Могущественные силы Вселенной 13 страница



Читатель: Неужели невежественный человек действи­тельно держит всех окружающих людей, за недалеких простаков?

Автор: Кого-то он по-своему пытается уважать. Он, не­сомненно, уважает тех, кто способен круче его самого втаптывать в грязь других. Но в глубине души такой чело­век думает о них: "Придет время, и тогда мы посмотрим, кто круче".

Читатель: Понятно — он испытывает "счастье" от воз­можности безнаказанно совершать над всеми насилие. А сексуальные извращения, типа садизма и мазохизма, то­же рождены гуной невежества?

Автор: Да, это типичное проявление гуны невежества. Человек, применяя насилие над своим партнером в любов­ных отношениях, находит удовольствие в животном чувстве эгоистического превосходства.

Читатель: Я понимаю, что мужчина может испытать от этого какое-то удовольствие, но женщина-то чем в этом случае счастлива?

Автор: Тем же самым. Терпя издевательства своего уха­жера, она считает, что женское счастье заключается в том, чтобы научиться всё это переносить и параллельно получать свои животные радости. Так как никто из окру­жающих её женщин не способен на подобную "крутизну" сексуального характера, то она искренне гордится собой. Кроме того, она считает себя даже круче своего партнера, который изощренно издевается над ней. Чтобы он ни де­лал, ей всё равно хорошо, поэтому она, несомненно, по всем параметрам превосходит даже своего партнера.

Все эти виды счастья в невежестве на самом деле яр­ко выражены в мире животных. Так, например, самка бо­гомола во время спаривания пожирает своего партнера. То же самое происходит у многих видов пауков. У кошек, на­оборот, в момент наивысшей точки интимного счастья кот больно кусает кошку.

Читатель: Получается, что в будущем этих людей из-за их любви к животному счастью ждет тело животного?

Автор: Вы хорошо усвоили предыдущие темы. Действи­тельно, если человек стремится к счастью, подверженно­му влиянию гуны невежества, он уже в ближайших жиз­нях окажется в теле животного, растения или насекомого. Всё зависит от того, в каком из этих тел можно продол­жать наслаждаться тем видом невежественного "счастья", которое он себе выбрал.

Читатель: А разве в человеческом теле нельзя наслаж­даться животным счастьем?

Автор: Конечно, можно попытаться это делать и в чело­веческом теле, многие так и поступают. Но для таких ви­дов "наслаждений" оно совершенно не приспособлено. В теле животного вкус извращенных телесных наслажде­ний в сотни раз сильнее, чем в человеческом. Человечес­кое тело приспособлено к наслаждению счастьем само­осознания, и только в этом причина нашей разумности.

Читатель: Понятно. Как долго человек, находящийся под влиянием гуны невежества, может наслаждаться та­кой ужасной жизнью?

Автор: Иногда очень долго, пока не придет раскаяние. Сначала он несколько жизней радуется счастью в гуне не­вежества. Затем, если хватит упрямства и сил не обра­щать внимания на страдания, и он сохранит свою пози­цию, то деградация неминуема. Если невежественный че­ловек так и не сможет искренне раскаяться в своих гре­хах, то ему придется десятки, сотни, тысячи или даже миллионы жизней радоваться невежественному счастью в телах животных или других неразумных живых существ.

Читатель: Вот тебе и законы счастливой жизни. Это же просто издевательство какое-то — так долго держать че­ловека в состоянии, сопряженном со страданием. Я выра­жаю свой протест против всей этой несправедливости, ца­рящей в нашей жизни.

Автор: Не только Вы, но и все благостные люди во главе с самим Богом выражают свой протест стремлению живо­го существа к этому ужасному невежественному сущест­вованию.

Читатель: Прошу Вас, не пытайтесь меня запутать. Как это Бог, создавший весь этот кошмар (если верить Ведам и Вашим словам), выражает протест против того, что он сам создал? Он что, выражает протест самому себе?

Автор: Он выражает протест нашим глупым желаниям.

Читатель: Причем тут наши желания, если мы сейчас говорим о мироздании?

Автор: А зачем ему, по Вашему мнению, всё это надо было создавать? Создав вселенную, он просто предоставил нам возможность осуществить все наши многогранные желания. Желая служить всем живым существам, он предоставил нам возможность получить желанное счастье. Так как у некоторых живых существ есть желание нас­лаждаться в гуне невежества, то Богу волей-неволей при­ходится исполнять это желание.

Читатель: Неужели создатель, идя на поводу у заблуд­ших людей, не имеет на этот счет своего мнения?

Автор: Нет, он даже не скрывает своего негодования от всего это безобразия и отнюдь не приветствует подобную устремленность людей. Однако невежественные люди, следуя своему собственному желанию, демонстративно не хотят вставать под защиту Бога и пытаются искать прибе­жища у гуны невежества. На страницах Вед Бог многок­ратно говорит о Своем осуждении стремления живого су­щества наслаждаться невежественным счастьем. Он это утверждает не только Сам, но и вкладывает эту мысль в уста великих мудрецов. Например, подобное высказыва­ние Бога приведено в Бхагавад-Гите (7.15):

Безнадежные глупцы, самые падшие из людей, те, чье знание украдено иллюзией, и демоны-безбожники — все эти грешники никогда не предаются Мне.

В Шримад-Бхагаватам (5.5.1) Господь в Своём воплоще­нии Ришабхадева даёт наставления своим сыновьям, и в его словах также нетрудно проследить порицание тех, кто погряз в невежестве:

Обращаясь к Своим сыновьям, Господь Ришабхадева сказал: «Дети Мои, все живые существа в этом мире по­лучают материальное тело, однако тем из них, кому посчастливилось родиться человеком, не подобает день и ночь трудиться ради чувственных удовольствий, доступных даже пожирателям испражнений — собакам и свиньям. Человек должен предаваться аскезе, чтобы вступить на божественную стезю преданного служения. Благодаря аскезе сердце его очистится, и он обре­тет вечную жизнь, исполненную непреходящего духов­ного блаженства, которое неизмеримо выше любого ма­териального счастья».

Читатель: Можно ли как-то им показать, что в такой жизни никакого счастья нет? Не обязательно же ждать миллионы жизней, пока у них не наступит полное отчая­ние и им самим захочется заручиться покровительством божественного знания.

Автор: Чем Господь и занимается — всем происходя­щим с нами Он даёт понять, к чему приводит устремлен­ность к невежественному и страстному счастью. Он посто­янно учит нас, что в такой жизни, которую мы ведем, боль­шого счастья нет. Весь этот мир создан для того, чтобы по­казать, что корыстные желания не приводят к счастью. Однако у нас есть свобода выбора, мы вольны поступать, как нам вздумается. В этом мире никто, даже Сам Господь, не станет лишать нас свободы выбора. Поэтому, если же­лание наслаждаться невежественным счастьем преобла­дает в человеке, то, сколько ни показывай, что в этом нет ничего хорошего, он всё равно будет к нему тянуться.

Читатель: Неужели алкоголик не раскается, даже в том случае, если ему многократно объяснить в доступных вы­ражениях, что в будущем его ждет неминуемая деграда­ция?

Автор: Буквально каждый день встречаясь со своими друзьями — "рыцарями пол литры и граненого стакана" -он на примере их физиономий убеждается в том, что его ждет в ближайшем будущем. Каждое утро следующего дня он мучается похмельем и понимает, в какой ситуации находится. Однако вкус к проспиртованному "счастью" настолько поработил его, что уже к вечеру все повторяет­ся сначала. Поймите, сила невежественных желаний у каждого человека проявлена в разной сте­пени: одним доста­точно прочитать что-нибудь из писа­ний или послушать мудрого человека, способного посове­товать, как пра­вильно жить, а другим прихо­дится учиться на сво­их многочисленных ошибках.

Читатель: Да, желания — это вещь серьезная. Нужно срочно учиться как-то быть с ними поосторожнее.

Автор: Вы правы. Способность управлять своими жела­ниями называется самоконтролем и без этого качества ис­тинного счастья достичь просто невозможно. Поэтому тот, кто стремится выйти из-под влияния гун страсти и неве­жества, неизбежно приходит к выводу, что нужно срочно начинать учиться контролировать приходящие в ум же­лания.

Читатель: И что для этого необходимо сделать?

Автор: Мы с Вами уже говорили, что для начала нужно начать соблюдать режим дня (отдыха, работы и питания). Эта практика постепенно гасит силу всех вредных привы­чек и таким образом высвобождает свободное время. Как только появляется свободное время, то желательно заста­вить себя посвятить его общению со святыми людьми и изучению под их руководством священных писаний. Вдох­новение, приходящее благодаря позитивному общению,является главным лекарством, необходимым для того, чтобы изменить свою жизнь.

Читатель: Легко сказать — нужно начать соблюдать ре­жим дня, но я уже понял, что дается это не так-то просто.

Автор: Это происходит потому, что у Вас пока нет твер­дой веры, что подобная деятельность принесет неоцени­мую пользу. Однако вера не появляется за одну минуту, для этого нужно серьезное и последовательное как прак­тическое, так и теоретическое изучение вопроса. То же са­мое я могу сказать и о глубоком понимании рассматривае­мой нами темы, а именно, о "счастье" в гуне невежества

Читатель: Тогда, пожалуйста, раскройте мне на конк­ретных примерах из жизни, в чем еще проявляется стрем­ление к счастью в гуне невежества?

Автор: Весь преступный мир построен на невежествен­ных отношениях. Как следствие, если человека захватывает идея, что счастлив будет только тот, кто су­меет подмять под себя всех остальных, то он постепенно подпадает под влияние гуны невежества. Так незаметно для него самого меняется его окружение, речь, отношения в семье, направление деятельности, отношение к деньгам и т.д. Другими словами, незаметно для сознания гуна неве­жества меняет всю его жизнь.

Она сводит этого человека с преступниками и мошен­никами, и ему неизбежно приходится принимать их стиль жизни, подражая им во всех мелочах. В среде этих людей совершенно иные ценности, нежели у тех, кто живет под опекой гуны страсти.

Из-за влияния гуны страсти кажется, что успех зави­сит от того, насколько ты, отдавая все свои силы работе, можешь улучшить свою репутацию и приумножить свой капитал. В гуне невежества же всё происходит иначе. Са­мым уважаемым человеком становится тот, кто способенвести себя жестоко (круто) и при этом поддерживать имидж выдержанного и элегантного джентльмена. У та­ких уважаемых в преступном мире людей также есть свои последователи, которые перенимают этот стиль жизни. Поведение таких людей по определению непредсказуемо и выходит за рамки всех возможных общепринятых норм. Поэтому каждый, кто с ними сталкивается, испытывает подсознательный или сознательный страх.

В этой среде жестокость является деятельной силой, а регулятором отношений выступает страх. Чем более жестоко себя ведет человек, тем больше его уважают (бо­ятся).

Читатель: А эти люди, которые толкают других на по­добную жизнь, сами кого-нибудь боятся?

Автор: Они стараются произвести впечатление людей бесстрашных, при этом некоторым из них удается нас­только войти в эту роль, что бесстрашие становится их второй натурой. Однако где-то в глубине души они смер­тельно боятся друг друга. Для такого человека нет ничего страшнее потерять хорошие отношения со своими "корешами". Даже правосудие не так страшно, как их беспо­щадные дружки. Поэтому жизнь даже самых крутых "бос­сов" полна трудностей и суровых будней. Малейшая ошибка в отношениях со своими дружками может стоить им жизни. Даже "близкие друзья" вызывают у них страх. Но, кроме друзей, у них обязательно есть настоящие вра­ги, из числа лидеров группировок, конкурирующих за право господства на их территории.

Читатель: Получается, что все люди, попавшие под вли­яние гуны невежества, становятся преступниками?

Автор: Да, гуна невежества, по их же желанию, пол­ностью заглушает голос совести, и человек теряет способ­ность различать границы дозволенного. Для него всё становится возможным. До этого совесть еще как-то пыталась достучатся до него, отстаивая свои аргументы. Однако, в результате устойчивого желания человека быть вне зако­на, гуна невежества задвинула голос его совести на зад­ворки сознания. Так, под преобладающим влиянием гуны невежества полностью исчезают даже незначительные угрызения совести.

Уничтожив весь стыд, человек начинает наслаждать­ся чувством вседозволенности и ошибочно принимает его за свободу. Поэтому он искренне верит, что, совершив про­думанное преступление с учетом всех предосторожнос­тей, можно легко и красиво избежать наказания. Таким образом, люди, попавшие под влияние гуны невежества, становятся убежденным преступником.

Читатель: Значит, под влиянием гуны невежества, в ос­новном, находятся люди, живущие по законам преступно­го мира?

Автор: Да, все они, игнорируя указания Вед и других священных писаний, неизбежно становятся преступни­ками.

Читатель: Так, значит, каждый, кто игнорирует Веды и другие священные писания, является преступниками?

Автор: Да, так оно и есть, преступниками являются все те, кто не признает букву священных писаний.

Читатель: Похоже, что юридическое обоснование необ­ходимости воздержания от преступной деятельности в корне отличается от Вашего.

Автор: Да, вы правы, распространенное в наше время понимание источника преступной деятельности не всегда совпадает с мудростью Вед. В действительности человек может совершить преступление не только перед государ­ством и людьми. Перед Богом также можно свершить преступление и даже, как это ни странно, жертвой прес­тупления может оказаться сам совершивший его человек.

Читатель: Что такое преступление перед Богом — мне более-менее понятно, но я никак не пойму, зачем невеже­ственному человеку издеваться над самим собой?

Автор: Низменная жизнь в разумном человеческом теле по определению уже является преступлением перед са­мим собой. Более того, часто совершая преступления, не­вежественные люди сами доводят себя до полного безумия и заканчивают жизнь самоубийством.

Но мы себя сами не рожали, и поэтому никто не имеет права лишать себя тела, пусть даже по собственному же­ланию. Вот почему люди, совершившие самоубийство в состоянии невежественного безумия, всегда наказывают­ся судьбой.

Читатель: Как же можно наказать тех, кто уже умер?

Автор: Наказание состоит в том, что самоубийцы на оп­ределённое время лишаются возможности перерождения (лишаются возможности жить в грубом теле). Поэтому им приходится продолжать существовать в своем тонком те­ле (в теле привидения).

Читатель: Что за страсти Вы рассказываете! Объясни­те, пожалуйста, какие черты характера чаще всего обяза­тельно приводят к деградации сознания и подобным пе­чальным последствиям?

Автор: Существует шесть врагов человека: вожделение, гнев, жадность, иллюзия, зависть и безумие. Их влияние начинается с вожделения, которое является первым вра­гом человека. Неудовлетворенное вожделение порождает гнев. Постепенно неудовлетворенное вожделение и гнев­ливость приводят к сильному желанию удовлетворять свои чувства, или другими словами, к жадности. Жадность ввергает человека в иллюзию, заставляя его считать, что все окружающие ему чем-то обязаны. А если люди, не об­ращающие внимание на его проблемы, радуются своему счастью, то этим они немедленно вызывают у него зависть. Постоянно завидуя всем вокруг, человек не выдерживает этого болезненного, тягостного для психики состояния. Так, рано или поздно, он становится жестоким безумцем или просто сходит с ума.

Все эти шесть врагов человека одинаково опасны для нашего сознания, и каждый из них сам по себе способен привести человека к полной деградации. Таким образом, существует шесть основных направлений деградации соз­нания, которые и составляют всю "кухню" гуны невежест­ва, со всеми её вкусами.

Читатель: Расскажите, пожалуйста, об этих шести ви­дах невежественной жизни и, если можно, поподробнее?

Автор: Подробно мы об этом поговорим, когда будем изучать особенности влияния гуны невежества. Сейчас же мы только перечислим эти "стили" невежественной жиз­ни.

1. Необузданное вожделение приводит к разврату, поло­вым извращениям, гомосексуализму, а также всевозмож­ным видам жестокости, возникшим на почве неконтроли­руемого полового влечения.

2. Неконтролируемый гнев подталкивает человека к аморальному поведению и зачастую становится причиной возникновения психических заболеваний типа эпилепсии. Гневливость у женщин проявляется как обидчивость, что в результате может стать причиной частых истерик.

3. Жадность приводит к воровству, грабежам, деспотиз­му по отношению к своим родственникам и подчиненным. Все эти проявления характера вызывают многочисленные болезни и, в конце концов, сильное психическое истощение. Так рождаются некоторые психические болезни, нап­ример, маниакально-депрессивный психоз.

4. Если человек под влиянием интоксикации или неуем­ного эгоизма приобретает искаженное представление о радости и счастье, то это обычно приводит к шизофрении, а также алкоголизму и наркомании. Это, в свою очередь, способствует развитию тяжелых психических и физичес­ких болезней, заканчивающихся деградацией сознания и потерей здоровья.

5. Зависть ведет к жестокости и преступной деятельнос­ти. Именно зависть заставляет человека становиться хладнокровным убийцей. Это сулит ему в будущем исклю­чительно суровую судьбу.

6. Безумие является результатом всех пережитых прежде видов невежественного "счастья" и выражается в том, что человек с самого рождения лишен зачатков разу­ма, что мало чем отличает его от животных.

Читатель: А за одну жизнь можно докатиться до безу­мия?

Автор: Конечно, если сильно постараться в своём стрем­лении к деградации, то можно суметь лишиться разума даже в этой жизни.

Результатом всех перечисленных видов деградации является полное отсутствие веры в прогресс, законы ми­роздания. Вследствие деградации на Земле появляются четыре типа людей, которые не признают божественного устройства этого мира и обречены на невежественную жизнь. Это как раз те категории невежественных людей, которые перечислены в приведенном выше (в этом разде­ле) стихе из Бхагавад Гиты (7.15):

1. Безнадежные глупцы

2. Самые падшие из людей3. Те, чье знание украдено иллюзией

4. Демоны-безбожники. Читатель: А кто такие демоны?

Автор: Согласно Ведам, демонизм — это состояние соз­нания, при котором человек не только сам не верит в Бога, более того, если вера в Бога проявляется у окружающих его людей, это немедленно вызывает в нем неприкрытую ненависть по отношению к ним.

Читатель: Слава Богу, до этого я ещё не докатился.

Автор: Если бы Вы до этого докатились, то обсуждать с Вами все эти темы не было бы никакой возможности. Де­монам ненавистна даже сама возможность обсуждать по­добные вопросы.

Читатель: И всё же есть ли хоть малейшая надежда на настоящее счастье у этих четырех типов невежественных людей?

Автор: Каждое живое существо, рассчитывая наслаж­даться в материальном мире, рано или поздно должно по­нять, что здесь нет счастья, которое оно ищет. Познав эту истину и раскаявшись, живое существо приступает к ду­ховному самосовершенствованию и, в конце концов, по ис­течении многих жизней, возвращается в духовный мир, где нет материальных страданий.

Читатель: Есть ли у нас с Вами какая-либо возможность облегчить участь невежественных людей и ускорить их процесс понимания истины?

Автор: Для того, чтобы помочь этим людям встать на путь истины, человек сначала сам должен преуспеть на пути духовного прогресса. Тонущего не сможет спасти тот, кто сам тонет. Только овладев духовным знанием и взрас-тив в своем сердце сострадание, человек способен помо­гать тем, кто погряз в невежестве.

Читатель: А до какой степени нужно очистить свое соз­нание, чтобы пришла способность помочь невежественно­му человеку?

Автор: Сострадательному человеку нужно обязательно обладать большим запасом благочестия, чем может быть порока в характере у того, кто пребывает в невежестве. Только пересилив своим благочестием грехи невежест­венного человека, Вы сможете ему хоть чем-то помочь.

Читатель: Значит, я много лет копил, копил благочестие и, расчувствовавшись, когда-нибудь его отдам какому-ни­будь дегенерату. Ему от этого станет чуть полегче, а я по­теряю результаты всех своих трудов. Где же тут справед­ливость?

Автор: Что-то я не пойму, Вы действительно хотите по­мочь этим несчастным людям или нет?

Читатель: Если можно помочь, не лишаясь способности быть счастливым, то я бы помог, но этот способ, который Вы описали, меня не устраивает.

Автор: Нет, Ваше представление о помощи вряд ли при­несет пользу людям. Искренние и сострадательные люди на деле готовы отдать невежественным людям всё, даже свою жизнь. Так, например, поступил Иисус Христос. Так­же ко всему сказанному следует добавить, что при абсо­лютно бескорыстном отношении всё благочестие, которое человек отдает другому, возвращается к нему сторицей. А если совершенное им благое дело принесет хорошие пло­ды, то благочестие этого человека ещё и приумножится.

Таким образом, Вы ничего не теряете. Поэтому не лучше ли встать на путь сострадания по отношению ко всем, кто попал под влияние гуны невежества.

Читатель: Что-то я не пойму, о чем Вы говорите. Если я подарю рубль, то у меня его не будет. Как же можно гово­рить, что я ничего не потеряю? Неужели пустота в моем кармане вдруг превратится в десять рублей?

Автор: Не сравнивайте духовную арифметику с мате­риальной. Например, если Вы подарили свою улыбку, то, как Вы думаете, после этого останется что-нибудь прият­ного у Вас на душе или нет? Неужели все, кому Вы отдали "кусочек своего счастья", немедленно скривят губы?

Читатель: Вы меня недооцениваете. Если я улыбнусь, то мне в ответ тоже улыбнутся.

Автор: А вам от этого захочется улыбнуться вновь или нет?

Читатель: Конечно, захочется, ведь я же не камень.

Автор: Вот видите, в духовных отношениях совсем дру­гая арифметика: одна улыбка на вашем лице минус одна улыбка (подаренная дюжине людей) равна десятикратной улыбке на Вашем лице. Точно так же происходит, если Вы дарите людям свое благочестие в любой другой форме, при этом все немедленно возвращается к Вам, часто даже многократно. Единственное необходимое условие — совер­шение таких поступков предполагает полное бескорыстие. Но оно никогда не возникнет в Вашем сердце, если Вы ли­шены духовной силы и сострадания.

Читатель: Порази­тельная информация, пожалуй, над этим стоит задумать­ся.

Автор: Задумайтесь. Ведь размышление на эти темы са­мо по себе является большим благом, а мы, тем временем, подведем итоги беседы.

ВЫВОД: Ужасающее счастье, порожденное гуной неве­жества, несет страшные последствия как для тех, кто им привлекся, так и для тех, кто столкнулся с этими людьми, что становится возможным в силу совершен­ных в прошлом дурных поступков. Став свидетелем кошмарной реальности невежественного существования близкого человека, естественно возникает желание ему помочь. Однако сделать это не так-то просто. Для это­го необходимо, чтобы мы сами имели благостное пони­мание счастья, подкрепленное силой чистого духовного знания.

Кто же может оказать реальную помощь людям, ли­шенным понимания смысла человеческой жизни? На это способен лишь тот сострадательный человек, чьё зна­ние чисто, а вера в истинное счастье крепка.

Читатель: Вы сказали, что для помощи невежествен­ным людям мы должны обладать благостным пониманием счастья, подкрепленным силой чистого духовного знания. Получается, что сила духовного знания способна даровать счастье даже невежественным людям?

Автор: Да, если человек действительно обладает этой силой чистого знания, он будет способен спасти даже боль­шого грешника.

Читатель: Как же определить какое знание чистое, а ка­кое нет? В чём критерий?

Автор: Это важный вопрос, и мы его подробно обсудим в нашей следующей беседе. Глава третья

ЗНАНИЕ - САМАЯ МОГУЩЕСТВЕННАЯ СИЛА

Критерии знания, приносящего счастье

В "Бхагавад-гите", 9.2, критерии истинного знания обоз­начены предельно четко:

"Это знание (духовное знание) — царь всего знания, тайна тайн. Это чистейшее знание, оно даёт живому существу возможность в процессе духовного самоосоз­нания увидеть свою истинную сущность, поэтому его называют совершенством религий. Оно вечно и пости­жение его радостно".

Здесь говорится, что истинное знание — это совершен­ство. Для всех религий и философских систем совершен­ство формулируется одинаково — это всегда обретение высшего счастья. Поэтому вывод Вед однозначен — рели­гии и философии ведут к совершенству только в том слу­чае, если они основаны на знании, ведущем к высшему счастью. В этом стихе ясно обозначены критерии истинно­го знания:

1. Это знание — царь всего знания, так как исходит из единого источника — Верховной Личности Бога. Так, нап­ример, в "Бхагавад Гите" это знание описывает сам Гос­подь

2. Истинное знание должно быть чистейшим3. Это знание предоставляет живому существу возмож­ность в процессе духовного самоосознания увидеть свою истинную (духовную) сущность

4. Истинное знание вечно

5. Постижение его приносит радость.

Первый пункт недвусмысленно утверждает, что знание не может возникнуть из пустоты — любое знание всегда предполагает существование личности, передавшей его. Вполне очевидно, что самое совершенное знание может без искажения дать людям только самая совершенная личность — Верховная Личность Бога.

Второй пункт: тот, кто пользуется даже немного иска­женным знанием и неправильным представлением об ис­тине, не сможет очиститься. Он будет носить на себе пе­чать невежества до тех пор, пока не придет к истинному знанию. Что уж говорить о тех видах знания, которые из­лагают люди, не имеющие представления о своей вечной (духовной) природе. Таким образом, если благодаря вели­кой удаче мы имеем дело со знанием, при помощи которо­го многие миллионы достигли совершенства (осознали свою духовную природу, отбросив представление о себе как о материальном теле), то его рекомендуется тщатель­но изучить. Точнее, нужно пытаться постичь величие лю­дей, достигших духовного совершенства, а также знание, которое они использовали.

Третий пункт гласит, что, если человек в процессе пос­тижения истины начинает воспринимать себя, как душу (осознавать свою истинную сущность), это значит, что он воспользовался чистым, безгрешным знанием. Таким об­разом, увидев его плоды, можно смело заключить, что зна­ние работает. Если же, преодолев большие трудности на пути постижения истины, человек всё же не прогрессиру­ет, то, скорее всего, он прибег к знанию, лишенному доста­точной степени чистоты (не дающему понимания истинно­го счастья).Нам будет трудно установить, какое знание вечно, а ка­кое нет. Тем не менее, мы можем проследить его историю, чтобы установить, насколько оно древнее. Самая непрео­долимая сила в материальном мире — это время, поэтому именно проверку временем можно считать самым надеж­ным из испытаний. Следуя этой логике, мы приходим к выводу — если знание приносит благо людям на протяже­нии нескольких тысяч лет, то оно претендует на статус чистого и истинного. Если же проверка временем не состо­ялась, то принимать его за истину достаточно рискованно.

Если в результате какого-либо знания мы начинаем чувствовать, что жизнь наполняется радостью и счастьем, это значит, оно имеет достаточно высокую степень чисто­ты. При соприкосновении с истинным знанием, способным привести человека к счастью, мы немедленно чувствуем это. И поэтому в результате такого соприкосновения воз­никнет стойкий энтузиазм изменить свою жизнь к лучше­му.

Таким образом, сначала требуется попытаться выяс­нить, каким знанием пользоваться, и только затем, убе­дившись в том, что это знание чисто, нужно постараться его принять.

Читатель: А кто установил, что Ведам пять тысяч лет?

Автор: Нет, Ведам гораздо больше пяти тысячи лет. Пять тысяч лет назад они были в письменной форме изложены Шрилой Вьясадевой. Этот факт подтверждается много­численными историческими летописями. При этом следу­ет учесть, что сами Веды на своих страницах описывают события, которые происходили во Вселенной тысячи, сот­ни тысяч и даже миллионы лет назад. Кроме того, приводя описания столь древних событий, Веды часто ссылаются на уже существовавшие в то время ведические тексты. Например, в Бхагавад-Гите Сам Господь говорит, что че­тыре Веды появились на свет из уст творца Вселенной на заре существования Вселенной. Таким образом, доказать древность ведического знания при желании не так уж и трудно.

Читатель: Послушать Вас — получается, что Веды сос­тавлялись многие тысячелетия?

Автор: Да, Веды включают в себя знание, которое было передано людям Самим Богом и великими мудрецами прошлого. Поэтому ведическое знание очень многогранно, объёмно и включает в себя сотни томов. И практически каждое ведическое произведение прямо или косвенно указывает на время, когда оно было составлено. Напри­мер, время составления того или иного текста можно вы­яснить, проанализировав хронологию описываемых собы­тий.

Читатель: Будем считать, что в этом вопросе я разобрал­ся. А как я пойму, что изучаемое мной знание чистое?

Автор: Если благодаря определенному знанию тысячи


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!