Место истории в системе социально-гуманитарных знаний.



Общая структура науки, ее система, а следова­тельно, и классификация ее образующих частей зависят и первую очередь от места, которое отводится в ней философии. Любая наука изучает частные, хотя и достаточно широкие в пределах каждой области предметной действительности, законы природы, общества или психики. Однако, как бы не были широки и значимы част­ные законы, они все же не выходят за рамки конкрет­ных наук. Таковы законы и естествознания, и общест­воведения, и психологии, и др. В структуре науки необходимо выделять то об­щее, что присуще всем явлениям действительности. Вместе с тем, внешний мир расчленен на две основные области — природу и общество. Отсюда вытекает необ­ходимость расчленения предмета научного познания на три основные сферы: 1) философию — общую науку; 2) естествознание как комплекс частных наук, охватывающий различные области природы; 3) общественные науки, изучающие развитие об­щества и его различные структурные элементы.

Естествознание абстра­гируется от социальных проблем, и только обществен­ные науки напоминают о проблеме нравственности в использовании тех или иных достижений науки в со­временной жизни. Иными словами, общественные нау­ки дают представителям естественных наук ориентацию в соответствии с существующими идеалами, помогают и выработке оценочных критериев, являются проводни­ками в определении политических, идеологических, ак­сиологических, морально-этических и др. аспектов вос­приятия реальной жизни. Таким образом, в общем комплексе наук естест­венные и общественные науки взаимосвязаны.

Существуют различные подходы к классифика­ции наук, однако большинство схем так или иначе на­чинается с математики, за которой следует естествозна­ние, затем науки о человеке и обществе. В системе общественных наук О.Кош выделял социологию как наиболее абстрактную теоретическую науку, которую ставил в конце ряда, отделяя ее от кон­кретных описательных наук, в частности исторических. Ту же позицию разделяли Г.Спенсер и В.Оствальд. Некоторые ученые подменяли конкретные обще­ственные науки общетеоретической наукой об обществе (социологией). Так, у французских ученых Ампера и Л.Курно общественные науки представлены науками о духе и науками об обществе (соци­альными или политическими и историческими), у К.Пирсона они рассматриваются как часть конкретных наук, наряду с биологией и психологией.

Многие классификаторы выделяют историю как науку, но по-разному. У одних — она охватывает все общественные науки. У К.Пирсона история, именуемая «социальной эволюцией человечества», совпадает с комплексом гуманитарных наук, включая антропологию. А.Ампер и А.Курно считают, что она составляет лишь часть общественных наук, причем собственно история включается в один раздел с археологией и этнографией. Советский философ Б.М.Кедрон, подразделяя общественные науки на конкретно-исторические, науки о базисе и надстройке, языкознание и психологию, ста­вит историю первой в этом ряду.

Переход от естественнонаучного познания к гуманитарному он осуществляет через антропологию. Как видно, место одной и той же науки в раз­личных классификациях определяется по-разному. Это происходит во многом из-за различного понимания ее специфики, предмета ее познания, который представля­ется как комплексная развивающаяся система. Причем происходит расширение всех ее направлений: теорети­ческого методологического, источниковедческого и ис­ториографического. И, как заключает американский ме­тодолог А.Шлезингер, находясь на пороге XXI в., необ­ходимо совершенствовать методы «исторической интер­претации прошлого» и больше внимания уделять мето­дологии науки расширять предмет исторического познания.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!