Ведические традиции Руси 5 страница



Подземные реки Аркадии, горные пещеры, спускающиеся до глубоких недр Земли, вулканические извержения на островах Эгейского моря вызывали с давних времен у греков наклонность к обоготворению таинственных сил земли. Благодаря этому и на ее высотах и в ее глубинах природу познавали, боялись и почитали.

В Аргосе поклонялись Юноне, в Аркадии — Артемиде, в Коринфе финикийская Астарта превратилась в Афродиту, рожденную из пены морской. Египетские колонисты перенесли в Элевзис культ Изиды под видом Деметры (Цереры), матери богов. Эрехтей основал между горой Гиметтой и Пентеликом культ Богини-Девы, дочери неба, покровительницы мудрости.

Над местными божествами царило несколько космогонических богов. Но в уединении, на своих высоких горах, вытесненные блестящим кортежем божеств, представлявших женское начало, они имели мало влияния.

Бог солнечного цикла Аполлон Дельфийский уже существовал, но не играл еще выдающейся роли. У подножия снеговых вершин Иды, на высотах Аркадии и под дубами Додона жили жрецы Зевса Вседержителя. Но народ предпочитал таинственному и всемирному Богу своих богинь, которые представляли собою природу в ее могуществе, с ее силами, ласкающими или грозящими. Все эти божества не сливались в религиозном синтезе, поэтому между их приверженцами происходили ожесточенные войны.

Греция того времени была поглощена религией и политикой. Враждебные храмы, соперничающие города, разъединенные религиозными обрядами и честолюбием жрецов и королей, народы, разделенные различием форм богослужения, — все ненавидели друг друга и вели между собой кровавые битвы.

Как все древние народы, получившие свою организацию из центров мистерий, каковы Египет, Израиль и Этрурия, Греция также имела свою священную географию, по которой каждая страна становилась символом той или другой области духа, разумной и сверхфизической. Почему греки почитали всегда Фракию за священную страну мира и истинную родину муз? Потому что на ее высоких горах находились самые древние святилища Кроноса, Зевса и Урана. Оттуда спустились в священных мольпических рифмах Поэзия, Законы и Священные искусства.

Баснословные поэты Фракии убеждают в этом. Возможно, что имена Тамариса, Линоса и Амфиона соответствуют действительным личностям, но на языке храмов они олицетворяют прежде всего три рода поэзии.

В тогдашних храмах история писалась не иначе как аллегорически. Личность была ничто, доктрина и дело — все. Тамарис, который воспевал борьбу титанов и был ослеплен музами, олицетворяет поражение космогонической поэзии и победу новых веяний. Линос, который ввел в Грецию меланхолические песни Азии и был убит Геркулесом, указывает на вторжение во Фракию чувственной поэзии, слезливой и сладострастной, которая вначале оттолкнула от себя мужественный дух северных дорийцев. Тот же Линос означает и победу лунного культа над солнечным.

Наоборот, Амфион, который, судя по аллегорической легенде, приводил своими песнями в движение камни и воздвигал целые храмы звуками своей лиры, представляет собой ту пластическую силу, которая таилась в солнечном мифе и в дорийской поэзии, отражаясь на эллинском искусстве и на всей эллинской цивилизации.

В эпоху Орфея на территории европейских стран шла борьба между приверженцами солнечных и лунных культов. Борьба между поклонниками Солнца и Луны не была, как можно бы подумать, пустой распрей двух суеверий. Эти два культа представляли две теологии, две космогонии и две общественные организации совершенно противоположного характера.

Культы Урана и Солнца имели свои храмы на возвышенностях и на горах; представителями их были жрецы, и они подчинялись строгим законам. Лунные культы царили в лесах, в глубине долин, и жрицами их были женщины. В этих культах практиковались сладострастные обряды и беспорядочное применение оккультных искусств.

Как совершенное соединение мужского и женского начал образует самую суть и тайну божественности, так и равновесие этих двух начал может одно лишь производить великие цивилизации.

Во Фракии, как и в Греции, боги мужского начала, космогонические и солнечные, принуждены были удалиться на высокие горы, в безлюдье пустынных местностей. Народ предпочитал тревожный характер божеств женского начала, которые вызывали к жизни опасные страсти и слепые силы природы. Эти культы приписывали высшему божеству женское начало.

Последствием этого явились страшные излишества. У фракийцев жрицы Луны, или тройной Гекаты, захватили верховную власть, введя древний культ Вакха и придав ему страшный и кровавый характер. Отмечая свою победу, они стали называть себя вакханками, чтобы подчеркнуть свое главенство, верховное царство женщины, ее господство над мужчиной. Поочередно то волшебницы, то соблазнительницы, то жрицы кровавых человеческих жертв, они устраивали свои святилища на уединенных равнинах.

Таким образом, боги разделили Фракию на два враждебных лагеря. Но жрецы Юпитера и Аполлона, уединившиеся на пустынных, озаряемых молниями вершинах, были бессильны перед Гекатой, которая приобретала все большее влияние в знойных долинах и оттуда начинала угрожать алтарям сынов Света.

* * *

В эту эпоху во Фракии появился молодой человек из царского рода, обладавший невероятной силой обаяния. Его считали сыном одной из жриц Аполлона. Его музыкальный голос производил на слушателей необычайное впечатление. Он говорил о богах с особым, ему одному свойственным ритмом, и на нем лежала ясная печать вдохновения. Его белокурые волосы падали золотистыми волнами на плечи, а музыка его речей проникала до глубины души. Темно-голубые глаза сияли нежно и проникновенно, и взгляд их был полон магической силы. Свирепые фракийцы боялись его взгляда, но женщины, которые всегда чувствовали более тонко, говорили, что в его глазах соединялся могучий свет Солнца с нежным сиянием Луны.

Так продолжалось некоторое время, пока молодой человек, которого называли сыном Аполлона, внезапно не исчез. Говорили, что он умер и спустился в ад. В действительности же он удалился в Самофрас, затем в Египет, где и попросил убежища у жрецов Мемфиса. Приобщившись к их мистериям, он через двадцать лет возвратился на родину под новым именем, которое получил при посвящении от своих учителей после ряда выдержанных испытаний. В этом имени выражалась его миссия: он звался теперь Орфей, или Арфа, что означает исцеляющий светом.

Самое древнее святилище Юпитера возвышалось тогда на горе Каукаион. В древние времена его иерофанты считались великими первосвященниками. С вершин этой горы они господствовали над всей Фракией. Но с тех пор как божества долин взяли верх, храм почти опустел.

Жрецы горы Каукаион приняли посвященного египетского храма как спасителя. Своими знаниями и своим энтузиазмом Орфей увлек большую часть жителей Фракии, совершенно преобразил культ Вакха и укротил вакханок.

Скоро его влияние распространилось на все святилища Греции. Он восстановил первенствующее значение Зевса во Фракии и Аполлона в Дельфах, заложил основы для трибунала амфиктионов, который привел Грецию к общественному единству.

И наконец, созданием мистерий он сформировал религиозную душу своей родины. На вершине посвящения он слил религию Зевса с религией Диониса в единую мировую идею. Таким образом, Орфей стал первосвященником Фракии, великим жрецом Олимпийского Зевса, а для посвященных — Учителем, раскрывшим значение небесного Диониса.

Глубже понять учение Орфея помогают окрыленные слова, сказанные им во время посвящения любимого ученика:

«Погрузись в свою собственную глубину, прежде чем подниматься к Началу всех вещей, к Великой Триаде, которая пылает в непорочном Эфире. Сожги свою плоть огнем твоей мысли; отделись от материи, как отделяется пламя от дерева, когда сжигает его. Тогда твой дух устремится в чистый эфир предвечных причин, подобно орлу, летящему, как стрела, к трону Юпитера.

Я раскрою перед тобой тайну миров, душу природы, сущность Бога. Прежде всего, узнай великую мистерию: единая Сущность господствует и в глубине небес, и в бездне Земли, Зевс — громовержец, Зевс — небожитель. В нем одновременно и глубина указаний, и мощная ненависть, и восторг любви. Дыхание всех вещей, неугасимый Огонь, мужское и женское Начало. Он и Царь, и Бог, и великий Учитель.

Юпитер — и божественный Супруг, и Супруга, Отец и Мать. От их священного брака исходят непрерывно Огонь и Вода, Земля и Эфир, Ночь и День, гордые титаны и неизменные боги и разносятся семена человеческого рода.

Любовный союз Неба и Земли чужд для непосвященных. Мистерии Супруга и Супруги раскрыты только перед людьми, достигшими божественности. Но я хочу провозгласить истину. Сейчас гром потрясал эти скалы; молнии падали на них с неба подобно живому огню, подобно катящемуся пламени, а эхо гор разносило вдаль радостные раскаты грозы.

Но ты дрожал, не зная, откуда этот огонь и куда он упадет. Это — огонь мужского Начала, семя Зевса, творческое пламя, оно исходит из сердца и ума Юпитера; оно пронизывает все существа. Когда падает молния, она вырывается из его правой десницы; но нам, его жрецам, известна его сущность; мы можем отстранять, а иногда и направлять его стрелы.

А теперь взгляни на небесный свод. Взгляни на этот блестящий круг созвездий, на который наброшено легкое покрывало Млечного Пути, сверкающая пыль миров и солнц. Взгляни, как пылает Орион, как переливаются Близнецы и как сияет Лира. Это тело Божественной Супруги, которая вращается в гармоническом круговороте под пение Супруга. Взирай очами духа, и ты увидишь ее запрокинутую голову, ее простертые руки, и ты поднимешь ее покрывало, усеянное звездами. Юпитер одновременно и Супруг и Божественная Супруга. Вот первая тайна.

А теперь приготовься ко второму посвящению. Трепещи, плачь, радуйся, обожай! Ибо дух твой должен проникнуть в пылающую область, в которой Великий Демиург смешивает души и миры в чаше жизни. Утоляя свою жажду в этой опьяняющей чаше, все существа забывают свое небесное происхождение и опускаются в страдальческую бездну рождений.

Зевс есть Великий Демиург. Дионис — его сын, его проявленный Глагол. Дионис — Дух светлый, Разум живой. Он сиял в обители Отца Своего, в храме неизменного Эфира.

Однажды, когда он, склонившись, созерцал бездны неба через покров созвездий, он увидел в голубой бездне свой собственный образ, простирающий к нему руки. Увлеченный этим прекрасным видением, очарованный своим двойником, он бросился, чтобы схватить его. Но призрак удалялся, все более и более притягивая его в глубину бездны.

И он спустился в тенистую долину, овеянную страстными дуновениями, которые ласкали его тело.

В одном из гротов он увидел Персефону. Перед божественной девственницей Дионис остановился в немом восторге. В это время гордые титаны и свободные титаниды увидели его. Они бросились на него и растерзали его: первые — завидуя его красоте, вторые — охваченные безумием любви.

Юпитер поразил своими громами титанов, а Минерва поднялась в высоты эфира с сердцем Диониса. Там это сердце превратилось в пылающее солнце.

Из клубов же фимиама, которые поднимались от сжигаемого тела Диониса, произошли человеческие души и поднялись к небу. Когда их бледные тени достигнут пылающего сердца Бога, они зажгутся ярким пламенем, и тогда Дионис воскреснет.

Человечество — плоть и кровь Диониса. Страдающие люди — это его растерзанные члены, которые ищут друг друга, терзаясь в ненависти и преступлениях, в бедствиях и в любви, на протяжении многих тысяч существований.

Огневая теплота Земли, бездна низших сил, притягивает их все более и более в пропасть, все более разрывает их. Но посвященные знают то, что наверху и что внизу. Они — спасители душ, они — гермесы человечества, подобно магниту они притягивают людей к себе, сами притягиваемые богами. Таким образом с помощью небесных чар они воссоздают живое тело божества. Они заставляют небо проливать слезы, а Землю — издавать ликование. Подобно драгоценным камням они несут в сердце своем слезы всех живых существ, чтобы преобразить их в улыбки.

Внимай же истинам, которые необходимо умалчивать перед толпой и которые составляют силу святилищ.

Бог един и всегда подобен себе самому. Он управляет всей Вселенной. Но боги разнообразны и бесчисленны, ибо божественное вечно и не имеет конца. Величайшие из них — души светил. Солнце, звезды, земли, луны, каждое светило имеют свою душу, и все они изошли из небесного Огня и из первозданного Света. Недоступные, неизменные, они управляют великим целым своими ритмическими движениями. И каждое светило, вращаясь, вовлекает в свою эфирную сферу сонмы полубогов, или просветленных душ, которые были когда-то людьми и, спустившись по лестнице воплощенных царств, победоносно вознеслись снова на высоту, где кончается круг рождений.

Посредством этих чистых духов Бог дышит, действует, проявляется. Более того, они являются дыханием его души, лучами его Вечного Разума. Они направляют целые воинства низших духов, которые действуют в элементах; они же управляют мирами. И вдали, и вблизи они окружают нас, и хотя по сути своей бессмертные, они облекаются в формы, меняющиеся сообразно временам, народам и странам. Нечестивый отрицает и все же боится их; праведный поклоняется им, хотя и не видит их; посвященный знает их, видит и способен привлекать их».

Орфей приносит себя в жертву и умирает, исполнив свою миссию — он принес Свет людям, дал импульс для новой религии и новой культуры. Предания Орфея, его наука и его мистерии распространились по всем храмам Юпитера и Аполлона. Греческие поэты говорили, что Аполлон почувствовал ревность к Орфею, ибо последнего призывали даже чаще, чем его самого. В действительности же, когда поэты воспевали Аполлона, великие посвященные призывали душу Орфея — спасителя и пророка.

Позднее фракийцы, обращенные в религию Орфея, прославляли как великого пророка того, которого сами же убили как преступника по наущению жрицы Гекаты. Мученической смертью его они были обращены к той религии, с которой враждовали, пока он был жив. Так проникал дух Орфея, таинственно разливаясь по невидимым артериям святилищ и тайного посвящения, в сознание Эллады. Боги приходили в согласие под звуки его голоса, подобно тому как в храме хор посвященных поет в согласии с невидимой лирой. Душа Орфея стала душой Греции.

И Орфей продолжал жить в своем творении. Он жил в своих учениках и даже в тех, которые отрицали его. Где же искать силу его творчества? В чем сохранилась его живая душа? Она в святилищах: Юпитера — на Олимпе, Юноны — в Аргосе, Цереры — в Элевзисе. Она царствует в Афинах с Минервой, сияет в Дельфах с Аполлоном, который освещает своим светом все храмы, — вот где центр и жизнь Древней Греции, ее мозг и ее сердце.

Там поучались поэты, переводившие для непосвященных высокие истины в животрепещущие образы, и мудрецы, распространявшие те же истины в тонких диалектических построениях. Дух Орфея живет везде, где просвечивает душа бессмертной Греции. Мы находим его и в состязаниях поэтов и атлетов, и в играх Дельфийских и Олимпийских, которые были созданы преемниками Орфея для мирного слияния двенадцати греческих племен. Мы прикасаемся к его духу и в трибунале амфиктионов, который был не что иное, как собрание посвященных. Собрание это являло собой высший третейский суд, собиравшийся в Дельфах, и благодаря ему Греция снова обрела свое единство в период героизма и самопожертвования.

Сегодня трудно себе представить мировую историю и культуру без греческих храмов, без классических образцов скульптуры, без Пифагора и Платона, без Гераклита и Гесиода, без Эсхила и Еврипида. Во всем этом — корни того, что мы называем сейчас наукой, искусством и в целом культурой. Если обратиться к истокам, то вся мировая культура базируется на греческой культуре, импульс к развитию которой принес Орфей: это каноны искусства, законы архитектуры, законы музыки и т. д.

Орфей остается одной из самых загадочных фигур в мировой истории. Душа Орфея пронеслась подобно сияющему метеору по грозовому небу рождающейся Греции. Когда он погас, казалось, что мрак окутал ее снова. После целого ряда революций фракийские тираны сожгли книги Орфея, опрокинули его храмы, изгнали его учеников. Цари Греции и многие города, дорожившие своей разнузданностью более, чем порядком и справедливостью, вытекающими из чистых учений Орфея, последовали за ними. Решено было изгладить самое воспоминание о нем, уничтожить его последние следы, и это было выполнено в такой степени, что через несколько столетий после его смерти часть Греции сомневалась даже в его существовании. До нас дошло очень мало достоверных сведений об этом великом посвященном, а вот мифов, сказок и легенд — много.

Мифы рассказывают об Орфее как о сыне Аполлона, получившем от отца свой инструмент — семиструнную лиру, в которую впоследствии он добавил еще две струны, сделав ее инструментом девяти муз, как девять ведущих по пути совершенствования сил души, с помощью которых можно этот путь пройти. По другой версии, он был сыном царя Фракии и музы эпической и героической поэзии Каллиопы. Согласно легенде, Орфей участвовал в путешествии аргонавтов за золотым руном, выручая своих друзей во время испытаний.

Один из самых знаменитых мифов — миф о любви Орфея и Эвридики. Возлюбленная Орфея Эвридика умирает, душа ее направляется в подземный мир к Аиду, и Орфей, ведомый силой любви к своей возлюбленной, спускается за ней. Его любовь и преданность тронули душу владыки подземного царства, и тот разрешил Орфею забрать любимую, но с одним условием: возвращаясь на землю, Орфей не должен оборачиваться. Нежная и любящая душа Орфея не выдержала этого жестокого испытания — он обернулся посмотреть на свою возлюбленную и потерял ее снова. Великая любовь соединила их только на небе после смерти Орфея.

ПИФАГОР

Познай самого себя, и ты узнаешь Вселенную и богов.

Надпись над Дельфийским храмом

Орфическая Греция черпала свои нравственные силы в чистом учении, хранившемся в храмах. Душою ее была пластическая религия, а телом — верховный суд, вершившийся в Дельфах. Однако начиная с VII века дельфийский порядок потерял свое обаяние, начало исчезать уважение к священной территории. Это произошло оттого, что великих вдохновителей более не стало и умственный и нравственный уровень храмов снизился. Жрецы продавались господствующей политической власти, и в самые мистерии начала с этих пор проникать порча.

Общий вид Греции изменился. За старинной земледельческой и священнической царской властью в одном месте последовала обыкновенная тирания, в другом — военный аристократический строй, в третьем — анархическая демократия. Храмы сделались бессильными и не могли предотвратить грозящее им разорение. Они нуждались в новой поддержке. Обнародование эзотерических учений становилось необходимостью.

Чтобы мысль Орфея могла жить и проявляться во всем своем блеске, необходимо было, чтобы наука храмов перешла к мирянам. И она начала проникать под различными покровами в сознание гражданских законодателей, в школы поэтов, под портики философов. Последние испытывали такую же потребность для своего учения, какую Орфей признал для своей религии, в двух различных доктринах, в одной — открытой для всех и в другой — тайной, которые передавали бы одну и ту же истину, но в различных формах и в мере, приспособленной к уровню развития учеников.

Эта эволюция дала Греции ее три великих века художественного творчества и умственного блеска. Она позволила орфической идее, которая является одновременно и первым толчком, и идеальным синтезом Греции, сосредоточить всю силу своего света и затем излучить его на весь тогдашний мир. Уже позже ее политическое здание, ослабленное внутренними раздорами, начало колебаться под ударами Македонии, чтобы окончательно разрушиться под железной рукой Рима.

Эволюция имела многих работников. Она породила таких физиков, как Фалес, таких законодателей, как Солон, таких поэтов, как Пиндар, таких героев, как Эпаминонд. Но она имела, кроме того, и своего признанного главу, посвященного высшего порядка, обладавшего великим творческим умом.

Пифагор является таким же учителем для мирян Греции, каким был Орфей для жрецов ее священных храмов. Его истинная деятельность, подобно деятельности всех других реформаторов, происходила путем устного поучения. Но суть его системы сохранилась в «Золотых стихах» Лизия, в «Комментариях» Гераклеса, в отрывках Филолаиса и Архита, а также в «Тимее» Платона, которая заключает в себе космогонию Пифагора.

Мудрость Пифагора и сегодня актуальна: Эволюция есть закон Жизни; Число есть закон Вселенной; Единство есть закон Бога.

Его учение представляет собой великолепное целое, стройное и прочное, отдельные части которого внутренне спаяны основным умозрением. В нем мы находим разумное воспроизведение эзотерической доктрины Индии и Египта, которой Пифагор придал ясность и простоту эллинской мысли. Он присоединил к ней более энергично и ясно выраженную идею человеческой свободы.

В ту же эпоху в различных точках земного шара ряд великих реформаторов проповедовал аналогичное учение. Лао-цзы в Китае исходил из эзотеризма Фо-Хи; последний Будда, Шакьямуни, проповедовал на берегах Ганга; в Италии этрусское жречество послало в Рим посвященного с «Сивиллиными книгами». И не случайно все эти реформаторы появляются в одно и то же время у самых разных народов. Их различные миссии ведут к одной общей цели. Они доказывают, что в известные эпохи одно и то же духовное течение таинственно протекает через все человечество. Откуда появляется оно? Из того невидимого духовного мира, который вне поля нашего зрения, но из которого к нам посылаются все наши гении и пророки.

Пифагор посетил весь древний мир, прежде чем сказал свое слово Греции. Он видел Африку и Азию, Мемфис и Вавилон, их политику и их посвящение. Его бурная жизнь напоминает корабль, борющийся среди грозно взволнованного моря: с распущенными парусами продвигается он неуклонно к цели своего назначения. Его учение производит впечатление ночной прохлады, сменяющей палящий зной кровавого дня. Оно вызывает мысль о красоте звездного неба, которое постепенно развертывает свои сверкающие узоры и свои эфирные гармонии над головой созерцателя.

…В одну ясную ночь, недалеко от храма Юноны, дорийский фасад которого был освещен мягким светом полной луны, придававшим ему еще большую мистическую величавость, под деревьями ближайшего леса сидел молодой человек. Сверток папируса с песнями Гомера соскользнул к его ногам. Он глубоко размышлял в чутком молчании ночи. Прошло уже много времени после заката солнца. Его пылающий диск продолжал стоять перед взором молодого мечтателя, и мысль его блуждала далеко от видимого мира.

В эту теплую и яркую ночь Пифагор смотрел поочередно на землю, на храм и на звездное небо. Да, каждый из этих миров имеет свой собственный закон, а все вместе движется по закону Числа в верховной гармонии. Но кто разберет когда-либо язык небесных светил? Жрецы Юноны говорили ему: «Небеса богов явились ранее Земли. Твоя душа происходит оттуда. Проси богов, чтобы она могла вознестись обратно на свою сторону».

Пифагор все глубже сосредоточивался над загадкой, которая встала перед ним. Земля говорила: «Слепой Рок!» Небо говорило: «Провидение!» А человечество, которое как бы брошено между обоими, кричало: «Страдание! Безумие! Рабство!» Но в глубине своей души будущий адепт слышал непреодолимый голос, который отвечал и на цепи Земли, и на сверкание небес одним криком: «Свобода!» Кто же был прав: мудрецы, жрецы, безумцы, страдающие или он сам?

В сущности, все эти голоса говорили правду — каждый в своей собственной сфере. Три мира пребывали неизменными, как недра Деметры, как сияние светил и как сердце человеческое, но лишь тот, кто сумеет найти их гармоничное сочетание и закон их равновесия, станет истинным мудрецом, лишь он овладеет божественным знанием и будет в состоянии помогать людям.

«В синтезе трех миров кроется тайна Космоса!» Произнеся эти слова, Пифагор поднялся. Его очарованный взгляд был устремлен на фасад храма. Строгие линии храма казались преображенными под нежными лучами Дианы. Душа Пифагора увидела в нем идеальный образ мира и разрешение загадки, которое она искала. Ибо основание, колонны и треугольный фронтон предстали перед ним внезапно, как тройная природа человека и Вселенной, микрокосма и макрокосма, венчанных божественным единством, которое со своей стороны является троичным началом.

Космос, управляемый и проникнутый Богом, образует Священную Тетраду, необъятный и чистый символ, источник Природы и образец Богов!

Да, здесь, скрытый в этих геометрических линиях, таился ключ Вселенной, закон тройственности, который управляет строением существ, и семиричности, лежащей в основе их эволюции. И Пифагор узрел в грандиозном видении миры, двигающиеся под ритм и гармонию священных чисел. Он увидел равновесие Земли и Неба, которое поддерживается человеческой свободой.

Три мира — естественный, человеческий и божественный, взаимно поддерживая и определяя друг друга, исполняют вселенскую драму двойным движением — нисходящим и восходящим. Он угадывал сферы невидимого мира, окружающие мир видимый и беспрерывно оживляющие его; он понял наконец возможность очищения и освобождения человека еще на Земле путем тройного посвящения. Он увидел все это, а также и жизнь свою, и свое назначение в мгновенной яркой вспышке, с непоколебимой уверенностью духа, который чувствует себя лицом к лицу с Истиной.

Теперь ему оставалось доказать умом то, что его могучая интуиция охватила в области Абсолютного, а для этого нужна была жизнь человека и нужен был труд Геркулеса. Но где найти знание, необходимое, чтобы довести такой подвиг до конца? Для этого недостаточно было ни песен Гомера, ни мудрецов ионийских, ни храмов Греции.

С этой минуты решение в душе Пифагора было принято: он решил отправиться в Египет и принять посвящение.

Египетские мудрецы не доверяли грекам, которых они считали непостоянными и легкомысленными. Посвящение Пифагора длилось двадцать два года под руководством великого жреца Сопхиза.

В части о Гермесе мы рассказали об испытаниях и искушениях, ужасах и экстазах посвященного Изиды, вплоть до видимой смерти адепта и до его воскресения в сиянии Озириса. Пифагор прошел через все фазы, которые давали возможность проверить (не как отвлеченную теорию, а как нечто пережитое) учение о Глаголе-Свете, или творческом Слове, и учение о человеческой эволюции на протяжении семи планетарных циклов.

На каждом шагу этого головокружительного восхождения испытания становились все труднее и труднее. Сотни раз приходилось рисковать жизнью, в особенности когда приобреталась власть над оккультными силами, а на очереди были опасные опыты магии и теургии. Как все великие люди, Пифагор верил в свою звезду. Его не устрашало ничто, когда дело шло о приобретении знаний, и самая смерть не остановила бы его, тем более что он видел жизнь и по ту сторону смерти.

Когда египетские жрецы увидели в нем необычайную силу души и ту сверхличную страсть к мудрости, которая появляется так редко в этом мире, они открыли перед ним все сокровища своего опыта. «Наука чисел и искусство воли — вот два ключа магии, — говорили жрецы Мемфиса. — Они открывают все двери Вселенной».

Таким образом Пифагор приобрел в Египте свой широкий кругозор, который дал ему возможность познавать различные ступени жизни и усвоить науки в концентрическом порядке; понять инволюцию духа в материю путем Мирового творчества и его эволюцию, или восхождение к единству, посредством индивидуального творчества, которое осуществляется благодаря развитию сознания.

Кроме того, Пифагор проник в Вавилоне во все мистерии древней магии. После своего египетского и халдейского посвящения Пифагор знал гораздо больше, чем его учителя физики или кто-либо из ученых греков его времени. В храме Нейф-Изиды в Мемфисе и в храме Бэла в Вавилоне он узнал много тайн относительно происхождения религий и истории континентов и человеческих рас. Он мог сравнивать преимущества и недостатки еврейского единобожия, политеизма греков, троичности индусов и дуализма персов.

Он знал, что все эти религии — ключи к единой истине, видоизменяющейся для различных ступеней сознания и для различных общественных условий. Он владел ключом, т. е. синтезом всех этих доктрин, обладая эзотерическим знанием. Его внутренний взор, обнимавший прошлое и погружавшийся в будущее, должен был прозревать с необыкновенной ясностью и настоящее. Его видение показывало ему человечество, которому угрожают невежество священников, материализм ученых и отсутствие дисциплины у демократии. Он видел возрастающий азиатский деспотизм, и из этой черной тучи страшный циклон собирался обрушиться на беззащитную Европу.

Настало время вернуться в Грецию и начать там свое великое дело.

С незапамятных времен Дельфы были местом поклонения народов. Их центральное положение в Элладе и защищенная местность способствовали этому. Необычайный вид окружающей природы поражал воображение.

Каким образом в храме возникало пророчество? Здесь мы прикасаемся к тайнам науки Аполлона и к дельфийским мистериям. Глубокая связь соединяла в древности пророчества с солнечными культами, и эта связь является золотым ключом всех древних мистерий.

В ранние эпохи искусство прорицания производилось с религиозной искренностью и с научной глубиной, которые поднимали его на высоту истинного священнодействия. На фронтоне храма была выгравирована надпись: «Познай самого себя», а на входной двери — «Да не войдет сюда никто с нечистыми руками». Эти слова говорили каждому входящему, что страсти, ложь и лицемерие не должны переступать через порог святилища и что внутри храма божественная правда должна царить без всякой примеси.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!