Воспитательная и политико-идеологическая функции истории.



Воспитательная. Уже античные и средневековые историки видели важнейшую свою задачу в выработке у сограждан высо­ких нравственных и гражданских качеств. О воспитательном назначении истории говорила и просветительская философия. Исторические работы, независимо от намерений их авторов, оказывают воспитательное воздействие на читателей. Воспитательный заряд содержат в себе сами факты истории. Эмоциональное переживание подобных ис­торических фактов воздействует на формирование нрав­ственных качеств читателя, способствует выработке у него определенных ценностных ориентации. Без знания прошлого своего народа и человечест­ва в целом нельзя представить себе культурного человека. Понимание истории позволяет осознать свой долг перед ушедшими и будущими поколе­ниями, ценить накопленные культурные блага, с уваже­нием относиться к иным культурным системам. Исторические знания имеют особое значение для формирования мировоззрения подрастающего поко­ления.

Эффективность выполнения исторической нау­кой ее воспитательной функции во многом зависит от степени ее влияния на читательскую аудиторию. Это не только издание популярных историче­ских работ, но и доступность изложения в специальных исследованиях, способных заинтересовать широкую ау­диторию. В немалой степени популярность того или иного издания определяется литературным мастерством его автора. Поэтому историк по необходимости должен сочетать в себе мастерство исследователя и литератора.

Политико-идеологическая. Спорным остается вопрос о политико-идеологи­ческой функции историографии. Проблема заключается в том, что втягивание истории в политическую борьбу не­избежно сказывается на ее объективности. Историография неизбежно откли­кается на те или иные вопросы жизни современного об­щества, проблемы древней и средне­вековой истории, по ним возникают дискуссии. Независимо от пожеланий ученых, историческая наука фактически выполняет определенные политико-идеологические функции. Они прослеживаются на всех этапах развития исторической науки. Прагматический подход к истории определился еще в античную эпоху. В гуманистической историографии исторические исследования стали более политизированными. Просветители использовали факты истории как аргументы для обоснования рационалистического мировоззрения. С кон. XVIII в. историография превращается в орудие борьбы различных государств и политических партий между собой. Нигде историография не была столь от­крыто привязана к обслуживанию политических и идео­логических потребностей господствовавшей политической партии, как это было в советском обществе. Принцип партийности в науке сохранялся в качестве средства контроля за авторами исторических исследований. В последние десятилетия крайности подобного подхода к истории на Западе в основном преодолены.

Историки не должны подвергаться принуждению со стороны государства, партии или какой-либо группировки. Вопрос о политико-идеологических функциях истории оказался весьма актуальным для молодых госу­дарств, стремящихся определить свое место в системе сложившихся международных отношений. Доказывая свои права на существование, они активно обращаются к прошлому. В этих обстоятельствах историческая наука получает важный социальный заказ, стимулирующий ее собственное развитие. Важно то, что выполнять этот заказ наука должна само­стоятельно, ориентируясь на поиск истины, а не поли­тический запрос.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!