Рекомендуемые темы докладов и презентаций



· Любек как глава Немецкой Ганзы.

· Ганзейские конторы и механизм их функционирования.

· Археологические исследования на территории Готского двора в Великом Новгороде в 1960-х гг.

· Ассортимент ганзейских товаров в Великом Новгороде.

· Роль кредита в ганзейско-новгородском товарообмене.

· Новгородско-ганзейский конфликт в свете «Повести о посаднике Добрыни».

· Документоведческая практика Немецкого подворья.

· Католические церкви в средневековом Новгороде и православные церкви в ливонских городах.

· Воспитание ганзейского купца.

· Досуг ганзейских купцов в Новгороде.


 

Тема 4

ИТАЛЬЯНСКИЙ ГУМАНИЗМ XIV - XV вв.

Вопросы

1. Сущность и периодизация эпохи Возрождения в историографии.

2. Предпосылки возникновения гуманистического мировоззрения в Италии XIV в.

3. Общая характеристика гуманизма (гуманистическая этика).

4. Данте Агигьери и его место в культуре Возрождения.

5. Итальянские гуманисты XIV- XV вв. и их произведения.

6. Восприятие человека в раннем гуманизме. Основы гуманистической этики.

7. Проблема формировании личности в творчестве гуманистов.

8. Гуманистический эпикуреизм.

9. «Гражданский гуманизм». Представления об идеальном гражданине и идеальном обществе.

10. Гуманистическая концепция государства и государя.

11. Неоплатонизм. Платоновская академия.

 

Дополнительные источники

Боккаччо Дж. Декамерон (любое издание).

Данте Алигьери. Божественная комедия (любое издание).

Петрарка Ф. Книга песен (любое издание).

Петрарка Ф. Моя тайна (любое издание).

Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998.

Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982.

Ревякина Н. В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV - первой половины XV века. Новосибирск, 1975.

 

Исследования

Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти. М., 1979.

Баткин Л. М. итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

Баткин Л. М. О социальных предпосылках итальянского Возрождения // Проблемы итальянской истории. М., 1975.

Брагина Л. М. Итальянский гуманизм: Этические учения XIV—XV веков. М., 1977.

Брагина Л. М. Культура Возрождения в Италии во второй половине XIV—XV вв. // Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1985.

Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.

Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977. Гл. 2.

Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л. 1947. Т. 1. Гл. 2, § 3; гл. 3, § 3); 1961. Т. 2. Гл. 3.

Девятайкина Н. И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. Саратов, 1988.

Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. Екатеринбург, 2006.

Ревякина Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме (вторая половина XIV - первая половина XV в.). М., 1977.

Рутенбург В. А. Титаны Возрождения. М., 1967.

Сказкин С. Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма // Сказкин С. Д. Избранные труды по истории. М., 1973.

Стам С. М. Ведущие идеи итальянского гуманизма // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов. Саратов, 1985. Ч. 1.

Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974.

 

Методические указания

Работу в рамках указанной темы следует начать с определения сущности Возрождения (Ренессанса) как одной из самых ярких эпох в истории европейской истории и культуры, ее временных рамок (XIV-XVI вв.), периодизации и ее идейного содержания (гуманизма). Обращаясь к историографии вопроса о происхождении гуманизма и его распространении в Италии XIV-XV вв., необходимо усвоить положения основных подходов к его разрешению, а именно, определение связи гуманизма с наследием Античности, с развитием городских структур и ранним капитализмом, с христианской этикой или с формированием государственных начал.

Проблема возникновения гуманистического мировоззрения сложна и требует обращения ко всей совокупности экономических, социальных, политических и культурных факторов истории Италии этого времени, которые обусловили появление в городской среде новых этических норм, ориентированных на человека (антропоцентризм), значимость и неограниченность возможностей его личности (индивидуализм), его разум (рационализм), достижение счастья в земной жизни (эпикуреизм), активность в деле формирования собственной личности (образование) и в общественно-политической жизни (гражданственность). Будучи продуктом динамичного развития итальянского города ранней капиталистической эпохи, итальянский гуманизм отражал мировоззренческий настрой всей массы пополанства, но не сводился лишь к нему. Гуманизм аккумулировал в себе лучшие достижения античной, средневековой христианской, куртуазной и народной, главным образом, городской культуры и творчески их преобразовал в духе своего времени. В этой связи уместно обратить внимание на творчество Данте Алигьери, в котором сочетаются средневековые черты – их лучше всего проследить в содержании «Божественной комедии» - и гуманистический интерес к внутреннему миру человека (поэзия «нового сладостного стиля», «Новая жизнь»).

Учащиеся должны иметь представление о наиболее выдающихся представителях итальянского гуманизма XIV-XV вв., их биографиях и произведениях. К их числу следует отнести Франческо Петрарку, Джованни Боккаччо, Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Леона Батисту Альберти, Марсилио Фичино и Джованни Пикко делла Мирандола. Выдержки из их произведений, опубликованные в данном разделе, дают учащимся возможность воссоздать основные положения гуманистической концепции. При этом важно проследить развитие гуманистической мысли, ее эволюцию, выразившуюся в последовательном преодолении противоречий, присущих раннему гуманизму, и формировании целостной идеологии, а также в переходе от проблемы человеческой природы к проблеме места человека в обществе и в мироздании (космосе).

Изучая отрывки из произведений Франческо Петрарки (1304-1374), студент должен обратить внимание на сложность и противоречивость духовного мира и творений великого поэта и мыслителя. Об этом наиболее наглядно свидетельствует его трактат «Моя тайна» (1342-1343), написанный в форме диалога между Фринциском, то есть автором, и Августином, в образе которого представлен один из наиболее известных «отцов Церкви» Августин Блаженный. В этом произведении воспроизведены духовное раздвоение и внутренние метания, присущие человеку, что яво унаследовано от христианского мировосприятия эпохи Средневековья. Вместе с тем в творческом наследии Петрарки отчетливо проступают черты новой, гуманистической идеологии. Обратившись к его письмам и трактатам «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» и «О невежестве своем собственном и многих других», учащиеся сумеют проследить изменения средневековых представлений о любви, благородстве, славе, труде, богатстве. Многое в гуманистической трактовке природы человека и цели его бытия становится понятным благодаря трактату Джаноццо Манетти (1396-1459) «О достоинстве и превосходстве человека», в котором содержится резкая критика католического учения о греховности и ничтожестве человека. В продолжение этой темы можно обратиться к произведению Поджо Браччолини (1380-1459) «Против лицемеров», содержащиму страстное обличение монашества, чье существование, по мнению гуманиста, противоречит человеческой природе и всем этическим принципам. Вместе с тем следует иметь в виду, что резкая критика пороков католической церкви, к которой прибегали гуманисты, не предполагала отрициания Бога и христианской веры. Они использовали христианское вероучение как основу для положений гуманистической этики христианством, уделяя основное внимание не Богу, а человеку.

 

Важным аспектом гуманистической концепции является положение о формировании человеческой личности посредством образования. При анализе приведенного в этом разделе произведения Ф. Петрарки следует принять во внимание интерес гуманистов ко внутреннему миру человека, а не к естественным наукам, на тот момент еще мало развитым и тесно связанным со схоластикой с ее бесплодными диспутами. Леон Баттиста Альберти (1404-1472) в своем трактате «О семье» утверждает непрерывное самообразование как главный признак человеческой природы. Отрывок из трактата «О научных и литературных занятиях» Леонардо Бруни (1374-1444) позволяет охарактеризовать гуманистическую педагогику, направленную на формирование нового, всесторонне развитого человека, а его Предисловие к переводу «Политики» Аристотеля определяет суть моральной философии гуманистов. Высокая оценка гуманистами культуры Античности и их усилия по обнаружению памятников античной литературы представлены в письмах Поджо Браччолини (1380-1459). Важно представить, что гуманизм отнюдь не предполагал простого подражания или заимствования, но делал упор на постоянном творческом развитии культурного наследия. Эта мысль, в частности, запечатлена в трактате Альберти «О зодчестве».

Еще одним из направлений в раннем итальянском гуманизме был эпикуреизм, основные положения которого представлены в трактате «О наслаждении» Лоренцо Валлы (1407-1457). При работе с данным сочинением следует учесть, что апология наслаждения в творчестве гуманистов не имела антиобщественного характера и ассоциироваллась с признанием права каждого человека на счастливую жизнь. Козимо Раймонди (ум. в 1435 г.) в своем письме «Речь в защиту Эпикура» провозглашает отсутствие у человека телесных и душевных страданий высшим благом бытия и критикует тех, кто действует вопреки человеческой природе.

В 1370-1470-е гг. основным направлением в гуманизме являлся «гражданский гуманизм», одной из центральных идей которого была идея активной деятельности на благо обществу. Почвой для его возникновения послужили республиканские традиции итальянских коммун, в особенности Флоренции, которые хорошо представлены в творчестве философа и выдающегося историка своего времени Леонардо Бруни. Однако первым представителем и главой этого направление являлся его учитель Колюччо Салютати (1331-1406), который с 1375 г. и до смерти являлся канцлером Флорентийской республики и фактическим руководителем ее внешней политикой. Выдержка из одного его письма характеризуют идеологию «гражданского гуманизма». Тема морального долга гражданина в отношении общества поднята также в трактате «Об алчности» Поджо Браччолини. Лоренцо Валла, блестящий философ и филолог, посредством исторической и филологической критики доказал подложность «Константинова дара», служившего правовым аргументом притязаниям пап на верховную власть, и тем самым доказал их необоснованность. Для понимания сути «гражданского гуманизма» большое значение имеют «речи о справедливости», которые произносились гражданами Флоренции в момент возведения их в должность. В качестве примера здесь приведена речь Маттео Пальмиери (1406-1475), который с 1432 по 1475 г. занимал во Флоренции более пятидесяти различных должностей, дважды, в 1452 и 1468 г., избирался на высший пост гонфалоньера справедливости. В его речи излагаются принципы участия граждан в управлении государством. Характерное для гуманистов об общественном долге человека нашло свое отражение в «Трактате о благородстве» Буонаккорсо да Монтеманьо (1392-1429).

Отрывки из сочинения основателя Платоновской аркадемии Марсилио Фичино (1433-1499) «Комментарий на «Пир» Платона» и «Речи о достоинстве человека» выдающегося философа Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) помогают создать представление о гуманистическом неоплатонизме, в рамках которого был поставлен вопрос о соотношении человека и мироздания.

 

ТЕКСТЫ

I .


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!