Тема VI. Политическая антропология



 

Возникновения направления политической антропологии (70-е гг. XX в.). Марк Блок как основоположник этого направления («Короли-чудотворцы»): интерпретации символической природы власти. Значение труда Э. Канторовича «Два тела короля. Очерк средневековой политической теологии» (1957): ритуалы и церемонии как формы репрезентации власти. Важность исследования политической культуры общества (Ж. Ле Гофф): замена институциональной истории политической антропологией. Изучение связей внутри правящих элит, неформальных отношений в политике, использование «драматургического» метода.

Политическая антропология в изучении отечественной истории. Э. Кинан (США, Гарвард) «Традиционные пути московской политики (1986): семантика континуитета политической культуры в истории России. Н. Ш. Коллман «Родство и политика: формирование московской политической системы» (1987). Изучение представлений о чести В. Кивельсон «Самодержавие в провинциях: московское дворянство и политическая культура в XVII в.» (1996): отношение к праву и закону. Политический театр жестов и ритуалов.

 

Планы практических занятий.

Практическое занятие 1.

Тема: Историография исторической антропологии.

(Часть 1. Историческая антропология в исследованиях представителей «Школы Анналов»).

Цель занятия: формирование общенаучной методологической и историографической компетенции, предполагающей знание современных исторических концепций и подходов к историко-антропологическим исследованиям.

Форма занятия: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

1. Историко-антропологические подходы и категории в трудах основателей «Школы Анналов» М. Блока и Л. Февра.

2. «Тотальная история» Ф. Броделя.

3. «От подвала к чердаку» - путь научных исканий представителей третьего поколения «Школы Анналов»Ж. Ле Гоффа и Э. Ле Руа Ладюри.

4. Историческая антропология и микроистория в трудах Б. Лепти, П.- А. Розенталя, Ж. Ревеля, Н. Земон-Девис.

Методические рекомендации:

Цель занятия: формирование общенаучной методологической и историографической компетенции, предполагающей знание современных исторических концепций и подходов к историко-антропологическим исследованиям.

1. Для подготовки к обсуждению первого вопроса прочтите программные труды М. Блока «Апология истории или ремесло историка». М., 1986, и Л. Февра «Бои за историю». М., 1991. (разделы «Психология и история», «Чувствительность и история»). Используя компаративные методы и знания по историографии всеобщей истории XX в., необходимо разобраться, в чем подходы Л. Февра и М. Блока отличаются от позитивистских, неокантианских и марксистских взглядов на историю.

2. Второй вопрос предполагает знание научно-методологических подходов к историческому процессу представителей второго поколения «Школы Анналов» Ф. Броделя и Ж. Дюби. Ознакомьтесь с работой Ф. Броделя «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» Часть 1. М., 2003; и обзором статьи Ж. Дюби. «История ментальностей» (сост. Е. В. Горюнов) // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. Сравнивая с программными положениями представителей первого поколения «Школы Анналов» следует выделить особенности, характеризующие научные подходы Ф. Броделя и Ж. Дюби, относящихся ко второму поколению.

3. После ознакомления с трудами Ж. Ле Гоффа «Средневековый мир воображаемого». М., 2001, «Интеллектуалы в средние века». СПб., 2003; и монографией Э. Ле Руа Ладюри «Монтайю, окситанская деревня (1294-1324)». Екатеринбург, 2001, сравните темы исследования и научно-методологические подходы Ж. Ле Гоффа и Э. Ле Руа Ладюри с методологией исследования представителей 1 и 2-го поколений «Школы Анналов». Данные сравнительного анализа обобщить в кратком обзоре, выполненном в виде таблицы, характеризующим специфику культурно-антропологического подхода Ж. Ле Гоффа и Э. Ле Руа Ладюри.

4. На основе статьи Ж. Ревеля «Микроисторический анализ и конструирование социального» // Одиссей. Человек в истории. М., 1996. и монографии К. Гинзбурга Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. выявите особенности микроисторических подходов и основных категорий микроистории: казус, девиантность, стратегия индивидуального выбора, межличностные коммуникации; составить краткое обобщающее эссе на тему «Оценка степени эффективности синтеза исторической антропологии и микроистории для исторических исследований

Литература:

Основная:

1. Вульф К. Антропология. История, культура, философия. М.. 2004.

2. Кром М.М. Историческая антропология: Учебное пособие. М., 2010.

3. Феллер М. Введение в историческую антропологию. М., 2007.

 

Дополнительная:

1. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

2 .Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Часть 1. М., 2003.

3. Гинзбург К. Микроистория: две-три вещи, которые я о ней знаю // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996.

4. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993.

5. Гуревич А.Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // История – нескончаемый спор. М. 2005.

6. Дюби Ж. История ментальностей (сост. Е. В. Горюнов) // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

7. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001.

8. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001

9. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. СПб., 2003.

10. Ревель Ж. Микроисторический анализ и конструирование социального. // Одиссей. Человек в истории. М., 1996.

11. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

 

Интернет-ресурсы:

Темы рефератов.

1. Истолкование программного заявления М. Блока «Истории, как людоед, должен бросаться туда, где пахнет человечиной».

2. В чем видел М. Блок основные признаки «ремесла историка».

3. Какие категории исторической антропологии заключаются в понятии Ф. Броделя «мир-экономика».

4. Этапы формирования понятия «ментальность» в исторической антропологии?

Задания для контроля и владения компетенциями:

1. Дать сравнительную характеристику второго и третьего поколений «Школы Анналов»: определить степень вклада представителей третьего поколения в развитие исторической антропологии.

2. Показать различные версии формулировки термина «ментальность», и объяснить, почему не существует единого определения?

3. Выявить отличительные признаки 4-х основных исследовательских полей как объектов исторической антропологии.

4.Определить новые направления историко-антропологических исследователей четвертого поколения «Школы Анналов».

Практическое занятие 2.

Тема: Историография исторической антропологии.

(Часть 2. Историческая антропология в исследованиях отечественных историков).

Цель занятия: формирование общенаучной методологической и историографической компетенции, предполагающей знание современных отечественных исторических концепций и подходов к историко-антропологическим исследованиям; а также умение использовать их в конкретных исследования.

Форма занятия: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

1. Историко-антропологические подходы в трудах Л. П. Карсавина и М. М. Бахтина.

2. Историко-антропологические подходы в трудах А. Я. Гуревича.

3. Историко-демографические исследования Ю. Л. Бессмертного.

4. Исследования по исторической антропологии в трудах современных отечественных историков.

Методические рекомендации.

Для подготовки к обсуждению первого вопроса прочтите монографию Л. П. Карсавина и М. М. Бахтина. Используя знания, полученные при изучении идей зарубежных историков-антропологов, следует доказать, почему «статичную историю» Л. П. Карсавина и «народную смеховую культуру» М. М. Бахтина необходимо можно считать историко-антропологическими концептами, несмотря на то, что научное направление «историческая антропология» к этому времени еще не сложилось.

Главной задачей второго вопроса является всесторонняя оценка научных достижений отечественного историка-антрополога А. Я. Гуревича. Для этого необходимо познакомиться с научно-теоретическими трудами ученого, прежде всего, - работой «Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993, а также выявить смысловые значения концепта «картина мира», воспроизводимого на материале древней и средневековой Скандинавии; установить содержание дефиниции «культура безмолвствующего большинства» на примере характеристики социальной психологии европейского крестьянства.

3. При рассмотрении третьего вопроса необходимо обратиться к историко-демографическим исследованиям Ю. Л. Бессмертного, в которых изучаются проблемы семьи, брака, репродуктивных процессов с точки зрения исторической антропологии: Ю. Л. Бессмертный, а также его теоретической статье Бессмертный Ю. Л. Историческая антропология сегодня: французский опыт и российская историографическая ситуация // Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998, и уяснить, в чем заключаются историко-антропологические подходы к рассматриваемым темам.

4. На основе знакомства с трудами Ю. Е. Арнаутовой, С. И. Лучицкой, О. Н. Кошелевой выявить современные подходы: антропология тела и болез ней; восприятие «своего» и «чужого» в определении социальных и национальных идентичностей; синтез достижений исторической антропологии и гендерной истории.

Литература.

Основная:

1. Вульф К. Антропология. История, культура, философия. М.. 2004.

2. Кром М.М. Историческая антропология: Учебное пособие. М., 2010.

3. Феллер М. Введение в историческую антропологию. М., 2007.

Дополнительная;

1. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антология болезни в средние века. – СПб.: Алетейя, 2004.

2. Бессмертный Ю. Л. Историческая антропология сегодня: французский опыт и российская историографическая ситуация // Историческая антропология: место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. 3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» — М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2010.

4. Бахтин М. М. Франсуа Рабле в истории реализма (1940). Материалы к книге о Рабле (1930—1950-е гг.). М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2008.

5. Гуревич А.Я. Историческая антропология: проблемы социальной и культурной истории // История – нескончаемый спор. М. 2005.

 

Задания для контроля владения компетенциями.

1. Аргументировать ответ на вопрос: почему можно считать, что Л. П. Карсавин спонтанно использовал методологию истории антропологии в описании «картины» средневековой религиозности.

2. Какие категории исторической антропологии используются в работе М. М. Бахтина?

3. Какие исследовательские поля исторической антропологии изучаются в трудах А. Я. Гуревича и Ю. Л. Бессмертного?

4. Выявить и показать на конкретном материале примеры междисциплинарные подходы в историко-антропологических трудах современных отечественных исследователей.

 

Тема 2.: История ментальностей.

(Часть 1. Опыт исследования истории ментальностей в современной зарубежной историографии).

Цель занятия: формирование общенаучной методологической и историографической компетенции, предполагающей знание современных отечественных исторических концепций и подходов к историко-антропологическим исследованиям; а также умение использовать их в конкретных исследования.

Форма занятия: репрезентация исследовательских проектов по истории ментальностей.

Вопросы для обсуждения:

1. Представления о ментальных структурах в трудах представителей «Школы Анналов первого поколения.

2. Дефиниции понятия «ментальность» в исторической антропологии и их специфика.

3. Антропологизация мира аграрных отношений: вклад Ж. Дюби и Э. Ле Руа Ладюри в историю ментальностей.

4. Достижения современных историков-антропологов в представления о ментальных структурах: идеи Ф. Ариеса, К. Гинзбурга, П. Берка.

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу необходимо выявить ментальные структуры в трудах М. Блока «Короли-чудотворцы» и «Феодальное общество» М., 2003. Ч. I. Гл. II, III: ментальные категории социальных коммуникаций, восприятия природы и времени, способов выражения мыслей и чувств, религиозного сознания, коллективной памяти. Проанализировать основные ментальные категории Л. Февра – «дух эпохи» и «умственный инструментарий». Показать специфику выражения ментальных категорий до того как сложилось научное определение ментальности.

При разработке второго вопроса следует сравнить, используя подборку дефиниций в приложении к семинарскому занятию, различные определения «ментальность» и «менталитет»: «ментальность» в определении Ж. Дюби, «коллективные представления» П. Берка, «картины мира» А. Я. Гуревича, «хабитус» П. Бурдье и попытаться определить их различия и общие черты, а также попытаться ответить на вопрос о том, почему определение ментальности не может быть точным и однозначным.

Готовясь к третьему вопросу, следует выявить специфику взглядов Ж. Дюби и Э. Ле Руа Ладюри на традиционные ментальные категории аграрного мира: Э. Ле Руа Ладюри. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001 и определить специфику историко-этнографического и «археологического» методов Э. Ле Руа Ладюри: Ч. I. Гл. VII; Ч. II. Гл. XV, XVI, XVIII, XIX, XX.

Для ответа на последний вопрос следует обратиться к указанной ранее монографии К. Гинзбурга и определить, что нового вносит итальянский автор в понятие «ментальность», раскрывая картину мира мельника Меноккьо. Чем данная им формулировка определения ментальности отличается от представлений Ф. Ариеса, высказанных в его труде»?

Литература:

Основная:

1. Вульф К. Антропология. История, культура, философия. М.. 2004.

2. Кром М.М. Историческая антропология: Учебное пособие. М., 2010.

3. Феллер М. Введение в историческую антропологию. М., 2007.

Дополнительная:

1. Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

2. Берк П. Историческая антропология и новая культурная история // «НЛО». 2005. №75.

3. Вульф К. Антропология. История, культура, философия. М.. 2004.

4. Гуревич П.С. Философия человека: в 2 ч. – Ч.2.Отношение к труду как ценность. М., 2005.

5. Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. Человек в истории. М., 1989.

6. Дюби Ж. История ментальностей (сост. Е. В. Горюнов) // История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996

7.. Кром М. М. Антропологический подход к изучению русского средневековья (заметки о новом направлении в американской историографии) // Отечественная история. М., 1999. № 6.

8. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001.

9. Смелова М. Н., Ястребицкая А. Л. Коммуникация и повседневность в позднее средневековье и раннее новое время // Культура и общество в средние века – раннее новое время. Методология и методики современных зарубежных и отечественных исследований. М., 1998.

Задания для контроля владения компетенциями.

1. Какие предпосылки для появления истории ментальностей как самостоятельного научного направления были созданы представителями первого поколения «Школы Анналов»?

2. Почему невозможно дать точной и однозначной дефиниции понятия «ментальность»?

3. Сопоставить методы изучения аграрной истории в марксистской науке и те, которые предлагает историческая антропология: выявить не менее трех различий. Чем ментальные категории крестьянского мира обогащают экономические теории марксизма?

4. Что отличает подходы К. Гинзбурга от методологии Ф. Ариеса? Каково значение просопографического метода для истории ментальностей.

5. На примере книги Ф. Ариеса отметить основные черты специфики структурологического метода – исследования ментальных структур.

6. Определить перспективы использования истории ментальностей для конуретных исторических исследований.

 

Тема 2.: История ментальностей.

(Часть 2. Опыт исследования истории ментальностей в современной отечественной историографии).

Форма занятия: научно-практическая конференция «Представления о ментальностях в трудах А. Я. Гуревича» и его последователей.

Вопросы для обсуждения.

1. Ментальные категории времени в трудах А. Я. Гуревича.

2. Ментальные категории пространства: восприятие «своего» и «чужого».

3. Представления о судьбе.

4. Специфика купеческого менталитета.

5. Сословный менталитет рыцарства.

 

Методические рекомендации.

 

1. Для подготовки к первому вопросу следует рассмотреть специфику восприятия времени древними скандинавами и германцами, а также средневековыми купцами, чтобы сопоставить разные ментальные категории времени. Для этого прочитать разделы «Пространственно-временной континуум «Песни о Нибелунгах» и «Средневековый купец» в Книге: Гуревич А. Я. История – нескончаемый спор. М., 2005.

Разрабатывая второй вопрос, студентам надо обратиться к трудам А. Я. Гуревича. Городской воздух делает человека свободным // А. Я. Гуревич. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005 и вышеуказанным статьям «Пространственно-временной континуум «Песни о Нибелунгах»» и «Средневековый купец» для выявления ментальных характеристик пространства, даваемых людьми разных эпох. Характеризуя ментальные категории «свой» и «чужой», студентам необходимо проанализировать подборку публикаций в научном альманахе «Одиссей» О. С. Воскобойникова Размышления об одном средневековом «Ренессансе». Наука, искусство и политика при дворе Фридриха II и А. В. Смирнова «Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность содержания и логики построения понятия // Одиссей. Человек в истории. М., Наука, 2004.

Обращаясь к третьему вопросу, требуется проанализировать ментальные установки судьбы, свойственные представителям всех эпох, и проследить их эволюцию. Для этого необходимо прочитать раздела «Личность в Саге» и «Судьба в Саге // Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005, а также статью «Средневековый купец» и сравнить ментальные установки германцев и европейских купцов. Привести исторические интерпретации разницы ментальных стереотипов восприятия судьбы.

Изучая особенности сословного менталитета на примере менталитета средневекового рыцарства, необходимо обратиться к статьям А. Я. Гуревича «Сословное сознание и личность» и «Рыцарь в жизни и поэзии» // Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе М., 2005, а также к статьям С. И. Лучицкой «Рыцарство-уникальный феномен западноевропейского средневековья», Е. В. Калмыковой «Куртуазные игры и реалии рыцарства эпохи «осени средневековья»», К. В. Асмолова «Воинские сословия конфуцианского культурного региона» // Одиссей. М., 2004. Выявить характерные черты рыцарского менталитета и построить шкалу рыцарских ценностей.

Литература

Основная:

1. Вульф К. Антропология. История, культура, философия. М.. 2004.

2. Кром М.М. Историческая антропология: Учебное пособие. М., 2010.

3. Феллер М. Введение в историческую антропологию. М., 2007.

Дополнительная:

1. Асмолов К. А. Воинские сословия конфуцианского культурного региона» // Одиссей. М., 2004.

2. Воскобойников О. С. Размышления об одном средневековом «Ренессансе». Наука, искусство и политика при дворе Фридриха II // Одиссей. Человек в истории. М., Наука, 2004.

3. Гуревич А. Я. Городской воздух делает человека свободным // Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.

4. Гуревич А. Я. Личность в Саге // Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.

5. Гуревич А. Я. «Пространственно-временной континуум «Песни о Нибелунгах» // Гуревич А. Я. История – нескончаемый спор. М., 2005.

6. Гуревич А. Я. Рыцарь в жизни и поэзии» // Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе М., 2005.

7. Гуревич А. Я. Сословное сознание и личность // Индивид и социум на средневековом Западе М., 2005.

8. Гуревич А. Я. «Средневековый купец» // Гуревич А. Я. История – нескончаемый спор. М., 2005.

9. Гуревич А. Я. Судьба в Саге // Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005.

10. Калмыкова Е. В. Куртуазные игры и реалии рыцарства эпохи «осени средневековья» // // Одиссей. М., 2004.

11. Лучицкая С. И. Рыцарство – уникальный феномен западноевропейского средневековья // // Одиссей. М., 2004.

12. Смирнов А. В. «Терпимость» или «вседозволенность»: дополнительность содержания и логики построения понятия // Одиссей. Человек в истории. М., Наука, 2004.

 

Задания для контроля владения компетенциями.

1.Какую роль играет категория восприятия времени в трудах А. Я. Гуревича и Ж. Ле Гоффа.

2. Чем различается категория восприятия пространства в мифо-магической и рациональной картине мира?

3. Какими аргументами можно доказать универсальность категории восприятия судьбы в различные временные эпохи?

4. Сформулировать определение «сословный менталитет». Чем отличались пути складывания сословного менталитета в западноевропейском и российском обществе?

5. Привести не менее пяти характеристик, доказывающих рациональное мышление купцов.

6. Почему развитие торговли объективно приводило к рациональному восприятию мира?

 

Тема №3. Социальная демография и проблемы отношения к детству, болезни и смерти.

Часть 1. Ментальное восприятие семейно-брачных отношений и


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!