Могущественные силы Вселенной 11 страница



Таким образом, чем больше мы думаем о том, как бро­сить курить, тем меньше шансов добиться успеха. Если же всё свое время размышлять о благостных поступках, то незаметно желание курить само по себе исчезнет.

Читатель: Что-то я не пойму, где же здесь питьё яда, ведь по Вашим словам всё получается так легко и хорошо.

Автор: Да, если человек уже полюбил совершать благо­стные поступки, тогда все, что связывало его с гуной страсти и невежества, отходит на второй план, и жизнь наполняется счастьем. Однако, чтобы полюбить делать благие дела, нужно "выпить целую чашу яда", или, други­ми словами, пройти через ряд испытаний по преодолению гуны страсти, удерживающей в своих тисках разум чело­века.

Вспомните, например, как тяжело было первое время вставать рано утром с постели. Согласитесь, что, если есть сильный вкус понежиться в кровати, а вкуса к утренним молитвам, утреннему повторению Святых Имен Бога или пожеланию всем счастья ещё нет, то ранний подъём — это всего лишь издевательство над самим собой.

Читатель: Да, мне, честно говоря, пока и не верится, что я научился вставать с постели в полшестого утра. И все же готов подтвердить, что каждый раз, когда мне удаётся вовремя подняться, день проходит гораздо лучше, чемпрежде, поэтому так хочется продолжать следовать этому расписанию.

Автор: Это и есть вкус к благостному счастью, он-то из­бавил Вас от вредной привычки.

Читатель: А если я захочу усилить в себе гуну благости, то вновь мне придется выпить яд преодоления самого се­бя?

Автор: Каждый раз, когда мы пытаемся усилить влия­ние гуны благости в своём разуме, немедленно приходят трудности и страдания. Но, как только человек постигнет вкус благостного счастья, он немедленно начинает воспри­нимать все эти трудности и страдания как счастье.

Читатель: Что, у него появляется какое-то противоя­дие?

Автор: Да, как ядовитый укус змеи придает мангусту больше боевого пыла, так и аскезы благостному человеку приносят счастье. Страстному же человеку, желающему стать благостным, придется хлебнуть неприятного вкуса, лишая себя привычных страстных желаний.

Читатель: А как понимать утверждение писаний о том, что счастье в гуне страсти сначала кажется нектаром, а затем превращается в яд?

Автор: Об этом мы с Вами поговорим в следующей бесе­де.

ВЫВОД: В этом мире существуют четыре основных вида счастья: духовное, благостное, страстное и неве­жественное. Большинство землян стремятся к стра­стному и невежественному счастью, которые по своей сути полностью фальшивы и приносят нам лишь фан­тик от сладкой конфетки.

Благостное счастье хорошо тем, что постоянно уси­ливает возвышенный вкус. Однако только чистое духовн ое счастье делает человека по-настоящему счастли­вым. Поэтому каждый разумный человек должен стре­миться к духовному счастью и пытаться глубже по­нять, что конкретно в его случае нужно для этого де­лать.

Гуна страсти сначала прикармливает пас нектаром., а затем до конца дней по­ит ядом

Как мы с Вами уже обсуждали, Земля находится под преимущественным влиянием гуны страсти. Большинство людей на нашей планете имеют однотипное понимание счастья. Многим из нас кажется, что для счастья нужны много денег, отличная квартира, престижная работа, хо­рошая репутация, связи, шикарная машина, благополуч­ная семья и т.д. Такое понимание счастья возникает из-за влияния гуны страсти. Оно сулит нам нектар, который, как не странно, затем оказывается ядом.

Все, кто попался на эту удочку, несомненно, в конце сво­ей жизни будут разочарованы. Веды утверждают, что, страстный человек, умирая (оставляя тело), будет сожа­леть о бесполезно прожитой жизни, беспокоясь о нажитом имуществе. Так юность и молодость для страстных людей — это наслаждение нектаром, зрелость — постоянные су­ета и беспокойства, а старость — время для разочарова­ний, страданий и болезней.

Читатель: Как всегда, в Ваших утверждениях я вижу много неприятного, противоречивого и непонятного. Нап­ример, зачем скорбеть о нажитом добре, если всё это оста­нется любимым детям? Затем я не понимаю Вашего нега­тивного отношения к обеспечению всем необходимым собственных детей.

Автор: Да, многие люди, находящиеся под влиянием гуны страсти, искренне считают, что они живут только для того, чтобы сделать своих детей обеспеченными и счастли­выми. Но в действительности, как затем выясняется, у них нет искреннего желания на деле помочь своим детям. Поэ­тому их дети и вырастают неблагодарными.

Читатель: Как это нет искреннего желания? Разве это плохо, сделать главной жизненной целью счастье собственных детей? Мне кажется, что в жизни нет более возвышенной цели, чем эта. Почему же в результате дети должны стать неблагодарными?

Автор: Вы правы, что это достаточно серьёзная цель. Однако, находясь под влиянием гуны страсти, не так-то просто понять, как правильно построить свои отношения с детьми. Часто нам кажется, что наши с ними отношения совершенно бескорыстны, но в реальности все оказывает­ся иначе.

Предлагаю глубже разобраться в этой теме и, в связи с этим, у меня к Вам есть вопрос. Если человек действитель­но определил для себя бескорыстную цель сделать своих детей счастливыми, то что, по Вашему мнению, он в пер­вую очередь даст своим детям?

Читатель: Я ду­маю, что в первую очередь нужно по­заботиться о том, чтобы у детей были реальные возмож­ности получить элитное образова­ние. Это будет га­рантией того, что дети устроят свою жизнь как надо, что они будут иметь всё необходимое.

Автор: Согласен, образование ребенка — это главное. А что Вы понимаете под хорошим образованием?

Читатель: Я знаю, что моё мнение в этом вопросе нес­колько расходится с Вашим. Тем не менее, я, как и многие серьёзные люди, считаю, что хорошее образование воз­можно получить только в престижном учебном заведении, которое располагает профессиональным преподавательс­ким составом и передовыми методиками обучения.

Автор: Пока моё мнение по этим вопросам не отличает­ся от Вашего. А какими Вы представляете передовые ме­тодики обучения?

Читатель: Это, прежде всего, хорошая подготовка в сфере передовых взглядов науки, обучение языкам и, ко­нечно же, для получения престижной профессии нужен диплом солидного учебного заведения. Если по получении образования помочь ребенку получить перспективную профессию и денежное рабочее место, то тогда родительс­кий долг можно будет считать выполненным.

Автор: Теперь я вижу, что Ваше понимание того, как сделать своего ребенка счастливым, находится под абсо­лютным влиянием гуны страсти и, если Вы добьетесь пос­тавленной цели, то сначала выпьете нектара, а затем при­дется хлебнуть яда.

Читатель: А что в таком случае Вы понимаете под пере­довыми методиками обучения?

Автор: Под передовыми методиками обучения я пони­маю воспитание в ребенке в первую очередь хороших ка­честв характера, которые помогут ему выбрать самую вы­сокую цель в жизни — научиться любить Бога и жить на благо людей. Обучение же всевозможным научным дисциплинам занимает в процессе образования отнюдь не первое место. Поэтому самое серьезное образование, прежде всего, позволяет привить детей принципы нрав­ственности, воспитать в них хорошие черты характера, осознанное отношению к Богу, миру, людям и самому себе.

Ребенка обязательно нужно научить принципам са­мосовершенствования. Поэтому ему требуются не просто преподаватели, а святые люди, которые бы с самого нача­ла стали для ребенка не только учителями, но и настоящи­ми наставниками. Ребенка нужно учить не словами, а собственным примером, развивая в нем не столько силу ума, сколько силу разума.

Человек, несомненно, добьется успеха как на духов­ном поприще, так и на материальном, если он получил нравственное и духовное образование, сформировал бла­гостное понимание счастья. Однако этого нельзя сказать о ребенке, который, хотя и получит элитное образование в общепринятом смысле этого слова, но при этом не будет иметь хороших черт характера.

Читатель: Где же Вы найдете такую школу, в которой вместо преподавателей будут работать священники и мудрецы?

Автор: Такие школы существуют в лоне любой религи­озной традиции и до сих пор активно функционируют. В ведической культуре такие школы называются гурукулы. "гуру" переводится как наставник, "кула" означает школа. Таким образом, прямой перевод слова "гурукула" звучит, как "школа, где обучают наставники", а не обычные препо­даватели.

Читатель: Да разве сейчас найти такую школу, где бы обучали мудрецы?

Автор: Вы же говорили об элитном обучении, почему бы ради действительно элитного обучения Вам не поискать такую школу? На самом деле подобного рода школ в миредовольно много. Однако не каждый родитель может отпра­вить своего ребенка на учебу в такую элитную школу.

Читатель: Там что, очень дорогое обучение или большой конкурс?

Автор: Нет, как раз обучение там очень доступное, и ни­какого конкурса нет, но прежде чем в неё возьмут Вашего ребенка, сначала посмотрят на Вас. Если Вы не интересу­етесь духовной практикой и самосовершенствование для Вас — лишь абстрактный термин, то вход в эту школу для Вашего ребенка будет закрыт. Обычно яблоко от яблони недалеко падает и, если родители не интересуются само­осознанием, то и дети впоследствии не будут проявлять большого интереса к подобной учебе.

Читатель: Ну хорошо, допустим, я очень серьезно заин­тересовался самоосознанием, чего только не сделаешь ра­ди своего ребенка. Будем считать, что моего ребенка при­няли в эту школу, что он там прошёл весь курс обучения. Что же с ним будет дальше? Он не будет востребован на рынке труда. Куда сейчас устроишься без диплома солид­ного учебного заведения, только сторожем или дворником. Как мне кажется, ему останется только одно — податься в монахи и всю жизнь раскаиваться за свои ещё не совер­шённые грехи.

Автор: Если Ваш ребенок станет монахом и всю жизнь будет заниматься духовной практикой, то это будет озна­чать, что Вы совершенным образом выполнили свой отцо­вский долг, ибо так говорят Веды. Однако не будьте по это­му поводу наивны и знайте, что в реальности девяносто девять процентов детей, получив подобное образование, не становятся монахами, но живут обычной семейной жизнью.

Также Ваше представление об их будущей деятель­ности абсолютно утопично. Неужели Вы думаете, что че­ловек с идеальным характером не сможет найти себе замечательную работу. Каждый начальник только и мечтает о подчиненных с хорошим характером. Такие дети действительно будут способны осчастливить своих сослу­живцев, близких, окружающих, родителей и, конечно, са­мих себя.

Однако не стоит тешить себя иллюзией, что это обяза­тельно произойдет также и в случае получения упомяну­того Вами пресловутого "элитного" образования, которое Вы намереваетесь дать своим детям, в полной увереннос­ти, что ничего лучше и надежнее нет. Такое понимание этого вопроса сулит испить в старости отнюдь не нектар.

Читатель: Что-то наша беседа опять принимает нес­колько неприятный характер. Неужели Вы действительно считаете, что при моем понимании образования мои дети в конце жизни станут причиной моих страданий?

Автор: Так считают Веды, я лишь озвучиваю их мысль. Если понимание какого-то вопроса подвержено влиянию гуны страсти, то сначала придет вкус нектара, но спустя некоторое время уже придется пить один лишь яд.

Читатель: Вы сделали довольно серьёзное заявление по поводу моей будущей жизни. Поэтому я требую подробно­го изложения того, как, по Вашему мнению, и согласно ве­дическим наставлениям, должны развиваться мои отно­шения с детьми, если я не изменю своих представлений об их счастливом будущем?

Автор: Если у Вас с их "элитным" образованием полу­чится все гладко, то Вы, оттого, что Вашим детям будут предоставлены все возможности сделать себе хорошую карьеру, немедленно насладитесь чашечкой нектара. Да­лее, предположим, что Ваши дети действительно найдут себе высокооплачиваемую работу с хорошим руковод­ством и доброжелательными сослуживцами, и у Вас поя­вится возможность выпить ещё одну чашечку нектара. Затем Ваши дети заведут собственные семьи, и Вы вновь выпьете чашечку нектара, но, похоже, что после этого Вам больше не удастся наслаждаться нектаром счастливой жизни как раньше. Дальше уже придется, пусть понемно­гу, но пить яд.

Читатель: Не говорите, пожалуйста, загадками, опиши­те более понятно, что конкретно это может значить лично для меня?

Автор: Для того, чтобы понятно ответить на этот вопрос, мне придется немного глубже раскрыть позицию, занима­емую Вами по отношению к своим детям. После подробно­го анализа этого вопроса, я думаю, Вы без труда догадае­тесь, какой тип яда Вам придется пить.

Итак, люди, находящиеся под влиянием туны страсти, искренне уверены, что всю свою жизнь посвятили своим детям. На первый взгляд может показаться, что они имеют абсолютно бескорыстные мотивы и поэтому в конце своей жизни претендуют на настоящее счастье, став свидетеля­ми преуспевания своих детей. Однако следует понять, что гуна страсти не предусматривает бескорыстия. Все действия человека, находящегося под её влиянием, про­диктованы исключительно личными интересами.

Далеко не бескорыстная забота, а чувство престижа и успеха на материальном поприще, но уже руками своих детей, является двигательной силой, заставляющей действовать эгоистичных родителей. Под влиянием этого настроя они готовы вкладывать любые деньги в образова­ние своих детей. При этом сами родители от этих вложе­ний ожидают получить плоды успеха, славы и почета.

Действуя в страсти и заботясь только о своих детях, родители прививают им чувство собственной значимости, а не чувство значимости окружающих людей. В результа­те избалованные излишним вниманием дети вырастают эгоистами. Поэтому людям, которые строят отношения со своими детьми в гуне страсти, в старости придется хлебнуть яд разочарования.

Читатель: Ну почему Вы утве­рждаете, что же­лание жить для своих детей яв­ляется корыст­ным, неужели в том, что родители готовы всё отдать сво­им детям, есть какая-то корысть?

Автор: Только потому, что мы с Вами ещё серьёзно не изучали, что такое эгоизм, Вам и кажется, что желание за­ботиться о своих детях продиктовано абсолютно бескоры­стными мотивами. Будь это так — у эгоистически настро­енных родителей чувство заботы о детях работало бы оди­наково сильно как по отношению к своим детям, так и по отношению к чужим. Но в действительности почему-то та­кие родители склонны всесторонне заботиться лишь о сво­их детях.

Читатель: Правильно, у чужих детей есть свои родите­ли, которые о них позаботятся, а у моих детей, кроме меня и моей жены, никого нет. Если бы у чужих детей не было родителей, тогда, конечно, можно было бы подумать и об их благополучии.

Автор: Все родители должны думать о своем ребенке, но не как о личной собственности, а как об индивидуальной личности, по отношению к которой они выполняют свой родительский долг. В сердце родителей, которые заботятся о своих детях не из чувства корысти, а из чувства дол­га, всегда есть место не только для своих детей, но и для чужих. Так действует сила родительского долга на созна­ние тех, кто находится под влиянием гуны благости.

Читатель: Любые эгоистично настроенные к своим де­тям родители могут подумать и о чужих детях, что тут сложного?

Автор: Подумать-то, конечно, можно, от этого в кошель­ке не убудет. Но о людях судят по поступкам. Поэтому начните реально помогать всем знакомым детям, отдавая им столько же сил и душевного тепла, сколько Вы дарите своему ребенку. Почему бы так не сделать?

Поступая так, Вы вырастите своих детей сострада­тельными и бескорыстными. В результате с наступлением Вашей старости они будут заботиться о Вас больше, чем о себе.

Читатель: Пожалуйста, объясните мне, почему Вы счи­таете, что такие родительские чувства построены на ко­рысти?

Автор: Если родительские чувства всегда и в любой си­туации бескорыстны, то любые родители в трудную мину­ту подарят ласку и заботу в равной степени своим и чу­жим детям. Поэтому, придерживаясь подобной жизненной позиции, нет причин уделять чрезмерное внимание имен­но своим детям, можно просто заботиться обо всех детях, которые вам встретятся на жизненном пути, уделяя им столько внимания и заботы, сколько будет необходимо, не проводя между ними никаких различий.

Если всё делать так бескорыстно, как Вы описываете, то получается, что нет смысла так много внимания и средств посвящать именно своим детям. Например, в слу­чае с образованием нужно всем родителям, знакомым между собой, сложиться вместе, эту сумму поделить поровну и истратить на образование всех детей. Так как ро­дительские чувства этих людей распространяются на всех детей, каждый даст ровно столько, сколько нужно. И все дети будут счастливы, обучаясь в элитной школе. Станьте же инициатором этой идеи, что Вам мешает?

Читатель: Да, Вы правы, у большинства людей роди­тельское чувство скорее корыстно, нежели бескорыстно. Поэтому я боюсь, что получится, как в анекдоте, когда об­наружится, что конечная сумма будет состоять только из того количества денег, которое вложил инициатор этой идеи.

Автор: Может, в реальности всё будет иначе. Но несом­ненно, родители будут искренне считать, что они могут от­дать лишь небольшую сумму.

Читатель: Но ведь так и есть на самом деле — у кого бы­вают лишние деньги?

Автор: Да, это так, но ради своего ребенка люди готовы даже голодать. Поэтому реально в общую казну они могут отдать в четыре-пять раз меньше той суммы, которая бы пошла на индивидуальное образование их собственных детей. Таким образом, присутствие корысти в желании ос­частливить именно своих детей у людей не вызывает ни­какого сомнения.

Читатель: Ну хорошо, я согласен, что полного бескорыс­тия здесь нет. Но неужели человек, находящийся под вли­янием гуны благости, заботится о чужих детях так же, как о своих?

Автор: Существование детей у любого человека вызы­вает эгоистическое чувство. Так действует эгоизм челове­ка, он вынуждает заботиться о своём больше, чем о чужом. Поэтому благостный человек тоже имеет естественную склонность заботиться больше именно о своих детях. Но, несмотря на это, он понимает, что, если уделять им чрез­мерное внимание, то они вырастут эгоистами. Поэтому, чтобы показать хороший пример своим детям, он изо всех сил старается заботиться о чужих детях так же, как и о своих.

Любой благостный человек ведет постоянную борьбу со своим эгоизмом. Он прекрасно понимает, что деятель­ность, связанная с заботой только о своих детях, на самом деле не такая уж и бескорыстная. Корысть порождает только корысть, и, действуя таким образом, родители мо­гут испортить своим детям характер. Но долг любых роди­телей состоит в том, чтобы воспитать хороших детей. Для этого нужно показывать своим детям хороший личный пример бескорыстной жизни. Поэтому благостные люди стараются воспитывать, а не баловать своих детей. Для воспитания благостных детей нужно русло собственной семейной жизни направить на постижение духовной исти­ны, тогда воспитывать их будет очень просто.

Исходя из этого благостные родители пытаются из чувства долга относиться к чужим детям как к своим. Кро­ме того, они знают, что, если корыстные интересы в воспи­тании своих детей всё же пересилят, и гуна страсти возь­мет верх, то не стоит надеяться, что дети вырастут хоро­шими людьми и принесут в их жизнь много счастья.

Читатель: Что-то я не понимаю позицию благостных ро­дителей по отношению к своим детям. Как можно, будучи уверенным, что такая деятельность очень возвышенна, ставить воспитание своих детей главной целью в жизни, и одновременно считать, что в ней всё пропитано лишь ко­рыстью? Получается какой-то абсурд.

Автор: Поэтому-то благостный человек и не ставит вос­питание своих детей высшей целью своей жизни. Он зна­ет, что такая жизненная позиция находится под влиянием гуны страсти и не сделает его счастливым. Человек, находящийся под влиянием гуны благости, знает, что при воз­ведении во главу угла духовного прогресса все проблемы решаются сами. Так, например, если поставить главной целью любовь к Богу, то и дети вырастут бескорыстными и любящими не себя, а Бога.

И наоборот, если установить главной целью жизни воспитание детей, то они воспримут себя (а не Бога) цент­ром жизни родителей. В результате они вырастут эгоиста­ми. Зная этот секрет воспитания детей, благостный чело­век все свои силы отдает служению Богу. Затем, получив вкус к бескорыстной жизни, он изо всех сил пытается по­мочь обрести счастье окружающим людям. Дети, убедив­шись, что этот настрой приносит их родителям счастье, сами начинают жить ради других. В результате они стано­вятся счастливыми и делают таковыми своих родителей. Все это происходит благодаря вовлечению детей в процесс постижения истины.

Читатель: Значит, согласно Ведам, человек не должен ставить своей целью воспитание хороших детей?

Автор: Нет, Вы меня неправильно поняли, он, несомнен­но, такую цель перед собой ставит. Однако нужно понять, что есть ещё более высокая цель — достигнуть духовного совершенства самому и помочь в этом своим детям.

Читатель: Неужели, если я устанавливаю своей главной целью бескорыстную заботу о своих детях, то в результа­те они вырастут корыстными?

Автор: Если Вы хотите бескорыстно заботиться о своих детях, то они не вырастут корыстными. Однако, похоже, Вы не понимаете этого. Не так то просто понять, что значит жить бескорыстно по отношению к своему ребенку. Это значит, — не следует считать его "родной кровинушкой", пришедшей в этот мир для ублажения чувств родителей. Родители должны понять, что ребенок — личность, по от­ношению к которой они выполняют свой родительский долг.

Если Ваши цели по отношению к детям будут беско­рыстны, то в этом случае дети вырастут благостными людьми. Однако ещё раз повторяю, что желание жить только для своих детей возникает из эгоизма, и только из него. И при таком настрое дети непременно вырастут эго­истами. В конечном счёте родители вкушают не нектар, а один лишь яд разочарования. Просто Вы ещё недостаточ­но глубоко понимаете, что означает бескорыстная забота о своих детях.

Читатель: Вы меня совсем сбили с толку. Если всё это так сложно, тогда объясните, пожалуйста, что значит бес­корыстно заботиться о своих детях? Как действует эгоизм в сознании любящего отца?

Автор: Эгоизм имеет две основные составляющие:

— чувство "я", которое вызывает желание заботиться о собственном благополучии.

— чувство "моё", которое вызывает желание заботиться о своих близких.

Иногда под влиянием эгоизма чувство "Мое" проявляет­ся сильнее, чем чувство "Я". Поэтому часто родители гото­вы отдать за своих детей даже свою жизнь. Так срабаты­вает в их сознании эгоизм, или чувство самосохранения. Дети не являются мной, однако это мои дети. Это чувство, что дети мои, а не чужие, всецело эгоистично. Если в опас­ность попадают чужие дети, то спонтанное желание от­дать за них свою жизнь обычно не возникает.

Читатель: Если желание отдать жизнь за моих детей — проявление моего эгоизма, то я только приветствую свой эгоизм и готов сколько угодно идти у него на поводу.

Автор: Я тоже приветствую подобное проявление эгоиз­ма, однако всё равно с этим чувством "моё" нужно быть по­осторожнее, так как из-за него можно принести своим де­тям не пользу, а один лишь вред. Такое, на первый взгляд, "благородное" чувство на самом деле лишь портит ребен­ка. Общаясь со своим чадом с позиции эгоизма, мы эгоизм же в нем и развиваем.

Читатель: Значит, если родители постоянно думают только о своих детях, то те неминуемо вырастут эгоистами и, в результате, как родители, так и дети будут несчаст­ны?

Автор: Да, к сожалению, это так. Если дети видят, что всё внимание сосредоточено только на них, то с самого детства они начинают считать, что все окружающие люди должны жить только ради их удовольствия. Поэтому они и вырастают эгоистами. Когда их родители (состарившись) нуждаются в помощи, эгоистически настроенные дети не помогают, ибо они изначально настроены удовлетворять только свои нужды. Эгоизм детей работает иначе, чем эго­изм их родителей. Дети привыкают только брать, не же­лая отдавать что-либо взамен. И когда поживиться уж не­чем, они начинают пренебрежительно относиться к роди­телям, считая их совершенно бесполезными и никчемны­ми. Более того, часто в глубине души такие "благодарные" дети ждут, когда же их родители, наконец, отмучаются.

Читатель: Неужели дети тех, кто посвятил им всю свою жизнь, будут ждать смерти своих благодетелей и доведут стариков до полного отчаяния?

Автор: Ещё раз Вам повторяю: эгоист заботится о своих детях как о части себя самого. Можно ли в этом случае го­ворить, что он посвятил свою жизнь кому-то другому? Ко­нечно нет, а эгоизм порождает только эгоизм. Поэтому и дети таких родителей вырастают эгоистами. Но эгоизм детей, у которых с возрастом появляется своя семья, уже распространяется внутри их семьи, а старые родители ос­таются за пределами вновь созданной семьи.

Страстные люди живут ради своей семьи и стараются отовсюду грести только под себя. В детском возрасте они находят счастье в родительской любви, затем, когда вни­мание переключается на личные половые интересы, роди­тели для них уходят на задний план. Так они постепенно перестают интересоваться престарелыми родителями, но со всё большим интересом увлекаются личной жизнью. А родители продолжают искренне верить, что их труд будет когда-нибудь вознагражден. Однако, к своему великому удивлению, так и не дожидаются никакой ответной благо­дарности. В результате, уже ближе к старости, им прихо­дится пить один лишь яд разочарования.

Читатель: Вы считаете, что эгоистично настроенные де­ти будут испытывать явное пренебрежение и антагонизм по отношению к своим родителям?

Автор: Нет, гуна страсти всегда действует не через яв­ный, а через скрытый антагонизм. Явного негатива в их от­ношении заметно не будет. Дети, воспитанные под влияни­ем гуны страсти, будут проявлять видимую приветли­вость и заботу. Но любые родители легко поймут умонаст­роение своих детей по тому, как они относятся к их проб­лемам. Не думайте, что престарелые родители неспособны почувствовать настроение близких их сердцу детей.

Уловив умонастроение своих детей, такие родители страшно страдают, и многие из них, наконец, осознают, что жизнь прожита зря. Затем у них появляется сильное беспокойство о своем имуществе, которое они копили для своих детей. Подумайте, ведь ради его накопления чело­век трудился целую жизнь, и вдруг оно неминуемо долж­но достаться неблагодарным детям. Тем самым детям, ко­торые предали тебя в тот момент, когда в жизни, кроме старости и страданий, ничего уже не осталось. Придется отдать всё, ради чего жил, тем, кто тебя предал. Разве это счастье?

Читатель: Да, довольно мрачная концовка. Конечно, ес­ли смотреть правде в глаза, то придется признать, что это типичная картина. Однако я не верю, что то же самое бу­дет и со мной. Неужели такова участь всех людей, кото­рые, оказавшись под влиянием гуны страсти, ставят своей главной целью в жизни воспитать и вырастить своих де­тей?

Автор: Верим мы во что-то или нет, всё равно нужно признать, что существуют законы деятельности гун мате­риальной природы, которые ставят своей целью научить нас жить правильно. Они действуют на всех людей одина­ково, и их сила абсолютно непреодолима. Поэтому, если мы действуем в гуне страсти, наивно полагая, что главное в жизни — накопить побольше денег, то страдания неми­нуемо настигнут нас. Так мы не сможем обеспечить счаст­ливое материальное будущее своим детям. Таким образом, при подобных взглядах на жизнь никто не избежит в сво­ей старости вкуса яда.

Читатель: Получается, что о своих детях заботиться не нужно, пусть живут, как могут?

Автор: Победите в себе гуну страсти, вынуждающую нас мыслить категориями крайностей. Своими рассужде­ниями я отнюдь не имел в виду допустимость безответ­ственного отношения к детям. Благостный человек тоже постоянно думает о благе своих детей. Но при этом все его действия направлены не на служение детям, а на попытку научить детей помогать окружающим людям и служить Богу.

Читатель: Значит, он всё же склонен оставлять своих детей без опеки?

Автор: Напротив, он постоянно уделяет им внимание, но, в отличие от страстного человека, делает это должным образом. Если главной целью жизни человека является духовный прогресс, то, посвятив себя служению Богу, он будет способен привить своим детям этот дух служения. Бескорыстие порождает бескорыстие, подобный настрой дарит детям максимальное счастье и поэтому является высшим проявлением заботы.

Читатель: Кажется, я понял Вашу мысль. Для заботы о своих детях благостный человек не концентрируется на своих детях, а наоборот, старается перевести как своё, так и их внимание на служение Богу и людям. Дети, имея пе­ред глазами пример отца, стараются походить на него и, вовлеченные в общее благое дело, не чувствуют себя обде­ленными взаимным вниманием.

Автор: Да, благостные дети постоянно просят, чтобы их заняли в деятельности на всеобщее благо. Конечно, если таких детей не занимать позитивной деятельностью, то в этом случае они также будут несчастны. Хорошо, что Вы разобрались в таком сложном вопросе. Обычно нелегко по­нять, как люди, не прилагая чрезмерных усилий для вос­питания детей, при этом самоотверженно занимаясь дея­тельностью на всеобщее благо, легко дают им хорошее вос­питание. Просто нужно уметь вовлечь своих детей в про­цесс бескорыстной деятельности (служение Богу).


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!