос (возможно, покачивая при этом головой). Во-вторых, Каин «трясущийся», дрожащий, шаткий, шатающийся, трусящий.

В иудейском истолковании – «изгнанником и скитальцем будешь ты на земле» – Каин возвышенный образ: в богоборческую эпоху возможна его романтическая идеализация[10]. Возвышение «стенающего и трясущегося» невозможно, а «изгнанника и скитальца» осуществилось. 

*

В Псалме 58 (ТМ: 59) находим два прошения, которые можно отнести к грешникам рода «Каина»[11]:

– «не помилуй всех изменников беззаконных» (ст. 6)

– «не убивай их, чтобы не забывал народ мой, – пошатни их» (ст. 12).

Тех, кто усыновился диаволу, невозможно помиловать; так Каин был проклят. Но Каин не был убит. Народ Божий (народ Церкви) должен «не забывать», чтó есть «Каин» как духовный тип личности и чтó есть «изменники» в вере, чье изменничество вполне явилось на Голгофе:

«народ» Божий должен помнить о Голгофе, и, чтобы он «не забывал», оставлены те «изменники» из народа Израиля (и бывших христианских народов), которые идут «путем Каина» (Иуд. 11) и не примут от Христа «милости».

Таково должно быть самочувствие христианина в мире: он должен ощущать и помнить, что на него разинута пасть диавола и «чад диавола» (1 Ин. 3:10), чтобы «поглотить» (Пс. 35/34:25), как это хотели сделать с Самим Христом. Этого никак нельзя «забывать», и Господь так устроил, что «забыть» это не дадут «изменники» из народа Церкви Ветхого Завета и из народов, Христа забывших.

 В проклятие Каину Господь сказал: «шатающимся (шатким) и сетующим (качающимся) будешь на земле» (Быт. 4:12).

Давид просит сообщить «изменникам» в вере узнаваемую черту Каина: «пошатни», сделай их «шаткими» –

«дрожащими, качающимися, колеблющимися, бродящими» по собственной воле…

*

Каин был первым человеком, кто был проклят. До Каина мы слышали проклятие змею (Быт. 3:14, 15) и проклятие земле (Быт. 3:17, 18). Все три проклятия строятся на одних и тех же началах, имеют строгую внутреннюю форму[12].

1. Господь не проклинает, проклятие происходит от Божьего миропорядка. Змею было сказано: «Поскольку ты сделал это, ты проклят». Каину сказано: «Что ты сделал?» И далее разъясняется, что это: неслышимый слухом голос крови и вкус крови – в устах земли… Мерзость сотворенного – разительна. Господь не прилагает своей воли к наказанию преступника. Земля несет на себе последствия человеческих дел, как сказал Бог Адаму: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17). Есть такие «дела», которые и землю оскверняют, и до неба вопиют… Каин такое сотворил, что от самого низа (от земли) до самого верха (до неба) весь мир содрогнулся – и произошло проклятие.

2. Никто не проклят сам по себе, проклятие всегда относительно. «Земля проклята в делах (ἐν τοῖς ἔργοις)» человека (Быт. 3:17). Каин проклят относительно земли. «Каин возделывающий (ἐργαζόμενος) землю» (Быт. 4:2) такое сделал, что он теперь проклят от земли, которая проклята в делах человека. Нет больше вреда земле, чем от Каина и тех, кто по духу Каин. Каин вошел в круг, который нельзя разорвать:

Каин проклят относительно проклятого (земли). Каин стал из тех, кто не может покаяться.

Каин вошел в разряд существ, которые навсегда утратили способность покаяния, каковы – диавол и «дети диавола» (1 Ин. 3:10). Проклятие не есть причина того, что Каин не покается: Каин не покается, потому что он усыновился диаволу.

3. Проклятие – это лишение свойственного и привязанность к чужому.

Каину бесполезно возделывать землю: «она не прибавит, чтобы дать силу свою» (Быт. 4:12). Всем детям Адама земля дает свою силу, и мы питаемся от этой силы земли. Так было сказано Адаму: «Будешь есть землю во все дни жизни твоей» (см. Быт. 3:17). Всем детям Адама земля кормилица, Каину – нет. 

Всякое преступление человека отражается на земле, служит ее проклятию: Господь «превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончатую, от злобы обитающих на ней» (Пс. 107/106:33-34). Каин лишился земли – кормилицы. Этот элемент проклятия – лишение свойственного.

Другой элемент проклятия – привязанность к чужому, принятие несвойственного.

а) Каин вошел в разряд особого рода существ: человек «от лукавого» (1 Ин. 3:12). Общее у Каина и лукавых духов было сознательное желание причинить зло другому существу, общее у них – дела. Каин заклал брата, «потому, что дела его были лукавы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:12). Только о делах Каина мы можем быть уверены, о чувствах – нет. Допустимо думать, что Каин не испытывал злобы, личной неприязни к убитому.

Если земля не будет кормить Каина, то кто, в конечном счете, будет его кормить? Речь идет не о пище, ее можно добывать разными способами, речь идет о жизненной силе, которая идет от земли и которой Каин лишен.

Как диавол (змей) навеки привязан к человеку, так и Каин навеки привязан к человекам – «сынам Божьим». Каинитяне всегда рядом с Церковью. Каин живет не от земли, но – от греха, в который сам же другого человека вводит.

Писание расскажет далее (Быт. 4:17-24), что каинитяне попытались жить изолированно, у них не получилось. Каинитяне непреодолимо будут стремиться жить и мешаться с праведниками (сынами Божьими). Каинитяне всегда рядом с теми, кто просто жив: кто жив, кто здрав, кто нравственен, кто силен духом, – но, прежде всего, каинитяне всегда рядом с Церковью. Св. Писание дает непреложные признаки, по которым каинитян можно опознать во все века человеческой истории. Но за всеми признаками стоит одно: каинитяне враждуют с Церковью. Некоторые из них знают об этом, некоторые не знают. Каинитяне враждуют с Церковью, но в личном общении они могут быть вполне доброжелательные люди (совсем не злые).

б) Каину было сказано Богом: «Умолчи». Он не умолчал… «Кто чем согрешает, тот тем и обуздывается» (Прем. 11:6). До убийства Каин не умолчал, теперь он уже не может умолкнуть, и в будущем Каин обречен подавать голос: он будет «стенающим», «сетующим». Это нам указание:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!