Ведические традиции Руси 4 страница



Таким образом, каждое из божеств было для древнего посвященного символом и покровителем легиона духов, воспроизводящих его тип в бесконечном разнообразии форм. И каждое божество из своей сферы могло оказывать влияние на человека и на земные дела. Семь гениев видения Гермеса суть семь дев Индии, семь великих ангелов Халдеи, семь сефирот Каббалы, семь архангелов христианского Апокалипсиса. И человек семиричен по своей эволюции.

На этом заканчивалось посвящение адепта в жрецы Озириса.

МОИСЕЙ

Книга Бытия содержит в себе столько же тайн, сколько и слов. И каждое слово, в свою очередь, содержит несколько тайн. Так утверждал св. Иероним.

Все могучие основатели религий проникали хотя бы на мгновение в сияние центральной Истины, но свет, который они извлекли из нее, преломлялся и окрашивался сообразно их гению, а также сообразно временам и странам, в которых осуществлялась их миссия.

Израильский народ дал миру единобожие. Однако миссия Израиля во всей ее целости становится понятной только тому, кто узнает, что в символах Древнего и Нового Заветов заключается все эзотерическое предание прошлого, хотя и в форме значительно искаженной. Особенно искажен Ветхий Завет — многочисленными редакциями и переводчиками, из которых большинство не понимало первоначального смысла этих символов. Только для разобравших их внутренний смысл станет ясной роль Израиля в мировой истории, ибо этот народ является необходимым звеном между древним и новым циклом, между Востоком и Западом.

Христианство предстает перед нами во всей своей полноте и всемирности лишь тогда, когда раскрывается его эзотерическая сторона. Только тогда наше сознание способно воспринять его как результат всего предшествовавшего, как сокровищницу, заключающую в себе и принципы, и цели, и средства всеобщего возрождения человечества. Лишь раскрывая перед нами полноту своих мистерий, христианство станет тем, чем оно может быть в действительности — религией всеобщего вселенского посвящения.

Моисей, египетский посвященный и жрец Озириса, несомненно, был провозвестником единобожия. Через него этот принцип, скрытый под тройным покрывалом мистерии, вышел из глубины храмов, чтобы начать свое открытое воздействие на историю человечества. Моисей с мужеством смелого гения сделал из высочайшей идеи посвящения единый догмат национальной религии. И в то же время он показал мудрую осторожность, открыв всю глубину ее лишь небольшому числу посвященных.

Народной же массе, еще не подготовленной, он ту же идею внушал посредством страха перед единым Богом. В этом пророк Синая провидел очень отдаленные цели, которые намного превышали судьбу его собственного народа. Единая, вселенская, всемирная религия человечества — вот к чему сводится истинная миссия Израиля, которая была понята вполне лишь его великими пророками.

Но чтобы эта миссия могла осуществиться, нужно было пожертвовать народом, который являлся ее представителем. Еврейская нация была рассеяна по лицу Земли и уничтожена как народность. Но идея Моисея и пророков продолжала жить и расти. Преображенная в христианстве, она должна была оказать воздействие на варваров Запада и опосредованно повлиять на Азию.

Хозарсиф, принявший впоследствии имя Моисей, прошел посвящение Изиды. С душой непоколебимой, с железной волей, он перенес все испытания. Его дух, презиравший временные личные интересы, дышал свободно лишь на высоте вечных идей. С этой высоты он спокойно и уверенно проникал во все явления.

Для своих учителей, как и для своей матери, царственной сестры Рамзеса II, Хозарсиф оставался загадкой. Что их особенно поражало — это его цельность и непоколебимость. Они чувствовали, что его нельзя ни согнуть, ни заставить свернуть с намеченного пути. Он шел по этому, неизвестному для них, пути с такой же неуклонностью, с какой небесные светила следуют по своим невидимым орбитам.

Первосвященник Мембра захотел узнать, до каких пределов простирается его глубоко сосредоточенное честолюбие. Однажды Хозарсиф с тремя другими жрецами Озириса нес золотой ковчег, который предшествовал первосвященнику во всех больших религиозных церемониях. В этом ковчеге хранились десять наиболее сокровенных книг храма, в которых заключалась священная наука магии и теургии.

Возвратившись в святилище вместе с Хозарсифом, Мембра сказал ему:

— Ты из царского рода. Твоя сила и твое знание превышают твой возраст. Чего добиваешься ты?

— Ничего, кроме вот этого. — И Хозарсиф положил руку на священный ковчег, прикрытый сверкающими крыльями отлитых из золота символических птиц.

— Следовательно, ты хочешь стать первосвященником Амона-Ра и пророком Египта?

— Нет, я хочу знать, что заключено в этих книгах.

— Как же узнаешь ты их содержание, раз никто, кроме первосвященника, не может знать его? Озирис говорит когда хочет, как хочет и кому хочет.

— Заключенное в этом ковчеге — лишь мертвые книги. Если Дух захочет говорить со мной, Он заговорит.

— Что же думаешь ты предпринять для достижения твоей цели?

— Ждать и повиноваться.

Обладал ли Хозарсиф той гордостью, которую приписывали ему? Да, если можно назвать гордостью, когда плененный лев поднимает голову и, не видя ближайшего, устремляет свой взор на далекий горизонт, теряющийся позади железных запоров его клетки. Да, если можно назвать гордостью, когда прикованный орел трепещет в неволе и, вытянув шею и развернув крылья, устремляет свой орлиный взор к солнцу. Как все сильные, отмеченные для великого подвига, Хозарсиф не подчинялся слепому року, он чувствовал, что неисповедимое Провидение бодрствует над ним и приведет его к намеченным целям.

Однажды Хозарсиф увидел, как египетский надсмотрщик осыпал ударами беззащитного еврея. Сердце его загорелось; он бросился на египтянина, вырвал у него оружие и убил его. Это убийство, содеянное под влиянием благородного гнева, решило его судьбу. Жрецы Озириса, виновные в убийстве, были строго судимы всей жреческой коллегией. И без того фараон подозревал в сыне своей сестры будущего претендента на престол. Жизнь его висела на волоске.

Он предпочел покинуть родину и самостоятельно назначить себе искупление своего греха. Все толкало его в одиночество пустыни, в обширное неизведанное: и его тайное желание, и предчувствие собственной миссии, а более всего — тот внутренний голос, таинственный и непреодолимый, который говорил ему: «Иди, там твое назначение».

По ту сторону Красного моря и Синайского полуострова, в Мадиамской стране находился не зависевший от египетских жрецов храм. Эта область простиралась зеленой лентой между Эламитским заливом и Аравийской пустыней. Издали, по ту сторону морского залива, виднелись темные массы Синая и его обнаженная вершина. Заключенная между пустыней и Красным морем, защищенная вулканическим гребнем, эта уединенная страна была в безопасности от вторжений.

Упомянутый храм был посвящен Озирису, но в нем же поклонялись Богу и под именем Элоима, ибо это святилище эфиопского происхождения служило религиозным центром не только для арабов и семитов, но также и для представителей черной расы, искавших посвящения.

Здесь-то и нашел убежище Хозарсиф.

Первосвященником Мадиамским был в то время Иофор. Он принадлежал к наиболее чистому типу древней эфиопской расы, которая за четыре или пять тысяч лет до Рамзесов господствовала над Египтом и которая еще не забыла своих преданий, повествующих о ее происхождении от самых древнейших рас. Иофор не обладал ни выдающимся вдохновением, ни деятельной энергией, но он был большим мудрецом. Когда Хозарсиф попросил у него убежища во имя Озириса-Элоима, он встретил беглеца с распростертыми объятиями. Возможно, что он угадал судьбу этого человека, предназначенного стать пророком изгнанников, вождем народа Божьего.

Прежде всего Хозарсиф решил подвергнуть себя искуплению греха, которое закон посвященных предписывал убийце из своей среды. Когда посвященный совершал убийство, даже если оно было и невольное, он признавался потерявшим преимущество преждевременного воскресения из мертвых в «сиянии Озириса», преимущество, достигаемое благодаря испытаниям посвящения, которое поднимало его высоко над обыкновенными смертными. Чтобы искупить свое преступление, чтобы восстановить свой внутренний свет, он должен был пройти через испытания гораздо более страшные, подвергнуть себя еще раз опасности смерти.

После продолжительного поста посредством особым образом приготовленного питья посвященного погружали в летаргический сон; затем его оставляли в склепе храма. Он пребывал там несколько дней или даже несколько недель. В это время он должен был совершить странствие в потустороннем мире, в Эребе или области Аменти, где «плавают» души мертвых, еще не вполне отделившиеся от земной атмосферы.

Там он должен был найти свою жертву, подвергнуться всем ее страданиям, получить ее прощение и помочь ей найти путь к Свету. Лишь после этого его считали искупившим свой грех, омывшим свое астральное тело от черных пятен, которыми его загрязнили проклятия и отравленный дух его жертвы.

Но из этого странствия согрешивший мог и совсем не возвратиться. Случалось, что когда жрецы являлись в склеп, чтобы пробудить искупающего свой грех от глубокого сна, они на его месте находили лишь труп.

Хозарсиф, не колеблясь, подверг себя этому испытанию. С полным самоотречением предложил он себя в жертву Озирису, прося об одном: если суждено ему вернуться на Землю, да будет ему дана сила проявить закон справедливости.

Когда Хозарсиф пробудился от страшного сна в подземелье храма Мадиамского, он почувствовал себя преображенным. Его прошлое было словно отрезано от него. Египет перестал быть его родиной, и перед ним развернулась необъятность пустыни с ее кочующими племенами, развернулась как предназначенное для него поле деятельности.

Он смотрел на гору Элоима, возвышавшуюся на горизонте, и в первый раз, подобно видению грозовой бури в молниеносных облаках Синая, осознание собственной миссии наполнило его душу. Он понял, что должен создать из этих подвижных племен сильный народ, способный отстоять закон Единого Живого Бога посреди идолопоклонничества и всеобщей анархии народов, — народ-воин, который понесет в будущие времена истину, сокрытую в золотом ковчеге посвящения.

В этот день, чтобы отметить новую эру своей жизни, Хозарсиф принял имя Моисей, что значит спасенный.

Для подвига, который ему предстояло совершить, нужно было приготовиться. До этого Рама, Кришна, Гермес, Зороастр создавали религии для своих народов. Моисей же хотел создать народ для вечной религии. Для осуществления этой цели, столь новой и необъятной, нужна была могучая основа. Ради этого Моисей написал Сефер Берешит — Книгу Начал, представляющую собой сжатый синтез науки прошлого и науки будущего, ключ к мистериям, факел посвященных, центр соединения для всего народа.

Религия не может возникнуть без инициатора. Книга Бытия содержит в себе всю сущность Моисеева предания, каким бы превращениям она ни подвергалась, под всем налетом вековой пыли и бесчисленных прикосновений священства она все же сохранила свою основную идею, живую мысль, завещание пророка Израиля.

Израиль вращается вокруг Моисея таким же неизбежным и роковым образом, как Земля обращается вокруг Солнца. Так каковы же были основные идеи Книги Бытия? Что, собственно, Моисей хотел заповедать потомству в этом тайном завещании Сефер Берешит?

Ключ можно найти в египетской символике, в символах всех религий древнего цикла, а также в синтезе учений посвященных, который получается при сопоставлении эзотерических учений, начиная с ведической Индии и до христианских посвященных первых веков нашей эры включительно.

Египетские жрецы, по свидетельству греческих авторов, владели тремя способами объяснять свою мысль. Первый способ был ясный и простой, второй — символический и образный, третий — священный и иероглифический. То же самое слово принимало, по их желанию, либо свой обычный смысл, либо образный, либо трансцендентный. Гераклит прекрасно выразил эти различия, определив их язык как говорящий, обозначающий и скрывающий.

Когда дело касалось теософических и космогонических наук, египетские жрецы всегда употребляли третий способ письма. Их иероглифы имели при этом три смысла, и соответствующие, и различные в одно и то же время. Два последних смысла не могли быть поняты без ключа. Этот способ письма, таинственный и загадочный, исходил из основного положения герметической доктрины, по которой один и тот же закон управляет миром естественным, миром человеческим и миром божественным.

Язык этого письма, поразительно сжатый и совершенно непонятный для толпы, обладал своей особой выразительностью, доступной только адепту. Посредством единого знака он вызывал в его сознании начала, причины и следствия, которые, исходя от Бога, отражаются и в слепой природе, и в сознании человеческом, и в мире чистых духов. Благодаря этому способу письма адепт обнимал все три мира сразу.

И нет сомнения, что Моисей, обладавший герметическими знаниями, написал свою Книгу Бытия египетскими иероглифами, заключавшими в себе все три смысла. Он передал ключи от них и дал устные объяснения своим преемникам. Во времена Соломона Книга Бытия была переведена на финикийский язык. После вавилонского плена Ездра переписывал ее арамейско-халдейскими письменами. Поэтому еврейские священники владеют ключами для чтения уже не настолько совершенно.

Когда же очередь дошла до греческих переводчиков Библии, последние имели лишь слабое понятие об эзотерическом смысле переводимых текстов. Св. Иероним, делая латинский перевод с греческого текста, несмотря на всю серьезность своих намерений и незаурядный ум, уже не мог проникнуть в тайный смысл Библии. Но даже если и мог, условия того времени заставили его молчать.

Следовательно, когда мы читаем Книгу Бытия в существующих переводах, мы имеем лишь первый смысл ее содержания.

Скрытый смысл вырывается иногда, подобно яркой искре, из текста. Два примера помогут понять, как слагался священный язык древних храмов и каким образом три кроющиеся в нем значения оказались тождественными и в символах Египта, и в Книге Бытия.

На множестве египетских памятников встречается такой символ: женщина держит в одной руке крест — символ вечной жизни, а в другой — скипетр, украшенный цветами лотоса, символ посвящения. Это — богиня Изида. Изида же имеет три различных значения. В прямом смысле она изображает женщину, следовательно, и все мирское женское начало. В аналогическом смысле она олицетворяет совокупность всей земной природы со всеми ее зарождающимися силами. В высшем смысле она символизирует невидимую небесную природу, элемент душ и духов, духовный свет, разумный по существу, который один только может даровать посвящение.

Символ, соответствующий Изиде в тексте Книги Бытия и в сознании иудео-христианском, есть Ева, Ieve,вечная женственность. В этом смысле Ева не только жена Адама, но и Божественная Супруга. Она составляет три четверти Его сущности. Ибо имя Ieve,из которого сделали Jehovahи laveh,состоит из приставки Jod-и имени Eve.

Первосвященник Иерусалима произносил однажды в год Божественное имя, провозглашая его — буква за буквой — следующим образом: Iod, he, vae, he.Первый слог выражал божественную мысль и теогонические науки; три буквы имени Eveвыражали три порядка природы, три мира, в которых эта мысль осуществляется, следовательно, и науки космогонические, и физические, соответствующие трем мирам. Неизреченный содержит в своих глубоких недрах Вечно мужественное и Вечно женственное начала. Их нерасторжимый союз составляет Его силу и Его тайну. Но Моисей, заклятый враг всякого изображения Бога, не говорил о том народу; он внес образно эту идею в построение Божественного имени, объяснив его значение своим адептам. Таким образом, природа, не получившая выражения в иудейском культе, таится в самом имени Бога. Супруга Адама раскрывает перед нами свое глубокое родство с Изидой земной и божественной, Матерью богов, которая хранит в своих недрах вихри душ и светил.

В качестве другого примера возьмем Змия, который играет большую роль в истории Адама и Евы. Книга Бытия называет его Nahash.Какое же значение имела змея для древних храмов? Мистерии Индии, Египта и Греции отвечают однозначно: змея, свернувшаяся кольцами, означает Мировую жизнь, магической силой которой является астральный свет. В еще более глубоком смысле Nahashозначает силу, которая приводит жизнь в движение, то взаимное притяжение, в котором зиждется причина всемирного тяготения. Греки называли это притяжение Эросом, Любовью или Желанием.

Попробуйте применить эти два смысла к истории Адама, Евы и Змия, и вы увидите, что грехопадение первой пары, или первородный грех, превратится в великое устремление природы с ее царствами, видами и родами в могучий круговорот жизни.

Эти два примера дают нам возможность заглянуть в глубины Моисеевой космогонии.

Однажды в черном безмолвии склепа Моисей услыхал голос. Голос этот исходил из глубины его собственного сознания, он приказал ему: «Поднимись на гору Божию, у Хорива».

Моисей поднялся без страха по ущелью Хорива. Он прошел Долину смерти с ее хаосом скал.

Когда Моисей подошел к пещере, закрытой от глаз колючими растениями, он был ослеплен внезапным светом, озарившим все окрестности горы Синай. Ему казалось, что почва загоралась под ним и что гранитные горы превратились в море пламени. При входе в пещеру ослепительно сияющее видение появилось перед ним и огненным мечом загородило ему дорогу.

Моисей упал ниц, как пораженный громом. Вся его гордость разбилась в прах. Взгляд лучезарного Ангела пронизал его своим светом. С тем глубоким проникновением, которое возникает у ясновидца, он понял, что это лучезарное Существо поведает ему нечто страшное. И ему захотелось уклониться, скрыться в недра земные.

Но голос произнес: «Моисей, Моисей!» И он ответил: «Здесь я, Господи». Затем последовал приказ: «Не приближайся сюда, сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято».

Моисей скрыл лицо свое. Он страшился снова увидеть Ангела и встретить его пылающий взор. И Ангел сказал ему:

— Ты, который ищешь Элоима, почему ты дрожишь предо мной?

— Кто ты?

— Я луч Элоима, вестник Того, Который был, есть и будет вовек.

— Что приказываешь ты?

— Ты скажешь сынам Израиля: «Господь Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, послал меня к вам, чтобы извлечь вас из страны рабства».

— Кто я, — сказал Моисей, — чтобы извлекать сынов Израиля из Египта?

— Дерзай, — сказал Ангел, — ибо я буду с тобою. Я вложу пламя Элоима в твое сердце, Его глагол — в твои уста. Сорок лет подряд ты призывал Его. Твой голос достиг до Него, и вот я беру тебя во имя Его. Сын Элоима, ты принадлежишь мне навсегда.

И Моисей, ободренный, воскликнул:

— Покажи мне Элоима, дабы видеть мне Его живой огонь!

Он поднял голову. Но Ангел исчез подобно сверкнувшей молнии. Голос, который пронесся по лазури неба и замер в бесконечности, сказал: «Я Тот, Который есмь».

Моисей после случившегося глубоко изменился. Его дух обрел новую силу. Намерение Моисея было самое необыкновенное и самое дерзновенное, какое когда-либо возникало в душе человеческой.

Вырвать целый народ из-под давления столь могущественной нации, как египтяне, повести его к завоеванию страны, занятой враждебным населением, значительно лучше вооруженным, влачить свой народ в течение сорока лет по пустыне, внушить ему единобожие под угрозой огненного меча и исполнить его таким страхом и таким благоговением перед этим единым Богом, чтобы Он воплотился в самое тело народа, сделался его национальным символом, целью всех его стремлений, смыслом самого существования народного, — таков был ни с чем не сравнимый подвиг Моисея.

И вот племя Израиля двинулось в путь. Всех переселенцев было вначале несколько тысяч человек. Позднее к ним присоединились «всякого рода люди», как говорит Библия: ханаане, эдомиты, арабы и семиты всех видов, привлеченные и очарованные пророком пустыни, который призывал их со всех концов, чтобы переплавить самую душу их по-своему.

Вокруг пророка образовалась группа священников с Аароном во главе, братом Моисея по посвящению, и с пророчицей Марией, которая представляет собою женское посвящение у Израиля. Из этой группы и образовалось сословие священников. Вместе с ними семьдесят начальников, избранных или посвященных мирян, окружали пророка.

В центре этой группы двигался золотой ковчег, идея которого была заимствована Моисеем у египетских храмов, где он служил. Но Моисей приказал сделать ковчег по новому образцу, составленному им самим. Ковчег Израиля был окружен с четырех сторон херувимами из золота, напоминающими сфинксов или четырех символических зверей из видения пророка Иезекииля. Один из них имел голову льва, второй — голову быка, третий — голову орла, а последний — человеческую голову. Они олицетворяли четыре космических элемента: землю, воду, воздух и огонь, а также и четыре мира, изображенные буквами священной тетраграммы. Своими крыльями херувимы прикрывали священную жертву примирения.

Этот ковчег был орудием электрических и световых явлений, производимых магией жреца Озириса, явлений, которые, пройдя через легенды, послужили основанием для библейских рассказов. Кроме того, Ковчег Завета содержал Сефер Берешит, написанную Моисеем египетскими иероглифами, и магический жезл, упоминаемый в Библии. В нем же будут сохраняться и Скрижали Завета, законодательство Синая. Моисей назвал золотой ковчег троном Элоима, потому что в нем заключены и священные предания, и миссия Израиля, и идея Иеговы.

У подножия горы Синай перед всеми собравшимися Моисей объявил торжественно, что он поднимется на вершину к Элоиму, который даст ему закон. Он принесет людям этот закон написанным на каменных скрижалях. Народу всему он приказал бодрствовать и поститься и ожидать его с душою целомудренной, в чистоте и молитве. Он сказал, что оставляет ковчег под охраной семидесяти старейшин. Вслед за тем он исчез.

Проходили дни за днями; Моисей не возвращался. Народ сначала беспокоился, затем начал роптать: «Зачем увели нас в эту пустыню, подвергая нападению амаликитян? Моисей обещал повести нас в страну ханаанскую, где текут молоко и мед, а теперь мы умираем в пустыне. Лучше было рабство в Египте, чем эта жизнь, полная бедствий. Если бы Господь послал нам те мясные кушанья, которые мы ели там! Если Бог Моисея есть истинный Бог, пусть он это докажет, пусть наши враги разорятся и пусть мы немедленно войдем в страну обетованную».

Ропот все усиливался, начинался мятеж. Бунтующие возбуждали друг друга, крики разрастались и неслись от всей толпы: «Аарон, Аарон! Сделай нам богов, которые бы вели нас, ибо мы не знаем, что стало с Моисеем, который увел нас из страны египетской».

Аарон тщетно старался успокоить толпу. Мятежники заставили Аарона под страхом смерти отлить золотого тельца. Начались жертвоприношения быков и козлов чужим богам, собирались пиршества, вокруг идолов под звуки гуслей, кимвалов и тимпанов происходили пляски.

Семьдесят старейшин, избранных Моисеем для охранения священного ковчега, напрасно старались остановить разгорающийся мятеж. Бессильные, они опустились на землю, посыпав свои головы пеплом. Окружив тесным кольцом скинию с ковчегом, они с глубоким смущением слушали дикие крики, необузданные песни и заклинания, обращенные к страшным божествам, демонам сладострастия и жестокости. С ужасом смотрели они на людей, объятых исступлением бунта против своего Бога. Что станется с Ковчегом Завета, с Книгой Израиля, если Моисей не возвратится?

А между тем Моисей возвратился. Плодом его долгого уединения, его одиночества на горе Синай был закон, начертанный на каменных скрижалях. Спускаясь с горы со скрижалями в руках, он увидел сразу всю оргию своего народа перед воздвигнутым идолом.

Огнем разгорелся великий гнев в душе Моисея. Он разбил каменные скрижали, и всем стало ясно, что он в силах разбить таким же образом и весь народ и что Божья сила владеет им. Израиль задрожал, но под страхом, овладевшим мятежниками, таилась ненависть. Одно слово, один жест колебания со стороны первосвященника-пророка — и чудовище облеченной в идолопоклонство анархии подняло бы против него свои бесчисленные головы, погребло бы под градом камней и священный ковчег, и самого пророка, и его идею.

Но Моисей не дрогнул. Он стоял перед народом, окруженный невидимыми охранявшими его силами. Он понял, что прежде всего нужно поднять дух семидесяти старейшин до своей собственной высоты, а через них поднять и весь народ. Он призвал Элоима-Иегову, Небесный Огонь, из глубины своего духа и из глубины Небес.

— Ко мне, семьдесят избранных! — воскликнул Моисей. — Да возьмут они священный ковчег и да поднимутся со мной на гору Божию. Народ же пусть ждет и дрожит. Я принесу ему суд Элоима.

Левиты вынесли из палатки золотой ковчег, прикрытый пеленами, и шествие из семидесяти старейшин с пророком во главе исчезло в ущельях Синая.

Вслед за тем разразилась гроза, и ее громовые раскаты перекатывались по всем горным ущельям и доносились до израильского лагеря устрашающим грохотом. Народ не сомневался, что то был гнев Элоима, вызванный Моисеем. Жрицы чужих богов исчезли; идолы были повержены, начальники племен пали ниц, женщины и дети искали спасения за телами верблюдов. И это длилось целую ночь и целый день. Молнии зажигали палатки, убивали людей и животных, и гром не переставал грозно греметь.

К вечеру следующего дня гроза начала затихать, но облака продолжали клубиться над Синаем и небо оставалось черным. Внезапно у выхода из горного ущелья показались семьдесят старейшин и во главе их Моисей. И в неверном освещении наступивших сумерек лица пророка и его избранных сияли сверхъестественным светом, словно они несли на себе отблеск божественного огня. Над золотым ковчегом, над пылающими крыльями херувимов сверкал, подобно фосфорическому столбу, колеблющийся яркий свет. Перед этим необычайным зрелищем начальники и народ, мужчины и женщины пали ниц в отдалении.

— Пусть все, которые остались верны Единому Богу, приблизятся ко мне, — сказал Моисей.

Три четверти из предводителей Израиля выстроились вокруг Моисея; мятежники спрятались в своих палатках… Тогда пророк, продвигаясь вперед, приказал всем, сохранившим верность, поразить мечом зачинщиков восстания и всех жриц Астарты, дабы Израиль трепетал навек перед Элоимом, дабы он вспоминал закон Синая и его первую заповедь:

«Я Господь Бог твой, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх. XX, 2–4).

Так, перемешивая страх с таинственным, Моисей внедрял свой закон и свой культ народу израильскому. Он хотел запечатлеть идею Иеговы пылающими буквами в глубине души народной, и без этой беспощадности единобожие не могло бы победить многобожия, распространенного в окрестных странах.

Как бы то ни было, Моисею удалось передать старейшинам божественный огонь своей собственной энергии и непоколебимой воли. Они являли собой первый храм, предшествовавший храму Соломона, — живой храм, двигавшийся впереди Израиля, его сердце, свет, освещавший ему путь.

Подобно Магомету Моисей должен был проявить одновременно и гений пророка, и дарования воина и общественного организатора. Он должен был бороться и против общего изнеможения, и против кле-вет, и против заговоров. В этой борьбе Моисей переходил от негодования к состраданию, от отеческой нежности к страшному гневу против своего народа, который бился в крепких тисках его неукротимого духа и поневоле покорялся ему.

Все могучие души познали одиночество, которое создается истинным величием. Но Моисей был особенно одинок, потому что его руководящее начало было наиболее абсолютным и трансцендентным. Его Бог был по преимуществу олицетворением мужского начала, олицетворением чистого духа. Чтобы внедрить Его в человечество, он должен был объявить войну началу женскому, богине Природе, Еве, Вечной Женщине, которая живет в душе Земли и в сердце человека.

ОРФЕЙ

Как трепещут они в необъятной Вселенной, как они вьются и ищут друг друга, эти бесчисленные души, которые исходят из единой Великой Души Мира!

Они падают с планеты на планету и оплакивают в бездне забытую отчизну… Это — твои слезы, Дионис… О великий Дух, о Божественный Освободитель, прими обратно твоих дочерей в твое лоно неизреченного света.

Орфический отрывок

— Эвридика! О Божественный Свет! — проговорил Орфей, умирая.

— Эвридика! — простонали, обрываясь, семь струн его лиры.

Легенда Орфея

Орфей был животворящим гением священной Греции, будителем ее божественной души. Его лира о семи струнах обнимала всю Вселенную. Каждая из струн соответствовала также одному из состояний человеческой души и содержала закон одной науки и одного искусства. Мы потеряли ключ к ее полной гармонии, но ее различные тона никогда не переставали звучать для человечества.

Теургический импульс и веяние духа Диониса, которые Орфей сумел сообщить Греции, передались позднее Европе. Наш век перестает верить в красоту жизни, и если несмотря ни на что он продолжает сохранять о ней воспоминание, исполненное тайной и непреодолимой надежды, этим он обязан великому вдохновителю — Орфею.

* * *

Это было в эпоху Моисея, пять веков до Гомера, тринадцать веков до Христа. Индия погружалась в Кали-югу, в века темноты, и являла лишь тень своего прежнего величия. Ассирия под натиском вавилонской тирании спустилась в мир анархии и продолжала топтать Азию. Египет, все еще крепкий наукой своих жрецов и фараонов, противодействовал всеми своими силами этому всеобщему разложению, но влияние его останавливалось у Евфрата и у Средиземного моря. Израиль развернул в пустыне знамя единого Бога, внушенного ему гремящим голосом Моисея, но отголосок этого клича еще не пронесся над землей.


Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!