Методические рекомендации.



Рассматривая первый вопрос, студенты на основе специальных исследований Д. Э. Харитоновича «Ремесло, цехи и миф», А. Я. Шевеленко «Техника городского ремесла» // Город в средневековой цивилизации. Т. II – Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. должны уяснить неоднозначность оценок ремесленной деятельности в отличие от аграрного труда и понять, почему ремесленная деятельность длительное время ассоциировалась у религиозных идеологов и богословов с обманом и притворством.

При подготовке ко второму вопросу следует изучить первую главу монографии Е. Н. Кирилловой «Корпорации раннего Нового времени: ремесленники и торговцы Реймса в XVI-XVIII веках. М., 2007, а также статьи Д. Э. Харитоновича «Ремесло, цехи и миф», А. Я. Шевеленко «Техника городского ремесла», чтобы представить основные черты средневекового городского ремесла: мелкие масштабы, простое воспроизводство, ручные орудия труда, полную слитость ремесленника с процессом труда и его результатом; огромную роль индивидуальных навыков и умений. Следует также оценить значение ремесленного производства в западноевропейской цивилизации.

Обратившись к третьему вопросу, студентам следует, помимо вышеуказанных исследований, также продемонстрировать заранее подготовленные презентации иконографических источников. Предлагается сравнение двух репрезентативных рядов. Реабилитация ремесленного труда перед лицом Бога демонстрируется на примере образов готики: картины ремесленного труда на книжных миниатюрах и соборных витражах, а также памятников скульптуры: «Христос – каменщик», «Христос-архитектор» и им подобных изображений, которые утверждали благость ремесленного труда и освящали его. Для второго ряда презентаций рекомендуется использовать алтарные композиции нидерландского живописца И. Босха, а именно изображения «Рая» на левых створках и «Ада» - на правых, что позволит наглядно продемонстрировать ментальные установки дьяволизации ремесленного труда и ремесленных изделий.

Для ответа на четвертый вопрос необходимо обратиться к статутам ремесленно-цеховых уставов, а также указанной монографии Е. Н. Кирилловой и статье Б. Йордана «Когда братья пьют вместе…». Положения о цеховых праздниках и средневековых уставах датских ремесленников» // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. II- Жизнь горожан и деятельность ремесленников. М., 1999. Студентам предстоит составить шкалу морально-этических ценностей, формирующуюся в ремесленной городской среде.

Наконец, готовясь к последнему вопросу, каждому из студентов предстоит составить анализ по одной из «купеческих» новелл Джованни Боккаччо, Франко Саккетти, или сборника «Новеллино», чтобы показать рациональные формы восприятия времени и пространства, созидательный характер торговой деятельности, несмотря на заключенный в ней обман, а также присущие ей коммуникативные тенденции к диалогу и компромиссу. В конечном итоге студенты должны доказать вывод о роли торговли в становлении западноевропейской цивилизации.

 

Темы рефератов.

1. Оценка трудовой деятельности человека в ветхо- и новозаветной традиции.

2. Образ Цинцината как идеального труженика в римской нравственной традиции.

3. Проблема богатства и бедности в средневековом обществе.

 

Источники.

1. Бонаккорсо Питти. Хроника. Пер. с ит. З. В. Гуковской. Л., 1972.

2. Джованни Виллани. Новая хроника или история Флоренции. М., 1997. Перевод, статья и примечания М. А. Юсима.

3. Джованни Боккаччо. Декамерон. (любое издание)

4. Франко Саккетти. Новеллы. Пер. с ит. В. Ф. Шишмарева. М., 1962.

Литература.

Основная:

1. Йордан Б. «Когда братья пьют вместе…». Положения о цеховых праздниках и средневековых уставах датских ремесленников» // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. II- Жизнь горожан и деятельность ремесленников. М., 1999.

2. Кириллова Е. Н. «Корпорации раннего Нового времени: ремесленники и торговцы Реймса в XVI-XVIII веках. М., 2007.

3. Словарь средневековой культуры / под ред. А.Я. Гуревича. М., 2007.

С. 113-120, 247-253, 533-537.

4. Шевеленко А. Я. «Техника городского ремесла» // Город в средневековой цивилизации. Т. II – Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999.

5. Харитонович Д. Э. «Ремесло, цехи и миф» // Город в средневековой цивилизации. Т. II – Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999.

 

Дополнительная:

1. Гуревич А.Я. Средневековый купец // Одиссей. Человек в истории. М., 1991. С.97-131.

2. Гуревич П.С. Философия человека: в 2 ч. – Ч.2.Отношение к труду как ценность. М., 2005.

3. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. СПб., 2007. С.173-185, 224-226.

4. Ле Гофф Ж. Средневековье и деньги. Очерк исторической антропологии. СПб., 2010.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург, 2005. С.89-105, 219-228, 270-294, 305-310.

6. Фиолетов Н.Н. Очерки христианской апологетики. М., 2002. Главы «Христианское учение об отношении к земным благам», «Христианское учение об отношении к труду».

7. Ястребицкая А.Л. Купец // Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения / Отв. ред. А.Л. Ястребицкая. – Ч.III. Средневековый человек и его мировоззрение. М., 1995. С.253-254.

 

Задания для контроля владения компетенциями.

1. Объяснить дуализм в восприятии ремесленной деятельности с историко-антропологической точки зрения. Почему церковные идеологи рассматривали ремесленную деятельность ниже аграрного труда?

2. Каковы черты сходства и различия ремесленной деятельности и аграрного труда в восприятии основных категорий – времени и пространства?

3. Показать универсальность амбивалентного восприятия ремесленного труда и определить ее истоки?

4. Выявить основные ментально этические нормы городского ремесленного труда в цеховом обществе Западной Европы. Как это предопределило специфику развития западноевропейского города?

5. Почему торговля является созидательной деятельностью? Почему с точки зрения церковных идеологов и средневековых мыслителей каждая торговая сделка заключала в себе обман?

 

Тема. Народная культура и народная религиозность: антропологический подход.

Часть I. Явления народной религиозности в историко-антропологическом ракурсе.

Цель занятия: Выявить и оценить такие явления народной религиозности, как коллективные эсхатологические и инфернальные настроения; «охоту на ведьм» как историко-антропологические феномены. Прийти к выводу о том, правомерно ли ставить вопрос о народной религиозности.

Форма занятия:

Вопросы для обсуждения

 

1. Феномен народной религиозности в антропологическом измерении.

2. Коллективные эсхатологические представления и милленаризм.

3. Феномен инфернальности и вера в дьявола.

4. «Охота на ведьм»: антропологические интерпретации и оценки ведовства и процессов инквизиции в отечественной и зарубежной литературе.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!