Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях.



И. Кант, перечисляя главные темы философского размышления, поставил на первое место вопрос «Что я могу знать?». Проблема познаваемости мира выражается вопросом: «Познаваем ли мир?».

Варианты решения проблемы познаваемости мира:

ü Гносеологический оптимизм (гностицизм): человек может иметь достоверные знания о мире, т.е. познать этот мир; такая позиция объясняется, во-первых, практическими и интеллектуальными возможностями человека и, во-вторых, закономерной организацией самого мира (он устроен так, что «позволяет» себя познавать).

ü Гносеологический пессимизм (агностицизм) и скептицизм: человек не всегда имеет достоверные знания о мире; наши знания о вещах относительны. Следует признать, что для пессимистических выводов в гносеологии есть определённые реальные основания. Во-первых, в мире всегда есть что-то непознанное, причём его границы расширяются вместе с ростом нашего знания. Во-вторых, мы очень часто сталкиваемся с коренными изменениями наших знаний о мире. В-третьих, современная наука высказывает предположение о существовании таких объектов, которые могут быть принципиально непознаваемы для нас – «чёрных дыр», «иных вселенных» - из-за невозможности получения информации о них, а не по причине интеллектуальной немощи человека. В-четвёртых, вряд ли мы сможем получить когда-либо однозначный ответ на многие философские вопросы. Вполне возможно потому, что в мире есть некие тайны, которые человеку не дано разгадать.

В повседневной жизни и деятельности каждый из нас находится в условиях гносеологического оптимизма, будучи уверенным в возможности получения достоверных знаний, обладающих практическим значением. Человеческая практика постоянно подтверждает познаваемость мира и возможность его преобразования на основе полученных знаний.

ü Гносеологический реализм. Мир объективен, реален и человек вынужден познавать этот мир, иначе он не может в нем выжить. Мир устроен так, что в нем существует устойчивость, закономерность и он позволяет познавать себя. Человек обладает необходимыми познавательными способностями и средствами, которые дают ему возможность раскрывать тайны мира.Мир бесконечен, неисчерпаем, поэтому на каждом историческом этапе познания всегда встречается нечто непознанное, непонятное, необъясненное. Поэтому не надо абсолютизировать границу между знанием и незнанием или, если воспользоваться терминологией И. Канта, между «вещью в себе» и «вещью для нас».То, что неизвестно сегодня, будет известно завтра – по мере экстенсивного и интенсивного развития познания увеличиваются количество и сложность возникающих проблем, но одновременно с этим многократно усиливаются и познавательные возможности человека.

Проблема субъекта и объекта познания.

Под субъектом понимается тот, кто познаёт – отдельный человек, социальная группа, общество, а под объектом – то, что познаётся – часть материального мира или духовной сферы, т.е. предмет, который включён в сферу познавательных и практических интересов человека. Без субъекта нет объекта познания, а без познаваемого объекта нет субъекта познания. Процесс познания есть неразрывное единство человека и осваиваемых им вещей и явлений.

Начиная с XIX в. развивается современная концепция познавательного процесса. Её сущность можно свести к следующим основным тезисам:

·  Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на изменение объекта познания с целью познания его сущности. Основу такой целенаправленной деятельности составляет практикаактивная чувственно-предметная деятельность людей, направленная на преобразование реальной действительности (природы и общества).

·  Субъект познания – всегда социальное явление, выступающее как часть той или иной общности людей. Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой.

·  Основные компоненты познавательного процесса – субъект, его деятельность, объект познания – динамичны, изменяются с развитием общества.

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!