Марксистская методологическая система в истории.



Одной из актуальных методологических проблем исторической науки стран СНГ в настоящее время яв­ляется установление соотношения формационно-цивилизационного и технологического подходов. Эта про­блема возникла в связи с кризисом концепции форма­ционного общества, которая долгое время безраздельно господствовала в советской историографии, и активным внедрением в науку цивилизационного и информаци­онного подходов.

Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему.

Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории. В основе формационного подхода лежит теория К.Маркса, которая применима лишь к анализу социаль­но-экономической сферы жизни людей, связанных с материальным производством. Ориентируя исследовате­лей на установление исторических закономерностей, он предоставляет возможность диахронистического и син­хронистического сравнения различных стадий. Однако распространение формационного подхода на все сферы исторического развития и придание этому аспекту зна­чения единого методологического и мировоззренческого принципа, непризнание возможности существования других подходов в постижении истории вызвало абсо­лютизацию категории общественно-экономической формации.

Формационная концепция, в соответствии с которой социальное развитие представлялось как процесс перехода от низшей формации к высшей, приводила к тому, что:

· исключались возможности инволюционного (обратного) развития и фактически игнорировались особенности стран и народов со своими устойчивыми социальными связями и структурой;

· абсолютизировалось революционное насилие и тем самым приуменьшалась роль эволюции, периодов реформ;

· подчеркивалось значение макроисторических единиц (формация, способ производства, класс и др.) и фактически недооценивался микроанализ на уровне общины, семьи, индивида;

· замалчивались мировосприятия людей, их ду­ховные ценности и психология.

В связи с отходом части историков от марксист­ской интерпретации истории возрос интерес к цивилизационной концепции, разработанной в трудах Н.Л.Да­нилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 15; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!