Методические рекомендации



При ответе на первый вопрос студенты в плане общетеоретическом должны составить всестороннее представление о двух культурах и их взаимодействии. Следует критически оценивать эту теорию народной религиозности, учитывая вклад Л. П. Карсавина, Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» Э. Дюркгейма, 1912, идеи структурно-функционального анализа религий и ритуалов А. Ван Геннепа «Обряды перехода», 1909, а также и взгляды М. М. Бахтина о народной культуре и народной религиозности. В плане историко-антропологическом следует сформировать понимание религии, как коллективных представлений, отражающих связь настоящего и прошлого, индивида и группы в религиозных верованиях: с этой целью предлагается исследовать религиозно-антропологические взгляды в труде Ж.-К. Шмита «Святая борзая: Гинефор, целитель детей (начиная с XIII в.). 1980, в которой представлен синтез фольклорной и клерикальной культур.

Готовясь ко второму вопросу, студенты должны рассмотреть коллективные эсхатологические и милленаристские представления как историко-антропологические феномены; определить предпосылки их складывания и механизмы их проявления. Для этого им следует ознакомиться с реферативным обзором: Больони П. Народная культура в средние века: темы и проблемы // Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Реферативный сборник. М., 1982; монографией А. Я. Гуревича Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А. Я. Избранные труды: в 2 т. - Т. 2. Средневековый мир. М.-СПб., 1999. С.532-615; статьей Парамоновой М.Ю. Культы святых королей в западной и Центральной Европе. М. // Другие средние века. М., 2000.

Для подготовки к третьему вопросу необходимо в качестве источника обратиться к трактату Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1990. Ч. I.; а также к труду А.Я. Гуревича « Культура безмолвствующего большинства» // Гуревич А. Я. Избранные труды: в 2 т. - Т. 2. Средневековый мир. М.-СПб., 1999. С.532-615 и монографии Ж. Дюби «Европа в средние века». Смоленск., 1994. На основании полученных данных надо уяснить, почему вера в дьявола усиливается к концу средневековья. Материал данного раздела даст возможность определить отношение к народным суевериям официальной церкви, а также выявить взаимовлияния народных религиозных представлений и официальных церковных доктрин в том случае, когда у ортодоксальной церкви появляется необходимость воспользоваться народными суевериями.

В поисках ответа на четвертый вопрос также необходимо в качестве источника обратиться к трактату Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1990. Ч. I.; а также реферативный обзор К. Гинцбурга.» Бенанданти: колдовство и аграрные культуры в конце XVI - начале XVII в.» // Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Реферативный сборник. М., 1982 и работе А. Я. Гуревича «Культура безмолвствующего большинства» // Гуревич А. Я. Избранные труды: в 2 т. - Т. 2. Средневековый мир. М.-СПб., 1999. С.532-615. Используя полученные данные, следует сделать вывод о предпосылках распространения в Западной Европе такого феномена, как охота на ведьм; проследить механизм действия инквизиции, как карательного механизма, и определить, какую роль играли коллективные суеверия.

 

Источники.

1. Помпонацци П. Трактаты о бессмертии души, о причинах естественных явлений или о чародействе / Пер. А. Х. Гофункеля. М., 1990.

2. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1990. Ч. I.

 

Литература.

Основная:

1. Гуревич А. Я. Дух и материя. Об амбивалентности повседневной средневековой религиозности // История – нескончаемый спор. М., 2005.

2. Гуревич А.Я. Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А. Я. Избранные труды: в 2 т. - Т. 2. Средневековый мир. М.-СПб., 1999. С.532-615.

3. Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск., 1994.

4. Парамонова М.Ю. Культы святых королей в западной и Центральной Европе. М. // Другие средние века. М., 2000.

 

Дополнительная:

1. Ариес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

2. Арнаутова Ю. Е. Caritas святого Геральда: к проблеме авторских интенций в Vita S. Geraldi Одо Клюнийского // Долгое средневековье. Сборник в честь профессора А. А. Сванидзе. М., 2011.

3. Гинцбург К. Бенанданти: колдовство и аграрные культуры в конце XVI - начале XVII в. // Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований. Реферативный сборник. М., 1982.

4. Гуревич А. Я. «Большая» и «малая» эсхатология в культуре западноевропейского Средневековья // Гуревич А. Я. История - нескончаемый спор. М., 2005.

5. Погребение императора Фридриха III в 1493 году: Публ., пер., вступ. ст. и коммент. М. А. Бойцова //Средние века. М., 2000. Вып. 61.

6. Салман Ж.-М. Ведьмы // История женщин. Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб., 2008.

7. Фоссье Р. Люди средневековья. СПб., 2010. II раздел: Конец жизни.

 

Задания для владения компетенциями.

1. Когда появилось понятие «народная религиозность». Чем народная религиозность отличается от веры ученых богословов?

2. Можно ли считать эсхатологию и милленаризм коллективными ментальными структурами? Объясните, почему?

3. Как вера в дьявола и инфернальность связана с народными суевериями? Можно ли абсолютно разграничить сферы народной религиозной культуры и официальной религиозности?

4. Попробуйте объяснить феномены ведовства и охоты на ведьм с точки зрения исторической антропологии? С точки зрения гендерной истории?

5. Существует ли непроходимая грань между народной религиозностью и культурой «высоколобого меньшинства»?

 

Часть II. Народная культура как феномен исторической антропологии.

 

Цель занятия: Определить основные категории феномена народной культуры: «смеховая культура», «инверсия» и «амбивалентность» смеховой культуры, «охоту на ведьм» как историко-антропологические феномены, гротескный реализм. Оценить фольклорные и литературные произведения как источник изучения смеховой культуры: перспективы и ограниченность исследований.

Форма занятия:

Вопросы для обсуждения.

1. Смеховая культура и официальные структуры общества: церковь, государство, город, университет:

2. Праздник как средоточие народной смеховой культуры. Стихия карнавала.

а) Образы изобилия и плодородия в народной смеховой культуре. Их отражение в литературе и изобразительном искусстве.

б) Инверсия и амбивалентность смеховой культура: верх и низ меняются местами.

в) Гротескный реализм смеховой культуры. Образы гротеска в искусстве.

3. Смех и свобода на примере Телемской обители.

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу следует уяснить относительность понятия народная культура на основе труда Н. Земон Дэвис «Общество и культура во Франции в начале нового времени» а также монографии А. Я. Гуревича. Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А. Я. Избранные труды: в 2 т. - Т. 2. Средневековый мир. М.-СПб., 1999. С.532-615; и его статьи «Избиение кошек в Париже, или Некоторые проблемы символической антропологии //Гуревич А. Я. История - нескончаемый спор. М., 2005 (о книге Р. Дарнтона «Великое избиение кошек и другие эпизоды французской культурной истории» (1984)). следует понять, что народная культура – понятие употребляемой первоначально, как совокупность представлений, противостоящая официальным институтам и официальной идеологии. Следует также обратить внимание на междисциплинарные подходы и методики, в частности, использование культурологических лингвистических и литературоведческих методов при изучении народной культуры. Соотношение коллективных установок и индивидуального миропонимания выявляется после знакомства с монографией Карло Гинзбурга «Сыр и черви. Космология мельника XVI в.», 1976., Р., которая наглядно представит метод индивидуализации и реконструкции системы культур прошлого в процессе интерпретации народной культуры как комплекса представлений, верований, кодов поведения низших классов общества.

При подготовки ко второму вопросу студентам необходимо Исследовать роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (любое исдание), а также вышеупомянутую монографию М. М. Бахтина, статью А. Я. Гуревича «К истории гротеска. «Верх и «Низ» в средневековой латинской литературе» // Гуревич А. Я. История - нескончаемый спор. М., 2005. Из литературного источника и специальной литературы надо усвоить такие понятия, относящиеся к ритуалам смеховой и карнавальной культуры: «королевства и аббатства беспорядка», «праздники дураков», «шаривари», «обряды религиозного насилия» и «дегуманизации врага», а также определить основное содержание вышеуказанных категорий смеховой культуры. Готовясь к этому вопросу, студентам следует критически расценивать предлагаемые исследователями методы, понимая опасность «механического переноса» в историю проблем, сформулированных антропологией.

Рассматривая третий вопрос, студенты должны прийти к выводу об историческом значении смеховой культуры и смеха в истории, в частности, на примере описания Телемской обители показать, как образы смеховой культуры могут действовать при формировании представлений ренессансной свободы, а также уяснить терапевтическую функцию праздника и смеха.

Источники.

1. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Литература.

Основная:

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» — М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2010.

2. Гинцбург К. Сыр и черви. Космология мельника XVI в.». М., 1976.

3. Гуревич А. Я. «К истории гротеска. «Верх и «Низ» в средневековой латинской литературе» // Гуревич А. Я. История - нескончаемый СПб., 1999. спор. М., 2005.

4. Гуревич А. Я. Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А. Я. Избранные труды: в 2 т. - Т. 2. Средневековый мир. М.-

Дополнительная:

1. Арнаутова Ю. Е. Caritas святого Геральда: к проблеме авторских интенций в Vita S. Geraldi Одо Клюнийского

2. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.

3. Больони П. Народная культура в средние века: темы и проблемы // Культура и общество в средние века: методология и методика зпрубежных исследований. Реферативный сборник. М., 1982.

4.Гуревич А.Я. Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А. Я. Избранные труды: в 2 т. - Т. 2. Средневековый мир. М.-СПб., 1999. С.532-615.

5.Делюмо Ж. Страх на Западе (XIV-XVIII вв.) // Культура и общество в средние века: методология и методика зпрубежных исследований. Реферативный сборник. М., 1982.

6.Дюби Ж. Европа в средние века. Смоленск., 1994.

7.Парамонова М.Ю. Культы святых королей в западной и Центральной Европе. М. // Другие средние века. М., 2000.

8.Уваров П.Ю. Старость и немощность в сознании француза XVI века // Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996.

 

Задания для владения компетенциями.

1. Почему официальные структуры – церковь, королевская власть - допускали народную смеховую культуру?

2. Как вы понимаете амбивалентность образов смеховой культуры? Приведите не менее двух-трех примеров?

3. Какие метафоры часто использовались для выражения смехового гротеска?

4. Как фольклорные образы народной смеховой культуры воплощались в литературном творчестве. Привести примеры литературных произведений.

 

Тема: Политическая антропология.

Часть I. Политическая антропологя как исследовательское поле исторической антропологии.

Цель занятия: Выявление предметного поля исторической антропологии и основного понятийного аппарата: «традиционная власть», «харизматическая власть», «рационально-правовая власть», «традиционная политическая культура», «рациональная политическая культура». Студенты должны не только усвоить эти основные понятия, но уметь применять их в процессе анализа политических процессов на материале различных источников.

Форма занятия:

 

Вопросы для обсуждения.

1. Политико-антропологические ракурсы сочинения М. Блока «Короли-чудотворцы»: интерпретации символической природы власти.

2. Междисциплинарный характер направления «политическая антропология»: связи со смежными областями гуманитарного знания – социологией и политологией.

3. Связи политической антропологии с этнологией и этнографическими методами.

Методические рекомендации.

 

Ознакомиться с книгой М. Блока «Короли-чудотворцы» и послесловием А. Я Гуревича, М., 1998. и составить точное представление о том, какой феномен изучает Марк Блок. Изучая вторую главу книги первой, следует представить механизм происхождения целительной мощи королей, исходя из представлений о сакральности королевской власти, а из книги III, главы I выяснить причины веры в чудо на основе рационалистических интерпретаций.

Для ответа на второй вопрос необходимо на основе учебника Н. Н. Крадина «Политическая антропология». М., 2003 и хрестоматии «Антропология власти». СПб., 2006. Т. I – Власть в антропологическом дискурсе, глава В. В. Бочарова «Политическая антропология» составить представление о понятийном аппарате политической антропологии, используемом и историками-антропологами.

Отвечая на третий вопрос темы, студенты должны прочитать ранее указанное учебное пособие, а также главу В. А. Тишкова «Новая политическая антропология» // «Антропология власти». СПб., 2006. Т. I – Власть в антропологическом дискурсе, чтобы понять точки зрения Э. Эванса-Притчарда и Б. Малиновского. Необходимо уяснить разницу подходов Э. Эванса-Притчарда и Б. Малиновского к антропологическим явлениям. Обратившись к разделу В. А. попова «Политическая антропология и этнополитология» в указанном издании студенты могут понять суть дефиниции «политическая культура» и выяснить пути ее влияния на общество.

Литература.

Основная:

1. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.

2. Бочаров В. В. «Политическая антропология» // Антропология власти. СПб., 2006. Т. I – Власть в антропологическом дискурсе.

3. Крадин Н. Н. «Политическая антропология». М., 2003.

4. Тишков В. А. Новая политическая антропология // Антропология власти. СПб., 2006. Т. I – Власть в антропологическом дискурсе.

 

Дополнительная:

1. Бойцов М. А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М., 2009. Гл. 1, 6.

2. Воскобойников О. С Душа мира. Наука, искусство и политика при дворе Фридриха II. М., 2008. Гл. II, раздел 3.

3. Цатурова С. К. Офицеры власти: Парижский парламент в первой трети XV века. М., 2002. Гл. IV-V.

 

Задания для владения компетенциями.

1. С точки зрения исторической антропологии объяснить подлинные случаи исцелений от королевской руки или мощей святых.

2. Чем отличается харизматическая власть от рационально-правовой: выделить не менее 4-х отличий.

3. Что означает понятие «традиционная политическая культура? Привести конкретные примеры на историческом материале.

4. Чем различаются подходы Э. Эванса-Притчарда и Б. Малиновского? Что могут позаимствовать историки-антропологи из их методов с пользой для себя?

 

Тема: Политическая антропология.

ЧастьII. Образ власти: новые подходы с точки зрения исторической антропологии.

Цель занятия: На конкретном историческом материале необходимо выявить признаки харизмы власти и харизматического лидера, а также рассмотреть механизмы формирования харизмы власти и культа носителей власти. Следует проследить, согласно теории идентичности личности Э. Эриксона, путь эволюции личности к тому, чтобы стать харизматическим лидером, используя психоисторический метод, рекомендуемый американским ученым.

Форма занятия:

 

Вопросы для обсуждения.

1.Понятие «харизмы» власти и признаки харизматического лидера.

2.Коллективные бессознательные установки, влияющие на формирование харизмы.

3. Роль ритуалов и символов в складывании харизмы власти.

4. Внутренние интенции и эволюция личности, которая становится харизматическим лидером.

5. Роль репрезентативных образов в становлении имиджа харизматического лидера: театр власти или «драматургический метод» по определению Ж. Ле Гоффа.

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу следует ознакомиться материалом главы И. Ю. Николаевой «Образ власти в современной историографии: новые подходы и методологии» // Историческая наука и историческое сознание/ под ред. Б. Г Могильницкого. Томск, 2000, а также материалы круглого стола «Харизма королевской власти» // Средние века. М., 1995. Вып. 58. С. 144-178. и выделить основные признаки харизмы власти: не менее 5-и.

Рассматривая второй вопрос, следует обратиться к указанному труду М. Вебера и статье О. В. Дмитриевой «Сотворение божества: сакрализация культа Елизаветы I Тюдор // Средние века. М., 1995. Вып. 58. С. 155-163, А. Б. Каплана «Психологическая характеристика различных типов абсолютных монархов (историко-биографический аспект) // Средние века. М., 1995. Вып. 58. С. 170-171. На основе прочитанного студенты должны прийти к выводу о том, какую роль играют коллективные ментальные установки в складывании харизмы власти.

Обратившись к третьему вопросу, студенты должны прочитать введение и главу I монографии М. А. Бойцова «Величие и смирение власти. Очерки политического символизма в средневековой Европе». М., 2009, а также главу И. Ю. Николаевой «Образ власти в современной историографии: новые подходы и методологии (по материалам медиевистики)// Историческая наука и историческое сознание. Томск, 2000. и понять в каких традиционных символах выражает себя власть, посредством каких новых символов она присваивает себе харизму.

Подготовка к четвертому вопросу требует изучения указанной главы И. Ю. Николаевой, статьи О. В. Дмитриевой, фрагментов Монографии М. А. Бойцова, а также статьи Ю. Л. Бессмертного «Некоторые соображения об изучении феномена власти в концепциях постмодернизма и микроистории» // Одиссей. Человек в истории. М., 1995. На основе изученной литературы студент должен представить себе, какую роль в становлении харизматического лидера играют социально-исторические и культурно ментальные условия, в которых формируется личность, становящаяся харизматическим лидером.

Готовясь к последнему вопросу, студентам надлежит прочитать статью М. А. Бойцова «Символический мимесис – и средневековье, но не только» //Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 2005. Вып. 6. С. 355-396, а также статью А. Я. Гуревича. «Время вывихнулось»: поругание умершего правителя // Одиссей. Человек в истории. М., 2003. С. 221-241., а также ознакомиться с монографией Б. А. Успенского «Царь и император: помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000. На основании прочитанного необходимо представлять себе, посредством каких ритуалов, символов и публичных действ разыгрывался «театр власти», то есть строились и демонстрировались репрезентативные формы.

 

Литература.

Основная:

1. Бойцов М. А. Величие и смирение власти. Очерки политического символизма в средневековой Европе. М., 2009.

2. Бессмертный Ю. Л. «Некоторые соображения об изучении феномена власти в концепциях постмодернизма и микроистории» // Одиссей. Человек в истории. М., 1995.

3. Николаева И. Ю. «Образ власти в современной историографии: новые подходы и методологии» // Историческая наука и историческое сознание/ под ред. Б. Г Могильницкого. Томск, 2000.

4. «Харизма королевской власти» (материалы круглого стола) // Средние века. М., 1995. Вып. 58. С. 144-178.

 

Дополнительная:

1. Бойцов М. А. Символический мимесис – и средневековье, но не только //Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М., 2005. Вып. 6. С. 355-396.

2. Дмитриева О. В. Сотворение божества: сакрализация культа Елизаветы I Тюдор // Средние века. М., 1995. Вып. 58. С. 155-163

3. Гуревич А. Я. «Время вывихнулось»: поругание умершего правителя // Одиссей. Человек в истории. М., 2003. С. 221-241.

4. Каплан А. Б. Психологическая характеристика различных типов абсолютных монархов (историко-биографический аспект) // Средние века. М., 1995. Вып. 58. С. 170-171.

5. Успенский Б. А. Царь и император: помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000.

6. Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

7. Хачатурян Н. А. Король-sacré в пространстве взаимоотношений духовной и светской власти в средневековой Европе (морфология понятия власти)// Священное тело короля: ритуалы и мифология власти/ Под ред. Н. А. Хачатурян. М., 2006. С. 19-28.

 

Задания для владения компетенциями.

1. Является ли харизматический лидер универсальным понятием в истории?

2. Какой комплекс исторических условий приводит к формированию харизматического лидера?

3. Какие ментальные установки стремится использовать власть, чтобы присвоить себе харизму.

4. Какая совокупность ментально-психологических установок и особенностей психического склада позволяет личности стать харизматическим лидером?

5. какие методы и способы использует власть для утверждения харизмы?


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!