Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование, свобода и ответственность.



Человеческая субъективность есть философское понятие, раскрывающее человеческую ментальность, его духовность, мотивы поведения, уникальные воззрения, индивидуализм, интеллект, неповторимый внутренний мир, душу.

На протяжение существования человечество и человек задумывались о     смысле своего бытия. Человек единственное существо, знающее о своей неминуемой кончине. Отсюда и закономерно возникающие вопросы: для чего он живёт, и что потом? Разные религиозные и философские учения определяют разные принципы при формировании взглядов на сущность, существование, понятия о свободе и ответственности, о существовании жизни после смерти. Например, в христианской традиции свобода воли – это право выбирать между путём предначертанным Богом и путём к погибели. Ставя на первое место, при этом, наделённость человека душой, что и выделяет его среди окружающего остального живого мира.

Проблема человеческого существования имеет не менее важное значение, чем проблема сущности человека. Подлинное существование всегда связывается с индивидуальным бытием личности, ее свободой, мерой своей ответственности. Под свободой, следует понимать возможность выбора. Который, в свою очередь, связан с интеллектуальными и эмоционально – волевыми, а также моральными границами индивида. Более того, свобода выбора порождает понятие ответственности. Ответственность– это конкретный вид взаимоотношений человека с обществом, выражающийся сознательным осуществлением предъявляемых взаимных требований. Ответственность –это те обязательства, которые берёт на себя человек в обмен на получаемую свободу. И по мере развития человеческой свободы усиливается и его ответственность. Именно в этом и выражаетсянеразрывность этих двух понятий. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в обществе, тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени. 

Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.

Проблема жизни и смерти – самая главная и сложная для человека. Перед лицом глобальных проблем философская триада: жизнь – смерть – бессмертие приобрела особую актуальность. Вопрос «Быть или не быть?» стоит перед всем человечеством.

Что такое жизнь? Это постоянное самообновление, развитие клеток и органов. Действительно, жизнь каждого человека драматична и трагична: как бы удачно она не складывалась, как бы она не была длительна – конец её неизбежен. Эпикур пытался решить этот вопрос так: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, смерти ещё нет, а когда смерть есть, нас уже нет». В чём смысл жизни?

«Одна тайна всегда останется для человека. только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это – тайна». Л. Толстой.

Философия выработала предлагает ответы на вопрос – В чём смысл жизни человека?

ü Человечество не имеет никакого назначения, оно ошибка природы, человек остаётся с неразрешимым вопросом о смысле своего бытия, ибо бытие его бессмысленно. (Экзистенциализм).

ü Назначение человека в мире имеет над природный, вне биологического смысла, разгадка проблемы не достигается в мире телесном, следует верить в бессмертную душу, освобождённую от тела. (Теология).

ü Человеческое стремление кбессмертиюудовлетворяется отождествлением индивида с обществом, т.е. смысл существования человека состоит в служении обществу.

Каждый человек в своей жизни не просто включается в мир ценностей, сложившихся в обществе, но и определяет своё отношение к ним.

Исторически сложились три типа позиций:

ü идея богатства: ИМЕТЬ, смысл бытия человека связывается с производством богатства в натуральной (вещи) или знаковой (деньги) форме; человек - раб вещей.

ü идея власти: ИМЕТЬ, смысл бытия человек связывает с господством, с властью над другими (положение в обществе); материальное становится вторичным, производным от власти; человек – раб власти.

ü идея гуманизма: БЫТЬ, смысл бытия – сам человек, его развитие.

«Горе людям, не знающим смысла своей жизни». Б. Паскаль

Цель жизни– ожидаемый результат деятельности. «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». Ф. Ницше. Существует расхожее мнение, что человек рождён для счастья. Счастье – это удовлетворение всех желаний и потребностей. Но «удовлетворите все желания человека, отнимите у него цель жизни и посмотрите каким несчастным и ничтожным существом явится он». К. Ушинский.

Смерть – это остановка жизнедеятельности организма в целом.

Человек обречён на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда животные чуют приближение смерти, и их предсмертное поведение напоминает поиски успокоения и уединения. Смерть вообще – расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амёба в этом смысле счастливое существо. Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определённом этапе развития.

Смерть – организатор и регулятор жизни. Одни поколения освобождают арену жизни для других. В этом залог эволюции.

Страх смерти – полезное чувство. Он удерживает живой организм от действий опасных для жизни, являясь способом сохранения человеческого рода. В Древнем Риме об умершем говорили: «Он присоединился к большинству». Церковь смерть считает третьим рождением – рождением в вечность (второе рождение – крещение, т.е. духовное рождение).

Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст). Это сфера тайны и чуда. Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть в воле Божьей.

Бессмертие – вечная жизнь вопреки законам природы. Наука отрицает возможность личного бессмертия. Как продлить жизнь, как отодвинуть старость?

Выделяют несколько видов бессмертия.

ü Первый вид бессмертия – в генах потомства, близок большинству людей. Один век включает в себя четыре поколения. Таким образом, за две тысячи лет сменилось 80 поколений, и 80-й предок каждого из нас был современником Древнего Рима, а 130-й – современником египетского фараона Рамсеса Второго.

ü Второй вид бессмертия – мумификация тела, с расчётом на вечное его хранение. В ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники к. 20 в. сделали возможной криогенезацию (глубокое замораживание) тел, умерших с расчётом на то, что медики будущего их оживят и вылечат.

ü Третий вид бессмертия – упование на растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в вечный кругооборот материи. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской.

ü Четвёртый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека.

Недаром членов различных академий награждают титулом «бессмертные». Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и преступников.

ü Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет «изменённые состояния сознания». В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях.

Современная танатология – учение о смерти представляет собой одну из горячих точек естественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизационного кризиса, который может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых, изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека, произошло её обесценивание.

Терроризм, рост числа немотивированных убийств и насилия, самоубийств – это симптомы глобальной патологии человечества. Особое внимание в последние годы привлекает проблема эвтаназии («счастливая смерть») – лёгкой смерти с целью прекращения страданий.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!