Деяния Петра и Двенадцати Апостолов 57 страница



326а. Каков твой обычай, такова будет и жизнь твоя.

326b. Богобоязненный обычай творит жизнь блаженную.

327. Замышляющий злое против другого потерпит зло прежде него.

328. Пусть не удержит тебя от благотворения неблагодарный человек.

329. Ничего из того, что ты отдаешь, когда тебя неожиданно просят, не почитай более ценным, чем тот, кто приемлет.

330. Ты воспользуешься своим состоянием наилучшим образом, охотно раздавая его.

331. Неразумного брата убеждай не поступать неразумно, а невразумляемого соблюдай.

332. Подвизайся побеждать всех людей благоразумием.

333. Ума ты до тех пор не будешь иметь, пока не познаешь, что не обладаешь им.

334. Учись довольствоваться малым.

335. Члены тела являются бременем для тех, кто не пользуется ими.

336. Служить другим лучше, чем быть обслуживаемым другими.

337. Тот, кого Бог не освободил от тела, пусть не тяготится <им>.

338. Считай тягостным не только исповедовать учение бесчеловечное, но и внимать ему.

339. Дающий что-либо с упреком наносит <тем самым> оскорбление.

340. Заботясь о сиротах, ты будешь любезным Богу отцом многих чад.

341. Если ты помогаешь ради славы, то помогаешь небезвозмездно, кому бы ты ни помогал.

342. Если ты подал что-либо для того, чтобы об этом узнали, то не человеку ты подал, а собственному удовольствию.

343. Не возбуждай гнева толпы.

344. Итак, изучай, что нужно делать, чтобы быть счастливым.

345. Лучше умереть от голода, чем помрачить душу из-за невоздержности чрева.

346. Считай свое тело оттиском своей души и посему храни его чистым.

347. В каких <делах> душа упражнялась, живя в теле, с такими свидетельствами о себе она и отходит на суд.

348. Нечистую душу присваивают себе нечистые демоны.

349. Верующей и благой душе на пути Божьем не воспрепятствуют злые демоны.

350. Не делись со всеми словом о Боге.

351. Когда слушают о Боге <люди>, развращенные славой, - <дело> непрочно.

352. О Боге <даже> и истину сказать - немалая опасность.

353. О Боге ничего не говори, не будучи научен Богом.

354. Безбожнику ничего не говори о Боге.

355. Истинное слово о Боге чти как Бога.

356. Не очистившись от нечестивых дел, не произноси слова о Боге.

357. Истинное слово о Боге есть Божье слово.

358. Удостоверившись сначала в том, что ты угоден Богу, говори о Боге тем, кого ты <в этом> удостоверил.

359. Пусть предшествуют всякому твоему слову о Боге богоугодные дела.

360. При толпе старайся не говорить о Боге.

361. Слово о Боге береги более, чем душу.

362. Лучше потерять душу, чем необдуманно бросить слово о Боге.

363а. Ты можешь иметь власть над телом богоугодного мужа, но над словом его ты не будешь господствовать.

363b. Над телом мудреца имеет власть и лев, и только над ним же одним <властен> и тиран.

364. При угрозе от тирана особенно помни, чей ты.

365. Обращающий слово о Боге к тем, кому не положено, пусть считается предателем Бога.

366. Скрывать слово о Боге лучше, чем необдуманно говорить.

367. Говорящий о Боге неправду лжет на Бога.

368. Человек, не имеющий ничего сказать о Боге, воистину оставлен Богом.

369. Не чтящий Бога не знает Его.

370. Невозможно, чтобы обижающий человека чтил Бога.

371. Основание благочестия - человеколюбие.

372. Заботящийся о людях и молящийся о всех - таковой воистину пусть почитается Божьим.

373. Богу свойственно спасать тех, кого он избрал.

374. Благочестивому же <свойственно> молиться Богу о спасении.

375. Когда тебе, молящемуся, будет подано Богом, тогда считай, что Богом тебе вверена власть.

376а. Достойный Бога человек - бог среди людей.

376b. Бог и сын Божий - одно наилучшее, а другое ближайшее к наилучшему.

377. Лучше быть неимущим, чем, имея многое, <ни с кем> не делиться им.

378. Не давая нуждающимся, будучи в состоянии <это сделать>, не получишь от Бога, когда <сам> будешь нуждаться.

379. Даяние от всего сердца делящегося пищей с нуждающимся мало, но велика благосклонность Бога <к сему>.

380. Признающий Бога, но полагающий, что ничто не <совершается> по Его <промыслу>, не менее безбожен, чем не признающий Бога.

381. Лучше всего почитает Бога тот, кто уподобил, насколько это возможно, свой разум Богу.

382. Бог никогда ни в чем не нуждается, но радуется о дающих нуждающимся.

383. Да будут слова верных немногочисленны, дела же обильны.

384. Верный - любознательный работник истины.

385. Будь готов к искушениям, чтобы быть радостным.

386. Никого не обижая, никого не будешь бояться.

387. Тиран блаженства не отберет.

388. Что необходимо делать - делай охотно.

389а. Чего не следует делать - не делай никоим образом.

389b. Обещай все, <что угодно>, но <не обещай> стать мудрым.

390. Когда ты благоденствуешь - причину возводи к Богу.

391. Никто, обращающий взор вниз на землю и на столы, не есть муж мудрый.

392. Философу следует освобождать не имя, а душу.

393. Остерегайся лгать, ибо <это> значит обманывать и обманываться.

394. Познай, кто есть Бог, изучи мыслящее в тебе.

395. Добрый человек - доброе творение Божье.

396. Несчастны те, из-за которых хулится слово <Божье>.

397. Душу губит не смерть, а дурная жизнь.

(заключительные страницы в рукописи из Наг-Хаммади отсутствуют)

398. Зная, для чего ты создан, ты познaешь самого себя.

399. Нет жизни по Богу без целомудрия, добра и праведности.

400. Жизнь неверующих людей - позор.

401. Пусть никогда не проходит мимо твоего внимания, что ты делишься словом Божьим с неблагородной натурой.

402. Душу от земли вера возводит к Богу.

411. Величие души мудреца не более <доступно> твоему изысканию, чем Божье <величие>.

412. То, что дает Бог, не отнимет никто.

413. То, что дает мир, не храни упорно.

414. Ведение Бога есть божественная мудрость.

415. Нечистой душе не дерзай говорить о Боге.

416. Мужа испытывай в отношении дел прежде, нежели в отношении слов.

417. Уши свои не всякому вверяй.

418. Думать о Боге легко - говорить же истину <о Нем> возможно одному только праведнику.

419. Не мучай тело душой своей и не мучай душу наслаждениями тела.

412. Приучай себя доставлять телу <надлежащее> телу целомудренно, душе же <надлежащее> душе - благочестиво.

413. Питай душу свою словом божественным - тело же простой пищей.

414. Приучай душу свою радоваться тому, чему радоваться - прекрасно.

415а. Душа, радующаяся мелочам, лишена чести у Бога.

415b. Душа мудреца слушает Бога.

416. Душа мудреца приводится в соответствие с Богом <Самим> Богом.

417. Душа мудреца всегда видит Бога.

418. Душа мудреца всегда с Богом.

419. Сердце <человека> боголюбивого помещено в руку Божью.

420. Восхождение души к Богу <совершается> через слово Божье.

421. Мудрец следует за Богом, а Бог - за душой мудреца.

422. Начальствующий радуется подначальному - и Бог радуется мудрецу.

423. Начальствующий неотделим от подначального - и Бог промышляет и заботится о мудреце.

424. Мудрый муж находится под опекой Бога и поэтому блажен.

425. Душа мудреца испытывается Богом посредством тела.

426. Не язык мудреца ценен у Бога, но мысль.

427. Мудрый муж и молча почитает Бога, зная, ради Кого он молчит.

428. Не господствующий над чревом и тем, что под чревом, - не есть верный.

429. Человек, не владеющий собой, оскверняет Бога.

430. Ведение Бога делает человека немногословным.

431. Многословие о Боге - плод невежества.

432. Человек, знающий Бога, много не похваляется.

433. Избранный человек делает все по Богу, но не уверяет, что он <избранный>.

434. Верующий человек всегда исполнен страха - до самого исхода к Богу.

435. Человек, дважды насыщающийся пищей и никогда не спящий ночью один, не избежит <плотского> сношения.

436а. Рок не творит мудреца.

436b. Рок не имеет власти над благодатью Божьей, а раз так - то и над <Самим> Богом.

437. Муж верный похоти тела воспринимает с тягостью.

438. Муж верный питается воздержанием.

439. Познай глаголы и творения Божьи и почитай Бога по достоинству.

440. Ничто дурное не считай свойственным Богу.

441. Душа верующая чиста, мудра и <является> пророчицей истины Божьей.

442. Не возлюбишь Господа Бога, не имея в себе того, чего желает Бог.

443. Полагай подобное другому подобному.

444. Не любя Бога, не будешь с Богом.

445. Приучай себя всегда взирать на Бога.

446. Видя Бога, узришь себя самого.

447. Видя Бога, ты соделаешь мыслящее в тебе <таким>, каков Бог.

448. Чти то, что в тебе, и не оскорбляй вожделениями тела.

449. Храни свое тело неоскверненным как одеяние души, <данное> от Бога, подобно тому как и хитон свой хранишь чистым как одеяние тела.

450. Разум мудреца - зеркало Бога.

451. Необузданной душе не дерзай говорить о Боге.


Кодекс XIII

Троеобразная Протенноя

А.И. Еланская, 2001

Я - Протенноя, Мысль, пребывающая в Отце, я - движение, пребывающее во Всем, та, на которой стоит Все, первая производительная сила в тех, которые возникли, та, которая существует ранее Всего, причем она зовется тремя именами и существует одна, будучи совершенной.

Я невидима в мысли Невидимого, будучи (, однако,) открытой среди неизмеримых, несказанных. Я недостижима в Недостижимом, двигаясь в каждом творении. Я - жизнь моей Епинои, (я) та, которая существует во всякой силе и во всяком движении вечно и (в) светах невидимых, и в Архонтах, и Ангелах, и Демонах, и всякой душе, находящейся в Тартаре, и всякой душе материальной, существуя в тех, которые возникали, двигаясь в каждом и покоясь во всех, ходя прямо и спящих пробуждая, и я - прозрение тех, которые пребывают во сне.

Я - Невидимый во Всем, я - тот, который проницает скрытые вещи, зная все, что существует в нем. Я неисчислимее всех, я несказанное неизмеримое. Я же - если захочу - откроюсь сама. Я - глава Всего, существуя прежде Всего, и я - Все, существуя в каждом.

Я - Глас, звучащий тихо, причем я существую изначала в молчании. Я - тот, в котором всякий Глас, и Глас скрытый, который существует во мне в мысли недостижимой и неизмеримой, в молчании неизмеримом.

Я вошла в середину Преисподней, я распространила свет на тьму. Я - тот, который излил воду, я - тот, который скрыт в светящихся водах. Я - тот, который явил Все по частям своим помыслом.

Я - тот, который наполнен Гласом. Благодаря мне вышел Гносис, причем я существую в несказанных и непознаваемых. Я - восприятие и знание, причем я подаю Глас во всех, и они узнают меня по нему, если семя существует в них.

Я - мысль Отца, и посредством меня сначала вышел Глас, который есть знание бесконечных, причем я являюсь мыслью Всего, будучи соединенной с мыслью непознаваемой и недостижимой. Я явила себя во всех тех, которые узнали меня, ибо я соединена со всяким в мысли скрытой и в Гласе возвышенном. И это Глас из мысли невидимой и неизмеримой, пребывающий в Неизмеримом. Это таинство неуловимое, (исходящее) от Недостижимого. Это невидимое всем, являющееся во Всем. Это свет, сущий в свете.

Нас одних ты освободила от мира явного, причем мы спасены благодаря Человеку, скрытому в нашем сердце, мыслью несказанной, неизмеримой. И тот, который скрыт в нас, отдает дань своими плодами воде жизни.

Тогда же Сын, совершенный во всем, а именно Логос, возникший из Гласа, который выступил в выси, имея в себе имя, будучи светом, явил бесконечные (вещи), и все непознаваемые он познал, и те, которые трудно истолковать, и те, которые скрыты, он открыл, и те, которые существуют в молчании вместе с первой мыслью, он проповедал им, и те, которые пребывают во тьме, он явился им, и те, которые пребывают в бездне, он наставил их о себе, и те, которые пребывают в сокровищницах скрытых, он сказал им таинства несказанные, и учения непонятные он растолковал всем тем, которые были детьми света.

Глас же, который возник из моей мысли, пребывает в трех покоях: Отец, Мать, Сын, - Голос, который существует в восприятии (и) имеет в себе слово, этот, который обладает славой всяческой и имеет три мужества, и три силы, и три имени, которые существуют в виде трех четырехугольных помещений в том, что скрыто, в молчании Несказанного. Тот один, который возник, а именно Логос, - я помазала его славой Духа невидимого в благости. Третий же - я поставила его одного в силе вечной над Эонами светов живых, а именно Бога, который над Всем, этого, который сначала излучил свет Эонам вышним и в свете славном и мощи пребывает. И он утвердился в своем собственном свете, этом, который окружает его, который есть око света, светящее мне в славе. Он дал Эоны отцу всех Эонов, который есть я, мысль Отца, Протенноя, то есть Барбело, слава совершенная и невидимая, скрытая, неизмеримая. Я - образ Духа невидимого, и Все получило образ через меня, и мать Света, этого, которого она сотворила девственным, та, которая называется Мирофея, чрево непостижимое, Глас неуловимый и неизмеримый. Тогда совершенный Сын явился своим Эонам, этим, которые возникли через него. Он явил их, он дал им Славу и дал им престолы. Он утвердился в славе, этой, которой он восславил себя. Они воздали славу совершенному Сыну, Христу, Богу, этому, который возник один, и они воздали славу, говоря: "Он существует, он существует, Сын Бога, Сын Бога, он существует, Эон Эонов, взирая на Эоны, эти, которые он создал, ибо же ты создал по твоему собственному желанию. Поэтому мы славим тебя: ма мо ооо йа и он и, Эон Эонов, Эон, который прославил себя!".

Тогда же Бог, который был рожден, дал им силу, которую никто не сможет одолеть, и поставил их на их место. Первый Эон - он поставил над ним первого, Армидона Нусания Армозила. Второй - он поставил его над вторым Эоном, Файония Айния Орояила. Третий - над третьим Эоном Меллефанея Лоя Давифая. Четвертый - над четвертым Мусания Амефа Илилифа.

Эоны же, созданные Богом, который был рожден, Христом, - этим же (Эонам) была воздана слава. И Эоны со своей стороны воздали славу. Они с самого начала явились возвышенными в своем помысле, и каждый Эон - издающим мириады славы в великих светах непостижимых. И они все вместе славословили Сына совершенного, Бога, который был рожден.

Тогда вышло слово (логос) из великого светила Илилифа, и он сказал: "Я царь! Кто принадлежит Хаосу и кто принадлежит Преисподней?". И тотчас его свет явился, воссиявая, имея у себя Епиною, причем его не просили Силы Сил. Тотчас же явился великий Демон, этот, который властвует над Преисподней и Хаосом, не имеющий формы и несовершенный, но имеющий форму славы тех, которые рождены во тьме. Этот же называется "Сакла", то есть "Самаил Ялтаваоф", этот, который взял силу, отняв ее у не имеющей зла, одолев ее сначала, а именно Епиною света, сошедшую вниз, эту, из которой он вышел сначала.

Когда же поняла Епиноя света, что она просила его (т.е. Илилифа) о другом творении, меньшем, чем она, она сказала: "Помоги мне, чтобы ты был мне подкреплением, ибо я впала в дурной беспорядок". И собрание всего Дома Славы согласилось с ее словом. Они ниспослали ей бла­гословение, и порядок внешний простил ее.

И начал великий Демон творить Эоны по образу Эонов существующих. Он же творил их из своей собственной силы.

Тогда я явила свой Глас в скрытом, говоря: "Подождите, по­дождите, (о) ходящие в материи, ибо вот я гряду в мир смерт­ных ради моей части, которая в этом месте со дня, когда была побеждена София, не имеющая зла, эта, которая сошла вниз, (я гряду,) чтобы разрушить их цель, ту, которую поставил явив­шийся из нее (т.е. из Епинои/Софии)!".

И содрогнулись все, не пребывающие в Доме Света непос­тижимого, и заколебалась бездна. И Прародитель незнания, который был царем над Хаосом и Преисподней, сотворил человека по моему образу. Однако он не знал, что этот (человек) будет ему приговором окончательным, и он также не знал силы, которая в нем (т.е. в человеке).

Теперь же я сошла вниз и достигла Хаоса. И я была среди тех, которые принадлежат мне, в месте том, скрываясь в них и давая им силу. И я дала им образ. И с первого до последнего дня я даю мощь принадлежащим мне. И я соединюсь с теми, которые услышали это слово, которые суть дети света, Отцом которых я являюсь. И я скажу вам таинство несказанное и невыразимое:

Моим попечением оковы все я расторгла вам, и узы Демонов Преисподней я разрушила, которые связывают моих членов и одолевают их. И стены высокие тьмы я разрушила до основания, и врата крепкие немилосердных я разбила, и их запоры я сломала, и (уничтожила) энергию злую, и бичующего вас, и издевающегося над вами, и тирана, и противника, и царящего, и врага сущего.

Эти же все (вещи) - я научила им принадлежащих мне, которые суть дети света, чтобы они разрушили все эти (злые силы) и спаслись от оков всех, и вошли в место, в котором они были сначала.

Я первый, который сошел ради моей части оставленной, которая есть дух, сущий в душе, который возник из воды жизни и из крещения таинств. Я, я говорила с Архонтами и Силами - на их языке, ибо я сошла вниз. И я говорила мои таинства принадлежащим мне, таинство скрытое. Они расторгли оковы и забвение вечное. И я принесла плод в них, который есть мысль об Эоне неизменном и доме моем и их Отца. И я сошла к принадлежащим мне сначала и исправила их первый грех, который они совершили. Тогда же воссияли все, которые во мне, и я изготовила образ светов несказанных, которые во мне. Аминь.

Слово (логос) Протеннои

Я - Глас, который явился через мою мысль, ибо я - двойня, называемая "Мысль Невидимого", называемая "Голос неизменный". Меня называют "Двойня". Я одна, будучи непорочной. Я мать Гласа, причем я говорю многообразно, наполняя Все, причем Знание пребывает во мне, знание тех (вещей), которые не имеют конца. Я говорю в творении всяком, и меня познали через Все. Я издаю звучание Гласа к ушам, узнавшим меня, которые суть дети света. Я же приходила второй раз в образе женщины и говорила с ними. И я сообщу им о конце Эона, который произойдет, и я наставлю их о начале Эона грядущего, этого, который неизменен, этого, в котором будет изменен наш вид, причем мы будем очищены. В этих Эонах, этих, в которых я являлась в помысле в моей мужской ипостаси, я поместила себя в тех, которые достойны, в помысле об Эоне неизменнном. И вот я скажу вам таинство Эона, который есть этот, и я наставлю вас об энергии, которая в нем:

Рождение вызывает рождение, час порождает час, день творит день, месяцы указывают месяц, время обращается, следуя за временем. Эон, который есть этот, завершен таким образом, и он исчислен, и он мал. Ибо узел распустил узел, и цепь расторгнута цепью.

Когда же узнали великие Силы, что время завершения явилось - как муки роженицы, оно уже у порога, таким же образом приблизилась гибель, содрогнулись все элементы разом, и устои Преисподней и кровли Хаоса заколебались. И великое пламя выросло среди них, и скалы и земля заколебались подобно тростинке, колеблемой ветром. И жребии Имармены и те, которые измеряют дома, задрожали весьма, вплоть до грома великого, и престолы Сил затряслись, перевернувшись, и их царь испугался. И спутники Имармены поставили на дорогу все свои колеса и сказали Силам: "Что это за сотрясение и колебание, которое нашло на нас из-за Гласа, принадлежащего голосу вышнему, и заколебались все наши дома, и вся орбита нашего пути восхождения достигла гибели, и дорога, по которой мы идем, эта, которая возводит нас к Прародителю нашего рождения, перестала быть устойчивой для нас?".


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!