Вс е ек л т р ии ку с ва П он ят иеи нт ел ле кт уа ль но й с об ст ве нн ос тивс фе рек ул ьт ур ы
ии ск ус ст ва В системе менеджмента культуры и искусства наря-
ду с автором и исполнителем центральную роль играет продукт
интеллектуальной деятельности. В цивилизованной рыночной
экономике продукт интеллектуальной деятельности имеет фор-
му о бъ ек таи нт ел ле кт уа ль но й с об ст ве нн ос ти а вт ор ск иеп ра ван а
92
к от ор ыеп ри на дл еж атк он кр ет но мул иц у и лил иц амин е м ог утб ыт ь
и сп ол ьз ов ан ы т ре ть им и л иц ам и б езр аз ре ше ни я п ра во об ла да те ля.
Объекты интеллектуальной собственности в сфере культуры
и искусства могут иметь различную форму, как то: авторские пра-
ва на литературные, драматические, музыкальные, хореографиче-
ские и аудиовизуальные произведения; произведения живописи,
скульптуры, графики, архитектуры и декоративно-прикладного
искусства, а также фотографические произведения; программы
для ЭВМ и т.д.
В современных экономических отношениях трансформация
интеллектуальной собственности в товар формирует смысл эко-
номических отношений в коммерческом искусстве. Экономиче-
ская ценность и привлекательность данного продукта привели
к тому, что нарушения авторских и смежных прав вышли за рамки
судебных разбирательств. В настоящее время несанкционирован-
ное правообладателем использование литературных и музыкаль-
ных произведений, кинофильмов, компьютерных программ и игр
превратилось в глобально ориентированный сверхдоходный кри-
|
|
минальный бизнес, которым занимаются международные органи-
зованные преступные группы.
Поэтому одной из центральных проблем организаций в сфере
культуры и искусства является борьба с аудио-, видео- и программ-
ным пиратством, наносящим громадный ущерб правообладателям
интеллектуальной собственности: композиторам, артистам-ис-
полнителям, кинематографистам, представителям других отраслей
культуры и искусства.
В настоящее время в России доля пиратской аудио- и видео-
продукции составляет не менее 80%. По оценкам специалистов,
из 84 млн выпущенных CD-дисков только каждый 7-й произве-
ден легально, а среди DVD-дисков легально производится не более
20%. Характерно, что нередко и легальные, и «пиратские» тиражи
выпускаются на одних и тех же производственных мощностях.
П ра во во е р ег ул ир ов ан иеи нт ел ле кт уа ль но й с об ст ве нн ос тивс фе ре к ул ьт ур ы ии ск ус ст ва Понятие «ав то рс ко е п ра во» представляет собой
совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые
регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и исполь-
зованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское
право понимается как совокупность принадлежащих автору (физиче-
|
|
скому лицу) имущественных и личных неимущественных (духовных)
прав в отношении созданного им творческим трудом произведения
науки, литературы и искусства, обладающего новизной и оригиналь-
93
ностью. Одной из основных проблем авторского права является соз-
дание правовых, имущественных и иных условий для эффективной
творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства; обе-
спечение реальных возможностей автору для признания и защиты его
права на созданное его творческим трудом произведение.
Наряду с этим не менее значимой проблемой авторского права
является создание правовых, материальных и иных условий для
использования произведения науки, литературы и искусства мак-
симально широким кругом лиц.
Таким образом, авторское право формирует систему правоот-
ношений автора и организаций в сферы культуры и искусства,
являющейся цивилизованной основой использования обществом
продуктов интеллектуальной деятельности.
Авторские права и объекты авторского права подразделяются
на имущественные и личные неимущественные авторские права,
а также на исключительные и неисключительные права. Лицо,
|
|
обладающее и ск лю чи те ль ны миа вт ор ск им и п ра ва мин а п ро из ве де
н ие, имеет единоличное право на его использование и может за-
прещать подобное использование произведения другими лицами.
Исключительными правами обладает автор произведения, если он
не передал свои права (не заключил авторский договор о передаче
исключительных прав) третьему лицу.
Лицу, обладающему н еи ск лю чи те ль ны мип ра ва мин а п ро из ве де
н ие, разрешается использование произведения наравне с облада-
телем исключительных прав, передавшим такие права, и другим
лицам, получившим разрешение на использование этого произ-
ведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому
договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо
не предусмотрено иное.
Н еи му ще ст ве нн ыеа вт ор ск иеп ра ваэто так называемые личные
права (с такими правами нельзя поступать как с имуществом: про-
давать, покупать, дарить, передавать, наследовать и т.д.).
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «Об авторском праве и смеж-
ных правах» автору в отношении его произведения принадлежат
следующие основные личные неимущественные права:
право авторства —это признаваться автором произведения.
|
|
Право авторства может принадлежать только действительному
создателю произведения и не может передаваться ни по каким
основаниям, в том числе и в порядке наследования. От данного
права нельзя и отказаться, поскольку оно возникает у автора
в связи с созданием им произведения;
• 94
право на имя, т.е. использовать или разрешать использовать
произведение под подлинным именем автора, псевдонимом
либо без обозначения имени, т.е. анонимно. Указанное пра-
во также является личным правом автора, которое не может
кому-либо передаваться, но реализуется только при обнародо-
вании произведения. При подготовке произведения в порядке
выполнения служебного задания наряду с непосредственным
автором может быть обозначено и наименование организации,
по поручению которой выполнена данная работа;
право на обнародование, т.е. обнародовать или разрешать об-
народовать произведение в любой форме. Автор имеет право
отказаться от ранее принятого решения об обнародовании про-
изведения (право на отзыв) при условии возмещения пользо-
вателю причиненных таким решением убытков, включая упу-
щенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано,
автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он
вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные
экземпляры произведения. При создании служебных произве-
дений право на отзыв автором не применяется, но он реализует
свое право на обнародование в форме передачи своего произ-
ведения работодателю;
право на защиту репутации автора, т.е. на защиту произведе-
ния, включая его название, от всякого искажения или иного
посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству
автора.
Л ич ны е н еи му ще ст ве нн ыеп ра вапринадлежат автору независи-
мо от его имущественных прав, сохраняются за ним даже в случае
уступки исключительных прав на использование произведения
и охраняются бессрочно. Они не могут перейти и не могут быть
переданы иным лицам, в том числе по наследству, по авторскому
и иному договору, поскольку по смыслу норм закона являются не-
отчуждаемыми.
Автору в отношении его произведения принадлежат исклю-
чительные права на использование произведения в любой форме
и любым способом (ст. 16 Закона об авторских правах).
И ск лю чи те ль ны е п ра ваа вт ор а н а и сп ол ьз ов ан иеп ро из ве де ни я
означают, в частности, право осуществлять или разрешать следу-
ющие действия:
воспроизводить произведение, т.е. изготавливать один или бо-
лее экземпляров произведения или его части в любой матери-
альной форме и любым образом (право на воспроизведение);
• • • • 95
распространять экземпляры произведения (право на распро-
странение) любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д.
При этом следует учесть, что существует так называемое по-
ложение об «исчерпании» прав: если экземпляры правомерно
опубликованного произведения введены в гражданский оборот
посредством их продажи, то допускается их дальнейшее рас-
пространение без согласия автора и без выплаты авторского
вознаграждения (в частности, это касается свободной продажи
и перепродажи экземпляров правомерно изданного литератур-
ного произведения и др.);
импортировать экземпляры произведения (право на импорт)
в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные
с разрешения обладателя исключительных авторских прав; пуб-
лично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное испол-
нение); сообщать произведение (включая показ, исполнение
или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи
в эфир (право на передачу в эфир); сообщать произведение
для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью
иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего
сведения по кабелю); переводить произведение (право на пере-
вод); переделывать, аранжировать или другим образом перера-
батывать произведение (право на переработку).
И му ще ст ве нн ыеп ра ван а и сп ол ьз ов ан иеп ро из ве де ни я, в отличие
от неимущественных прав, могут быть переданы (уступлены) дру-
гим лицам на основе авторского договора либо по праву наследова-
ния и носят срочный характер, поскольку срок действия указанных
авторских прав ограничен законом (в течение всей жизни автора
и 50 лет после его смерти).
Система источников авторского права в Российской Федера-
ции в настоящее время представляет достаточно целостную сово-
купность законодательных и подзаконных актов, регулирующих
авторские отношения, связанные с созданием и использованием
произведений науки, литературы и искусства.
Правовое регулирование интеллектуальной собственности,
в том числе авторского права, в соответствии с п. «о» ст. 71 Консти-
туции РФ отнесено к ведению Российской Федерации и должно
быть основано лишь на федеральном законодательстве и принятых
на его основе подзаконных актах.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому
свободу литературного, художественного, научного, технического
• • 96
и других видов творчества, а также охрану законом интеллектуаль-
ной собственности;
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля
1993 г. №5351-1 с дополнениями и изменениями, большинство
норм которого являются нормами прямого применения, создал
современную правовую основу для регулирования авторских отно-
шений, учитывающую международные конвенции и соглашения;
Закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3523-1 «О пра-
вовой охране программ для электронных вычислительных машин
и баз данных» законодательно закрепил положение, что програм-
мы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского пра-
ва. В частности, программам для ЭВМ предоставляется правовая
охрана как произведениям литературы, а базам данных —как
сборникам. Кроме того, вопрос авторского права регулируются
Гражданским кодексом Российской Федерации (применение об-
щих положений о сделках, положений обязательственного пра-
ва, наследственного права, способов защиты нарушенных прав,
правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства
и др.); Уголовным кодексом Российской Федерации (уголовная
ответственность за нарушение авторских и смежных прав); Ко-
дексом об административных правонарушениях (административ-
ная ответственность за продажу, сдачу в прокат или иное незакон-
ное использование экземпляров произведений или фонограмм);
иными законодательными актами, а также постановлениями
Правительства Российской Федерации, актами общего характера
в области авторского права, принимаемые федеральными орга-
нами управления в сфере культуры, печати и информации (ин-
струкции, правила и иные) или органами власти и управления
субъектов федерации (положения о творческих конкурсах, о про-
ведении выставок, об охране памяти деятелей науки, литературы
и искусства и др.). К числу источников авторского права относятся
и постановления Верховного Суда Российской Федерации, кото-
рый наделен правом на основании обобщения судебной практики
давать руководящие разъяснения по наиболее сложным вопросам
применения норм авторского законодательства, обязательные для
судов и иных участников процесса. Большую группу источников
авторского права составляют международные договоры и согла-
шения. Российская Федерация является правопреемники СССР
по всем заключенным СССР международным договорам в области
авторского права, в том числе о присоединении с 27 мая 1973 г.
ко Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.,
97
о вступлении с 1968 г. в члены Всемирной организации интеллек-
туальной собственности и др.
С марта 1995 г. Россия является участником Бернской кон-
венции об охране литературных и художественных произведений
(в редакции 1971 г.); Всемирной конвенции об авторском праве
(в редакции 1971 г.); участником Соглашения о сотрудничестве
в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября
1993 г., подписанного 11 государствами —членами СНГ, а также
ряда других международных соглашений и договоров в данной
области.
И нт ел ле кт уа ль на я с об ст ве нн ос тьвс фе рек ул ьт ур ы ии ск ус ст ва ву сл ов ия х г ло ба ли за ци и. Присоединение Российской Федерации
ко Всемирной торговой организации (ВТО) предполагает унифи-
кацию национального законодательства с международным правом
стран —участников ВТО. Это приведет к значительному усиле-
нию борьбы с преступностью в сфере интеллектуальной собствен-
ности, выводу значительной части рынка из «тени», результатом
чего станет удорожание тех интеллектуальных продуктов, которые
до включения России в ВТО можно воспроизводить, копировать,
транслировать за символическую плату (либо без таковой). Таким
образом, вступление России в ВТО, с одной стороны, ограничит
доступ широких масс населения к произведениям культуры и ис-
кусства, с другой —упростит экспорт отечественной литературной,
музыкальной и кинопродукции на рынки экономически развитых
стран.
Кроме того, унификация национального авторского права с ме-
ждународным является инструментом, обеспечивающим инвести-
ционную привлекательность национальной культуры. В настоящее
время многие правовые механизмы, закрепленные в действующем
законодательстве, не применяются или не могут быть применены.
Неограниченные возможности частного копирования, использо-
вания передач, фильмов, отрывков книг и статей, помещение их
в Интернет не ограничены компенсацией, выплачиваемой пра-
вообладателям. В ст. 26 Закона об авторском праве такая возмож-
ность заложена. Но сбор соответствующих отчислений не под силу
организациям по коллективному управлению имущественными
правами авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм.
Присоединение к ВТО и унификация национального режима
охраны авторских и смежных прав в соответствии с международ-
ным правом является еще одним шагом России в сторону развитой
рыночной экономики.
Менеджмент интеллектуальной собственности в сфере куль-
туры и искусства является одним из наиболее сложных в систе-
ме менеджмента в сфере культуры и искусства как по специфике
продукта —его нематериальности и стоимости, так и особенности
субъектов отношений —авторов, исполнителей, а также потреби-
телей: слушателей, зрителей и иных потребителей продуктов ин-
теллектуальной деятельности. В наиболее общем виде менеджмент
и нт ел ле кт уа ль но й с об ст ве нн ос тивс фе рек ул ьт ур ы ии ск ус ст ва включает в себя администрирование процесса создания и юриди-
ческого оформления объектов интеллектуальной собственности
в сфере культуры и искусства, их оценку и коммерциализацию,
маркетинг и вовлечение в оборот путем установления бизнес-свя-
зей между субъектами экономических отношений в сфере культу-
ры и искусства.
К н р л н ев п о ы 1. Р аскройте систему государственного управления и рыночного регули-
рования деятельности в сфере культуры и искусства.
2. Какие органы государственного управления культурой и искусством
созданы в России, в субъектах РФ? Назовите их функции.
3. Государственная культурная политика.
4. Н аправления культурной политики в России до 2010 г.
5. Р оссийское законодательство, регулирующее деятельность в сфере
культуры и искусства.
6. Что означает понятие «Авторское право»?
7. Ф ормы участия бизнеса в активизации деятельности в сфере культуры
и искусства.
8. Какие объекты интеллектуальной собственности вы знаете?
9. Что такое пиратство в сфере культуры и искусства? Какие меры ис-
пользуются для борьбы с ним?
10. Р аскройте основные положения Закона РФ «Об авторском праве
и смежных правах».
11. Какова роль интеллектуальной собственности в условиях глобализа-
ции?
99
Г а а8
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!