Творчество Гюстава Флобера



(1821-1880 гг.)

Считается, что с творчества этого писателя начинает свою историю современный роман. Флобер преобразует жанр французского романа. Живет в переходную эпоху. «Мы появились на свет или слишком рано, или слишком поздно. Мы осуществим самое трудное и наименее славное – переход. Теперь, после Бальзака, надо писать иначе».

Флобер вырос в Руане. Был сыном врача. С детства проявлял интерес к медицине. Сент-Бёв писал, что Флобер владеет пером, как скальпелем. Сам писатель говорил о себе так: «Ребенком я играл в анатомическом театре». В детстве и отрочестве был поклонником неистового романтизма, издавал рукописный журнал. Ощущал себя человеком 30-х годов. Современник парнасской школы. Учился в Париже на юридическом факультете, но учебу пришлось оставить по причине заболевания эпилепсией. Флобер уезжает в имение под Руаном и ведет уединенный образ жизни. Считал, что человек, посвятивший себя искусству, должен только им и жить: «я человек-перо».

40-е годы – первый период творчества. Ученичество. Несколько болезненный переход от романтизма к реализму. «Воспитание чувств», «Искушение Святого Антония». Последний жестоко раскритиковали друзья Флобера, вследствие чего его пришлось писать в духе Бальзака – роман «Госпожа Бовари». Так состоялся переход в творчестве Флобера.

51-71 годы – расцвет творчества. Роман «Госпожа Бовари», «Саламбо», «Воспитание чувств» (последняя редакция).

70-е годы – период славы. Флобер – известный литератор, мэтр. Проводит литературные обеды, обучает Ги де Мопассана в течение 10 лет. Дружба с Жорж Санд, И. С. Тургеневым, Сент-Бёвом. Тургенев: Флобер – лучший из людей. Написан цикл «Три повести», «Лексикон прописных истин» - сатира, «Бувар и Пекюше» - неоконченный роман.

Флобер увлекался философией Спинозы. Изучал позитивизм Конта. В позднее время – философию Шопенгауэра. Сравнивал искусство с природой. Считал, что позиция автора в романе тождественна позиции Бога в природе. Противник лирических и публицистических отступлений, субъективизма. Считал, что автор должен быть безличным повествователем. Флобер развил находки Стендаля и превратил их в систему: речь героя вплетена в повествование, что повлекло создание новой формы романа. Эстетическая позиция противоречива: как реалист, Флобер – сторонник правдивого изображения, с другой стороны, в искусстве главное – красота. «Нравственность искусства в самой его красоте». Художник должен жить в башне, чтобы «наблюдать звезды и не слышать дураков». Подобно Бодлеру и Готье, Флобер полагал, что для искусства нет запретных тем. Он считал, что для любой мысли можно найти абсолютно точное слово. Нет прекрасной мысли без прекрасной формы. Искусство должно быть на уровне современной науки.

Роман «Госпожа Бовари» (1851-1856гг.)

«Эврика! Я назову ее Эмма Бовари!» Исписано около 4000 страниц черновиков. Флобер предчувствовал, что книга принесет ему немало бед. После выхода романа в свет автора обвинили в оскорблении общественных, нравственных устоев, однако оправдали. Метод контрапункта – изображение действия глазами персонажа. Портрета самой героини нет, а есть лишь отдельные детали, видимые, например, глазами влюбленного Шарля: волосы, распадающиеся на две части, прямой пробор, лакированные ногти тонких пальцев. Роман делится на 3 части, снабжен прологом и эпилогом. Революция 1848 года открывает эпоху деградации. Флобер считал, что эпоха Бальзака – еще эпоха героическая. Люди разучились чувствовать – «мир цвета плесени». Флобер: «Тема вызывает отвращение». Проблема человеческой некоммуникабельности.

Роман «Саламбо»

Роман о первой войне между Римом и Карфагеном. Флобер изучал костюмы, прически, чтобы представить эпоху того времени. Создал роман-стилизацию, к чему писателя привела любовь к точности. Ему хотелось показать человека таким, каким он был в ту эпоху. Роман заканчивается словами: «Вот что случилось с грешниками, осмелившимися дотронуться до священного покрывала богини Танит». Получилось не реалистическое повествование, а примитивный, стилизованный рисунок. Так рождалось модернистское повествование.

В романе много исторических подробностей, описан Гамилькар, правитель Карфагена, его сын Ганнибал – будущий великий полководец. Реальные исторические лица. Изображены нравы, быт той далекой эпохи. Флобер описывает языческие обряды, среди которых есть жестокие (во время осады Карфагена решают принести в жертву всех мальчиков города, Гамилькар же прячет своего сына). Человеческим отношениям не присуща бытовая приземленность. Все происходит по воле богов, в том числе и любовь.

Цикл «Три повести»

Композиция его оригинальна. Это триптих. Первая повесть –«Легенда о св. Юлиане Милостивом», вторая повесть – «Простая душа», третья – «Иродиада» - библейский сюжет о казни Иоанна Крестителя.

Центральное место отведено повести «Простая душа». Абсолютно реалистический сюжет. Героиня – служанка по имени Фелисите («благословенная»), еще в детстве столкнувшаяся с нищетой и несчастьем. Лишь одно чувство жило в ней всегда – желание любить. Молодой человек, которого она любила, дурно обращался с ней, но сила чувства питала ее. На протяжении своей жизни Фелисите проецировала свою любовь на чужих детей, старика, племянника Виктора, погибшего позднее. Ее жизнь состояла из цепи утрат. Героиня приобретает себе попугая, к которому до конца его жизни относится с нежностью.

Отсутствие любви Флобер считает пороком общества.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!