ГУМАНИСТЫ О ЧЕЛОВЕКЕ И ПРОБЛЕМАХ ЭТИКИ



 

Франческо Петрарка. Моя тайна или Книга бесед о презрении к миру (1342-1343 г.).

 

Августин. Ты одержим какою-то убийственной душевной чумою, которую в новое время зовут acidia (тоска), а в древности называли aegritudo — смятенностью духа.

Франциск. Самое имя этой болезни повергает меня в трепет.

Августин. Без сомнения, потому, что она давно и тяжко терзает тебя.

Франциск. Каюсь, что так. К тому же почти во всем, что меня мучает, есть примесь какой-то сладости, хотя и обманчивой; но в этой скорби все так сурово, и горестно, и страшно, и путь к отчаянию открыт ежеминутно, и каждая мелочь толкает к гибели несчастную душу. Притом все прочие мои страсти сказываются хотя частыми, но краткими и скоропреходящими вспышками, эта же чума по временам схватывает меня так упорно, что без отдыха истязает меня целые дни и ночи; тогда для меня нет света, нет жизни: то время подобно кромешной ночи и жесточайшей смерти. И, что можно назвать верхом злополучия, — я так упиваюсь своей душевной борьбою и мукою, с каким-то стесненным сладострастием, что лишь неохотно отрываюсь от них…

Августин. ...Скажи мне, — так как мы первою назвали любовь, — не считаешь ли ты ее худшим видом безумия?

Франциск. Говоря совершенно искренне, я полагаю, что любовь, смотря по свойствам своего предмета, может быть и худшей из душевных страстей, и благороднейшим деянием.

Франциск. Об одном не могу умолчать, припишешь ли ты это благодарности или глупости: чем ты меня видишь, как бы мало это ни было, тем я стал благодаря ей [Лауре], и если я достиг какой-нибудь известности или славы, — я не достиг бы их, когда бы она этими благородными чувствами не взрастила скудные семена добродетелей, которые природа посеяла в моей груди. ...И почему бы нет? Ведь известно, что любовь преображает нрав любящего по образцу любимого, а не нашелся еще ни один хулитель, даже из самых злобных, который собачьим зубом коснулся бы ее доброго имени... Поэтому нисколько не удивительно, что эта громкая слава возбудила и во мне желание большей славы и облегчила мне тот тяжкий труд, который я должен был совершить для достижения этой цели... Презрев соблазны всевозможных наслаждений, я рано возложил на себя иго трудов и забот; и теперь ты велишь мне забыть или меньше любить ту, которая удалила меня от общения с толпою, которая, руководя мной на всех путях, подстрекала мой оцепенелый гений и пробудила мой полусонный дух.

 

Письмо Франческо Петрарки к Томмазо да Мессина.

 

Насколько будем мы полезны потомкам, мы узнаем лучше всего, если вспомним о той огромной пользе, которую принесли нам открытия наших предков. «Зачем же трудиться более, — возразишь ты в ответ на это, — если уже за тысячу лет до нас умы поистине божественные записали превосходнейшим стилем в бесчисленных томах о всех вещах, полезных людям». Оставь это беспокойство, прошу тебя. Пусть никогда подобные соображения не склоняют тебя к безделию. Это опасение могут устранить многие из древних писателей, и я борюсь с ним ради потомков. Пусть пройдет еще десять тысяч лет, столетия последуют за столетиями,

но всегда будет достаточно дел, прославляющих добродетель, никогда не будут излишними побуждения во славу бога и во имя ненависти к сладострастной жизни, и прозорливым умам никогда не будет закрыта дорога к новым открытиям. Воспрянем и мы духом: мы трудимся не напрасно, и не без пользы будут трудиться те, кто родятся через много веков, в конце уже одряхлевшего мира. Опасаться следует скорее того, что существование человеческого рода прекратится прежде, чем пытливое человеческое стремление проникнет в сокровенные тайны истины...

3. Из письма Франческо Петрарки Людовику де Берингену[193].

...Судьба ведет с нами свои игры, ее благосклонности надо опасаться, над ее громами смеяться, ее молнии презирать; довериться ей тем рискованней, чем радужней ее обещания...

Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него, как птица для полета и рыба для плавания...

...Пестро, но тягостно бремя богатства, ценное больше в глазах заблудшей толпы, чем для просвещенных людей, блестяща, но давит золотая цепь... мудрый несет все свое добро с собой, куда бы ни пошел, и никакое потопление караванов, никакой пожар и грабеж ему не грозит...

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!