Когда Каин захотел скрыться от лица Божия, он не пошел от Бога, не пошел на запад... Каин пошел на Бога, на Восток, против Бога



Каждый шаг на этом пути свидетельствовал волю Каина, чтобы Бог от него отвернулся. В Книге Иова говорится, что Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его (Иов 35:13, 36:12 LXX). Каин покинул отца Адама, оставил отца «позади» себя (на западе), повернулся спиной к отцу и к тому месту на земле, которое соответствовало Едему, и пошел дальше и дальше на Восток. 

Каин не пошел на запад от Бога, потому что знал, что милостив Господь. И действительно, когда Господь воплотился, Он «пришел к темному западу – естеству нашему»[17] и спас человека. В удаленности от Бога – на «западе» возможна милость, возможно богообщение и спасение.В мире христианских культур «Запад» и «Восток» суть два направления исторического развития.Поскольку в современном мире «Запад» живет на западе, у себя дома, милость для него возможна. Однако в веках мы наблюдаем агрессивное движение Запада «на Восток», – это путь Каина.  

Итак, Каин пошел на Восток, он будет строить свою историю, свою цивилизацию. Каин повернулся спиной к отцу Человеку (Адаму) и пошел против Бога, чтобы Бог от него отвернулся. Это движение воли Каина – очень значительное, и его нужно осмыслить.

*

В истории грехопадения мы видели наказание первых людей. В истории Каина мы видим, что человек был проклят. Необходимо различать проклятие и наказание.

Наказание от Бога, в отличие от наказания человеческого, – никогда не кара, не мучительство, не месть, не осуждение: когда за одно (преступление) тебе дают другое (заключение, казнь, лишение в правах). В библейском мировоззрении:

сам грех и есть страдание; преступление и есть наказание[18].

От Бога – только так. И в языках это осталось. По-русски: «наказание» – это «указание на» что-то, это «наказ», что делать, что не делать. При этом тебе что-то «сказано» – открыто явно, теперь ты можешь делать это или нет. И даже когда ты преступил «наказанное», «наказание» остается с тобой как акт милости Божьей. Такое глубокое понимание «наказания» – в языке, в национальном сознании – является источником и особого терпения, когда мы не смущаемся тем, что мало раскрыто преступлений, и – особого милостивного отношения в народе к осужденным. Преступники уже наказаны самим фактом своего преступления.

На греческом языке «наказывать»: παιδεύω значит «делать (положенное) с отроком». Что отец делает со своим отроком, чтобы его наказать? Он ведь не будет его карать, мучить, мстить.

В еврейском языке одно слово авонעון – это и «вина», и «наказание» за вину. Сам грех есть страдание. Если человек окончательно решается жить в грехе и, соответственно, страдать, он – «Каин», он проклят.

Проклятие есть окончательное отвержение наказания как пути к исправлению и прощению.

У человека, подпавшего проклятью, от наказания остается голое страдание – без «указание на» покаяние. Человек, подпавший проклятию, сделает из своих обезбоженных страданий знак избранности, который отличает его от всех остальных человеков, что от Адама (Человека). Каин и каиниты мыслят себя отдельно от всех людей – и как отдельная общность, и как народность, которая имеет другую природу, чем у остального человечества.

Каин решился остаться с грехом и страдать. Поэтому то, что Каин говорит Господу, имеет два значения:

1) «Вина моя больше, чем можно оставить мне» (LXX)[19].

2) «Наказание мое больше, чем можно снести мне»[20].

По звучанию, каинское стенание объединяет в себе уныние и ропот.

1) Вина моя больше, чтобы можно было простить. – Уныние.

2) Наказание мое больше, чем можно вынести. – Ропот.

При самонаблюдении душевных состояний уныние есть подавленность и бессилие, а ропот, наоборот – энергический протест; вещи, казалось бы, несовместимые. Если мы хотим услышать «стенание» Каина, нужно подняться над психологическим правдоподобием: Каин – духовный противник Церкви, в стенании Каина ропот и уныние, уныние и ропот – один звук.

По содержанию «стенание» Каина – это клевета на Бога и решимость жить без Бога.

1) клевета на Бога (греческое «диáболос» есть «клеветник»): «Ты изгоняешь меня днесь от лица земли», – никто Каина не гонит. «Нечестивый бежит, хотя никто не гонится за ним» (Прит. 28:1). Так может бежать человек, так может бежать целый народ, знавший Бога и отступивший от Бога[21].

2) решимость жить без Бога: «От лица Твоего я скроюсь». Так смел Каин? Так решителен? Каин и решительный, и трясущийся. Каин и унывает, и ропщет – одновременно.

Каин жалуется тому, на кого ропщет и кому лжет в лицо… Сочетание этих несовместимых качеств называется «наглость».

Наглость Каина – крайняя, непредставимая… Ее и представлять не надо, нужно просто знать, что есть такая. Наглость Каина – предельная, потому что решимость жить без Бога будет у него последним решением, а страхование Каина, доходящее до трясения плоти, будет ужасно: Каин боится наперед, он говорит: «будет», что «всякий встречный – «убьет» его.

На пролитие крови Каин был смел; лукавый воспользовался им как орудием, а теперь издевается над убийцей, сообщает ему ложный взгляд на человечество: Каин не видит людей, Каин, как в зеркале, видит во всех подобных себе убийц. То же мы наблюдали в истории грехопадения: жена увидела, что древо, от которого запрещено вкушать, – «хорошо для пищи» (Быт. 3:6). Жена это увидела. В грехе мы видим то, чего нет.


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!