Красное и черное»(Хроника 19 века) (1830 год).



Название символическое, подзаголовок ориентирует на реализм. Роман основан на реальных событиях. История преступления, которое Стендаль хочет объяснить.

1. Красное – цвет революции, черное – реакции.

2. Сюжет роковой судьбы (игорный стол).

3. Любовь и смерть.

4. Стендаль первым создает роман психологический. Его задача – изобразить эпоху реставрации: столкновение личности и общества.

Роман основан на документальных источниках. Прототипы женских образов в произведении – романы автора.

1 часть романа – малая провинция, город Верьер, где показана буржуазная среда. Главная жизненная цель обитателей которого – получать доходы. Живут в постоянной конкуренции.

2 часть – духовная семинария.

3 часть –дом господина де ля Моля. Круг аристократов, занимающихся конкуренцией, строящих козни друг другу. Политическое интриганство.

На этом фоне прорисована судьба Жюльена де Сореля. Отец и брат его работают на лесопильне. В самом начале романа Жюльен изображен романтическими красками, подчеркивается его уникальность, начиная с внешности («поразительный», «необыкновенный»). Абсолютно выделяется из круга своей семьи. У него с ней неприязнь. Братья ненавидят Жюльена за то, что он белоручка, презирает работу, читает, обладает поразительной памятью, знает наизусть Евангелие по-латыни. У него есть тайна – на дне заветного сундучка герой хранит портрет Наполеона, своего кумира. Страдает комплексом наполеонизма, но трагедия Жюльена в том, что давным-давно канули в лету времена, когда карьеру можно было сделать ударом шпаги. Эпоха реставрации. Жюльен решает стать священником

Погружая нас в жизнь героя, Стендаль строит ее на одном принципе: человек не знает самого себя. Жюльен не задает себе вопроса о том, кто он, а идет за всеми, то есть становится священником, и в этом его главная ошибка. Весь жизненный путь Сореля – познание себя. Первоначально Сорелю поступает предложение от мэра города стать гувернером его детей, по протекции воспитателя Жюльена, аббата. Сорель лелеет мечты о карьере. Встречая жену мэра, начинает разрабатывать план ее покорения. В это время госпожа де Реналь мечтает о любви, уважает своего мужа, обожает детей. Переживает, когда узнает, что «грубый мужлан» будет бить ее детей. Но, познакомившись с Жюльеном, у госпожи де Реналь пробуждается жалость к нему, материнские чувства. Однако как только госпожа узнает, что служанка собирается замуж за Жюльена, понимает, что теперь в ней говорит ревность.

Их тянет друг к другу, и в конце концов они становятся любовниками. Героиня переживает. И, когда заболевает ее младший сын, она думает, что это небесная кара. Но Сорель и де Реналь не в силах расстаться. Ревнивая служанка пишет анонимное письмо мужу, и Жюльен вынужден бежать. Здесь прослеживаются романтические традиции. Благодаря покровительству аббата Жюльен попадает в семинарию, презирает их, простых и неотесанных деревенских парней. Жюльен учится безо всяких усилий, и однокашники начинают ненавидеть его. Герой пытается притворяться, чтобы войти в их круг, но понимает, что не может. «Никогда не получится из меня ни хорошего священника, ни дельного начальника, разве что только восторженный художник». Аббат устраивает Жюльена секретарем в дом знатного парижанина. Сорель живет в библиотеке, это его мир. Вскоре становится прекрасным оратором, и дочь господина де ля Моля с упоением слушает его, восхищается тем, как Жюльен говорит о запрещенных вещах. Матильда выделяется из своего круга, поэтому и себе хочет жениха с исключительными способностями. Своим героем выбирает Жюльена. В этих отношениях развивается «головная любовь». Они не вызывают друг у друга никаких эмоций. Матильда доводит Жюльена до такой степени, пока он не хватает шпагу и не хочет ее убить. И именно в этот момент Матильда ощущает любовное упоение. Вскоре мадемуазель де Ля Моль сообщает Жюльену, что беременна и хочет выйти за него замуж. Узнав обо всем, маркиз приходит в бешенство. Но Матильда настаивает, и отец, наконец, сдается. Чтобы избежать позора, маркиз решает создать Жюльену блестящее положение в обществе. Он добивается для него патента гусарского поручика. Жюльен отправляется в свой полк. Неожиданно он получает известие из Парижа: Матильда просит его немедленно вернуться. Когда они встречаются, она протягивает ему конверт с письмом госпожи де Реналь. Оказывается, её отец обратился к ней с просьбой сообщить какие-нибудь сведения о бывшем гувернере. Письмо госпожи де Реналь чудовищно. Она пишет о Жюльене как о лицемере и карьеристе, способном на любую подлость, лишь бы выбиться в люди. Ясно, что господин де Ля Моль никогда не согласится на его брак с Матильдой.

Ни слова ни говоря, Жюльен покидает Матильду, садится в почтовую карету и мчится в Верьер. Там в оружейной лавке он покупает пистолет, входит в Верьерскую церковь, где идет воскресное богослужение, и дважды стреляет в госпожу де Реналь.

Уже в тюрьме он узнает, что госпожа де Реналь не убита, а только ранена. Он счастлив и чувствует, что теперь сможет умереть спокойно.

Суд выносит Жюльену смертный приговор. В тюрьму к Жюльену приходит госпожа де Реналь. Она рассказывает, что злосчастное письмо сочинил её духовник. Никогда ещё Жюльен не был так счастлив. Он понимает, что госпожа де Реналь — единственная женщина, которую он способен любить.

В день казни он чувствует себя бодрым и мужественным. Матильда де Ля Моль собственными руками хоронит голову своего возлюбленного.А через три дня после смерти Жюльена умирает госпожа де Реналь.

 

В своем романе Стендаль показывает столкновение личности и общества. У героев Бальзака нет сил бороться с обществом, в отличие от героев Стендаля. Новаторство Стендаля состоит в том, что в своем творчестве он затронул тему преступления и наказания, показал состояние преступника.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 14; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!