Творчество Оноре де Бальзака



(1799-1850 гг.)

Главный представитель реалистической школы. Первый придумал написать несколько десятков произведений, персонажи которых переходят из романа в роман. (95 произведений).

Выходец из провинциальной мещанской среды. Занимался литературным творчеством с юношеских лет. Видел успех писателей-романтиков. Пытался наладить книготорговлю, что из раза в раз заканчивалось провалом. На пороге тридцатилетия решил начать жизни с нуля. Надеялся сделать произведение зеркалом общества, заглянув в которое люди ужаснулись бы. Бальзаку принадлежит идея создания человеческой комедии.

Начало творческого процесса относится к 20-30-ым годам. Бальзак перерабатывал уже созданные произведения.

Повесть «Гобсек»

Бальзак создал 5 редакций этой повести, в последней из которых остались следы предыдущих редакций. Повесть показательна в плане того, как романтизм переходит в реализм. Изображение человеческой скупости. На первый взгляд, жанр салонной повести.

Действие начинается в салоне госпожи де Гранье, о дочери которой заходит речь. Девушка влюблена в молодого человека, выходца из разорившейся семьи). Один из присутствующих рассказывает историю этой семьи. В начале повести Гобсек изображен романтической личностью, образ героя показан с помощью контрастов. Гобсек – голландец с иностранным именем («живоглот») и экзотической биографией. Юношей участвовал в войне за независимость США, искал клады в окрестностях Буэнос-Айреса, обшарил и ограбил все, а сейчас глубоко убежден, что может все («У меня взор как у господа Бога»). Гобсеку известен закон жизни, который он раскрывает Дервилю: жизнь – машина, приводимая в движение деньгами. Дервиль видит Гобсека неким философом, познавшим жизнь. Но далее происходит развенчание образа Гобсека – романтизм перерастает в реализм, и новелла становится комедией.

3 части романа:

· Романтическая;

· Гобсек сравнивается с другими персонажами. Показаны как положительные, так и отрицательные стороны его личности. Взгляд на человека Бальзака-реалиста. Гобсек сравнивается с представителями дворянства. Графиня де Ресто приходит к Гобсеку, чтобы заложить фамильные ценности. «Бледное лицо его разрумянилось», «это был и старик, и ребенок». Он раб своей несчастной страсти к золоту – мономан. Но несмотря ни на что Гобсек выполняет обещание в ответ на предсмертную просьбу графа де Ресто – не дать жене расхитить все его имущество. Гобсек как истинный буржуа честен, верен своему слову.

· Падение Гобсека. Страсть к золоту овладевает им настолько, что герой начинает заниматься бессмысленным накопительством. После его смерти Дервиль обнаруживает, что Гобсек хранил и хлам, и скоропортящиеся продукты. На самом деле все это предназначалось родственнице, которая погибла. Бессмысленная страсть.

«Человеческая комедия» неслучайно была представлена набором разных произведений. О ее строении Бальзак рассказал во 2 части «Предисловия», опубликованного в 1842 году. Бальзак идет вслед за Данте. Его «Человеческая комедия» состоит из 3 частей:

ü этюды о нравах (частные примеры человеческой жизни);

ü философские этюды (обобщение);

ü аналитические этюды (научный анализ содержания первых частей).

Наиболее разработаны этюды о нравах.

Сцены частной жизни политической жизни («Темное дело»), военной жизни («Шуаны»), сельской жизни («Крестьяне»), провинциальной жизни («Евгения Гранде»), парижской жизни («Блеск и нищета куртизанок»).

«Неведомый шедевр»

Философский этюд, эстетический манифест. Бальзак говорит о живописи, вместе с тем высказывая свое понимание красоты. Действие происходит в 17 веке. Главный герой – реальная историческая личность. Николя Пуссен, который поступает учиться в мастерскую. Высказывания учителя Николя – взгляд Бальзака на искусство: «Искусство должно не копировать жизнь, а выражать ее». В искусстве художник должен уметь передавать теплое дыхание жизни, ее движение, уметь схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и существ, передавать «цветущую прелесть жизни». В картине рисунка не должно быть. Важно лишь распределение света, важно уметь передать воздушную среду. Нужно отказаться от использования черного цвета. Писать лишь чистыми красками, смешивая их, растворяя предмет в воздушной среде – эти законы впоследствии сформулировали экспрессионисты. Ученик узнает, что его учитель в тайне от всех работает много лет над картиной. Пуссен добивается, чтобы учитель показал ему ее. На огромном полотне, закрытом белой занавеской, лишь хаос красок. И только в углу картины герой замечает изображение женской ножки. Пуссен не понимает смысл того, что представлено его взору, и это недоумение написано на его лице. Учитель видит, что его не понимают, и вскоре умирает.

Бальзак утверждает, что понятие красоты едино для всех, и художник должен с этим считаться. В противном же случае творец может потерпеть крах, так как его творчество никто не будет понимать. Бальзак практически предсказал те трудности, которые возникнут в будущем.

Этюды о нравах.

«Евгения Гранде» - семейный камерный роман.

«Отец Горио»

«Шекспировская тема». Тема короля Лира. Социальный роман – проблема бедности и проблема отцовства.

Действие разворачивается в Париже. Бальзак изображает жильцов пансиона для бедных. Автор желает показать, что такое бедность, для чего описывает запах.

Хозяйка пансиона – отвратительная старая женщина, похожая на ночную птицу. Тщательное, щепетильное описание. Из массы жильцов пансиона автор выделяет двух героев: папашу Горио и студента Растиньяка – бедная старость и такая же молодость. Горио был самостоятельным, в его жизни главным были две дочери и стремление удачно выдать их замуж. Мечта отца сбывается. Однако его дочери не стали счастливыми. Горио жалеет их и старается утешать. Делает им дорогие подарки. Дочерям же от отца нужны лишь деньги.

Растиньяк приехал в Париж из провинции. Он карьерист, который получает уроки жизни от своих советчиков: дальней родственницы госпожи де Бо-сеан, содержащей салон, и своего соседа, беглого каторжника Вотрэна. Законы криминального мира и высшего света одинаковы: для того чтобы преуспеть, надо подавить в себе жалость раз и навсегда. Вотрэн считает, что даже можно пойти на преступление. Но Растиньяк не готов к этому. Он желает попасть в салон де Бо-сеан, но ему нечего надеть. Растиньяк пишет письмо бедной матери и сестрам домой, несмотря на то что считает этот поступок постыдным. И это первый шаг персонажа навстречу своему падению. В его душе растет жажда денег. Растиньяк отчаянно играет в карты, выигрывает крупную сумму денег. Он растет социально, но деградирует духовно.

Перед смертью папаша Горио говорит: «Мир держится отцовством». При этом отец осознает свою ненужность и никчемность. Растиньяк хоронит его. Прощаясь с телом папаши Горио, смотрит на распростертый далеко город и кидает фразу: «Теперь посмотрим кто кого».

На рубеже 30-40-х гг. романы Бальзака приобретают масштабность. Писатель включает в романы развернутые отступления, которые порой являют собой исторические экскурсы и экономические трактаты. Бальзак тщательно работает в этих областях. В некоторые романы помещает таблицы, расчеты («Крестьяне»).

«Утраченные иллюзии»

Давид Сешар, изобретатель, и Люсьен де Рюбампре, поэт, - два друга, приехавшие в Париж строить карьеру. Люсьен по приезде в город выбирает себе более выгодное дело: стремится стать журналистом, поскольку у многих из них есть имя, и власть, и деньги. Однако опыт и одного, и другого персонажа печален. Завистливые конкуренты крадут у Давида патент, вследствие чего, обнищавший, герой попадает в тюрьму. Люсьену же заказывают на одну и ту же книгу две противоположные рецензии, положительную и отрицательную. Ему горько, поскольку приходится критиковать книгу своего друга. Люсьен убеждается, что его представления о журналистике иллюзорны, на самом деле она продажна и лжива.

 

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!