Обособленные члены предложения



Обособленные члены предложения — это деепричастные обороты, распространенные дополнения и определения, различ­ные обстоятельства места, времени, образа действия, цели, причины и т. д. Они разъясняют, поясняют, уточняют главную мысль.

Мелодика обособленных членов предложения близка к мело­дике вводных слов и предложений — падение тона голоса. Возни­кают паузы перед и после обособленных членов. Темп может быть убыстренным и, наоборот, замедленным.

Однако обособленные члены предложения могут звучать и иначе: с повышением на них тона голоса, особенно в том случае, когда они окрашиваются эмоциональной оценкой — отно­шением.

Графически мелодика обособленных членов предложения (в последнем случае) выглядит так:

Обращение

Обращение может находиться в начале, середине, конце предложения. Мелодика обращения зависит от его местонахож­дения.

Обращение, стоящее в начале вопросительного предложения, произносится с повышением ударного слова, после него возникает пауза.

Обращение, стоящее в начале восклицательного предложения, произносится с понижением ударного слога, если это приказ, повеление.

Обращение, стоящее в конце предложения, входит в один речевой такт (может и не входить) и произносится низким ровным тоном, на котором звучит предшествующий ударный гласный.

Обращение, стоящее в середине предложения, входит в один речевой такт с предложением. Ударный слог несколько пони­жается

Графически мелодика обращений выглядит так:

Противопоставление

Противопоставление требует яркого, контрастного звучания, при котором резко повышается тон голоса в первой части фразы и понижается во второй.

Графически это выглядит так:

Перечисления

Перечисления играют роль усилителя речи.

Различают ограниченное и неограниченное перечисление.

Ограниченное перечисление имеет восходяще-нисходящую конструкцию фразы, в которой предпоследнее слово перечисления звучит на самом высоком тоне, а на последнем слове тон понижа­ется.

Графически мелодика ограниченного перечисления выглядит так:

 

Неограниченное перечисление имеет восходящую конструкцию фразы, но часто с понижением тона на ударном слоге перечисляе­мых слов. Это понижение очень важно, оно подчеркивает слово, фиксирует на нем внимание и, следовательно, является более выразительной краской, потому что несет в себе эмоциональное от ношение говорящего.

Графически мелодика неограниченного перечисления выглядит

так-

Таким образом, использование слайдов в обучении мелодике русской речи помогает студентам «увидеть» интонации, возникает «зрительный образ» произносимых фраз, при этом слуховая память человека обогащается зрительной памятью, что очень важно для закрепления знаний, умений и навыков по этому разделу. Усвоив многочисленные конструкции речи, режиссер поможет обогатить интонационную структуру звучащего слова своим исполнителям, что будет способствовать более полному проявлению смысловой и художественной ценности произведения.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Й семестр

Октябрь

 

1. Отобрать тренировочный материал (пословицы, поговорки, афоризмы, стихи-стрелы, специальный материал на «больные звуки».

2. Усваивать упражнения и приемы голосо-речевого тренинга, построенные на принципе опосредованного воздействия на работу голосо-речевого аппарата (приемы «рече-ручного рефлекса», «подлаивания», «имитации» и др.).

3. Формировать навык верного звукопроизводства на мягкой атаке с опорой на диафрагму и верного произнесения гласных и согласных звуков в системе тренинговых упражнений, в потоке звучащего слова.

4. Начать заполнять графы личного «речевого паспорта».

5. Целенаправленно воспринимать произведения искусства, прислушиваясь к речевому звучанию спектаклей на профессио­нальной и самодеятельной сценах, развивая многоплоскостное внимание режиссера.

Но я б р ь.

6. Сделать выписки из первого тома соч. К. С. Станислав­ского о сценической речи (с. 365—371).

7. Усваивать новые требования к звучащей речи, упражнения, тренирующие координационную работу трех систем речеобразующего органа (энергетической, генераторной, резонаторной), используя игровой метод в его разнообразии установок

8 Работать над исправлением индивидуальных недостатков в звучании речи и голоса.

9. Ответить на вопросы по разделу «Орфоэпия» и подготовить специальные карточки для проведения практического семинара на группе. Де к а б р ь.

10. Ответить на вопросы по разделам «Мелодика и логика сценической речи» и составить специальные карточки с мелоди­ческими схемами и текстами для проведения практического семинара на группе с целью овладения законами логики речи и развития звуковысотного слуха.

11. Создать не менее пяти упражнений голосо-речевого тренинга и продемонстрировать их на групповых занятиях.

12. Постепенная сдача всех упражнений, пройденных за семестр, с целью показа уровня их освоения.

13. Представить «Антисловарь» (200 слов), «Речевой паспорт».

II-й семестр

 

Февраль.

14. Отобрать скороговорки для короткого рассказа и неболь­шой поэтический материал о русском звучащем слове.

15. Работать над овладением элементами словесного действия в отобранных материалах.

16. Усваивать новые упражнения для развития диапазона голоса, темпо-ритма речи и отрабатывать до автоматизма трени­руемый навык.

17. Тренировать навык сценической скороговорки, воспитывать умение переключать дыхание при переходе от медленной к быстрой речи и обратно. Развивать гибкость голоса, его способность при быстром темпе произнесения ярче рисовать мысль, обостряя интонацию.

18. Приступить к отбору материала для создания «Речевого портрета» однокурсника.

Ma p т.

19. В работе над исполнительским материалом овладеть логической перспективой развития мысли-действия речевыми тактами, паузировкой, выделением логических центров фразы, логического ядра мысли.

20. Самостоятельно проводить голосо-речевую разминку со студентами и анализировать выполнение упражнений, пользуясь профессиональной терминологией,

21. Собирать материал «Антисловаря», включая в него нару­шения орфоэпических правил. Дополнять «речевой портрет» сокурсника новыми подмеченными отклонениями от норм зву­чания, фиксировать исправленные недостатки.

22. Законспектировать главы о сценической речи из 3-го тома К. С. Станиславского, разделы: «Голос и речь», с. 60—133,/ «О музыкальности речи», с. 321—324.

Апрель.

23. Подготовить сообщение на семинаре «К- С. Станиславский о сценической речи» с примерами из наблюдаемой практики театров, личного творчества на режиссуре и сценической речи.

24. Работать над сценической скороговоркой, тренируя темпо-ритмический слух, овладевая приемом дирижирования объем­ностью слова.

25. Тренироваться в логическом анализе текстов, в превра­щении «читабельной интонации» в разговорную.

26. Сочинить не менее пяти упражнений голосо-речевого тре­нинга.

27. Пополнять «Антисловарь» антимелодическими примерами из радио и телепостановок, спектаклей и т. д.

Ма й.

28. Закончить работу над скороговорочным рассказом и коротким поэтическим рассказом о русском звучащем слове.

29. Во всех упражнениях по логике, мелодике, развитию диапазона, темпо-ритма речи, силы голоса добиваться действен­ного начала, умения менять подтексты и глаголы действия.

30. Предъявить «Речевой портрет» однокурсника, «Антисло­варь», созданные упражнения, заполненную «схему оценки выступления».

Методическое указание по созданию «Антисловаря»

Одним из распространенных, сценически неприемлемых свойств повседневного речевого общения является разру­шение и видоизменение звукового состава слова, его структуры. Имеется в виду выпадения звуков, входящих в словесный комплекс. Это явление отмечено в трудах К. С. Ста­ниславского, он же дает ориентиры на обязательное устранение данного явления из сценического слова. Для бытовой речи указанный недостаток характерен. Он объясняется как физиоло­гическими причинами, так и психологическими закономернос­тями. Разрушенное слово опознается нами в быту в связи с избы­точностью информации, которую несут нам знакомые слова, а также по той причине, что слово опознается нами ситуативно, с помощью смыслов, заложенных в соседних словах.

На сцене же смысловая нагрузка, лежащая на слове, резко возрастает, насыщается его эмоциональная наполненность. Слово разрушается пространством, сокращается артикуляторная информация, существенная для бытового общения. В силу сказан­ного на сцене слово должно оставаться таким, «каким создала его природа» (К. С. Станиславский), все составляющие его звуки должны сохраняться.

Для преобразования бытовых навыков в сценические, для предотвращения попадания разрушенного слова на театральные подмостки целесообразно использовать такой эффективный прием воспитания фонематического слуха, как «полевые записи».

В театральную педагогику этот прием вошел под названием «Антисловарь» (термин преподавателя кафедры Б. А. Киреева). В повседневной речи из слова нередко выпадают в одном случае гласные, в другом — согласные звуки, нередко те и другие одновременно.

В случае выпадения гласных звуков мы имеем дело с ритми­ческим разрушением слова. При выпадении согласных налицо его фонетическое разрушение. При выпадении гласных и со­гласных констатируется ритмико-фонетическое разрушение.

На начальном этапе исследовательской работы рекомендуется вслушиваться в окружающую речь и фиксировать письменно замеченные разрушенные слова. Письменная запись обязательна, так как видоизмененные словесные комплексы памятью не фикси­руются. Запись ведется сразу, на месте рождения «образца», и носит название «полевых заметок».

«Антисловарь» имеет следующую схему:

1-я графа — фиксация искаженного варианта слова. Запись должна соответствовать услышанному варианту. Например, «наено» (наверно), «исут» (институт), «пасарела» (посмотрела).

Для сохранения доминирующей установки — распознавание выпавших звуков — искаженный вариант фиксируется без исполь­зования орфоэпической транскрипции, отражающей реальное нарушение гласных и согласных.

2-я графа — фиксация полноценного варианта слова. Запись его делается в соответствии с грамматическими нормами. В грамматическом варианте подчеркиваются те звуки, которые выпали из словесного комплекса. Можно выпавшие звуки выде­лить цветными карандашами или укрупнением литеры.

3-я графа — диагностика зафиксированного разрушения: ритмическое, фонетическое или ритмико-фонетическое (класси­фикация диагнозов предложена доктором филологических наук Л. В. Бондаренко).

На начальном этапе (в течение первого семетра) анализиру­ется бытовая речь окружающих. Во втором семестре начинается фиксация «Антисловаря», имеющего место в речи самого гово­рящего, т. е. начинается самоизучение, самопознание.

«Антисловарь» интенсифицирует самостоятельную работу, активизирует аналитическое мышление, повышает уровень профессиональной подготовки.

Обязательная литература

Барсегова Н. С. Литературные нормы произношения. — ЛГИК, 1989 Вербовая Н, Головина О., Урнова В Искусство речи. — М, Искусство, 1977. v Запорожец Г. И. Логика сценической речи. — М., Просвещение, 1977. 'У Козлянинова И. П. Сценическая речь. — М., Просвещение, 1976. ч Савкова 3. В. Техника звучащего слова. ЕБМЦ, К.ПР — М., 1988. Савкова 3. В. Диктор в документальном кино —ЛГИК, 1989.

Сценическая речь. Методические указания и советы по предметам речевого цикла для слушателей факультета повышения квалификации. — ЛГИК, 1987. Станиславский К С. Собр. соч, т. 3, с. 60—133, 321—343.

Дополнительная литература

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. — М., 1984.

Кнебель М. О Слово в творчестве актера. — М., ВТО, 1970.

Комякова Г. В. Слово в драматическом спектакле. — М., Искусство, 1974.

 

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА.

(РИТМИКА, ОСНОВЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ТАНЕЦ, ОСНОВЫ ПАНТОМИМЫ)

 

Л. Л. Корнева, преподаватель

Рабочая программа. Содержание курса.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!