Современные графические пользовательские интерфейсы



Наконец, настало время, когда графика была внедрена в операционные системы. Такое внедрение повлекло за собой два серьёзных изменения. Первое изменение касалось пользователей – операционная система вводила стандарт на пользовательский интерфейс, так как сама строила элементы управления системой. Это изменение было очень полезным для пользователей. В графической операционной системе (или оболочке) пользователь получал единообразный интерфейс в любом приложении, что не требовало переучивания при переходе на новую систему. Второе изменение касалось программистов – им пришлось изменить концепцию программ, научиться объектно-ориентированному программированию, изучать новые дополнительные возможности операционной системы, чтобы ими воспользоваться. В современном мире (с точки зрения программиста) существует два похода к построению графического пользовательского интерфейса. Рассмотрим их на их самых известных представителях.

2.4.1. Microsoft Windows Graphics Device Interface и Application Programming Interface

Начиная с версии Windows 4.0 операционные системы компании Microsoft используют встроенную в ядро графическую подсистему. Так как графика в операционной системе внедрена в ядро, то довольно сложно разделить функции ядра на графические и неграфические, так как все они связаны с графическим отображением информации.

Функции ядра Windows реализованы в Application Programming Interface (API). Эти функции позволяют работать с окнами на экране, обрабатывать команды пользователя, направленные на экранные элементы управления. Вывод графики обеспечивает специальная система Graphics Device Interface (GDI), которая строит все стандартные экранные элементы из графических примитивов (точек, линий, кистей, шрифтов и т.д.). GDI при помощи специальных программ-драйверов позволяет отображать информацию в одинаковом виде на любом оборудовании (видеоадаптеры, мониторы, принтеры).

Благодаря этому пользователь может не заботиться о том оборудовании, которым он располагает – операционная система сама всё сделает так, чтобы особой разницы на разных компьютерах при работе с системой не ощущалось.

Для программиста же существует ряд неудобств, связанных с тем, что он постоянно должен думать о привязке разрабатываемой им системы к интерфейсу пользователя. Часто невозможно разделить труд программиста и экранного дизайнера.

2.4.2. X Window System

Эта графическая система является независимой от операционной системы и используется на многих платформах. В основном, это клоны UNIX, а также Mac OS X. Таким образом, пользователи этих операционных систем могут решать, использовать ли им стандартный текстовый режим (что повышает надёжность системы) или воспользоваться высокопроизводительной графикой X Window System. (В Microsoft Windows, начиная с версии 5.0, текстовый режим является, скорее, исключением, и сохранён лишь для совместимости с предыдущими версиями.)

Как и Microsoft Windows, X Window System может быть настроена на любое оборудование (система полиграфической печати независима от X). Сама система X обеспечивает лишь базовые графические функции (отображение графических примитивов, комбинации из графических примитивов произвольных объектов, работа с областями экрана), построение же собственно пользовательского интерфейса возложено на оконные менеджеры (самые известные: KDE и Gnome). Эти менеджеры определяют собственно пользовательский интерфейс (т.е. вид элементов управления, организуют работу с окнами и рабочими столами).

Разнообразие оконных менеджеров приводит к некоторым различиям в пользовательских интерфейсах одного и того же приложения, однако позволяет опытному пользователю выбрать ту систему, которая его больше устраивает.

Самая главная особенность X Window System очень удобна для программистов. Всё взаимодействие с графическим пользовательским интерфейсом и приложением строится по технологии клиент-сервер. Таким образом, программист может писать сложную систему также легко, как и приложение для текстового режима, не отвлекаться на программирование интерфейса и сконцентрировать всё своё внимание на функциональность системы. Разработку же интерфейса можно поручить отдельному человеку – дизайнеру.

3. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

Как было показано, современные системы предоставляют достаточно мощные возможности для построения графического пользовательского интерфейса. Но любым средством нужно уметь грамотно пользоваться. Рассмотрим теперь различия между качественным и некачественным графическим пользовательским интерфейсом, построенным на единой базе. В качестве этой базы возьмём стандарты Microsoft Windows.

Основные понятия

Графический интерфейс исторически состоит из ряда элементов. (Эти элементы, в общем то, едины для любой графической системы и различаются лишь внешне, и то не всегда.) Рассмотрим кратко эти элементы.

Во-первых – это окна (windows) (основа интерфейса практически любой высокоразвитой современной компьютерной системы). Окна вместе с их содержимым могут перемещаться по экрану, сворачиваться и разворачиваться в пиктограммы, перекрывать друг друга. Таким образом пользователь может размещать их на экране произвольным (и удобным для себя) образом.

Во-вторых – это различного вида контейнеры (frames). В общем виде они невидимы, но позволяют содержать в себе целый элементов управления и обращаться с этим набором, как с единым целым.

В-третьих – это командные кнопки (buttons). Кнопки предназначены для запуска различных процессов в приложении, исполнения команд. В современных интерфейсах кнопки обычно представлены в трёхмерном виде, так, чтобы пользователь чувствовал, что их можно нажать.

В-четвёртых – это несвязные переключатели (checkboxes). Эти переключатели позволяют пользователю отметить или снять отметку для некоторых параметров, к которым применимы бинарные состояния (установлен/снят, да/нет и т.д.) Несвязные переключатели обычно не инициализируют какие-либо действия.

В-пятых – это связные переключатели (radiobuttons). Таким переключатели позволяют сделать единственный выбор из ряда альтернативных значений.

В-шестых – это меню (menus). Меню бывают простыми и выпадающими (popup). Меню представляет собой набор командных кнопок или переключателей (внешне имеющих другой вид), сгруппированных по темам. Благодаря наличию выпадающих меню интерфейс можно построить таким образом, чтобы меню не загромождали экрана, а открывались по указанию пользователя.

В-седьмых – это поля ввода (edits). В поля ввода пользователь может вводить информацию с клавиатуры. Также приложение может выводить информацию в поля ввода, чтобы пользователь имел возможность выполнять некоторые операции над текстом в поле ввода.

В-восьмых – это списки (lists). Списки бывают самыми разнообразными: с единственным выбором, множественным выбором.

В-девятых – это изображения (images). В изображения можно выводить любые картинки.

В-десятых – это гиперссылки (hyperreferenses). Такие элементы обычно используются в сложных документах для быстрого перехода от одной части документа к другой или к логически связанным документам.

Существует огромное количество элементов, состоящих из сочетания вышеперечисленных, иной раз отличающихся по внешнему виду от их «родителей». Нашей целью не ставится перечисление всех возможных элементов управления, поэтому ограничимся этими основными.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!