Марксистско-ленинская философия и её судьбы в культуре СССР и постсоветских стран.



Марксом была разработана концепция материалистического понимания истории, суть которой составляет положение определяющей роли способа производства, общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Следовательно, связывают людей в «социальный организм» не какая-либо общая идея или Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых и составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории.

Материалистическое понимание истории подчеркивает объективный характер многих процессов, происходящих в обществе.

В материалистическом понимании истории обращается внимание на то обстоятельство, что общественные(социальные) законы, в отличие от законов природы реализуются только в совместной сознательной деятельности людей; что эти законы более сложны по механизму проявления и имеют вероятностный характер, действуя как «законы-тенденции».

По Марксу, производственные отношения формируют классовую структуру общества, где одни классы господствуют, а другие подчиняются, этим отношениям (которые Маркс характеризует как «экономический базис» общества) должны соответствовать и другие общественные отношения, и прежде всего юридические и политические, а также определенные формы общественного сознания, в которых все это так или иначе осознается.

Справедливыми остаются слова Маркса о том, что человеку, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.п., необходимо есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще, что все общественные и государственные отношения, все религиозные и правовые системы, все теоретические воззрения, появляющиеся в истории, могут быть поняты только тогда, когда поняты материальные условия жизни каждой соответствующей эпохи, и когда из этих материальных условий выводится все остальное» (К. Маркс).

Величайшим достижением марксизма является обоснование принципа материалистического понимания истории. Вывод о том, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их общественное сознание, является краеугольным камнем понимания фундаментальных причин общественного развития.

Основные стратегии развития неклассической западной философии в XX веке.Современная философия Запада на рубеже XX – XXI веков.

Философия в конце ХХ начале ХХI века соответствует многообразному и быстро развивающемуся и сближающемуся миру. При всём многообразии философских концепций можно выделить основные стратегии:

Социально-критическая стратегия.

Социально-критическая стратегия рассматривает жизненный опыт людей в социальном контексте. Её интересуют те аспекты общественных отношений, которые связаны с насилием и притеснением. Основанием для дискриминации в современном обществе являются классовые различия, расово-этническая принадлежность, а также различия пола и даже возраста.. При этом утверждается, что знание является той силой, с помощью которой можно снизить (или увеличить) притеснение. Большое значение в этих теориях отводится практическому аспекту, что проявляется в тесной связи философских теорий с политическими и общественными движениями современности.

Экзистенциально-феноменологическая стратегия.

Феноменология обратилась к исследованию особой формы существования – человеческого бытия. Экзистенциалисты рассматривают человека как особое сущее, задающееся вопросом о смысле своего существования, стремящееся к творчеству, к реализации своей свободы и жизненного призвания. В постклассической философии намечается новый путь антропологических размышлений, идущий не от бытия вообще к бытию человека, а от человеческого существования к миру в целом, как он видится человеку и «выстраивается» вокруг него. Предметом философской рефлексии начинает выступать не бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия.

Аналитическая стратегия.

Аналитическую философию определяют, как доминирующие направление в англоязычных странах XX века, репрезентирующее в качестве предмета исследования феномен языка и моделирующее особый стиль философского мышления, основанный на приоритете естественнонаучной строгости и ясности. Философы аналитической традиции уверены в возможности разрешения философских проблем при помощи анализа языка, при этом сам философский язык предполагается рассматривать в качестве автономного объекта исследования.

 

Тема 3. Философия бытия.

Вопросы для изучения темы.

1. Системная организация бытия. Категории «система», «структура», «элемент». Основные структурные уровни организации материального бытия.

2. Бытие и время. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма.

3. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. 

4. Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки.

Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.

5. Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!