Жа, вполне могут восприниматься именно как дословная — или



Почти дословная, с сохранением прежде всего лексических осо-

Бенностей — передача размышлений Онегина: небрежно подшу -

Тил , поэт дурачится и т. д. — это оценки, скорее, Онегина, а не

Автора. Здесь Пушкин вплотную приближается к созданию

Приема НПР, хотя строгая граница между речью автора и речью

Персонажа в его романе — хотя бы формально — сохраняется.

В конце XIX в. прием НПР был широко разработан — преж-

Де всего в прозе А. П. Чехова (хрестоматийный пример — рассказ

«Ионыч», см. в особенности его первую часть). Постепенно НПР

Входит в арсенал стилистических и текстообразующих средств,

Которыми широко пользуются писатели разных художественных

направлений:

Ивану Ильичу нужно было явиться в штаб армии , рапортовать о

Прибытии парохода с огнеприпасами и передать накладную . Но черт

его знает , где искать этот штаб ! ( А . Н . Толстой . Хождение по мукам )

Дистанция между авторской и персонажной речью не унич-

Тожается полностью, но и никак не подчеркивается (ср. пушкин-

ский курсив!). Различие между ними ощущается только потому,

Что в тексте сохраняется собственно авторская речь — норматив-

Ч ___________у ж а я р е ч ь

329

Ная, лишенная разговорных, просторечных и др. особенностей

Речи персонажа (ср. соотношение первого и второго предложе-

Ний в приведенном примере из А. Н. Толстого) 9 .

Если в конце XIX — начале XX вв. НПР функционировала

Как прием, используемый писателями не на всем протяжении

Текста, а время от времени, то в прозе конца XX — начала XXI в.

Прием НПР перерастает в своеобразную стилизацию повествова-

Ния, целиком написанного так, словно оно принадлежит изобра-

Жаемому персонажу, хотя читатель ощущает, что на самом деле

Это не так: прием несобственно-прямой речи как бы балансирует

На грани перерастания в сказ — но удерживается (ср. в следую-

Щем примере выделенные приметы авторской речи — выраже-

Ния, появление которых в речи персонажей, мальчишек-сирот,

«детдомовской шантрапы», невероятно):

Да и что за странная фантазия в грязненьком Подмосковье

Говорить о каком - то Кавказе , о котором лишь по школьным чтениям

вслух ( учебников - то не было !) известно детдомовской шантрапе ,

Что он существует , верней , существовал в какие - то отдаленные непо -

Нятные времена , когда палил во врагов чернобородый , взбалмош -

Ный горец Хаджи Мурат , когда предводитель мюридов имам Шамиль

Оборонялся в осажденной крепости , а русские солдаты Жилин и Кос -

Тылин томились в глубокой яме ( А . И . Приставкин . Ночевала тучка зо -

Лотая ).

Хотя дистанция между речью автора и речью персонажей

Здесь не подчеркивается, она, тем не менее, очень хорошо ощу-

Щается: достаточно обратить внимание не только на выделенные

Выражения, но и на использованные здесь синтаксические конст-

Рукции. Ясно, что конструкции странная фантазия говорить о

Кавказе , школьные чтения вслух , о котором известно детдомов -

Ской шантрапе и др. принадлежат книжно-письменному типу ре-

Чи — прежде всего по своей сложности, по широте использова-

Ния способов распространения стержневого слова. Наконец,

Книжно-письменному типу речи принадлежит и приведенная

Конструкция в целом: известно, что для разговорной речи (кото-

В случае отсутствия такого различия возникает уже не НПР, а сказ.

Ч у ж а я р е ч ь

330

Рой только и владеют персонажи А. И. Приставкина) построение

Столь разветвленных конструкций (сложноподчиненное предло-

Жение с пятью придаточными первой, второй и третьей степени

При последовательном и однородном их подчинении) — нехарак-

Терно. В подлинной разговорной речи содержание этой конст-

Рукции было бы передано, скорее всего, рядом сочиненных или

Связанных бессоюзно предложений (разговорной речи вообще

Свойственно не подчинение, а «нанизывание» предложений).

На расширении понятия чужой речи настаивал Г. М. Чума-

Ков, предлагая ввести в круг синтаксических категорий не только

КПР, ККР, НПР, но и тематическую речь, объявив их изучение

Репрезентологией и ставя вопрос о выделении ее в синтаксисе в

Специальный раздел. Приведем пример так называемой тематиче-

ской речи:

Она ( Алевтина . — Авт .) рассказывает о детстве или о матери , про -


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!