Исторический факт как научная категория в историографии 19-20в.в.



Исторический факт — фундаментальная категория исторического знания. Как определенная научная ка­тегория факт был осмыслен только в нач. XX в. Ис­торики 19в. понятием факт обозначали твер­до установленное знание, извлекаемое из ист. источников. С того времени ут­вердились формулы "факты — упрямая вещь", "факты говорят за себя" и пр. Это основывалось на представлении, что источниковое знание достаточно достоверно и точно воспроизводит прошлую реальность. Руководствуясь такой установкой, фр. исто­рик-позитивист Фюстель де Куланж выдвигал перед ис­следователями требование не выходить за рамки текста источника и не увлекаться синтезом. Главную задачу историка он видел в том, чтобы «изучать исключительно и непосредственно тексты в самых мельчайших подроб­ностях, верить лишь тому, что они показывают, и удалять из истории прошлого совре­менные идеи».

Но Категория факт постепенно раскрывалась перед исследователями. На особенности социальной природы исторических фактов обратил внимание И.Кареев. Русский историк писал, что факты прошлого органически включат в себя субъективный элемент, поскольку "прежде всего это — внутренний мир человеческих личностей, совокупность которых создает общественную жизнь и двигает историю...". Поэтому если историк желает действительно понять свой предмет, а не ограничиться его внешним описанием, то он не может не допустить субъективного элемента в науку. В.О.Ключевский констати­ровал, что "историк не ставится перед историческим фактом прямо, как только возьмет в руки памятник ста­рины или взглянет на него".

Необходимо предваритель­ное изучение и истолкование источника. С именами Р.Ю.Виппера и К.Беккера связана релятивистская трактовка историче­ского факта. Релятивисты призывали оставить наивную точку зрения историка, будто факты прошлого говорят сами за себя и ученый только должен "выслушивать и записывать их голоса". Р.Ю.Виппер считал, что в исторической науке нет прямого отражения действительности. Научный факт, по его убеждению, является результатом «нашей привычки воспринимать впечатления в известной группировке, в известном сце­плении, связи». К.Беккер утверждал, что "исторический факт на­ходится в чьем-либо сознании и не существует сам". При этом американский исследователь ссылался на сложность и неисчерпаемость казалось бы самых известных и "элементарных" фактов. Например, он приводит факт перехода Цезарем реки Рубикон в 49 г. до н.э., открывшего очередной этап гражданских войн в Римской республике. И далее объясняет, что этот факт включает в себя множество составляющих, о которых мы ничего не знаем (сколько людей было с Цезарем, что они думали и т.д.). Более того, Рубикон переходили многие и сам Цезарь делал это неоднократно, но историческим стал лишь переход 49 г. до н.э. Т.о, "значение" факта есть результат теоретической работы ученого, а не свойство самой исторической реальности. Поэтому исторический факт был объявлен Беккером символом, который был противопоставлен реальному событию.

Для советской же историографии характерна объективистская трактовка категории факта. Ее иссле­дователи стремились если не отождествить, то макси­мально сблизить понятия "научный факт" и "событие". Академик Е.М.Жуков пола­гал, что всякая объективная реаль­ность есть исторический факт, историк только "воспроизводит минувшую действительность на основе исторических фактов". Б.Г.Могильницкий указывал, что историк имеет дело не с "фактом-символом", а с объек­тивной реальностью, существующей независимо от ис­следователя. Он может придавать факту то или иное значение, но "исходным материалом всякого его рассу­ждения... являются содержащиеся в источниках сведения, т.е. факт".

В современной западной историографии - научный факт является зависимой от исследователя субстанцией. Вера в твердые, незыблемые факты науки представляется ошибкой, поскольку интерпре­тация входит в любой факт. В итоге истина трактуется как многовариантная, изменчивая.

27. «Факт-прошлое», «факт-источник» и их научная интерпретация в историческом исследовании.

 

Можно выделить 3 основные значения поня­тия "исторический факт" в науке:

1.Факт как событие или явление исторической действительности (факт-прошлое);

2.Факт как сообщение источника, т.е. определен­ная информация о событии (факт-источник);

3.Научно-исторический факт как элемент логиче­ской структуры исторической науки.

Т.о., научный факт в отличие от фак­та исторического является отражением определенного явления действительности в нашем сознании. Каждая из трех названных категорий фактов облада­ет своими особенностями. Факты исторической действительности социаль­ны по своей природе. Это самые сложные и многооб­разные факты, неизбежно вызывающие к себе оценоч­ное отношение. Являясь элементом прошлого, они не­посредственно не наблюдаемы и не могут воспро­изводиться в эксперименте. Факты действительности, подчеркивает И.Д.Ковальченко, объективны и по отношению к творцам исторических источников, и по от­ношению к историку. Как явления прошлого они инва­риантны и в своей пространственно-временной и сущностной завершенности.

Факты исторического источника отражают видение событий его авторами. Они субъективны по своей природе, однако однозначны в своем конкретном выра­жении и существуют объективно по отношению к исследователю. Потенциально любой источник содержит в себе значительно больше информации, чем можно из­влечь из него. Поэтому из уже известных источников историки нередко извлекают новые факты.

Научно-исторические факты представляют собой дважды субъективированную реконструкцию прошлого — на уровне источника и на уровне исследователя и яв­ляются продуктом исторического творчества. "Устано­вить" определенный научный факт означает доказать его реальность на материалах исторических источников. Какое-то явление прошлого может стать научным фак­том лишь будучи отраженным в источнике и попав в кругозор исследователя. Фак­ты информации выступают по отношению к историку только как историческое сырье, на базе которого он должен реконструировать научный факт. На помощь ему приходят теория, весь комплекс накопленных им знаний и критические методы работы с источником. Историк не может полностью доверять свидетельствам современников и даже прямых участников событий. В то же время упоминание в источнике о каких-то событиях или героях вовсе не означает, что они были в действительности. Пробел источников мо­жет восполнить лишь воображение. Однако историк не ставит перед собой задачу оживить факт. Научный ис­торический факт, который он создает, представляет со­бой только модель события. У научного исторического факта всегда имеется объективная основа - источниковая информация. Ре­конструкция факта представляет собой ретроспектив­ный процесс возвращения к исторической реальности через источник. Научные факты достаточно эластичны: изменяются, появляются и исчезают в зависимости от угла зрения, принятых масштабов исследования, исследова­тельского интереса, концептуальной подхода. Как нет факта вне источника, так нет факта и вне его творца-историка.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!