М н д м н м з й о од л а
8.1. О об н о тир з и и м з й о од л ву л ви х р н ч ойэ о о и и М уз ей но е д ел о ие гор ол ь вс ов ре ме нн омо бщ ес тв е. Развитие
человеческого общества сопровождается постоянным возрастани-
ем значения рыночных отношений во всех сферах жизни, включая
такую специфическую область человеческой деятельности, как м у-
з ей но е д ел о. Музейное дело —это область сферы культуры и ис-
кусства, выполняющая функции сохранения социально-культур-
ной информации, познания и передачи ее посредством музейных
предметов. Таким образом, музейное дело играет значительную
образовательную, воспитательную, культурно-просветительскую
роль в современной жизни, сохраняя, преумножая и донося до
общества накопленное предыдущими поколениями культурное
наследие.
Современный этап развития общества требует постоянного со-
вершенствования организации музейного дела; это обусловлено
развитием научно-технического прогресса, трансформацией соци-
ально-экономических условий жизни человека, интеграцией ми-
ровой культуры, развитием средств информации, туризма, ростом
уровня образования населения.
Э во лю ци я т ео ри й м уз ей но год ел а. Начиная с последней четверти
XX в. в музейной практике разрабатываются коммуникационный
подход, затем системный и многие другие. Общество рассматри-
вает музей как инструмент воздействия на сознание —инструмент
воспитания, терапии, идеологии. В соответствии с современной
|
|
доктриной прошлое должно стать отправной точкой будущего,
и банком идей прошлого являются музеи.
Эволюция теории музейного дела наглядно демонстрирует эта-
пы развития общества, экономики, науки, адекватно реагируя на
изменения внешней среды.
Так, на фоне развития технических средств коммуникации, во
второй половине XX в. возник и получил широкое распространение
100
к ом му ни ка ци он ны й п од хо д, имевший два основных источника.
П е р в ы й —это предложенная К. Шенноном в 1949 г. матема-
тическая теория связи. Основу данной теории составила схема,
в которой были намечены важнейшие элементы акта передачи ин-
формации: источник информации, передатчик, канал, приемник,
адресат и шум.
В т о р ы м источником коммуникационного подхода является
подход М. Мак-Люэна, который в 1960-е гг. XX в. предложил рас-
сматривать этапы развития человеческого общества как эволюцию
средств коммуникации, как то: язык, дороги, деньги, печать, теле-
видение, информационные технологии и т.д.
Основываясь на данных подходах, Д. Камерон впервые пред-
ложил рассматривать музей как коммуникационную систему. Со-
гласно его концепции музейная коммуникация представляет собой
|
|
процесс общения посетителя с «реальными вещами». По Камеро-
ну, процесс общения основан на способности аудитории понимать
«язык вещей» и способности музейной экспозиции выстраивать
с помощью вещей невербальные пространственные «высказыва-
ния». Работы Камерона послужили толчком к разработке ком-
муникационной проблематики в музееведении. Прежде всего, это
выражается в смещении фокуса музееведческих исследований на
изучение музейной аудитории.
В музейном деле коммуникационный подход характеризуется ря-
дом принципов, придающих особый смысл музейной действитель-
ности в условиях изменения социально-экономической среды.
П е р в ы й принцип —это а нт ро по це нт ри ст ск ий, г ум ан ит ар
н ыйподход, который ставит на первое место личность человека.
Логика коммуникационного анализа предполагает движение «от
субъекта», а не «от вещи», и потому не допускает первенства му-
зейного предмета (собрания или экспозиции).
В т о р ы м принципом является культурологический подход,
предполагающий, что используемые в процессе коммуникации
знаки и символы, независимо от их материальных носителей, су-
ществуют в определенном поле культурных значений. Поэтому
|
|
субъекты, включенные в музейную коммуникацию, выступают
как представители культурных позиций, а музейные предметно-
пространственные «послания» —как культурные тексты.
Т р е т ь и м принципом является д иа ло ги че ск ийп од хо д, рас-
сматривающий структуры с участием как минимум двух субъектов,
разнящихся своей культурной позицией. Поэтому конституирующим
элементом любой ситуации музейной коммуникации являет101
ся «разность культурных потенциалов», или культурно-историче-
ская дистанция, имеющая синхронное и диахронное измерения.
Ч е т в е р т ы м принципом является а кс ио ло ги че ск ийподход,
который исходит из представления, что музейное общение явля-
ется в своей основе ценностным. Поэтому ценностный аспект му-
зейной коммуникации рассматривается как ведущий, а иные ее
аспекты (обучение, передача информации, знаний и т.д.) —как
подчиненные. Несмотря на активное использование коммуника-
ционного подхода, его объективные достоинства и другие положи-
тельные факторы воздействия на аудиторию, в условиях развития
рыночных отношений и формирования глобального общества по-
требления музеи не смогли обеспечить глубинное взаимодействие
|
|
с обществом. Современные художественные музеи, «тексты» их
коллекций и выставок непонятны большей части современной ау-
дитории. Таким образом, ни одна из целей коммуникации в совре-
менных социально-экономических реалиях не достигается: музей
не способен что-либо сообщить, так как ведет разговор на языке
искусства, не понятном для подавляющего большинства совре-
менной аудитории; музей не способен эффективно воздейство-
вать на общество, так как формы современного искусства чужды
современному потребителю; музей не способен установить конст-
руктивный диалог с посетителем, так как система обратной связи
недостаточно в него интегрирована и недостаточно гибко реагиру-
ет на разнообразие потребностей аудитории.
Таким образом, изменение в экономике и обществе, развитие
рыночных отношений, стирание классовых и социальных границ
общества потребления привели к отказу от коммуникационного
подхода из-за невозможности на его основе реализовать потенциал
музея в современном мире.
В этих условиях основой музейной деятельности становится
посредничество между основной частью общества потребления,
непричастного к искусству, и собственно художественными про-
изведениями. Учитывая то обстоятельство, что основную часть
жизни современного человека занимает его профессиональная
деятельность, искусство в виде культурных индустрий занимает
оптимальную позицию взаимодействия с представителями различ-
ных групп интересов на доступном им уровне.
И ст ор ияр аз ви ти я м уз ей но гом ен ед жм ен та Формирование систе-
мы музейного менеджмента началось в период после Второй миро-
вой войны, когда в Европе и США начался новый виток развития
музеев, причины которого объясняются становлением общества
102
потребления и культурной логикой позднего капитализма. Несмо-
тря на существенные различия в музейном менеджменте разных
стран, можно выделить ряд общих для всех принципов.
Взаимоотношения музеев и общества начиная с XVIII в. про-
шли три этапа: этап огосударствления во второй половине XVIII в.,
этап политизации и бюрократизации в конце XIX —начале XX в.
и, наконец, этап демократизации в период после Второй мировой
войны. Несмотря на то, что музеи изначально выполняли образо-
вательную функцию, они долгое время ориентировались на по-
сетителей-ценителей, их деятельность была направлена, прежде
всего, на сами коллекции музейных предметов, их исследование
и хранение.
Начиная с 1960-х гг. музеи заняли свое место в ряду других куль-
турных индустрий, призванных способствовать созданию иден-
тичностей и стилей жизни у потребителей. В качестве «экономи-
ческой отрасли» музеи встали перед необходимостью производить
новые культурные продукты, продавать их и оценивать свою дея-
тельность в терминах экономической эффективности. Значимым
элементом музейного менеджмента стал музейный маркетинг, т.е.
исследование потребительских предпочтений посетителей, ответ
на их спрос и формирование спроса на новые культурные продук-
ты. Произошла смена приоритетов: если ранее основное внима-
ние уделялось собственно музейным предметам, то в последние
три-четыре десятилетия основной целью музейного дела стал по-
сетитель с его запросами, в том числе не только познавательными
и культурными, но и самыми прозаичными и обыденными. По-
скольку удовлетворенность массового посетителя зависит не толь-
ко от качества экспозиций и экскурсий, но и от инфраструктуры,
то стали уделять внимание наличию в музеях кафе и ресторанов,
магазинов музейной продукции и всего прочего, необходимого для
отдыха и развлечения. Музеи из хранилищ объектов искусства или
предметов прошлого стали все более превращаться в культурные
центры широкого профиля.
Изменения, произошедшие с начала последнего десятилетия
XX в. с российскими музеями, в каком-то смысле повторили эти
мировые тенденции. За период перестройки количество музеев
в нашей стране увеличилось в несколько раз.
С начала 1990-х гг. привлечение в музеи посетителей и удов-
летворение их потребностей стало одной из приоритетных задач.
Примерно с 1993–994 гг. руководителям музеев пришлось осваи-
вать новые методы управления, необходимые для развития музея
103
в изменившихся условиях. Здесь можно выделить два типа новых
управленческих навыков: во-первых, это навыки построения взаи-
моотношений с органами власти, а во-вторых, заимствование за-
рубежного опыта в области музейного менеджмента.
О со бе нн ос тир ос си йс ко гом уз ей но гом ен ед жм ен та Особенно-
стью России по сравнению со многими другими странами яв-
ляется сохранение прежней советской системы иерархического
управления культурой. Музеи, как и прежде, являются подведом-
ственными учреждениями и соответственно, зависят от выше-
стоящих чиновников. В некоторых городах и регионах России
существует противостояние между руководителями музеев и гла-
вами департаментов (комитетов, управлений) по культуре. В то
же время у руководителей музеев практически отсутствуют рыча-
ги воздействия на власть. Поэтому многое в этих иерархических
взаимоотношениях определяется конкретной ситуацией. Однако
нельзя сказать, что учреждения культуры являются однозначно
страдательными фигурами и что они всегда вынуждены адапти-
роваться к запросам вышестоящих структур. В силу того, что для
органов власти ситуация в сфере культуры, возникшая с начала
1990-х гг., являлась также новой, правила взаимоотношений вы-
рабатывались и продолжают вырабатываться совместно обеими
сторонами.
Нехватка бюджетных денег —это объективная данность, а воз-
можность получения помощи от местных властей и в самом деле
зависит от активности того или иного учреждения культуры, на-
стойчивость и обоснованность обращения которого заставляет
госуправленцев изыскивать средства или способствовать учреж-
дениям культуры в поисках спонсоров. За редкими исключения-
ми бюджетные деньги по-прежнему составляют преобладающую
часть дохода российских музеев. Как правило, выделяемых средств
не хватает, и дополнительное бюджетное финансирование необхо-
димо «добывать», применяя убедительную аргументацию и личные
связи. Для того чтобы получить деньги на те или иные проекты,
руководители музеев используют различные «информационные
поводы»: юбилеи, события городского, республиканского и рос-
сийского масштаба, политические выборы. Взаимоотношения
руководителей музеев и местной администрации являются очень
сложным процессом, требующим серьезной подготовки и тонкой
дипломатии.
В решении многих проблем помогают профессиональные му-
зейные ассоциации. В настоящее время созданы и действуют та-
104
кие объединения, как Союз музеев России, Союз творческих му-
зейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
Содружество музейных работников Поволжья, Ассоциация му-
зейных работников (АМР), ассоциация «Открытый музей», ассо-
циация «Музей будущего». Не все музеи участвуют в деятельности
профессиональных ассоциаций, но те, которые входят в них, по-
лучают для себя большое подспорье.
К ом ме рч ес ка я д ея те ль но ст ь м уз ее в. В условиях рыночной эко-
номики особое значение приобретает коммерческая деятельность
музеев. Большинство музеев —некоммерческие организации и их
основной целью является не получение прибыли, а сохранение
социально-культурной информации и передача ее посредством
музейных предметов. Тем не менее коммерческая деятельность
в современных учреждениях культуры практически повсеместно
распространена (табл. 8.1).
С точки зрения искусствоведа, человек посещает музей для
удовлетворения своих культурных и духовных нужд, его матери-
альные потребности в этой сфере вторичны. С точки зрения пред-
принимателя и менеджера, необходимо обеспечить безубыточную
деятельность музея. Поэтому значительную часть потенциала му-
зея направляют на коммерческую деятельность. В последние годы
коммерческая деятельность музеев приобретает все больше черт,
схожих с другими областями бизнеса, зачастую встраиваясь в него
(например, в туризм) в качестве системного элемента.
Коммерческая деятельность музеев постоянно развивается, по-
этому очень важно разработать и внедрить в практику музейного
менеджмента с ис те муэ ко но ми че ск ихп ок аз ат ел ей, объединяющих
результаты основной некоммерческой деятельности музея и ком-
мерческих направлений его работы. Такая система разработана
Шековой Е.Л. в Санкт-Петербургском государственном универ-
ситете культуры и искусства. Исходя из логики данной системы
показателей, одной из стратегий коммерческой деятельности в
музее является о бе сп еч ен ием ак си ма ль нов оз мо жн ог о у ро вн я т ра нс
ф ор ма ци и п ос ет ит ел ейм уз еявп ок уп ат ел ейм уз ей но й к ом ме рч ес ко й
п ро ду кц ии, что определяется к оэ фф иц ие нт омк он ве рт ац иик ли ен то в
Вп ок уп ат ел ей.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 13; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!