Каин может жить вполне оседло



Проклятие Каину и Каинова печать

 

 

Преступление Каина отличается от других убийств: оно не просто первое, оно – образец и начало пути для тех, кто по духу «Каин», ибо содержит в себе такую направленность человеческой воли, когда она полностью отвратилась от Бога.

Чтобы отвратиться от Бога полностью, необходимо действовать с полным сознанием и с помощью диавола.

То, что было возможно Каину, будет возможно после него. Каин – смертный человек, но дух Каина пребудет в человечестве до конца времен. И это необходимо знать тем, кто живет в Церкви Божьей: искушения будут приходить к нам от диавола, и искушения будут приходить от «Каина».

Следующий после убийства брата этап в жизни Каина – он вновь слышит голос Божий.

И сказал БогКаину: где Авель, брат твой?

Быт. 4:9

После того, что сделал Каин, обращение к нему Бога – значительное событие. Его нужно сопоставить с другим – аналогичным. После грехопадения в раю, был «голос Господа Бога» к Адаму и призыв к покаянию (Быт. 3:8 сл.). Этот голос Божий, затем слова были помощью: они могли восставить первых людей к богообщению. Это также было испытанием: способен ли человек в общение с Богом вернуться. Первые люди не смогли, они вели себя, как безумные – пытались от Бога скрыться (Быт. 3:8).  

Как и в истории грехопадения, за преступлением Каина следует голос Божий и называниеимени – призыв к покаянию. «Адам, где ты?.. Где Авель, брат твой?» И так же, как в истории грехопадения, обнаруживается, что всякое преступление есть безумие. Однако безумие безумию рознь. Адам прятался от Бога, но, отвечая Господу, Адам не лгал. Каин лжет Богу.

Ложь Каина Богу была последним свидетельством, что Каин усыновился «отцу лжи». Каин произнес свидетельство на себя.

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? И он сказал: не знаю: разве я сторож брату моему?

Быт. 4:9

Как был заклан Авель, так заклали Христа, – и так же лгали затем, что не было Воскресения. Те, кто знали о Воскресении и солгали, что тело Иисуса украдено, были не из тех, о которых молился Спаситель на кресте: «Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят» (Лук. 23:34). Те, кто лгал, что Воскресения не было, они и «веровали», что Иисус был Мессия (Ин. 8:31), и «ведали», что творили.

Каин был первый, кто солгал Богу – «в лицо». Впоследствии это называлось «благословлять в лицо». Так говорили (и писали), потому что нельзя было сказать (или написать) слово «проклинать» и вместе с ним слово «Бог»[1].Тот, кто лжет Всеведущему в лицо, тот «благословляет» – «проклинает» Его в лицо.

Каин солгал Богу в лицо – так Каин проклял Бога.

*

Каин теперь будет проклят. Он первый человек, кто солгал Богу в лицо, и он первый человек, кто был проклят.

И сказал [Господь]: что ты сделал? Голос крови[2] брата твоего – вопиющей ко Мне[3] от земли (адамá).

Быт. 4:10

Богообщение в раю и после грехопадения происходило посредством гласа и слышания... Теперь о Каине некий голос свидетельствует, что богообщение для Каина невозможно. Кровь кричит – голосом от земли. Но как может кричать кровь?

Как Богу жертвуют только лучшее и чистое, так в жертву диаволу нужно было принести только кровь невинную, таким был Авель. Образом невинногострадания в Св. Писании является земля: человек согрешил, а страдает земля. Так сказал Господь человеку после грехопадения: «Проклята земля в делах твоих» (Быт. 3:17). Каин сделал дело, в котором проклята земля. Кровь невинно пострадавшего Авеля пошла к земле, невинно страдающей – и произошел резонанс:

Мир свободных существ и обитаемая человеком земля устроены Богом так, что каждое преступление имеет отклик во всем мире – каждое преступление отражается на земле.

Символический язык Писания дает возможность отвлеченную истину представить с ужасающей конкретностью: кричит кровь убитого – живой голос идет от земли. В крови заключена жизнь тела; отсюда происходил запрет на вкушение мяса с кровью: «кровь – это душа, и не ешь души вместе с плотью» (Втор. 12:23). Кровь-душа убитого кричит голосом земли. Человек (адам אדם) взят от земли адамáאדמה; кровь человека «адáма» кричит от «адамы» – того места почвы, где пролита кровь. Когда встречаются кровь «адáма» и почва «адамá», возникает движение – от земли до неба, которое звучит в духовном мире.

Но земля – это не только адамá (почва), земля еще и éрецארץ. В третий день творения в землю (éрец) были вложены божественные энергии, дающее ей «силу» – «растить растения» (Быт. 1:11). И опять-таки, и с этой стороны, когда встречаются невинно пролитая кровь и земля éрец, то возникает движение – от земли до неба, которое звучит в духовном мире. Каин будет проклят и относительно земли адамá (Быт. 4:11), и относительно земли éрец (Быт. 4:12). То, что остается безнаказанным у людей, находит наказание у Бога.

После грехопадения уже нет рая на земле, но земля и небо отнюдь не раздельные миры. Есть правда на земле – в этом вера праведных, и так они молятся: «Отец наш, Который на небесах, да будет воля Твоя как на небе, так и на земле».

Вера Авеля была живая: «верою умерший (Авель) еще говорит» (Евр. 11:4). Мученики святые не оставляют нас в земной жизни: кровь Авеля после смерти говорит от земли. А Каин будет проклят:

И ныне проклят ты от земли (адамá), которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей.

Быт. 4:11

Земля-кормилица «отверзает уста»[4], чтобы принять кровь невинно убитого человека. В Писании есть еще один жуткий образ, когда земля отверзает уста, и из него мы понимаем, что земля осквернилась не кровью Авеля, она святая, – а преступлением. В истории Исхода самым страшным преступлением был бунт сынов Левия и знати, «мужей именитых» (Числ. 16:3), против Моисея. Бунтовщики были религиозными реформаторами и «домогались священства» (Числ. 16:10). Весь народ мог погибнуть за грех этих немногих. Моисей предрек: «отверзет земля уста свои и поглотит их, и сойдут живые в Шеол», преисподнюю (Числ. 16:30), что и сбылось. Дела человека сквернят землю, и через них она проклинаема.

Когда будешь возделывать землю (адамá), она не прибавит[5], чтобы дать силу свою тебе.  

Быт. 4:12

К труду земледельца земля «прибавляет» свою силу (растить растения), которая была дана ей в третий день творения. От сложения труда человека и силы земли рождается пища, символом чего является «хлеб».

*

Следующий элемент проклятия Каину, которое изрек Бог:

Шатающимся и сетующим будешь на земле (éрец).

Быт. 4:12

Стенающим и трясущимся будешь на земле.

Быт. 4:12 LXX

Два важнейших определения Каинского духа – «стенающий и трясущийся»: στένων καὶ τρέμων. Тот, кто становится духом как Каин, будет «стенающий и трясущийся». Дух Каина проявляет себя телесно: это – голос (стенающий, сетующий) и трясение (плоти), внутренняя шаткость.

Греческий перевод согласуется с древнееврейским текстом. Однако в иудейской традиции эти два определения Каинского духа получили совершенно другое истолкование: «изгнанником и скитальцем будешь ты на земле» (то же находим в Синодальном переводе). Это истолкование неправильное. Будем разбирать Масоретский текст слово за словом. Согласно ТМ, Каин: на ва-над  ונד נע.

Первый признак, по которому опознается Каин, причастие (на) от глагола нуа נוע. У глагола два основных ряда значений: 1) дрожать, качаться, колебаться, шататься, идти шатаясь[6]. 2) бродить, скитаться, бродяжничать, уходить (Плач 4;15), сходиться (Ам. 4:8)[7].  

То есть Каин либо 1) «шатающийся (шаткий)» – «трясущийся» (что соответствует LXX); 2) либо он «скиталец» в негативном смысле – как неразумный, как слепой, как побирающийся, как любящий бродить, как бродящий до смерти. Тексты, древнееврейский и древнегреческий, не дают основания считать, что кто-то принуждал Каина к скитальчеству:

Каин может жить вполне оседло.

Другое дело, что Каин, как увидим далее (Быт. 4:14), сам может избрать себе долю скитальца. Также и те, кто хлебнул духа Каина, могут «полюбить скитаться» (Иер. 14:10), но это – по собственной воле. То есть, первичное здесь не переход с места на место (скитание), но – внутреннее колебание (шатание, шаткость, дрожание, трясение), которое делает Каина скитальцем, поэтому перевод, что Каин «трясущийся» (шаткий, шатающийся) – более предпочтителен.

В Книге Иова (28:4) находим изображение грешников, подобных шатающемуся (шаткому) Каину: «Забытые, они ногою колеблются, от человека они шатаются». Здесь грешники – Богом забытые, они ногою дрожащею в страхе от человека по земле шатаются

Второй признак, по которому опознается Каин, причастие (над) от глагола нуд נוד. Он во многом синонимичен глаголу нуа и имеет значения: двигаться (туда-сюда), качаться, колебаться, порхать, сетовать – покачивая (головой в знак скорби или сострадания), убегать[8].

По этому второму признаку, Каин – сетующий (спокачиваниемголовы) – «стенающий» (что соответствует LXX).

Оба глагола вместе – нуа (шататься) и нуд (качаться) – употребляются еще в одном месте Писания. Речь идет о земле: какэто выглядит, что «земля проклята в делах человека» – земля под человеками шатается и качается (уходит из-под ног). Пророк Исаия говорит:

Опустошением опустошена земля…

Земля осквернена под обитающими на ней…

Проклятие поедает землю…

Шатанием шатается земля, как пьяный,

и качается туда-сюда, как люлька.

Ис. 24:3, 5, 6, 20

Итак, в описании духа Каина перевод LXX и Масоретский текст совпадают в том, что Каина никто не гонит:


Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!