Лено математикой, которая имеет свой самостоятельный, самобытный синтак-



Сис, — в искусствоведенье эта схоластика синтаксиса не преодолевается и нано-

Сит ежечасно колоссальный вред» («Разговор о Данте»).

5 Например, так, как это делает Е. А. Покровская: «…есть нечто общее ме-

Жду кубизмом Пикассо, расщеплением атомного ядра и парцелляцией предло-

Жения» (Этапы развития русского синтаксиса в лингвокультурологическом ас-

Пекте // Русский язык. 2001. № 8).

Акимова Г . Н. Указ. соч. С. 161.

А к т у а л ь н ы е п р о ц е с с ы р у с с к о г о с и н т а к с и с а

340

В синтаксических исследованиях 60–80-х гг. аналитичность,

Или аналитизм, расшифровывается следующим образом: измене-

Ния в структуре словосочетаний (прежде всего со связью управле-

ния), в употреблении односоставных номинативных предложений;

Появление новых разновидностей бессоюзных сложных предло-

Жений и синтаксических объединений на базе диалогических сце-

Плений; усиление процессов сегментации и парцелляции и др.

Парцеллированные высказывания и — шире — сегментиро-

Ванные конструкции (предикативные перифразы, вовлекаемые в

Сферу связей слов и словосочетаний; именительный представле-

Ния; именительный темы; конструкции со сращением вот что

И др.) приобретают особую эстетическую значимость в совре-

Менном тексте, в частности в киносценарии. Киносценарий, пре-

Жде всего в качестве текста нового, формирующегося типа 7 ,

Обладает способностью стимулировать сегментацию и парцелля-

Цию, что обусловлено монтажной техникой его композиции, ус-

тановкой на передачу естественной речи:

А когда они вошли в квартиру матери , она вдруг — не раздева -

ясь — страшно быстро ! — пробежала на кухню ! — схватила туристский

топорик ! ( О . Осетинский . Продается рояль ...);

— Есть чем записать ? Нет ? Шахов — запомни фамилию . Это ад -

Вокат . На Первомайской , в консультации ( А . Миндадзе . Охота на лис ).

Аналитическая тенденция не должна пониматься упрощенно,

Только как «дробление» предложения (высказывания) и текста.

Она демонстрирует диалектику расчлененности/интеграции, сти-

Мулирует развитие средств своей компенсации, в качестве кото-

Рых выступают разнообразные скрепы: сочинительные и подчи-

Нительные союзы, союзные слова, дейктические элементы,

Частицы, их сочетания с наречиями ( и вот уже , вдруг и т. п.) 8 .

См .: Мартьянова И . А. Киновек русского текста: парадокс литературной

Кинематографичности. — СПб., 2002.

Они живут в современной прозе особой жизнью, нередко выступая в роли

Самостоятельных высказываний или их частей ( коммуникем ), получающих аб-

зацное выделение:

И .

Наконец — Чехов -3;

Поэтому (В. Сорокин. Голубое сало).

А к т у а л ь н ы е п р о ц е с с ы р у с с к о г о с и н т а к с и с а

341

Расчлененность уравновешивается интеграцией, которая

Стимулирует развитие текстоорганизующей функции обобщаю-

Щего слова 9 , поддержанной приемом парцелляции придаточной

части:

И после того , как не понял сложного и не осуществил , начинаешь

открывать простые вещи :

Что спать на воздухе лучше .

Что жить среди зелени лучше .

Что надо поднять упавшего .

Что надо впустить в дом переночевать .

Что надо угостить каждого , кто вошел … ( М . Жванецкий . Простые

Вещи )

Один из самых явных показателей аналитической тенденции

— прием парцелляции — не только членит предложение, но и

Подчеркивает его взаимосвязь с компонентами разного объема

(членом предложения, предикативной частью и др.), отделенны-

ми от базового предложения паузой и / или знаком препинания:

Впереди , в самом первом ряду . Прямо под ногами президиума .

Сидел самый подлинный , настоящий герой « Скверного анекдота » —

Не повести . А фильма 1969 года . Каждая часть лица жила у него от -

дельно — и как жила ! ( М . Чудакова . Людская молвь … );

В браке же от него требовала немногого . Чтобы всегда был при

Ней . Против музыки Шуберта не возражала . Только чтобы звучала по -

Тихоньку ( Ю . Пупынин . Глаза ).

В «аналитической» («рваной», «рубленой») прозе прием пар-

Целляции мотивирован не только стремлением автора к выраже-

Нию иронии, передаче устно-разговорной стихии — он является

Производным от его общей манеры письма.

Так, аналитичность стиля С. Довлатова, одним из средств

Выражения которой выступает прием парцелляции, неотделима


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!